«Момент истины»

pustinya-arava-israel-1

Литературные опыты Аллы Ройтих не оставляют равнодушным никого. Так случилось и с ее последней новеллой «Три ночи в пустыне». Жесткий сюжет, помещенный в рамку первоапрельского розыгрыша с целым веером смыслов, нюансов, линий. Что не преминуло вызвать жаркую и заинтересованную дискуссию на страничке Аллы в социальной сети Facebook. Это обсуждение еще раз продемонстрировало истинность известного тезиса о том, что «предмет искусства рождает публика».

И что же мы имеем в итоге этой дискуссии? По крайней мере, несколько дилемм, которые заслуживают внимания:

  • Многим родителям хочется быть для своих детей еще и друзьями. На практике же выясняется, что шансов достичь такого совмещения ролей «родитель» и «друг» крайне мало. В лучшем случае (его же можно квалифицировать с тем же успехом и как худший) получается что-то вроде «старший друг». То есть, у дружбы возникает много всяких оговорок. Как то, «старшему другу» не все можно рассказывать, его надо оберегать от неприятной ему информации. То есть, дистанцироваться от него, снижая уровень откровенности в отношениях с ним. И это — ни хорошо, ни плохо. Но следует осознавать ту дистанцию, которая удобна каждому. И при выборе спокойствия и безопасности не претендовать на духовную близость.
  • Как правило, родители хотят, чтобы их дети были нормальными и успешными. И соответственно воспитывают, подавляя в ребенке все качества, которые не вписываются в этот желаемый образ. В данном случае, при обсуждении рассказа «Три ночи в пустыне» — это эгоизм, жестокость и мстительность. Да, качества, прямо скажем, не блеск. Но подавленные чувства (и это следует знать всем родителям!) никуда не деваются. Они копятся и кипят в подсознании, где таким образом блокируется огромное количество энергии. Но в определенный момент система сдерживания может отказать, и начинается процесс саморазрушения – либо уход в зависимость (в том числе и социально одобряемую), либо соматическое заболевание. Когда это может случиться? Многое зависит от эмоциональной конституции человека и степени нагрузки, связанной с «тернистым» путем к успеху. К чему я это все рассказываю? Если действительно есть желание помочь ребенку стать нормальным, в смысле здоровья и психики, и успешным, что без оных невозможно, не запирайте его эмоции в подсознание. Почитайте соответствующую литературу, чтобы помочь ребенку использовать свою энергию себе же на пользу. Вот тогда можно считать, что вы выпонили свой родительский долг.
  • Воспитание оперирует нормами. В то время как норма — это социокультурная условность, имеющая временнОе ограничение. То есть, если родитель не осознает, что социальная реальность существует в постоянном изменении, вряд он сможет это передать своему ребенку. И тогда установка, что «все хорошее во мне на 100% заложено родителями», автоматически срабатывает против него самого. Хотя далеко не всегда это проявляется во внешной неуспешности. Хуже, когда вроде бы все «в шоколаде», а на душе при этом — хоть в петлю. Чтобы выйти из этого состояния, необходим, как сейчас говорят, апгрейд «вечных» ценностей и норм, придания им современного звучания. И если подобную перезагруку «матрицы» вместе с детьми сделают их родители, то шансы обрести взаимопонимание, о котором так мечтают многие, вырастут до реальной возможности.

Теперь о том, что в обсуждении этого рассказа не прозвучало вообще, а значит осталось за рамками восприятия «публики». По сути, незамеченной оказалась главная тема новеллы «Три ночи в пустыне» — тема самообмана. Первоапрельская шутка сына, которую можно трактовать как жестокую, подлую, глупую и так далее, обнажила несоответствие героини рассказа ее же собственным предсталениям о себе. Ведь она до того «момента истины» была твердо уверена, что толерантна к однополым отношениям, понимает их суть и принимает их.

На деле же оказалось, что это далеко не так. Что было засвидетельствовано тем потоком негативных эмоций, которые так блестяще описала Алла. Именно они, наши чувства и эмоции, есть отражение того, каковы мы на самом деле. Скажу больше — единственное доказательство того. То есть мы – это не наши идеалы, не те представления о «добром, разумном, вечном», которые отпечатались в нашем сознании и получили ярлык одобрения. Чтобы отождествиться с ними, нужно очень серьезно работать над собой, переводя понравившиеся идеи в автоматизм на уровне своего поведения. Что предполагает осознание, осознание и еще раз осознание. Как результат такой работы – отсутствие негативных эмоций. Поэтому так часто используемое сегодня выражение «быть честным с самим собой» — это отнюдь не пустая декларация.

Как говорил И.Бродский, чтобы выйти из депрессии, надо дойти до ее дна. То же самое и с представлением о себе. Чтобы не создавать самому себе подобные стрессы, как это случилось с Эрикой, необходимо пройтись по самым темным и глухим закоулкам своей души. И вытащить на свет божий все свои «скелеты», и внимательно рассмотрев их, убедиться, как страшно далеки они от исповедуемых Вами же идеалов. И постепенно, шаг за шагом приближать свое реальное, каждодневное, повседневное поведение к этим прекрасным максимам. Не все получится, и не сразу. Но сам вектор, который вы зададите, начнет приносить удовлетворение уже с самого начала процесса. И придаст новый смыл существованию.

Светлана Александрова Линс

____________________________________________________
Активная ссылка на журнал«В загранке» при перепечатке обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/adaptaciya/cvety/moment-istiny.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Оставить комментарий