«Невыносимая легкость бытия»

babochka

Фото: www.petfinder.ch

Самая захватывающая интрига социума

Читая новостную ленту в социальных сетях (которые для меня лично так и остались в основном источником информации), не упускаю возможность наблюдать за изменением господствующих взглядов и набирающих силу мировоззренческих трендов. Вот еще совсем недавно прилично было быть (или хотя бы слыть) человеком сложноорганизованным, мятущимся в своих духовных исканиях, с ранимой и тонко чувствующей душой, переживать и страдать и т.д. Сегодня же все чаще можно встретить ностальгические рассуждения о том, что теперь в моде чистоган рационализма, бесчувственность и полная утрата романтики во всех сферах жизни. Вот такая «невыносимая легкость бытия» нас постигла. И что делать, приходится подстраиваться, ломать себя, мимикрировать, чтобы уцелеть.

Что ж, борьба человека с самим собой – пожалуй, самая захватывающая и наиболее важная интрига социума. Как и смена массовых настроений, фиксирующих изменение культурных парагдим бытия. Насколько же психологически оправданна эта тоска по «золотым временам» высоких душевных порывов и сарказм в адрес современной «нищеты духа»? И что на самом деле нас, людей, возвышает?

Чтобы ответить на эти вопросы, вернемся к истокам. Залогом выхода человека из природы, а значит и возникновения общества стало подавление эмоций. Так называемых базовых эмоций, в первую очередь, агрессии. Появление навыков обработки камня и металла, используемые на благо племени для более эффективной охоты, оказались не только прорывом в ходе человеческого развития, но и настоящей катастрофой для племен, угрожавшей их полным вымиранием. Естественная агрессия по разным поводам, ранее проявляемая в драках или поединках в борьбе за обладание женщиной, например, с использованием новых орудий стала бойней со смертельным исходом.

«Искусство возможного»

Как решили эту проблему? Делегировали полномочия старейшине племени, чтобы тот своей волей регламентировал поведение соплеменников. Что было этим достигнуто? Те, кто подчинялся воле вождя, оставались в живых. Остальных убивали за неповиновение, чтобы другим не повадно было. Жестоко, но понятно. Это была исторически первая форма воспитания – в ней очерчены границы поведения человека в племени как социального, а не природного существа.

С развитием общества эти границы усложняются и прочерчиваются иначе. Но смысл остается тот же – племя, народ, страна должны выжить в целом, даже если кем-то из их рядов приходится поступиться. И это отражают шаблоны нашего воспитания: как стать таким, чтобы тобой «не пожертвовали». И чем больше усложняется общество, тем больше возникает всяких правил «коллективного общежития», которым мы все обязаны подчиняться.

То есть, социальные нормы — это необходимость и одновременно «искусство возможного» в подавлении эмоций или их перенаправлении в каждый исторический период. Агрессия утилизировалась как в созидании — развитии навыков и преобразовании окружащей среды, в науке и искусстве, в спорте, наконец, словом, в творчестве в самом широком смысле. Так и в войнах, в религиозном мессианстве, в эксплуатации себе подобных и в домашнем насилии. Но все это вкупе работало на то, чтобы уцелеть всему роду человеческому. Как говорится, не до жиру и сентиментов. И практически до середины прошлого столетия душа конкретного человека, будь он император или последний холоп на барском дворе, вообще никого не волновала (а уж женская душа – и подавно, ведь женщина была инвентарем в хозяйстве).

 «Вторая природа» человека

Все «неудобные» человеческие желания и соответственно эмоции подпали под «первородный грех». То есть, вам с младых ногтей предъявляют духовные максимы, и далее всю жизнь вы обречены бороться со своими грехами. Но победа вам все равно не светит. В итоге мало кто действительно борется, тем более, что очень многие грехи отпускаются. Все для вида, чтобы не стать изгоем или того хуже — в костер не угодить. Но постоянное недовольство собой присутствует как фон индивидуального существования, переходит из поколения в поколение и становится практически «второй природой» человека.

Все это, во всяком случае, до последнего времени подпитывалось не только страхом кары небесной, но и вековым уважением к образованности в самом широком смысле, как сфере возвышения человека над своей природной данностью. И соответственно – прикосновения к тайнам, сокрытым за семью печатями для непосвященного.

А что же происходит с самими эмоциями? Эмоции-то никуда не деваются, как ни трамбуй их в душе. Хорошо, если повезет с семьей, в которой родился, с профессией, которую обрел, с увлечениями, которые разряжают, с супругом (-гой), со страной, в конце концов, и исторической эпохой. А многие ли могут похвастаться таким супер-везением, даже если не маячит железный занавес, берлинская и китайская стена? Нет конечно. Жизнь, как на зло, всегда поворачивается к нам своими острыми углами. И требует компромиссов, предательств, стистикания зубов и т. д. И все это сопровождается ого-го какими эмоциями, что так или иначе откладывается в душе, как бесконечный сериал.

Но если весь этот эмоциональный утиль периодически не санировать, то он начинает кипеть, бродить, так или иначе отравляя жизнь и создавая опасности для самого социума. Поэтому еще с незапамятных времен появились формы сброса эмоционального напряжения в ритуалах, шаманских плясках, коллективных драках, зрелищах, когда человек сам не принимал активного участия в действе, но проецировал его на себя. «Болел», как сейчас говорят, и имел социально одобряемую возможность излить агрессию вовне.

Напасти современной жизни

Но в настоящий момент, увы, далеко не всегда можно отделаться простым криком на футбольной трибуне или даже личным участием в кулачном бое. Проблемы, как и эмоции, их сопровождающие, могут быть причудливы и очень опосредованны. То есть не просматриваться без серьезной рефлексии и анализа, без навыков самонаблюдения и переработки негативного опыта, от которого никто, еще раз повторяю, никто не застрахован.

Но это еще не все напасти, сопровождающие жизнь современного человека. Вот уже более 60 лет, как человечество преодолело самый важный рубикон в своей эволюции. А именно – технический прогресс и соответствующее ему развитие социальной инфраструктуры позволяют сегодня человеку выжить в одиночку, не оглядываясь на свой клан и семью. Что лишает силы многие традиционные идеалы и ценности, или, по меньшей мере, их серьезно трансформирует. Самое глобальное изменение – смыслом человеческого существования становится сам человек, качество его жизни, а не служение социальной группе, которой он принадлежит по свойству родства, происхождения или места жительства.

Эта ситуация дает человеку совершенно новые возможности для самореализации. Но при этом главным ресурсом становится он сам, его способности и задатки. Как он ими распорядится и разовьет? Все это требует от каждого гораздо больше инициативы, усилий и личной ответственности. Все ли готовы к этой ситуации? Нет. Опыт родителей, как и система образования, увы, не отражают вызовы современной жизни. Дидактивно передаваемые традиционные ценности и паттерны поведения сплошь и рядом оказываются уместны так же, как рыцарские доспехи на утренней пробежке в парке. Но, чем богаты…

Психология  — панацея или блеф?

Вовремя подоспевшая подмога в виде психологии (которая также не старше столетия) еще не обрела должного места в арсенале средств «кузнецов своего счастья». Но, как все новое, оказалась на гребне моды. Сегодня без психологических статей разного уровня популярности и, соответственно, научности или хотя бы развлекательных тестов не обходится ни одно периодическое издание, печатное или же виртуальное.

Поэтому мало-мальское представление о психологии и наслышанность о ее терминах стала сегодня обязательной составной частью образа культурного человека (как, впрочем, и такой же поверхностно-«представительский» уровень осведомленности о религии). Работает ли это на благо человека? Ответить можно так: скорее, не на человека, а на его социальный приемлемый «панцирь», фасадную часть. Отсюда и упомянутые выше рациональность и бесчувственность, так как сегодня это тренд – быть успешным, толерантным и без проблем, ведь теперь известна панацея, и я тоже в курсе.

Но на практике с психологией происходит то же самое, что и с медициной: у нас все знают, что нужно вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, правильно питаться, даже спать правильно. Но кто всего этого придерживается? Так и с психологией – нужно не только освоить ее минимум, но и сделать работу над своим душевным состоянием частью своего образа жизни. А пока подавляющее большинство ограничивается хорошей миной при плохой игре. По сути, изменилась лишь форма поведения, а эмоции продолжают кипеть и перебраживать в душе так же, как и две тысячи лет назад.

Вернемся к нашему вопросу о том, что же на самом деле возвышает человека? Это умение совладать со своими эмоциями, что означает не пасовать перед возникшей проблемой, житейской или душевной, а быстро включить разум и найти ее решение или определиться с выбором. И действовать, не консервируя негатив. И поверьте моему личному опыту (я по психической конституции человек о-очень чувствительный), ваши чувства и эмоции ни в коем случае никуда не улетучатся, сохранится весь их спектр. Но с практикой негатив будет быстрее купироваться и перестанет доминировать. А значит, и жизнь покажется более легкой и приятной, когда в ней появится возможность наслаждаться эмоциями радости и удивления.

Будьте счастливы,

Светлана Александрова Линс

____________________________________________________
Активная ссылка на журнал«В загранке» при перепечатке обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/adaptaciya/cvety/nevynosimaya-legkost-bytiya.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Оставить комментарий