«Победители по жизни?»


В сегодняшнем выпуске журнала я хочу  поговорить о неоднозначности результатов наших усилий, которые мы сами оцениваем как неудачи или успех. Тема эта -  необъятная, поэтому здесь я затрону только один ее аспект, а, именно,  результативность в общении. Для иллюстрации своих мыслей обращусь к ситуациям, которые наблюдаю на сайте «одноклассники.ру».

Он, этот сайт, богат настолько яркими типажами и сценами, что, зачастую, просто забываешь, что все они - всего лишь, часть виртуального мира. Да, здесь все точно так же, как на коммунальной кухне, у подъезда на скамеечке, в трамвае. А происходит это потому, что нашей душе совершенно неважно, в каком формате, реальном или виртуальном, она соприкасается с внешним ей миром. И по какую сторону географических границ все это происходит. Поэтому статью я помещаю под рубрикой «Цветы не-эмиграции».

Как уже Вам сообщала, я получаю много откликов на мою книгу. Но подавляющее их большинство адресуется мне в личной переписке. На мои просьбы оставлять свои впечатления и ремарки на форуме групп сайта «одноклассники.ру», где для этого открыты соответствующие темы, я часто получаю от читателей такие классические ответы, как  «сюда я больше не ездок!».

А одна из моих подписчиц очень эмоционально и «близко к сердцу» описала вот такую «картину маслом». Привожу  полностью цитату из ее письма:

«Вы наверное заметили одну тенденцию — русские за рубежом вовсе не горят желанием общаться друг с другом. Теперь я понимаю почему. Если так ведут себя, как модератор нашей группы: хамство,  мат, «тупые базары», уровень зека. Ужас. Зайдите, прочитайте, что она мне написала. Я тоже в долгу не осталась, есс-но. Но терпеть не было сил. Говорит мне ,что я замучила всех своими нравоучениями… Да пусть делают как хотят. Приедут сюда, будут ныть, как здесь все плохо и хаять здешнюю жизнь».

Что ж, налицо, распространенный и, к сожалению, устойчиво повторяющийся паттерн общения. Вроде бы, все в группе собрались «по интересу». И у одних есть, что спросить, у других – желание поделиться той информацией, которой владеют. На этом и стоит вербальное, то есть, словесное, общение. Оно, к тому же, и отличает нас, «человеков», от всех остальных живых существ.

Действительно, социальный опыт, в целом, и жизненный, в частности, в наших генах, увы, не записан, чтобы передавать его «от отца к сыну». Да и опыт этот, сам по себе, так разнопланов, и в последнее столетие так быстро устаревает, что и в генах-то записывать его не имеет смысла. Хорошо, в допотопные времена, вся человеческая мудрость умещалась в каком-нибудь «Ветхом завете». Всем было ясно и просто: не выполнишь правила – или пропадешь сам, или же свои «покарают». Вот и все общение.

А сейчас что? Информация своим объемом и разнообразием просто захлестывает всех нас, как «девятый вал». И одной, даже самой важной и уважаемой книжкой уже не обойтись. Да, и как найти-то ее? Может быть, именно, по интересующей Вас теме она еще никем и не написана. Поэтому общение с носителями личного опыта актуального для Вас профиля трудно переоценить.

nastavnik

А что же видно из приведенной цитаты? Партнеры по общению, попросту, наступают на древние «грабли». Те, кто старается поделиться своим опытом – делают это в форме назидания, часто, доминирующе-безапелляционного. Потому что передача опыта у нас, традиционно, происходит именно в таком скучном и агрессивном формате. Он, этот формат, веками закрепился как норма передачи опыта. Его эксплуатируют религия, просвещение и иные институты воспитания.

И когда социально приемлемая агрессия «учителей» встречает вполне закономерную ответную агрессию «учеников», в формах, обществом не одобряемых, первые обижаются на вторых и уходят к себе подобным. Конечно, уйти из группы, оставив ее в таком агрессивно-бесхозном состоянии, — проще простого. Пусть сидят они там, «ученики», и сами себе «шишки» опыта набивают, если нет у них желания уму-разуму учиться.

И «ученики» теряются в самостоятельном поиске верного пути, как в свое время потерялся Тамбовский хор на бескрайних просторах нашей бывшей советской родины в известной комедии Э.Рязанова. Вот уж, поистине, «опыт – сын ошибок трудных…»

А многие «учителя», при этом, переходя в другие группы, в приятном им воспитанном обществе («Отечество – нам Царское село!») возмущаются и недоумевают, почему народ у нас такой «хам», и зачем он нужен этот «грязный» мат. Сокрушаясь, некоторые даже приводят в своих постах сайты о воспитании, где описано, чем так плохо сквернословие, и, поэтому, с ним начали бороться еще во времена язычества.

Но, как мы видим, вышеупомянутые формы воспитания, применяясь еще с язычества, не очень себя оправдали. И поэтому, сих пор, «плохое» слово не только портит настроение «учителям», но и отбивает у них всякое желание нести в массы «разумное, доброе, вечное». А сил хватает только на чтение «педагогической дидактики» товарищам по профессиональному цеху.

Так, на форуме одной из групп я позволила себе заметить, что мат является эффективным способом эмоциональной разрядки. При этом, я не оценивала это лингвистическое явление как хорошее или плохое. На что одна, очень продвинутая в вопросах воспитания дама отреагировала следующим образом: абсурд. Слава Богу, что она заявила это именно здесь и в мой адрес. В другой же группе, это слово «абсурд» многие, особенно, легко раздражающиеся собеседники, могли бы принять за забористый, но им еще неизвестный мат. И ответили бы этой даме, соответственно, матом, но уже в известных им выражениях. И, конечно же, даме этой повезло в том, что она это слово произнесла в приятном «виртуальном» обществе, а не при столкновении с «недовольными» собеседниками в переполненном автобусе или при нечаянном затоплении их квартиры снизу.

Теперь о ненормативно-эмоциональных «учениках». Почему они — как «репка», которую «тянут-потянут, а вытянуть не могут».  Да, просто назидание как форма передачи информации никак не стимулирует «ученика» на ее усвоение. Она вызывает у него, эмоции, блокирующие восприятие. По меньшей мере, «ученик» засыпает, а зачастую, ему, как  А.С. Пушкину на нудном светском рауте, бывает «и кюхельбеккерно, и тошно».

Как это проявляется со стороны «ученика»? В эмоциях и лексике, соответствующих его развитию. Вернее, тому уровню социализации, на котором он застрял, в силу своих жизненных обстоятельств. Кто-то способен  аргументированно возразить и не согласиться, а кто-то – исключительно, в форме мата, «базара» или «фени». И если «учитель» уровня своих «учеников» не замечает, или, в силу привычки, не учитывает этот уровень вообще, его труд и по форме, и по содержанию, схож с муками Тантала.

Хотя, справедливости ради, надо заметить, что в виртуальном пространстве ситуация общения гораздо лучше, чем в реальной жизни. Если уж человек совсем не умеет общаться, то дальше игровых групп в социальных сетях он и не продвигается. И оседает в них и утилизирует там свою агрессию вполне мирным для виртуальных соседей образом. А люди в группах по «неигровым» интересам — не такие уж безнадежные. В любом случае, «съесть» они никого не могут.

А когда «учителя» и «ученики» оказываются в разных группах, никто не выходит «победителем по жизни», так как страдают от этой разобщенности и те, и другие. И трудно сказать, кто из них, в большей степени, оказывается «не победителем» при этом воспроизведении вековой традиции неэффективной передачи как социального, так и индивидуального опыта.

А что делать, чтобы «сдвинуться с мертвой точки», и кто должен проявить инициативу? Конечно, «учителя». Им следует не убегать от «учеников». А искать в себе те способности и таланты, развитие которых поможет им передавать свой опыт творчески и нескучно. Помните, как в старой экранизации «Двенадцатой ночи»:

« — Какую вам песню спеть: любовную или назидательную?

-  Любовную и назидательную…»

И конечно же, «учителю» необходимо самому внутренне «вырасти» до такого уровня, чтобы он не боялся реакции учеников, пусть даже самой низкой и социально не одобряемой. На то он и берет на себя эту непростую социальную функцию – воспитание, которая, как никакая другая, требует особой подготовленности и душевного настроя.

Светлана Александрова Линс
______________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/adaptaciya/cvety/pobegiteli-po-jizni.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

10 комментариев к записи «Победители по жизни?»

  1. Клер:

    В статье много всяких слов, лирических отступлений, рассуждений… трудно выловить смысл…

    Уточните пожалуйста:

    ненормативная лексика (мат), по мнению автора, бывает полезна?

    и тот, в чей адрес она направлена, а также все остальные читатели, не должны пугаться и убегать, т. к. им ничто по сути не угрожает?…

    Тот, кто ругается, по мнению автора, играет роль ученика, а тот, кто возмущается нецензурными высказываниями — учителя?…

    Какова цель статьи?
    Боюсь ошибиться… но мне показалось — объяснить учителям их обязанности по отношению к ученикам, призвать к терпению, всепрощению и самоотречению… креативности…

    в соц. сети … ? во имя…??

    • Светлана Линс:

      Клер, да, с точки зрения психологии мат полезен как выпуск вовне скопившейся агрессии. Он социально неприемлем, как и рукоприкладство, драка, попросту говоря. Но мат все же безопаснее драки. Многих мат душевно ранит, так как они не понимают, в чем его психологический смысл.

      Да, моя статья адресована именно учителям в самом широком смысле этого слова. Ведь, многие воспитанные и образованные люди берут на себя добровольно роль учителя, наставника, стараются передать свои знания и опыт, в том числе и на форумах в социальных сетях. Но часто обнаруживают отсутствие навыка общения и страх быть осмеянными. Многие из таких «волонтеров-учителей» очень ранимы, когда встречаются с хамством или площадной руганью.

      Но они не видят в этой ситуации своих собственных недостатков, не нарабатывают навыки общения. Не умеют преодолевать психологические травмы, которые получают в общении. Они просто уклоняются от него, очень страдая при этом. И как следствие, не в состоянии передать свой опыт, оказать положительное воздействие на своих «учеников».

      Таким образом, сами не работают над своими недостатками, в данном случае, ранимостью (а это неадаптированность к окружающему миру, по сути). И проигрывают не меньше своих «учеников».

      А цели учителя (во имя…??) — «сеять разумное, доброе, вечное». И эта роль атрибутивна для интеллигентного человека.

  2. Клер:

    Спасибо, что уточнили.

    • Светлана Линс:

      Да, Клер, всегда пожалуйста. На будущее, если у Вас еще возникнут вопросы, обращайтесь без стеснения, с удовольствием на них отвечу.

  3. polina:

    Светлана, мастерский ответ! +++++++

  4. Клер:

    polina, вы демонстрируете абсолютное согласие и взаимопонимание с автором статьи. Почему тогда вы не следуете её советам? )) Здесь вы реагируете в точности так, как НЕ советует Светлана…

    Я думаю, что Светлана права в том, что надо искать причины взаимонепонимания с людьми в себе; спокойно, философски, с юмором реагировать на заведомые провокации; учиться не бояться, ставить психологическую защиту против хамства и грубости…

    Единственное, с чем я не согласна, это с обязанностью нести умное, доброе, вечное насильно матерщинникам. ))

    • Светлана Линс:

      «Единственное, с чем я не согласна, это с обязанностью нести умное, доброе, вечное насильно матерщинникам. ))» — Клер, позвольте Вас спросить, а где Вы вычитали про эту «обязанность»?

      В статье речь шла о трудностях общения «добровольцев-учителей» и незадачливых «учеников», которые на форумах в социальных сетях задают вопросы, отражая этим свою потребность в новых знаниях и чужом опыте.

      Далеко за примерами идти не надо: в тех же «одноклассниках» целая обойма «эмигрантских групп», пестрящих такими конфликтами.

  5. Клер:

    Я вычитала про обязанности в Вашей статье:
    >кто должен проявить инициативу? Конечно, «учителя». Им следует не убегать от «учеников»… И конечно же, «учителю» необходимо самому внутренне «вырасти»…

    Научить можно только того, кто сам жаждет знаний… Я думаю не нужно пытаться сделать кого-то счастливым насильно… Но не могу не согласиться , обладая определёнными навыками и умениями общения, риторики, проще передать свой опыт кому бы то ни было…

    • Светлана Линс:

      Клер, приведенная Вами цитата никак не связана с тем смыслом, который Вы в ней усмотрели, то есть «с обязанностью нести умное, доброе, вечное насильно матерщинникам».

      Я веду речь об инициативе «учителей» в части поиска причин конфликтов с «учениками». И в этом разделяю точку зрения Михаила Литвака о том, что ответственность за разрешение конфликта берет на себя тот, кто считает себя умнее.

      То есть, «назвался грузьдем — полезай в кузов». В нашем случае, взял на себя роль «учителя», так соответствуй ей, трудись на собой неустанно. Кстати, хорошие учителя не прекращают учиться всю свою жизнь. Живой тому пример — Лана Лайт «Хорош лишь тот учитель: в котором еще не умер ученик» .

      Мне, хочется также отметить, Клер, Вашу любознательность, вдумчивость и склонность к анализу. Мой комплимент.

  6. polina:

    For Kler: Работаю над этим :)
    P.S. Кстати, роль «учителя» на себя не беру.. А речь шла, кажется, о них..

Оставить комментарий