Я тобой переболею, переворожу…»


Как Вы успели заметить, этот выпуск – особенный. Наш журнал в своих номерах сегодня преодолел «чертову дюжину». Учитывая, что  у числа 13  — «несчастливая»  репутация, я решила  это уравновесить оптимистичными и  заражающими энергией жизненного успеха  материалами.

chertova-dujina

Увы, наше стремление точно и безукоризненно соответствовать принятым за  жизненный образец социальным нормам, зачастую, оказывается собственноручно поставленным на себя же самого «капканом». И не только потому, что нормы эти не всегда нам «впору», хотя и украшают, или, по крайней мере, скрывают, наше несовершенство для того общества, в котором мы живем.

Социальные нормы, ведь, составляют не только свод жизненных правил о том, как «себя показать» на работе, дома, на отдыхе или в транспорте, но и включают в себя  и то, во что надо верить, о чем мечтать, к чему стремиться. А в некоторых культурах — и против кого дружить, кого ненавидеть и преследовать.

Примитивные культурные уложения  характеризуются однозначностью и  прямолинейностью. Как древний танец, в котором был запечатлен язык жестов, лишь призванный передать информацию Богам или соплеменникам. А вот эстетика ритмических движений и все богатство неутилитарных смыслов хореографии появляется уже гораздо позже, на более высоких ступенях культурно-исторического развития.

И  на каждом витке истории, одни и те же явления «обрастают» новыми смыслами, при  сохранении всех своих значений, приобретенных  прежде. То же самое происходит и в жизни каждого из нас – предметы отражают наш опыт.

Да, сначала кошка для нас – забавное животное, играющее бабушкиными  клубками, приятный символ детства. Потом мы замечаем ее царственную, самодостаточную позу, когда учимся нравится мужчинам. Далее, она приобретает для нас метку домашнего уюта. И обязательно, независимо о воспитания и жизненной успешности, мы узнаем, что перебежавшая дорогу черная кошка – это не к добру.

И именно это пугающее значение  кошки оказывается самым «программным» для нашего подсознания. В этом есть своя жизненная логика:  оно, наше подсознание, призвано природой охранять и предостерегать нас от беды. А плохая примета – это коллективный результат защитной «деятельности» подсознания не только многих людей, но и многих поколений. То есть, возникновение «плохой приметы»  связано с особенностями  нашей психики и общения.

Изучение нравов и обычаев  других народов позволяет осознать условность многих предубеждений. Вы обнаружите такие парадоксы, когда в одной этнической культуре явление приобретает негативный смысл, а другой – позитивный. Яркой иллюстрацией того является отношение к белому цвету. В европейской культуре – это цвет радости, высшего торжества жизни. Поэтому и платье невесты, как культурный знак, ярлык – белое. А в традиции японской культуры белый цвет означает смерть.

И эти культурные парадоксы Вы можете наблюдать сплошь и рядом, особенно, если проживаете за границей  и постоянно «натыкаетесь» на ситуации, совершенно не укладывающиеся в Вашем сознании рядом с привычным, устоявшимся в нем нормативом. Хотя, главное здесь, — не выяснение того, кто правильнее поступает: «они или мы».  И кто из нас — более культурный, нравственный или эстетически утонченный.

Соприкосновение с иной культурой, погружение в незнакомую обстановку, является прекрасной возможностью избавиться от многих предубеждений, в том числе, и от бремени «плохих примет». У меня есть свой, довольно простой способ «нейтрализации» дурных предзнаменований.

Я поделюсь им с Вами в обмен на 3 культурных парадокса, которые Вы перешлете мне на мой e-mail. Если Вы их обнаружили не самостоятельно, а  где-то о них прочли, приведите, пожалуйста, ссылку на источник информации.

______________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке»  обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/adaptaciya/cvety/ya-toboy-pereboleyu-perevoroju.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас: Подписаться

назад к выпуску >>

к рубрике  >>

Оставить комментарий