«Душа болит…»

«Путешествие вокруг… себя в 80 дней». Часть 3-я

dusha-bolit

Вводный психологический курс «Путешествие вокруг… себя в 80 дней» продолжается. Те, кто только присоединился к читательской аудитории нашего журнала, могут ознакомиться с описанием и содержанием этого вводного психологического курса, кликнув по ссылке:

На этой неделе я провела 2-ю часть этого курса по теме «Без вины виноватые»: воспитание – благо vs проклятие человечества. Значение воспитания в нашей жизни трудно переоценить: это непреложная необходимость «коллективного общежития». Но каждому из нас, при этом, следует знать, что воспитание – это такой же продукт «рук человеческих», как порох, например (порох тоже при  его изобретении использовали  в древнем Китае во благо, как эффективное дезинфицирующее средство). Поэтому каждому есть смысл задуматься над тем, каким образом Ваше воспитание влияет на ход Вашей жизни и определяет ее качество.

Безусловно,  этот семинар можно квалифицировать как самую провокативную часть предложенного мной Вашему вниманию курса. Причем не только с позиции рассмотрения воспитания как процесса разрушения человеческой психики, но и в части констатации изначальной обреченности на неуспех  систем воспитания в достижении тех целей, которые они собой преследуют.

Надо сказать, что впервые я озвучила свою точку зрения на воспитание  еще в 1990 году школьным преподавателям русского языка и литературы в рамках курсов повышения их квалификации. И несмотря на то, что тогда мое изложение этой темы было гораздо более политкорректным, нежели его сегодняшняя версия, реакция слушателей на мой семинар была сродни эффекту разорвавшейся бомбы.

Как Вы уже заметили, я люблю провоцировать публику. Причем, делаю это не для дешевого пиара, чтобы просто привлечь к себе внимание. Мои провокации всегда связаны с предложением аудитории взглянуть на привычные вещи с иного, неожиданного для нее ракурса. Это дает моим слушателям мощный импульс к осознанию и переосмыслению  сути явлений, попадающих в поле их рассмотрения. В частности,  я всегда стремлюсь развернуть «избушку» представлений о человеке к социуму «задом», а к личности  — «передом».  А такой разворот сам по себе подавляющему большинству из нас еще непривычен.

«Дивидендов» от смены ракурса рассмотрения явлений много. Но самый важный из них сводится к тому, что мыслительные рамки и устоявшиеся стереотипы аудитории, которыми неминуемо  мы все «обрастаем» в освоении окружающего нас мира, с помощью моих провокаций довольно легко разбиваются.

И Вы либо без сожаления расстаетесь с этими стереотипами, либо осознанно сохраняете их в своей личной картине мира. И тот, и другой исход нашего с Вами общения есть позитивный результат. Потому что теперь Вы осознанно формируете свою картину мира и содержание тех убеждений, которые ее составляют. Иными словами, Вы преодолеваете подсознательный автоматизм, осуществляя свой личный выбор. А это уже – «вирус» внутренней свободы.

Хочу здесь привести один характерный вывод, который мне прислала слушательница моего курса: «Я, например, только учусь принимать себя и «свое» таковым, каковым оно существует в естественном состоянии. Да и до этого «естественного состояния» приходиться продираться сквозь непролазные дебри нанесенного всем: воспитанием, учебой, окружением по жизни,  культурным гумусом и т.д. и т.п. Поэтому для меня ваш опыт ценен. Но самое главное — мне очень интересно! Спасибо за Ваш труд и Ваше желание поделиться и помочь!»

Такие письма есть свидетельство того, что я нашла свою аудиторию, и у нас с ней возник контакт. Интересно, что все эти люди — разных возрастов, профессий, да и живут в разных уголках нашей планеты. Но всех их объединяет то, что они активно «ищут себя» и одновременно развивают свои личностные качества для самостоятельного творения своей жизни. Таким людям мой курс поможет достичь своих целей с наименьшими затратами сил и времени.

То, что я  в полной мере достигла той цели, которую ставила перед собой при подготовке семинара  «Без вины виноватые»: воспитание – благо vs проклятие человечества,  подтверждает следующее высказывание  одного из его участников: «После прослушивания Вашего семинара во мне еще сильней укрепилась мысль, что ученые люди, они отличаются от неученых тем, что могут все объяснить с научной точки зрения. И даже применяют к своим близким людям (это где Вы рассказываете про свою маму) свои изученные методики. Отсюда вопрос — как же мы, «несчастные неучи» жили под солнцем, ничего об этом не подозревая? Оказывается, всю нашу жизнь можно разложить по полочкам, как в аптеке».

Скажу Вам честно, я поразилась глубине восприятия автором этих строк самой идеи моего семинара. Да, действительно, на сегодняшний день, накоплен достаточный объем знаний для того, чтобы объяснить ход человеческой жизни, вскрывая ее закономерности на научной основе. И это, несмотря на безусловную индивидуальность каждого из нас и неповторимую канву событий, составляющих жизнь отдельно взятой личности.

А не подозревают многие об этом ввиду того, что воспитание и человеческое счастье взаимосвязаны между собой через власть. Потенциал счастья каждого отдельного человека зависит от того, какая система убеждений им владеет. А любая такая система это, по сути, — «солянка сборная» из фрагментов разных идеологий: политических, религиозных, клановых и иных  групповых кредо. А свою личную «идеологию счастья» никто из радетелей коллективного блага не проповедует.

Продолжая предложенный участником этого семинара пример с аптекой, можно сказать, что на ее полочках разложен  весь тот набор убеждений, из которых Вы можете составить свой личный «элексир счастья» (или несчастья, тоже бывает). Я же как «аптекарь» могу лишь рассказать обо этих ингредиентах и возможностях их комбинаций. Но составить композицию из них каждому из Вас придется самостоятельно. Таков закон жизни.

Что касается моего применения «изученных методик» к близким людям, то здесь все просто. Я пропустила через себя все те знания,  с которыми делюсь в просветительском проекте «Психологический всеобуч» и на которых основаны услуги моей психологической службы swiss-inter-kontakt. И они не просто пассивно уложились в дальних хранилищах моего мозга, как это случается с 90% всех знаний, получаемых нами в системе образования, а изменили меня настолько, что результаты этих изменений зафиксировали все окружающие. И, конечно же, в первую очередь,  — люди моего ближнего окружения.

Именно поэтому в тяжелые моменты жизни моих близких я могу не только их выслушать и выразить им свое сострадание, но и реально помочь пережить душевное лихо. Не последнюю роль в этом играет мой личный пример и доверие ко мне как специалисту со стороны моих близких. И я берусь за этот невероятно тяжкий труд, заранее рассчитывая свои силы в преодолении таких железобетонных стереотипов, как «я так воспитан», «я уже старая, чтобы меня переделывать», «я прошел суровую школу жизни, и нечего меня учить».  И результаты моих усилий меня просто окрыляют. Скажу больше, именно они подвигли меня развивать эти психологические проекты.

Душе и душевным переживаниям я посвящаю свой третий семинар  моего вводного психологического курса «Душа болит»: механизм социального «гомеостазиса» человека.

Ознакомиться с ним можно, пройдя по ссылке:

http://vzagranke.ru/adaptaciya/vseobuch/vokrug-sebya/dusha-bolit-mexanizm-socialnogo-gomeostazisa-cheloveka.html

______________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке»обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/adaptaciya/vseobuch/vokrug-sebya/dusha-bolit.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

назад к выпуску >>

к рубрике  >>

Оставить комментарий