«Вот такая картина маслом…»

(психологические этюды, навеянные курсом «Путешествие… вокруг себя в 80 дней»)

kartina-maslom

Приближается осень, значит, самое время настроиться на учебу и самопознание.  А я продолжаю «разбор полетов» по итогам самостоятельной работы слушателей курса «Путешествие… вокруг себя в 80 дней». Сегодня дам разъяснения по фразе: «Если у Вас одна картина на все про все, сами понимаете, куда из нее выходить-то…».  У многих эта фраза вызвала недоумение, а некоторых ввела в явное замешательство.

«На хлеб не намажешь»

Причины тому достаточно веские. Действительно, понятие «картина мира», если и присутствует в обыденном сознании среднестатистического образованного индивида, то находится где-то в самых дальних чуланах его памяти, куда было препровождено по окончании школы, или в лучшем случае, вуза. И следовательно никак не задействовано им в анализе своих повседневных житейских ситуаций. Потому что термин «картина мира» в наших умах прочно связан с абстрактным, занудным и в то же время пустым философствованием, которое, как известно, «на хлеб не намажешь».

На поверку же оказывается, что как раз картина мира и есть та невидимая, неосязаемая, но чрезвычайно жесткая структура символов, которая определяет нашу жизнь во всех ее проявлениях и на всех уровнях, включая физиологический. Картина мира в ее развернутом формате, а не в качестве философской абстракции, представляет собой систему отпечатков всего нашего жизненного опыта, от самых простейших вкусовых и зрительных и т.п. образов, до сложных поведенческих эпизодов, записанных на пленку памяти по принципу кино.

Именно поэтому не только наши чувства и эмоции, но телесное здоровье определяется качеством сформированной картины мира и возможностями ее осознанного «ваяния». То есть, каждый из нас в состоянии стать, образно говоря, «художником» своей картины мира, и, соответственно, на свое усмотрение выбирать для нее сюжеты и краски, даже жанры и изобразительные средства. Я подчеркиваю «в состоянии», так как для самостоятельных изобразительных опытов необходимо иметь навыки. Вот их-то, эти навыки, как раз никто и не развивает.

«Кружок любителей живописи»

Наоборот, каждого из нас с первых дней жизни окружает причудливый печворк готовых картин мира, которые мы автоматически, то есть неосознанно впитываем, соприкасаясь с внешним миром. Это, в первую очередь, картины мира наших родителей, родственников, широкий спектр фигурантов средств массовой информации, всякого рода воспитателей, учителей, друзей и прочее. И весь этот многочисленный «кружок любителей живописи» сообща, сознательно и неосознанно, «пишет» картину мира одного отдельно взятого малыша. И каждый «живописец» на своем месте, по своим понятиям и в своих целях норовит вбить в голову ребенка свой «колышек» истины.

Получается же при этом все как всегда – лучше усваивается и встраивается в картину мира ребенка то, что запрещают, что вызывает у него интерес или хотя бы любопытство. Менее всего усваиваются пресные и скучные назидания, особенно если они постоянно не подкрепляются поведением самого воспитателя (а с положительными «личными примерами» у нас, как водится, большой напряг). Именно поэтому родители зачастую сильно оттесняются остальными «художниками» от «живописного полотна» их чада. Но самое печальное даже не это.

Какой бы по своему содержанию ни оказалась эта «картина маслом»( ясное дело, что в ней найдется куча недостатков, ее же не Боги пишут*/), в ней обязательно присутствует один изъян «на вырост». И связан он с особенностями механизма восприятия взрослого человека. У животных все просто – они воспринимают мир лишь посредством органов чувств. У социализированного же индивида восприятие любого явления или предмета требует интерпретации, то есть распознания и оценки на основе символов, уже присутвующх в него картине мира. То есть в поле сознания человека впускаются только те явления, на которые в нем есть ярлык.

«Под колпаком» устоявшихся стереотипов

Часто это сопровождается внутренним диалогом в виде непрерывного потока мыслей. Особенно если в поле восприятия попадают те или иные социальные явления и контакты с окружающими людьми. Здесь оценки поведения партнера по контакту практически полностью забивают сам образ этого человека. Все так или иначе оказываются «под колпаком» устоявшихся стереотипов, вживленных в картину мира.

Дети, в этом смысле, — в более выгодной позиции, так как они мир воспринимают непосредственно, открыты новому и не зафиксированы жестко на ярлыках сознания. В силу малого жизненного опыта дети имеют более подвижное осознание. Это отчетливо проявляется в скорости адаптации детей к новой культурной среде. Эмигрируя вместе с родителями, они гораздо быстрее осваивают иностранные языки и перенимают манеру поведения своих сверстников в новой стране проживания.

Это настолько значимый факт, что во многих странах психологические особенности восприятия детей нашли свое отражение даже в правовых актах. Так, например, в ряде кантонов Швейцарии законодательно закреплено, что женщина-иностранка, выходя замуж за швейцарца, может вывести с собой детей в возрасте до 14-ти лет. Считается, что их шансы успешно интегрироваться в жизнь новой страны достаточно высоки.

«Надо жить играючи…» 

Дети, в буквальном смысле, играючи постигают совершенно новое для них культурное пространство, что вместе с двуязычием кардинально меняет содержание их картины мира. Она как бы удваивается, и обе ее версии не конфликтуют между собой, а непротиворечиво уживаются. Что расширяет и обогащает общий взгляд на мир, снимает жесткость интерпретаций и повышает гибкость мышления. Все это — те качества, которые помогают человеку лучше адаптироваться к непривычным ситуациям.

Взрослых же «подводит» не только механизм интерпретации в восприятии любого жизненного события и поворота, но и сила привычки (процесс воспитания и обучения- длительный, как минимум 16 лет, а то и больше!), проявляющаяся в устойчивых штампах поведения по тому или иному поводу. Это как клетка с пропущенным по ней током: из поля возможностей человека выпадает все, что не вписывается в рутинную реакцию, подсказанную его картиной мира. И если человек не заботится о содержании своей картины мира, она оказывается для него «судьбоносной».

Характерно, что все совпадающее с картиной мира человеком воспринимается и осознается. А все, что не совпадает с ней, либо не воспринимается вовсе, либо вызывает дискомфорт, сильный страх, а иногда даже состояние ужаса. Это происходит от того, что органы восприятия человека находятся в полной зависимости от картины мира этого человека. И здесь стоит заметить, что картина мира выполняет защитную функцию, ограждая человека от нового опыта. Помните, как в песне «Машины времени»:

«Новый поворот,

и мотор ревет

Что он нам несет

пропасть или взлет

Омут или брод…»

Раздвинуть границы собственных возможностей

Оборотной стороной такой защиты оказывается отсутствие выбора: человек не способен разглядеть новые возможности в решении своих проблем, снова и снова наступает на те же «грабли». Именно поэтому необходимо постоянно работать над содержанием своей картины мира, чтобы раздвинуть границы собственных возможностей.

Серьезным подспорьем в такой работе оказывается изучение обычаев и традиций разных народов, их жизненных устоев и менталитета как для иммигрантов, так и для людей, живущих на своей родине. Бурные миграционные процессы последнего 20-тилетия кардинальным образом изменили социальный облик целого ряда регионов пост-советского пространства. И многие из их коренных жителей оказались психологически не готовыми к этим изменениям. Приезжие вызывают у них волны агрессии и негатива. Амплитуда нетерпимости к чужакам усиливается экономическими трудностями.

В свете сказанного, понимание поведения людей иной культуры и верований чрезвычайно важно не только с позиции повышения гибкости мышления и более эффективного решения житейских проблем, но и в адаптации к постоянно меняющемуся этно-социальному ландшафту.

Отсюда мораль: будьте творцом своей «картины маслом»

_____________________________________

*/ Как заметил Генрих Гейне, «у каждой эпохи свои изъяны, которые прибавляются к изъянам более ранних эпох; именно это мы называем наследием человечества».

_____________________________________
Активная ссылка на журнал«В загранке» при перепечатке обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/adaptaciya/vseobuch/xochu/vot-takaya-kartina-maslom.html

Понравилось? Подписывайтесь  на журнал «В загранке»  прямо сейчас:

назад к выпуску >>

к рубрике >>

9 комментариев к записи «Вот такая картина маслом…»

  1. elena:

    Здравствуйте, Светлана!
    Вы говорите,что картина мира человека -это его жизненный опыт. И этот опыт формируется на протяжени всей жизни человека.
    Интересно тогда, а что эта «картина маслом» сформировалась у каждого человека в сознании под влиянием событий, которые произошли с ним, людей, окружающих его и т.д., но без участия самого индивидуума?
    Не могли бы Вы привести пример(ы) «навыков»с помощью которых человек может влиять на свою картину мира.
    С уважением, Елена

    • Светлана Линс:

      Приветствую, Елена!

      Уточню, что картина мира — это жизненный опыт человека, систематизированный в его представлениях, понятиях, верования и прочее. В психологии это также называется системой вторичных фильтров, с помощью которых человек распознает объекты окружающей его действительности.

      Складывается эта система поначалу пассивно, так как ребенку передают информацию в готовом виде. И у всех нас картина мира искажена, у кого больше, у кого меньше. Поэтому каждому необходимо уметь ее анализировать и распознавать в ней те составные части, которые становятся препятствием в решении человеком возникающих по жизни проблем.

      Пример: люди моего поколения со школы получили стойкое убеждение, что знание иностранного языка — это беглая лексически-богатая речь с безукоризненным произношением. С таким убеждением выучить иностранный язык крайне сложно.

      Что делать?

      Наблюдать (навык) за говорящими на русском языке иностранными корреспондентами, дипломатами. Причем не только за ними, но и за своей реакцией от восприятия их речи. Далее обработать полученную информацию с помощью классических навыков мышления: анализ, сравнение и обобщение.

      И путем несложных мыслительных операций можно получить новое утверждение: знать язык -это значит уметь передать смысл партнеру по общению и понять смысл того, что говорят вам. Все остальное — факультативно. Новое представление о знании языка отбрасывает кучу страхов и ложных претензий к самому себе. И «отремонтированный» кусок картины мира не заставит вас долго ждать с позитивными результатами.

      Надеюсь, мой пример достаточно нагляден,
      Светлана Александрова Линс

  2. elena:

    Дорогая Светлана!
    Спасибо за ответ.
    Один из навыков- это наблюдение за процессами и обьяснение себе «что сие означает, и почему так происходит». Попробую!
    С уважением,
    Елена

    • Светлана Линс:

      Да, Вы правы, Елена — наблюдение является одним из навыков самоизменения. И огромным подспорьем является привычка приобретать необходимые навыки под каждую ситуацию, которую нам преподносит жизнь на всем своем протяжении.

      Всегда рада помочь,
      Светлана Александрова Линс

  3. Мадина:

    Здравствуйте Светлана, наконец нашла время заглянуть в ваш журнал, спасибо за интересные статьи. Мне как недавней (относительно) иммигрантке очень близка Ваша тема о картине мира. Мне пришлось свою пересмотреть причем это порой довольно болезненный процесс. Я заметила что например мой карьерный рост в большой степени зависит от этого. Я согласна что наблюдение за тем как окружающие ведут себя и анализ их мотивации очень важны, где я кажется не совсем успешна это в изменении своих реакций на внешние события — эти пресловутые грабли! Что посоветуете? Спасибо, Мадина

  4. Светлана Линс:

    Мадина, спасибо за добрые слова о журнале.

    О том, как менять свои реакции на внешние события, могу предложить следующий алгоритм:

    1. Сначала научиться просто отслеживать свои неэффективные (нет хороших реакций или плохих, они просто оцениваются таковыми самими людьми) реакции на внешние события и описывать их для себя. Это уже ослабит саму эмоциональную реакцию, и соответственно, высвободится энергия на анализ ситуации и ее изменение. А это уже — элементы самоконтроля, управления собой.

    2. Проанализировать свою реакцию и выяснить, какое Ваше убеждение ее вызывает. Убеждения — это и есть «вторичные фильтры», сквозь которые человек воспринимает предметы, явления и события внешнего мира.

    3. Оценить это убеждение с позиции корпоративной культуры и политик той компании, в которой Вы работаете. С точки зрения карьеры, часто личные убеждения о хорошей работе не совпадают с корпоративными требованиями.

    Вот что могу посоветовать в самом общем виде.

    Чтобы ответить более конкретно, мне необходимо подробное описание Вашей ситуации. Это можно сделать в рамках индивидуальной консультации. Мой контактный мейл: svetlana.lins@gmail.com

    Успехов в работе над собой, Светлана

  5. Карина АРУЧЕАН (Мусаэлян):

    Светочка! Я в восторге и от названия «Путешествие…вокруг себя за 80 дней», и от текста, и от переписки!!! ЗдОрово!!!

  6. Светлана Линс:

    Спасибо, Карина!Очень, очень приятно получить такую высокую оценку моих трудов.

  7. sweety:

    Тема интересна, как и весь журнал, Светлана! Иммиграция показывает как раз, как приобретенная картина мира влияет на интеграцию. Мы судим и поступаем и имеем много стереотипов, согласно нашим убеждениям и представлениям. Можно всегда найти путь для реализации намеченного.

Оставить комментарий