Китайцы как локомотив и вызов туризму в Европе

kitayskie-turisti-v-evrope

Экономический бум в Китае привел к буму туристическому. С 2012 г. китайцы являются чемпионами мира по путешествиям. Но это только начало. Уже в 2020 г. туризм в Европе не будет выглядеть так, как сегодня. И это касается не только развития инфраструктуры, ориентированной на потребности китайских туристов, но и уровня их цивизованности.

Гораздо больше, чем путешествие

Густой лес палок для селфи, вырастающий перед очередным объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Унылые остановки у придорожных ресторанов со всеми прелестями ненавязчивого сервиса. Бесконечная и изнурительная езда в автобусе. Плохая и супердорогая еда в пластиковой посуде у мерцающих неоном торговых лотков. Острые приступы лихорадки потребления, когда кажется, что твоя жизнь круто изменится, если прямо сейчас купить флакон духов в дьюти-фри. И, полдня толкаясь в музейной толпе, спрашиваешь себя, действительно ли стоит убивать на это свой ежегодный отпуск. В общем, туристический ад.

Но такое представление о путешествиях, скорее всего, может сложиться у пресытившегося поездками жителя Европы. А вот у выходцев из пост-коммунистических стран – вряд ли. Туризм для них – гораздо больше, чем путешествие. В этой статье речь пойдет о китайских туристах, но многое, что воспринимается европейцами как национальные особенности жителей Поднебесной, характерно для туристов из многих развивающихся стран.

В Китае массовый туризм – новый феномен. При Мао вплоть до 1976 г. путешествия не одобрялись. Господствовала строгая трудовая этика. Только в 2009 г. китайское правительство объявило развитие туризма целью национальной экономики. 30 лет экономического чуда произвели средний класс, который теперь составляет 225 млн. человек. Что привело к тому, что «самодостаточная нация стала космополитом», — констатирует журнал «Экономист». Экономический бум в Китае привел к буму туристическому. В прошлом году 120 млн. китайцев побывало за границей, число туристов из Поднебесной увеличилось в четыре раза за последние десять лет.

kitayskie-turisti-v-parije-kС 2012 г. китайцы являются чемпионами мира по путешествиям, обогнав немцев, долгое время удерживающих пальму первенства по расходам на отпуск. Помимо США, наиболее популярны у китайских туристов Франция, Мальдивы, Япония и Швейцария. Хотя многие китайцы воспринимают  Европу, скорее, как единую страну, нежели как множество государств, сообщает немецкий журнал «Wirtschafts Woche». Почти все хотят в Париж, с его элегантностью, знаменитыми достопримечательностями, как Елисейские поля или Эйфелева башня, для китайцев он — самый романтичный город в мире.

В дополнение к этому есть еще одно преимущество более прозаического характера: предметы роскоши, такие как одежда от Chanel или сумки Louis Vuitton стоят в Европе на треть меньше, чем в Китае, где установлен налог на роскошь. (Louis Vuitton, Cartier и Hermès — три наиболее популярных бренда, которые китайцы скупают за границей, за ними следуют Moutai, китайская марка рисового ликера и Apple). Отдых в Европе стал символом высокого статуса — если вы привозите дорогие вещи или можете даже сделать свои свадебные фотографии на Санторини – это очень престижно. «Шоппинг является одним из самых любимых занятий китайцев во время отпуска», — рассказал  немецкому журналу «Шпигель» Вольфганг Арлт, профессор менеджмента туризма в Хайде и директор научно-исследовательского института китайского зарубежного туризма.

Галопом по Европе

Однако массовый туризм является бизнесом с жесткой калькуляцией. А поскольку в социалистическом Китае капитализм развивается особенно хорошо, местные туроператоры превратили путешествия в отличный товар. Фотограф Джереми Суйкер рассмотрел его на близком расстоянии, о чем  рассказал немецкий журнал «Штерн». В апреле 2015 г. Суйкер сопровождал китайскую туристическую группу. Шесть стран Европы за десять дней, по 2000 евро на человека.

Мона Лиза, Эйфелева башня, Биг Бен, Гранд-канал: Дальше! Быстро дальше! Времени в обрез. У китайцев всего десять дней отпуска в год. Не столь важно, что успеешь увидеть и пережить за границей, но важно вернуться домой с кучей фотографий в сотовом телефоне. Воспоминания как престиж. На фоне памятников мировой культуры. Фотография в Лувре – такой же трофей, как и парфюм от Шанель или платок от Гермес. На всех фотографиях китайцы улыбаются. Они радуются самому путешествию, и счастливы, что принадлежат к первому поколению, которое может поехать в такую даль. И если такая возможность открылась, то хочется использовать ее на всю катушку. Слишком велик голод.

kitayci-v-evrope-kВ 2015 г. Европу посетило 12 млн. китайских туристов. И это только начало, потому что в настоящее время лишь около пяти процентов китайцев имеют заграничный паспорт. Туризм из Китая – огромный быстрорастущий рынок, и каждый хотел бы отхватить от него кусок. Китайские туристы являются серьезным экономическим фактором в ряде стран Европы. Никто не тратит во время путешествий так много денег на покупки, как китайские туристы. Так в Великобритании они оставляют в среднем в два раза больше денег, нежели американцы. В прошлом году китайцы потратили 215 млрд. долл. США на покупки за границей.

Китайские туристы состоятельны: покинуть страну могут только те, у кого на счете в банке заморожена внушительная сумма. Во время же недельного европейского турне на покупки китайцы тратят в среднем 1800 евро. И основной доход туроператоров складывается отнюдь не из предельно низкой калькуляции стоимости самих туров. Прибыль они получают в основном в виде комиссий магазинов, торгующих предметами роскоши — до 30% от их выручки. Кожаные сумки и часы класса люкс — прибыльный бизнес.

Битва за китайского туриста

Особой популярностью у китайских туристов пользуется Швейцария с ее часовой промышленностью. Шваненплац, что в центре Люцерна – их излюбленное место. Здесь с левой стороны знаменитый Bucherer, справа – его конкурент Guebelin. Это вопрос престижа, когда по возвращении в Китай, можно показать Rolex или Omega: сделано в Швейцарии, куплено в Швейцарии. Здесь после самих швейцарцев, немцев, американцев и британцев, китайцы являются пятой по величине группой туристов. В среднем они тратят 350 шв. фр. в день на человека. Более расточительными являются только туристы из стран Персидского залива и Японии.

bucherer-lucern

Фото: Keystone Люцерн, магазин часов

За последнее десятилетие поток туристов из Китая в Швейцарию увеличился в семь раз, что составило  около 1,4 млн. человек. И некоторое снижение их числа в 2015 г. ощутимо сказалось на продажах Bucherer, чьи торговые площади рассчитаны на выручку в 15 млн. шв.фр. Четверть из его 200 сотрудников говорит на китайском — более половины продаж в Люцерне поступает от многочисленных китайских клиентов, сообщает швейцарская газета «Neue Zuercher Zeitung».

Франция и Великобритания также осознали перспективы китайского туризма, облегчив процедуру выдачи виз для китайцев. Также и удобные прямые рейсы являются ключом к увеличению покупательского потенциала китайских туристов. Air France всегда использовала большие самолеты на основных маршрутах в Китай. Во французских торговых домах класса люкс теперь есть отдельные входы для туристических групп из Поднебесной. Что китайцам очень льстит.

В этой битве за китайского туриста несколько отстает Германия. «Некоторые до сих пор думают, что если китайцы хотят посетить Германию, они являются экономическими беженцами. Мы все еще не очнулись от сна, в то время как другие быстро отреагировали на изменения, — говорит Ральф Остендорф, маркетинг-директор портала «Visit Berlin». Многие отели также недооценивают китайских постояльцев, «все еще воспринимают их как дешевых туристов».

adlon-berlinХотя сложившийся тренд обязывает: аэропорт в Франкфурте-на-Майне все больше и больше нанимает китайско-говорящих сотрудников в свои магазины предметов роскоши. Некоторые иногда закрывают свои магазины для других клиентов, когда появляется группа туристов из Пекина или Шанхая. Также и роскошный берлинский отель «Адлон» пользуется популярностью среди богатых китайцев: здесь всегда в наличии китайские ежедневные газеты и традиционные блюда китайской кухни, такие как жареная лапша или рис, маринованный редис или китайские пельмени.

Что хотят китайцы

В ходе исследования, проведенного Европейской комиссией по туризму, были проанализированы блоги китайцев, посетивших Европу, на предмет их предпочтений и критических замечаний. Было выявлено: туристы из Поднебесной любят голубое небо, автобусы и поезда, курсирующие строго по расписанию, и то, что города и транспорт не переполнены. Но они недовольны тем, что магазины закрываются рано, что «эффективность работы низка, и недостаточное число сотрудников на обслуге», нет информации на китайском, сложные визовые процедуры и проблемы с китайскими кредитными картами.

Их расстраивает то, что ювелир не открывает свой магазин в воскресенье, когда клиент хочет оставить у него несколько тысяч евро. Или отель, в котором не предлагают китайский завтрак. Или номер без чайника — в Китае не пьют холодную воду из-под крана. Поэтому все больше и больше отелей приспосабливаются к запросам ктайских туристов. И это только вопрос времени, когда китайские гостиничные сети, такие как Жин Жанг (Jin Jiang), девятая по величине гостиничная компания в мире, откроет свои филиалы в Европе. В то время как уже давно по всему миру туристические объекты прекрасно приспособлены к потребностям западных туристов — почти в каждом городе есть континентальный завтрак в отелях и филиалы Starbucks – подобные структуры отсутствуют в Европе для новых путешественников из Китая.

Исследование блогов китайских туристов также обозначило список мест, где такую инфраструктуру необходимо создать, как можно быстрее: Альпы, собор Нотр-Дам де Пари, Лувр, набережная Сены в Париже, Кембриджский университет, улица красных фонарей в Амстердаме, и побережье Эгейского моря.

Такое уже было с туристами из стран Персидского залива

Для отелей и туроператоров в Европе состоятельные посетители — это вызов, так как они часто являются чрезвычайно требовательными клиентами. «Мы должны смотреть правде в глаза, что китайцы будут менять правила, — утверждает Арлт. — Китайцы любят европейские достопримечательности и магазины предметов роскоши, но они часто чувствуют, что с ними плохо обращаются». Они привыкли к лучшему обслуживанию в гостиницах, ресторанах и магазинах. Ведь они представляют самую богатую прослойку -пять процентов населения страны — те, кто может позволить себе европейское путешествие. Многие из них — дети «политики одного ребенка» и были избалованы с раннего возраста. «Маленькие императоры», как их часто называют. Их постигает большое разочарование, когда во время поездки в Европу они чувствуют себя «разжалованными» до простых смертных.

kitayskie-turisti«Многие китайские туристы ожидают, что с ними будут обходиться как с «императорской персоной», — вторит ему Карлхайнц Штейнмюллер, руководитель агентства по исследованию будущего. Так как у них много денег, под них будут подстраиваться. Такое уже было раньше с богатыми туристами из стран Персидского залива: роскошные отели наняли для них персонал со знанием языка, а вместо алкоголя в номерах стали ставить финики и соки. Дорогие апартаменты снабдили собственной кухней. Клиники также сориентировались на финансовый потенциал арабов.

«Нужно четко понимать, что китайцы — не клиенты второго класса только потому, что некоторые из них не достаточно хорошо владеют английским языком, — говорит Арлт. — Некоторые из них имеют достаточно денег на счету, чтобы купить ту гостиницу, в которой они чувствуют себя «гостями из третьего мира».

«Быть цивилизованным туристом — долг каждого гражданина»

Хотя, конечно, в таком огромном потоке туристов есть разные люди и по финансовой состоятельности, и по уровню воспитания, цивилизованности. Поэтому неудивительно, что как туристы, китайцы все же успели подпортить себе репутацию. И сегодня уже есть не только «противные немцы» или «противные американцы», но и «противные китайцы». «Шумные и невоспитанные, сорящие деньгами и не уважающие местные представления о приличии», — пишет газета «Файнэншл таймс».

…Яичница и бекон, сосиски и картофель фри, круассаны и булочки — все тесно громоздится на тарелку, по краям которой свисает нарезка из колбас и сыров. И это не первый подход китайского гостя отеля к буфету во время завтрака. На его столе уже стоят тарелки с мюслями, фруктовый салат и йогурт. Гость заглатывает еду большими порциями, громко отхлебает и роняет остатки пищи на белую скатерть, которая вся в пятнах от чая и варенья – сцена в немецком отеле, где расквартирована обычная китайская туристическая группа, описанная немецким журналом «Die Welt». Руководитель этой группы Чао Пэн сокрушается: «Каждое утро я говорю: не набирайте полные тарелки еды, не отрыгивайте, не плюйте, не разговаривайте так громко».

Но были происшествия и более серьезные и резонансные — подросток из Нанкина в 2012 г. нацарапал на стене в храме Луксора «Здесь был Дин Жинхао». Также одна китайская мамаша в середине зала вылета аэропорта в Тайване усадила своего маленького ребенка на газету, вместо того, чтобы отвести его в туалет. А одна китайская туристическая группа на борту Singapore Airlines коллективно отказалась вернуть красивые столовые приборы.

Правительство Китая отреагировало на репутационные потери — в октябре 2013 г. вступил в действие первый Закон о туризме, в котором одним из основополагающих принципов является: «Быть цивилизованным туристом — долг каждого гражданина». Особенно за рубежом. Кто нарушает этот закон, будет наказан.

«Уже в 2020 г. туризм в Европе не будет выглядеть так, как сегодня», — говорит Штейнмюллер. И это касается не только развития инфраструктуры, ориентированной на потребности китайских туристов, но и уровня их цивизованности.

Светлана Александрова Линс

______________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/mentalitet/druzhim/kitajcy-kak-spasenie-i-vyzov-turizmu-v-evrope.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

Назад к выпуску >>

к рубрике >>

Оставить комментарий