«Коммунизм» по-швейцарски» — продолжение

( о системе социальной помощи в Швейцарии)


Презентация цикла >>

Страны — Швейцария

shvejcaria

 

Помощь по «месту родины»

В настоящее время, социальная помощь в Швейцарии осуществляется по месту жительства, в соответствии с принятым законом о свободе перемещения по кантонам внутри конфедерации. Люди в Швейцарии мобильны, переезжают часто: сменили место работы, приобрели новый бизнес, выросла семья или наоборот уменьшилась и прочее… Но, тем не менее, как историческая традиция и запасной вариант продолжает существовать институт социальной помощи Heimatort – по «месту родины».

Он берет свое начало от средневековых церковных общин, которые, по сути, и были исходными административными единицами местного жизнеустройства. Тогда само государство строилось на религиозной основе. И социальная помощь неимущим, как и медицинские учреждения, оказывались под патронажем церкви. В 18-м веке происходит окончательное разделение религиозных и административных функций в общинах, и складываются коллективные фонды помощи ее членам. Основные поступления в эти фонды – пожертвования и штрафы. Причем социальная помощь выдавалась лишь в исключительных случаях. Доминировал принцип: помогать нуждающемуся должны родственники.

Причем, на помощь могли рассчитывать только члены общины. Такое социальное «крепостничество» было настолько сильно, что даже препятствовало бракам между жителями разных общин. При переезде человек не получал право на социальную помощь на новом месте жительства. В то же время, вплоть до конца 19-го века община выдавала неимущим подъемные на переезд в Америку.

К 1939 году все кантоны Швейцарии внесли изменения в законодательство о том, что отныне социальная помощь в стране осуществляется по месту актуального жительства человека, а не по месту рождения его пращуров. Только лишь в особых случаях нуждающимся без крова и средств к существованию Heimatort должен обеспечить прожиточный минимум. Строка Heimatort присутствует и сегодня в паспорте гражданина Швейцарии.

«Социал» в большом городе»

В целом, в Швейцарии отношение к людям на социале негативное. В народе их называют «паразитами» («шмароццен»), и о них ходят довольно едкие шутки, как, например, эта: «Крестьянин посмотрел на себя в зеркало и решил, что лицо у него старое, и можно пойти в общину просить пенсию. Там на него посмотрели и сказали: «Если вы еще спустите штаны, то очень может быть, что и по инвалидности пенсию выплатим».

Дело в том, что «социальщики» сидят не на шее государства — здесь нет такого патернализма, как в России. Они сидят на шее своих же односельчан, то есть соседей-налогоплательщиков по общине. Каждая община, как правило, имеет свой медийный рупор, в котором если и не сообщается о каждом случае оказания социальной помощи, то уж точно появляется информация о том, кто ее лишился и по какой причине. Мало кому захочется «светиться» в этой газете, особенно если место его проживания – небольшая деревня, где все жители  на виду.

Поэтому социальная помощь в Швейцарии – это во многом городской феномен. Четверть тех, кто получает социальную помощь, живет в пяти городах с населением свыше 100 тыс. человек. В городах число таких граждан в два раза превышает обще-швейцарский показатель.

«У социала – не-швейцарское лицо»

Основание для получения социальной помощи иностранцами — вид на жительство. К примеру, жены-иностранки уже с годовым видом на жительство (форма В) имеют равные с гражданами Швейцарии права на получение социала. Временные трудовые мигранты, попадающие в страну по пермитам (разрешение на пребывание в стране) L или G оказываются вне правового поля по социалу. Ответственность, как и заботы по социальной помощи им лежат на работодателе.

По статистике, более 40% от общего числа обращающихся за социальной помощью — иностранцы. Довольно высокий процент, если учесть, что иностранцы составляют 20% населения страны. И со стороны это даже смотрится так, что в Швейцарии местные органы социальной помощи скорее помогут чужому, нежели своему. Такое вот вселенское великодушие ко всем «сирым и убогим» иноземцам.

Отчасти это связано с тем, что многие из иностранцев выбирают социал, так как неквалифицированная работа приносит доход, почти равный объему социальной помощи. Хотя многие из них попадают в страну именно как трудовые мигранты по квоте на рабочие места с низкой профессиональной квалификацией. То есть, сначала они пополняют ряды «работающих бедняков» (две трети этой категории населения составляют, опять же, иностранцы), получая зарплату ниже прожиточного минимума. А потом, потеряв работу и выяснив, что имеют возможность получить социал, «перекачевывают» в эту группу неимущих.

Соблазн «социала»

Есть и другие причины «любви» иностранцев к социалу. В основном, на социале «сидят» беженцы. Сам этот статус зачастую серьезно меняет психику человека. Если человек, что называется «протянул руку» и не почувствовал при этом внутреннего дискомфорта, то он уже вряд ли соскочит с социала, а будет искать новые возможности для его получения. И форумы иммигрантов пестрят байками о дураках-швейцарцах, которые якобы по доброте душевной направо и налево раздают свои налоги на социал чужакам.

Но встречаются и рассказы о том, как швейцарские социальные службы возвращают кругленькие суммы, выплаченные иностранцам в качестве социальной помощи. Вот пара таких историй:

«Португалец, приехавший на работу в Швейцарию, по прошествии некоторого времени «пересел» на социал по нетрудоспособности. Жил скромно. Но у себя на родине, в Португалии, построил дом. Об этом узнали социальные службы в Швейцарии. И дом пошел с молотка. Деньги от его продажи (75000 швейцарских франков) были возвращены в социальную кассу, которая долгие годы помогала этому «убогому» сводить концы с концами».

«Сербка обожгла себе кипятком руки, работая на кухне одного ресторана. Потом так ловко симулировала нетрудоспособность, что получила возможность содержать себя за счет пенсии по инвалидности. Поскольку жизнь в Сербии гораздо дешевле, чем в Швейцарии, она уехала к себе домой. У страховой службы возникли сомнения насчет ее нетрудоспобности. И был нанят частный детектив, который, поехал в Сербию и заснял видео, как «инвалид» больными руками бодро окучивает картошку, стирает белье, собирает виноград… Было возбуждено дело, суд вынес приговор: все деньги, потраченные на содержание лжеинвалида, возвратить в инвалидную кассу».

У швейцарцев же эта «социальная» вакханалия приезжих вызывает острое недовольство. Более того, понятия «тунеядец» и «иностранец» сегодня стали синонимами в лексиконе местного населения. Этим, естественно, пользуются националистически настроенные партийные группировки, активно набирающие вес на политической арене. Что влечет за собой пересмотр миграционной политики.

«Привычка быть бедным»

Можно выделить три фактора, от которых зависит благосостояние потенциальных бедных — это общая ситуация на рынке труда, уровень образования людей и их уровень социальной интеграции. Изменение каждого из этих параметров влечет за собой колебание числа получателей социального пособия. Помимо ужесточения миграционной политики в части защиты местного рынка труда от иностранной рабочей силы, решением, уменьшающим число бедняков в стране, швейцарские социальные службы видят в повышении уровня образования жителей и их социальной интеграции. Они акцентируют свое внимание на работу с семьями, где уровень жизни низок, особенно с растущими в них детьми, чтобы предупредить ситуацию, когда «привычка быть бедным» передается из поколения в поколение.

И с 2006 года законодательно установлены единые минимальные выплаты на каждого ребенка до 16-ти лет в размере 200 шв. франков в месяц, и 250 шв. в месяц — с 16-ти до 25-ти лет (эти суммы выплачиваются до завершения образования. То есть, они могут быть прекращены, если молодой человек завершил свою профессиональную подготовку до 25-летнего возраста).

На этом я завершаю общий обзор особенностей социальной помощи в Швейцарии. Если у Вас, мой читатель, возникнут вопросы по этой теме, пожалуйста, пишите их в комментариях к этой статье. В зависимости от характера вопросов, я буду на них отвечать либо здесь же, либо выносить как отдельную часть этого цикла.

______________________________
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/mentalitet/ne-dlya-turista/kommunizm-po-shvejcarski-prodolzhenie.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

назад к выпуску >>

к рубрике >>

4 комментария к записи «Коммунизм» по-швейцарски» — продолжение

  1. Елена:

    отличная статья! Светлана, спасибо. С социалкой все более менее понятно. Сам факт существования в Швейцарии реальной социалки (пусть даже не популярной среди граждан страны) позволяет составить представление о стране и государственном устройстве.

  2. Елена:

    Спасибо Светлана! Я читала где-то, что если жена швейцарского гражданина — иностранка, и кто-то из них получал помощь от государства хотя бы 2 недели, то не видать ей швейцарского паспорта. Неужели это так?

    • Светлана Линс:

      Елена, точно скажу, факт получения социала не является препятствием для получения гражданства. Другое дело, если есть судебные иски, причем именно жене швейцарца, а не мужу. Вот они есть реальное основание для отказа в гражданстве.

  3. Елена:

    Спасибо за ответ!

Оставить комментарий