Права ребенка: опыт Швейцарии

konvencia-o-pravah-rebenka

Фото: M-Magazin

25 лет назад, 20 ноября 1989 года, была принята Конвенция ООН о правах ребенка. Хотя Швейцария ратифицировала ее еще в 1997, не все пункты этой Конвенции в стране удалось реализовать. Но вместе с тем накоплен интересный опыт, как ее положения могут быть претворены в повседневной жизни.

Детские решения взрослых проблем

Детский центр в Базеле. Юные участники проекта «Чистый город» обсуждают совсем недетские вопросы: стоит ли проводить повторные шоу уличного театра? Если да, то как? Что конретно изменилось на улицах Базеля после его весеннего дебюта? «Нужно проверить, действительно ли парки города стали чище», — предполагает 10-летняя Элла. С ней соглашается ее сверстница Анна: «Да, это стоит сделать. Я замечаю, что стало больше мусора в контейнерах, а не на улице». Тут вступает 8-летняя Зехра: «Мои двоюродные братья смотрели наш спектакль и ничего не поняли. Мы на этот раз должны говорить более четко».

Мирьям Ротцлер, директор детского центра Базеля, лишь наблюдает за этой дискуссией: «Мы не влияем на решение детей, а лишь сопровождаем их в обсуждении, обрабатывая информацию, которую получаем от них и доводим их озабоченность проблемами города до властей». Участники проекта «Чистый город» также вносят свой вклад. Со всех сторон поступают идеи и предложения, голоса становятся громче, глаза горят:«нужна музыка перед спектаклем», «надо найти настоящую сцену», «надо найти интересную историю о мусоре». Руководитель проекта Корнелия Херрманн подытоживает дискуссию: «Но есть проблема, мы пока не имеем достаточно денег для новой постановки, мы должны собрать необходимую сумму». Дети замолкают, а потом 7-летняя Цора серьезно говорит: «Я могла бы дать 100 франков».

detskiy-teatr

Фото: M-Magazin

Подобные дискуссии и проекты реализуются детским центром Базеля уже 14 лет. Это единственный детский центр в Швейцарии, не подлежащий какому-либо администрированию. В его штате 5 сотрудников, и финансируется он благотворительным фондом Кристофа Мериана, а также за счет средств, выделяемых на школьные, общинные и клубые проекты. «Это дает нам больше свободы», — говорит Мириам Ротцлер.

«Чистый город» является одним из четырех проектов форума «KinderMitWirkung», которые возникли из детских идей. С февраля сего года партнером этого форума стал Департамент образования Базеля. Начальник департамента, Кристоф Эйманн, лично принял партнерское предложение от юных участников форума. Он высоко ценит сотрудничество с Детским центром Базеля. Ведь, последний напрямую, без всяких фильтров, доставляет пожелания детей в политику. И сообщает властям то, как видит молодое поколение Базеля свой город: «Это расширяет горизонт государственного управления, что очень ценно. С каждым проектом расширяется перспектива для нас, взрослых».

Учиться демократии

С каждым проектом Элла, Зора, Анна и все остальные их участники понемногу учатся демократии. Они учатся формировать свое мнение и высказывать его; учатся слушать и быть услышанными. В Конвенции ООН о правах ребенка есть на то специальная статья: «Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка».

С момента подписания настоящей Конвенции дети рассматриваются как субъекты с их собственными правами, прежде они считались уязвимыми объектами. На сегодняшний день, все страны, кроме Сомали, Южного Судана и США, ратифицировали Конвенцию о правах ребенка. В том числе Швейцария — в 1997 году. На практике, не все ее положения в стране уже реализованы. Несмотря на то, что в Швейцарии существует сеть из 43 организаций по правам ребенка, в разных катонах наблюдаются существенные различия в их деятельности. Как результат, в некоторых кантонах не обеспечиваются равные права и возможности в отношении детей, ищущих убежища, беженцев или незаконных иммигрантов. На то все еще не выработана национальная стратегия.

Необходимость работы в этом направлении видит и Флер Жаккар, менеджер по связям с общественностью швейцарского офиса ЮНИСЕФ: «Как и прежде, права ребенка здесь нарушаются». Хотя в некоторых сферах отмечены и позитивные изменения. Например, в недавно опубликованном исследовании ЮНИСЕФ «От голоса к действию», проведенном в сотрудничестве с ПедНИИ Цюрихского Университета, дети и молодые люди гораздо выше оценивают свою способность участвовать в жизни страны, нежели это было десять лет назад.

Это выгодно обществу в целом

Но не все так гладко в реализации детских проектов, признается Мирьям Ротцлер: «Некоторые представители власти опасаются, что решения по тем или иным вопросам затягиваются, когда дети имеют право голоса». Хотя дело обстоит как раз наоборот: «Когда дети вовлечены в решение касающейся их проблемы с самого начала, отпадает необходимость в утомительных и дорогостоящих корректировках». На ее памяти было немало случаев, когда исключительно важный вклад в решение проблемы делал ребенок. Как, например, идея выделения каждому школьнику своего гардеробного шкафчика.

Basel-igri-na-ulitce

Фото: M-Magazin

Ирен Индербитцин, возглавляющая коллегию адвокатов по правам ребенка  Швейцарии, также выступает за участие детей в общественной жизни. И не только в обустройстве площадок для своего досуга, но и за участие в ходе судебного и административного разбирательства, если они непосредственно затрагивают ребенка: «Не столько ввиду того, что это предписано законом. А потому что это выгодно обществу в целом. Важно осознать, что ребенок, который может изменить ситуацию, чувствует себя более сильным и уверенным и будет лучше справляться с жизненными трудностями».

Как участие ребенка в судебном разбирательстве конкретно выглядит на практике? «Ребенок описывает судье или представителю власти свою ситуацию, свои страхи и желания. Не в форме допроса, а во время свободной беседы с ребенком. Они должны проводиться только специально обученным персоналом, в исключительных случаях, специалистами в области детской психологии», — рассказывает Индербитцин. И продолжает: «Для большинства детей такой разговор приносит облегчение: наконец они могут объяснить свою позицию нейтральному человеку и убедиться, что их слова имеют вес и услышаны». В некоторых исследованиях подобные беседы сравнивают с экзаменом в школе: незадолго до этого у ребенка возникает стресс, который быстро спадает. И также, как на экзамене, в большинстве случаев достаточно одной беседы, хотя бывают ситуации, когда проводят две или даже три.

При этом, если судебное решение не будет совпадать с желанием ребенка, ситуация в целом все равно влияет благоприятно, утверждает Индербитцин. Так как мнение ребенка услышано и серьезно воспринято, он оказывается в иной роли: отнюдь не слабак на обочине. Он активно участвует в формровании судебного решения и осознает, что может повлиять на него. Это повышает самооценку ребенка и помогает ему лучше справиться с неприятным для него решением. Исследования показывают, что уверенность в себе имеет решающее значение для становления ребенка как личности, особенно для стрессоустойчивости — способности справляться с трудными ситуациями.

Работы еще — непочатый край

Тем не менее, в Швейцарии, в подобных случаях получили возможность высказаться только 10% детей. На то, как замечает Индербитцин, есть различные причины. Закон прописан, но его реализация лежит на кантонах, где процедуры очень разные — недостаток федерализма. Другие причины — отсутствие финансовых средств и квалифицированных специалистов, а также то, что некоторые из потребностей детей не признаются или игнорируются. Как, например, от решения судей зависит, будет ли проводиться слушание ребенка или нет. Некоторые судьи предпочитают обходиться без него, мотивируя тем, что это дополнительный стресс для ребенка.

Коллегия адвокатов по правам ребенка как независимая ассоциация в таких случаях стремимся помочь ребенку осуществить свои права — если тот желает принять их помощь. Адвокаты действуют в рамках закона и в соответствии с установленными правовыми процедурами. В настоящее время в Швейцарии лишь каждый пятый ребенок (подросток) сам обращается к адвокату за помощью. В 2013 году году Коллегия адвокатов по правам ребенка провела 650 консультаций, в которые были вовлечены 340 детей и 239 семей. В 62% случаев адвокат по правам ребенка вместе с органами власти и судом приняли решение без юридического представительства для ребенка, в 14% случаев такое представительство было обеспечено. В то время как в 24% случаев, по мнению адвоката, представительство было необходимо, но отклонено властями или судом. В таких случаях Коллегия адвокатов по правам ребенка предоставляет детям своего специалиста.

В идеале, права ребенка должны соблюдаться по умолчанию в любом процессе, влияющем на жизнь детей, что призваны обеспечить юристы и представители властей. И к 2020 году Коллегия адвокатов по правам ребенка Швейцарии взяла на себя труд разработать правовую систему доброжелательного отношения к ребенку – своеобразный стандарт, который позволит сократить ошибочные решения.

Светлана Александрова Линс

В работе над материалом были использованы статьи M-Magazin No 47, 17.11.2014, посвященные 25-летию Конвенции о правах ребенка

_____________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/mentalitet/ne-dlya-turista/prava-rebenka-opyt-shvejcarii.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Оставить комментарий