Typisch Schweiz

(штрихи к национальному портрету швейцарцев)

sweizaria-iz-okna-avtomobilya

Уже первые пасторальные картинки, которыми любуешься из окна автомобиля по дороге из аэропорта, «путают все карты» расхожих представлений о Швейцарии: эта страна выглядит неожиданно скромно и совсем не пафосно. Ухоженные деревеньки с неизменной геранью на окнах и балконах домов уютно разбросаны по холмам, обвитым серпантином дорог. О европейской прямолинейности здесь напоминают лишь бесчисленные тоннели. И невольно начинаешь искать в этом незатейливом пейзаже подтверждения бытующих стереотипов о Швейцарии как страны роскоши и богачей.

Какова же Швейцария на самом деле?

В ней гармонично уживается ультрасовременная городская инфраструктура с традиционным деревенским ландшафтом, обрамленная первозданной красотой Альп с кристально чистым горным воздухом, создающих разнообразие микроклиматов  и  дарящих круглый год большое количество солнечных дней. Здесь повсюду неторопливый ритм жизни, спокойствие и порядок: Швейцария является одной из самых чистых, благополучных, безопасных и отлично управляемых стран мира.

Как всего это удалось добиться стране, в которой практически нет полезных ископаемых, а инфраструктура требует гораздо больших вложений, чем на равнинных территориях? Многие секреты швейцарского благоденствия кроются в менталитете жителей страны.

Предлагаемый Вашему вниманию цикл статей есть попытка создания ментального портрета швейцарцев, прежде всего немецко-говорящих. Сразу замечу, это мое личное представление о швейцарском национальном характере, не претендующее быть истиной в последней инстанции. Если у кого-то из читателей есть свои интересные наблюдения, пожалуйста, добавляйте их в комментарии к соответствующим частям цикла.

Что такое менталитет?

Прежде чем приступить к описанию особенностей швейцарского менталитета поясню, почему так важен учет ментальных особенностей в общении людей разных культур. Менталитет - это глубинная и самая инертная часть сознания, его фундамент, на котором основывается характер народа.

Под менталитетом понимается сложный набор культурных смыслов, отражающих мир повседневности людей определенной культуры. Эти смыслы формируются и накапливаются на протяжении веков, осваиваются и считываются человеком со всего окружающего мира исподволь, практически незаметно ему самому. Это — «сверх-вербальная» информация, т.к. она поддерживается неявным фоновым знанием, по «умолчанию» предполагает подразумеваемые смыслы, объединяющие участников взаимодействия.

Соответственно, чтобы понять менталитет человека другой культуры, недостаточно только выучить его язык. Язык — это самый примитивный и доступный инструмент ментальности. Он необходим как пропуск в эту ментальность, но недостаточен. Важно освоить культурные смыслы, на которых базируется жизненный уклад  человека. Тогда вы сможете адекватно реагировать на те явления, которые в вашей культуре имеют иной смысл. Именно поэтому погружение в культуру народа на ментальном уровне является залогом успешной интеграции при переезде в другую страну.

Швейцарец, одним словом…

Предположим существование некоего ментального стержня, вокруг которого выстраивается все остальное и относительно которого привязывается и оценивается любое другое переживание и действие. Убери эту ось, и не будет швейцарца. Наличие же этой оси вместе с любыми другими качествами явит, пусть и экзотического (как, например, мой муж…), но швейцарца. Такой отправной «точкой отсчета» в отношении швейцарцев является свобода.

Интересно, что внешне швейцарцы - не вояки, и не бунтари. Они — очень уютные, домашние в своем спокойствии и сдержанности люди. Но характер у этих людей, несмотря на внешнюю мягкость, — ого-го какой. Поэтому и страну создали, которой многие позавидуют, и отстояли ее, раздавить не дали. Об этих людях можно сказать словами Льва Толстого: «Истинная сила – не в порывах человека, а в его нерушимом спокойствии».

Этот народ никому никогда в своей истории не позволил себя завоевать, здесь не было империй и других тоталитарных форм государственного устройства. За Швейцарией закрепился этакий «синдром ежа»: если еж на своем пути столкнется с опасностью лицом к лицу, то он сразу же свернется клубочком и выставит свои иголки. Причем, даже внутри швейцарской конфедерации никогда не допускали усиления и политический диктат одного региона по отношению к другим. Швейцарцы просто не понимают, как это – жить не в свободе.

При этом уместно сказать о «мужском» начале швейцарского национального характера – независимость, выносливость, упорство в проведении «своей линии», эмоциональная сдержанность. Часто Швейцарию поругивают в западных демократических кулуарах за «мужскую доминантность». Здесь, действительно, до сих пор нет такого уровня женской эмансипированности, как в скандинавских странах. Что ж, «горский дух»…

Свобода при «циркулярной» регламентации жизни

Свобода и самоценность личности являются ключевыми моментами в формировании швейцарского самосознания. В этом проявляется и коренное отличие швейцарского менталитета  от советско-азиатского типа ментальности, где жизненный уклад строится на ритуалах и приоритетах группы, то есть общества в целом, коллектива или же семьи.

В Швейцарии ритуальные нормативы поведения в обществе заменены четкими правилами социального общежития: здесь в циркулярах прописано все, чтобы не оставалось неясностей и толкований. Есть даже такие экзотические правила, как «О соседстве», «О гриллировании на балконе» или же о том, какого цвета должна быть черепица на крыше. То есть, личная свобода сопровождается четкой регламентацией поведения человека по отношению к другим: я ценю свою свободу и независимость, отвечаю за себя и свои поступки, и уважаю право других людей на такую же степень свободы. Этот ключевой принцип современной демократии в наибольшей степени воплощен именно в швейцарском обществе.

Особенности  швейцарского  патриотизма

И, в то же время, нельзя найти швейцарца, который был бы доволен властями и текущей политикой в стране. Они всегда ворчат, что Швейцарии еще далеко до порядка. Но, при этом, они гордятся своей страной и ее общественным устройством. Это заметно при обсуждении ситуаций в других странах. Тут всегда появляется фраза: «Да, у нас – не идеально, но принципиально лучше». И сказана эта фраза будет по какому-то конкретному поводу с детальными пояснениями и примерами.

О политике здесь не столько рассуждают, сколько делают ее. И не только посредством прямой демократии, референдумов и народных инициатив. Многие фирмы в качестве основных целей своей деятельности, наряду с прибыльностью и эффективностью, определяют сохранение экологии и культурной самобытности страны. Что проявляется в поиске новых форм организации труда, внедрения современных технологий, в сохранении традиционных производств и форм хозяйствования.

Понятие «родина», как и патриотизм,  у швейцарцев – очень конкретное. Я видела в новостной программе репортаж о том, как в одной из деревень руководство общины решило срубить векую сосну в обход мнения сельчан. Так жители деревни провели по этому поводу акцию протеста. И главной причиной протеста было то, что многие жители этой деревни не представляют своей родины без этого дерева. Конкретным проявлением патриотизма является и то, что министр транспорта или президент страны может ездить на трамвае, личным примером убеждая людей сократить использование легкового автотранспорта в черте города.

Здесь вообще принято воспитывать личным примером, а не статусным давлением и абстрактными нотациями о должном, как это своейственно ритуально-доминантным типам культуры. Люди здесь, вообще, - не очень-то разговорчивые. Меня поразил рассказ о том, как избавляют подростков от наркозависимости. Их оправляют на «перевоспитание» в высокогорные крестьянские усадьбы, куда можно добраться лишь вертолетом, и где люди до сих пор ведут образ жизни, как сто лет назад, практически не используя достижения цивилизации. Пожив и поработав там месяц-два, подростки возвращаются совершенно другими людьми.

«Личное пространство» и удовлетворенность жизнью

В частной же жизни «циркулярная регламентированность» проявляется как отсутствие всякой спонтанности. Швейцарцы не любят нарушений в существующем порядке, не любят импровизаций и незапланированных мероприятий. Здесь не ходят по гостям без приглашения, не звонят в любое время (в частности, не принято звонить в выходные и праздничные дни) и не «падают, как снег на голову», чтобы выпить чайку (или еще чего по-крепче) или поболтать по душам. Все это рассматривается как вторжение в частную жизнь.

Индивидуализм обусловливает у швейцарцев некоторую обособленность, сосредоточенность на себе. Люди здесь приветливы и вежливы в общении, но не так-то просто сойтись с ними близко. Они долго присматриваются, прежде чем «допустить» к себе. Здесь очень важно для людей, даже в семейном кругу, ощущение «личного пространства»: возможности побыть наедине с собой, заниматься своим  хобби, иметь своих друзей и сферу общения. Поэтому швейцарцам непонятна полная самоотдача, «растворенность» в другом человеке, жизнь ради другого, пусть даже очень близкого человека, только его делами и интересами. Всегда должна сохраняться личностная «самость».

Очень большое значение придается ощущению удовлетворенности жизнью. Ценность жизни самой по себе здесь очень высока. Цель жизни – ради жизни, и, никак не во имя или в жертву кого-то, чего-то. Здесь непопулярна «американская мечта», когда вся жизнь подчинена сколачиванию богатства и преуспеванию любой ценой. Да и в разговорах о жизненных проблемах со швейцарцем он всегда тебя спросит: «Принесет ли тебе твой выбор удовлетворенность жизнью?»

«По одежке» не встречают…

Швейцарцы, как правило, уверенны в себе, самостоятельны в суждениях и действиях. И при этом они очень органичны и естественны. Здесь не принято внешнее замещение или подтверждение статуса. Это отчетливо проявляется, например, во внешнем виде и манере одеваться: скромно и элегантно, но, в то же время, расслабленно, не провокативно, не сексуально, не шокирующе, но чувственно и естественно. Здесь явно просматривается этакий около-курортный стиль одежды. Юбки и платья, как и везде, значительно редуцированы в женском гардеробе, но присутствуют. Особенно летом. Причем, чем дальше на запад, то есть ближе к Франции, тем больше женственности в одежде. Я была в мае в Женеве, так город был наводнен воздушными романтическими платьями.

Общаясь с незнакомым человеком, зачастую невозможно определить его социальный статус. Швейцарцы по этому поводу шутят: «Только у нас миллионера можно принять за бомжа». То есть, «по одежке» здесь явно не встречают, хотя четко отличают своего от приезжего.
Продолжение

______________________________
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/mentalitet/ne-dlya-turista/typisch-schweiz-nacionalniy-xarakter-shvejcarcev.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

 

3 комментария к записи Typisch Schweiz

  1. Мария:

    «Меня поразил рассказ о том, как избавляют подростков от наркозависимости. Их оправляют на «перевоспитание» в высокогорные крестьянские усадьбы, куда можно добраться лишь вертолетом, и где люди до сих пор ведут образ жизни, как сто лет назад, практически не используя достижения цивилизации.»-

    Теперь понимаю, откуда взялась идея для передачи «Die strengesten Eltern der Welt», в которой «трудных» подростков отправляют в самые-самые закоулки мира с аналогичными условиями проживания на 2 недели к строгим и неиспорченным цивилизацией принимающим родителям.

    Лично меня поразил еще один «метод» — метод ре-социализации преступников, совершивших особо тяжелые преступления, на одном уединенном острове в Сев. Европе (по-моему, в Норвегии)-хотя эта практика не ограничивается только данным островом. В течение минимум 12 месяцев заключенные в заключительный период отбывания срока живут группами по 5-6 чел. в квартирах/домиках по типу WG (мини-общежитие), где поочередно несут «дежурство» по части уборки, покупок продуктов и приготовления пищи для всей группы, обучаясь т.о. навыкам повседневной жизни + нести ответственность за подопечных. Параллельно они работают. Один пример: мужчина, совершивший убийство электропилой, работает снова на лесозаготовках. Идея: создать у него с данным орудием труда новые «здоровые» ассоциации. Проект очень успешен (хоть и не 100%но), многие заключенные учатся тому, что детьми в семьях (часто так наз. неблагополучных) не имели,в первую очередь уважение и просто нормальное обращение. Учитывая масштабность и огромную стоимость проекта, который все еще в стадии доработок, могу только снять шляпу перед государством,способным на такое.
    В азиатской части России такие единичные проекты внедряются активистами-добровольцами из числа бывших. Без постоянной фин.базы, в российской действительности, при извращенных методах унижения в тюрьмах, ломающих многие личности — могу только сказать- ЕЩЕ БОЛЬШЕЕ уважение!

    • Светлана Линс:

      Да, Мария, Вы точно заметили, в Европе проекты по ре-социализации набирают силу. У меня один знакомый немец-воспитатель даже получил деньги под свой проект ре-социализации подростков из неблагополучных семей. Они с женой снимали большой дом, в котором было что-то вроде кампуса. Сам воспитатель с женой жили в полвале, а дом был отдан подросткам. Рассказывала мне об этом жена воспитателя. С ее слов, проект был просто супер для детей. Но без специальной подготовки его пришлось свернуть именно из-за жены воспитателя — она оказалась психологически не готовой к такому образу жизни, ей было трудно даже знакомиться в досье каждого подростка (без этого невозможно было понять их поведение). Она вживалась в их истории и очень страдала от этого.

      По тюрьмам — тоже, в них не только человеческие условия, но и очень многое делается, чтобы привести в норму психику человека, преступившего закон.

  2. Мария:

    Могу понять женщину. Даже такого качества как эмпатия должно быть в меру….

Оставить комментарий