Учеба и(-ли) репетиторство?


Современная ситуация в Швейцарии такова, что каждому третьему учащемуся-подростку приходится брать дополнительные уроки сверх установленных школьной программой. Действительно ли в этом есть насущная необходимость? Эксперты на этот счет расходятся во мнениях, но факт остается фактом: сегодня наблюдается настоящий репетиторский бум. И кто хочет преуспеть в учебе, так или иначе обращается к репетиторам.

Репетитор vs наставник

«Вот теперь я понял эту формулу, а на уроке она так и не далась», — сияет от радости семнадцатилетний гимназист Жоел Хирчи, закрывая тетрадь по алгебре. С ноября прошлого года он занимается с репетитором, и уже заметил значительный прогресс. И не только из-за более высоких  оценок по этому предмету, которые стал получать в школе: «Я испытываю настоящий кайф от озарения, когда вдруг нахожу решение задачи, и что мне даже удается использовать полученные по математике знания на других уроках, химии и физики».

Жоел Хирчи не один такой. Около трети всех восьми- и девятиклассников в Швейцарии занимаются дополнительно, что было выяснено в недавно проведенном здесь исследовании: две трети из них регулярно берут уроки у репетиторов, одна треть — на временной основе, и в некоторых случаях даже по нескольким предметам. Стефан Волтер (Stefan Wolter), автор исследования, находит эти цифры шокирующими: «Я даже не предполагал, что так много учащихся занимаются дополнительно». Репетиторство – это хорошая возможность за короткое время восполнить образовавшийся пробел знаний. Но постоянные занятия с репетитором, да еще по нескольким предметам – это явно не нормально.

repetitorstvoРепетитор Рольф Кохер (Rolf Kocher) гораздо спокойнее оценивает сложившуюся ситуацию: «Я думаю, это прекрасно, что ребята стремятся улучшить свои знания. За долгие годы моей репетиторской практики мне попадались ученики с очень разными способностями, но все без исключения они хотели учиться». Иногда, как заметил Кохер, ученик нуждается не столько в самой математике, сколько в «математической» уверенности в себе. В особом чувстве эйфории, возникающем от уверенности в своих знаниях. Поэтому Кохер считает себя скорее наставником, чем просто учителем. И его ученики, если начинают мандражировать перед экзаменом, всегда могут позвонить Кохеру и получить урок онлайн.

То есть репетиторство – инструмент, помогающий эффективно восполнять пробелы в знаниях на основе индивидуального подхода к обучению и объяснению материала ученику. В то же время, репетиторство высвечивает психологические проблемы учащегося, такие черты личности, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, неумение концентрироваться на выполнении задания в сжатые сроки и т.д.
как стать успешным

Индивидуальный подход к обучению в школах невозможен

Тема репетиторства в современном обществе - все еще стойкое табу. «Если кто-то нуждается в репетиторе, это вовсе не означает, что он (или она) глуп, и его нужно «подтягивать» до уровня обычного ученика», — таково мнение  опытного тьютора. Гимназист Жоел Хирчи никогда не стыдился признаться, что занимается с репетитором: «У репетирора, в отличие от школьного учителя, я могу столько раз спросить, пока мне все не станет предельно ясно. Это также отличная возможность лучше понять предмет в целом».

Стыдно или нет, но спрос на репетиторов огромен и продолжает расти. Особенно в крупных городах, где гораздо большее число подростков хотят продолжить учебу в гимназии. И чтобы выдержать экзаменационный стресс, с репетиторами занимаются даже отличники. Тревожная тенденция? «Явление это, в любом случае – не временное, и тенденция будет усиливаться», — констатирует Грегор Штокли (Gregor Stöckli), руководитель научно-исследовательского центра при Институте детского и школьного образования  Цюрихского Университета.

Хотя, саму сложившуюся ситуацию он не расценивает как негативную: «Это свидетельство того, что образование в нашем обществе играет все более важную роль. И понятное дело, каждый стремится извлечь из этого, как можно больше». Индивидуальный же подход к каждому ученику в школах с классами численностью в 20 и более учеников, просто невозможен. Поэтому, убежден Штокли, репетиторство оказывается все большее востребованным: «Это очень конструктивное решение. Репетитор может восполнить то, что не в состоянии предложить школа – он может мотивировать и в тесном контакте с учеником осознать, как лучше донести знания до своего подопечного». Зачастую сами родители не в состоянии помочь детям в выполнении домашних заданий, и помощь репетитора оказывается самым подходящим решением.

Цена вопроса

Но занятия с репетитором не дешевы. Стоимость одного такого занятия составляет от 40 до 100 шв. франков. Не всякий семейный бюджет это способен выдержать. Хотя последнее время появляются и более приемлемые по ценам решения. «Кто целенаправленно ищет, тот их находит», — говорит Штокли. Например, клуб «Ноу-хау в создании равных возможностей» предоставляет дополнительные занятия для малообеспеченных учащихся стоимостью 10 шв. франков за урок. «Мы хотим всем предоставить равные шансы на хорошее образование», — говорит Самуэль Боллер. Он основал этот клуб вместе с Фредериком Хюбшем.

Чтобы воспользоваться занятиями в этом клубе, родителям учеников предлагается заполнить и отправить анкету на сайте клуба с информацией об их финансовом положении. Благодаря пожертвованиям клуб в настоящее время в состоянии поддерживать от 40 до 50 студентов. Цель ассоциации: в течение ближайших двух лет создать условия для поддержки, по крайней мере, 100 учащихся. Организаторы сейчас в активных поисках спонсоров.

repetitorstvo-1Другим доступным по цене вариантом является занятия со школьниками из старших классов или со студентами. Они предлагают уроки от 20 шв. франков. Как например, Александра де Груф (Берн), уже почти год дополнительно занимается с учениками младших классов математикой и, при необходимости, немецким языком. И она, и ее подопечные очень довольны сотрудничеством. Одна из ее учениц, восьмиклассница Корина Хитбруннер: «С Александрой я все быстро усваиваю». «Корина сообразительная, быстро все схватывает, когда я объясняю. Это приносит мне радость», — признается Александра.

Также приемлемое решение – занятия с репетитором в мини-группах до 3-х человек, когда расходы по оплате занятия также делятся поровну между учениками. Это и попробовали ввести в практику несколько месяцев назад Карла Лимбах и Хелен Гуйер, пятнадцатилетние ученицы одной из бернских гимназий, посещая вдвоем репетиторские занятия с учителем математики. «Уже после нескольких занятий, я чувствую себя более уверенно и наконец-то поняла некоторые основы предмета, которые раньше не могла ухватить», — говорит Карла Лимбах.

Словом, для каждого ученика можно подобрать наиболее подходящую форму репетиторства.

Даже отличники нуждаются в помощи

Стефан Вольтер, директор Швейцарского координационного центра исследований в области образования (SKBF) в Aarau недавно обнародовал результаты исследования «Репетиторство среди школьников», проведенного в 2009 году на основе PISA. (Programme for International Student Assessment). Это международная программа по оценке образовательных достижений учащихся — тест, оценивающий грамотность школьников и их умение применять знания на практике. Мониторинг образования  по этой системе проходит раз в три года и используется в разных странах мира. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые проведен в 2000 году.

По мнению Вольтера, объемы репетиторства действительно зашкаливают. В то же время очевидно, что репетиторство – городской феномен. В городах обучение имеет более высокий приоритет, нежели в сельской местности, и гораздо большее число детей хотят продолжить учебу в гимназии.

А что, школа не в состоянии дать соответствующий уровень образования?

Нет, это связано с существующими квотами в немецко-язычных кантонах Швейцарии - не более 20 процентов школьников продолжают учебу в гимназии. А если даже 25 учащихся изъявят желание идти в гимназию, отбор ужесточается. Поэтому даже самые лучшие ученики обращаются к репетиторам, чтобы выстоять в конкуренции.

И это несмотря на то, что в Швейцарии одна из лучших в мире систем проф-образования, все стремятся в гимназию. Почему? Многие родители все еще убеждены, что самый оптимальный вариант – гимназия. Хотя он далеко не единственный и гарантированно: проф-образование дает молодому человеку не только профессию, но и доступ к колледжам, и дальнейшему высшему образованию. Многие родители недооценивают эту альтернативу и однозначно хотят видеть своих детей только в гимназии.

Репетиторство дорого, а как  же социальная справедливость?
В самом деле, богатые семьи, так показывает это исследование, имеют преимущества. Кроме того, анализ показывает, что это также вопрос жизненных ценностей. Более образованные родители, сами получившие высшее образование, готовы тратить больше денег на обучение своих детей.

Полезные ссылки для тех, кто нуждается в дополнительных занятиях:

Сообщества репетиторов:

Сайты, на которых можно бесплатно разместить объявление  о поиске репетитора или предоставлении репетиторских услуг :

Сайты, на которых можно найти учебный материал:

Светлана Александрова Линс

При подготовке статьи были использованы материалы швейцарских периодических изданий. Фотографии позаимствованы с сайта migrosmagazin.ch

______________________________
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/mentalitet/ne-dlya-turista/ucheba-i-li-repetitorstvo.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Оставить комментарий