«Я начальник, ты дурак»

(Взаимоотношения подчиненных и начальников в разных странах)

ya-nachlnik-ti-durak

На вопрос, что делает человека довольным своей работой и начальством, в разных странах ответят совершенно по-разному. Разумеется, что немало зависит от изначального отношения «Подчиненный — Руководитель». Однако здесь многое зависит от географического положения, поскольку отпечаток культуры, привычных устоев и особенностей бизнес-этикета отражаются на деловых качествах, что в последствии и определяет отношения между руководством и сотрудниками компании.

Я начальник — ты дурак?

Ругать начальство за глаза, за сигаретой или чашкой кофе с сослуживцами — одна из привычек работающего россиянина. Нет большей радости, чем обсудить очередное «самодурство», а качества, за которые уважают шефа, порой не относятся напрямую к деятельности предприятия. Еще с царских времен начальство должно быть «строго, но справедливо», «страшно в гневе, но отходчиво».

ukaz-petra-I

Можно ли в таком случае вообще считать, что подчиненные способны оценить своего начальника непредвзято?

«На основе собственного опыта и ценностей, у каждого человека формируется своя истина и отношение к действительности», — считает Андреас Фюрзаттель, коммерческий директор развивающей свою деятельность в России международной компании BEI, специализирующейся в сфере бизнес-образования.

Задача менеджмента — сделать так, чтобы все люди, такие разные, хорошо делали вместе свою работу. А что же бывает, если вашему делу не всегда способствует удача?

Согласно опросу, опубликованному газетой «Ведомости», причинами неудач в бизнесе почти половина российских сотрудников считает обыкновение начальства экономить на персонале. Треть участников опроса уверены, что главная беда — это безграмотность управленцев, от начальника отдела до первых лиц страны. Двадцать процентов пеняют на непотизм, то есть обвиняют извечную российскую привычку тащить за собой «крутых» и родственников без оглядки на их деловые качества. Среди других бед фигурируют чрезмерная прижимистость и отсутствие лидерских качеств у тех, кто занимает начальственное кресло.

А как у них?

На Западе существует несколько иная традиция взаимоотношений начальник-подчиненный, но и там нет единообразия.

Немцы

Опубликованные в немецкой прессе результаты опроса 11 тысяч человек из 25 стран, гласят, что немцы ценят, если шеф предоставляет им свободу действий и решений, но действует самостоятельно в решающих вопросах и умеет настоять на своем. За решительного шефа голосуют 80 процентов опрошенных, но при этом половина из них считает, что их собственные достижения оцениваются неверно.

Шведы

shvecia

Шведы ценят сотрудничество между начальством и подчиненными, а потому важным для успеха предприятия считают установку шефа на работу с командой. Среди основных задач, стоящих перед руководством, шведы называют заботу о равноправии и солидарности, а необходимость директивных указаний оправдывают лишь в стратегически важных вопросах. И лишь менее 15 процентов опрошенных шведов ратуют за четкие указания от начальства.

Южная Европа

ispania

В отличие от Северной, она идет по другому пути: так, испанцы считают, что шеф должен применять авторитарный стиль руководства и все решать самостоятельно, а попытки переложить часть решений на подчиненных воспринимают как слабость. Авторитарный стиль популярен и у французов, которые ожидают от начальства четких и ясных указаний. Они стоят за четкую иерархию, и лишь двадцать процентов видят в ней ограничение своего творческого потенциала.

Восточная Европа

polsha

В странах Восточной Европы картина несколько иная. Поляки, как и многие россияне, ценят личные отношения. Половина опрошенных считает, что шеф должен ценить личную лояльность даже выше, чем производительность труда. Для 90 процентов поляков, участников опроса, хорошие отношения с начальством — это важнейшая составляющая, чтобы быть довольными своей работой. Чехи и Болгары, в свою очередь, ценят шефа-«суверена», который и на путь истинный наставит, и будет своим сотрудникам опорой и защитой.

США

amerika

Американцы не зацикливаются на личных отношениях между начальством и подчиненными. Для жителей Соединенных Штатов, страны «self-made people», важна установка руководства на будущие достижения. Это качество отмечают 75 процентов опрошенных, при этом полезным считается и умение шефа доверять своей интуиции. Больше значение для работающих американцев имеют так называемые «soft skills», или социальные компетенции, которыми должны обладать и начальник, и подчиненные.

Азия

kitai

Азиатский стиль руководства — это сочетание мягкости и мощи. Начальник в этом случае — как твердый кулак внутри мягкой перчатки, и подчиненные ценят царящие внутри коллектива гармонию и иерархию. У большинства из них, неприятие вызывает сама возможность критиковать начальство. В таком случае успех предприятия во многом зависит от курса, который выберет руководства, а подчиненные будут ему следовать и делать то, что способствует его продвижению.

Россия

rossia

Россия, стоящая на стыке Европы и Азии, вбирает противоречивые тенденции. Желание «твердой руки» сочетается с любовью «перемыть кости» начальству, чего не встретишь в азиатских странах. Для того, чтобы начальство и подчиненные жили «душа в душу», шефу нужно не только хорошо разбираться в своей сфере деятельности, но и грамотно строить личные взаимоотношения со своими работниками, которые в этом случае не имеют ничего против некоторой авторитарности. Потому что «стиснуть зубы и делать свою работу» в нездоровой атмосфере русским трудно.

Северная Европа

Дальше всего от нас стоит Северная Европа с ее любовью к командному типу руководства. Но шеф, который хочет, чтобы ему подчинялись, должен заслужить еще и уважение, и уметь в нужную минуту «отпустить удила» и дать работнику определенную долю самостоятельности. Россияне, подобно жителям Восточной Европы, ценят личные взаимоотношения, и здоровая атмосфера в коллективе — важная составляющая успеха.

Директор российского отделения компании BEI Аня Пабст, работающая на ниве соединения русской манеры ведения бизнеса с европейской традицией, считает, что «главная задача менеджмента — разместить на ключевых постах правильных людей, которые могут обеспечить оптимальный рабочий процесс и нацелить остальных на достижение более высоких результатов».

«При этом, — добавляет она, — важно, чтобы менеджмент осознавал, какие методы управления есть в его распоряжении, и меньше полагался на интуитивный тип управления, который делает результат непредвиденным. Поскольку рынок и так достаточно непредсказуем, сотрудники должны быть уверены хотя бы в своем начальстве. И наличие такой уверенности снижает текучку кадров и дает залог того, что люди получают больше удовлетворения от своей работы».

Источник: www.diletant.ru

_________________________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке»обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/mentalitet/ne-dlya-turista/ya-nachalnik-ty-durak.html ‎

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Оставить комментарий