Мифы Бразилии

rio-de-janeiro

Фото: brazilsurftravel.com

Бразилия – страна-мечта. Красивые люди, великолепные пляжи, щедрая природа. Все это настолько правда, какой может быть только малая часть истины. Предлагаю Вашему вниманию путешествие по этой стране, разбивающее привычные представления о ней.

Стринг-бикини, карнавал, футбол

Если, будучи в Бразилии, вы зададитесь целью отыскать все расхожие клише об этой стране, то не сразу, но все-таки у вас это получится. Где-нибудь на Кайпиринья-пляже под пальмами. Хотя вовсе не Кайпиринья (Caipirinha — популярный бразильский алкогольный коктейль, который готовится из кашасы, лайма, льда и тростникового сахара) является национальным бразильским напитком, а пиво. Есть также шанс встретить на пляже знойных красоток, несмотря на то, что число людей, страдающих ожирением, в Бразилии растет, как никакие другие демокрафические показатели. Можно где-то услышать самбу и босса-нова, но все же гораздо чаще — форро или сертанейо.

И посему довольно непросто подобрать слово, которым можно было бы отразить Бразилию: стринг-бикини, карнавал, футбол. Каждое из них заключает в себе лишь крошечную часть страны, щедро приправленную мужскими фантазиями и маркетинговыми стратегиями. А именно — всего лишь те 5 км между Копакабаной и Ипанемой, где установлен самый большой в мире экран.

devushku-ipanema

Фото: Reuters

Как прочно держат нас эти клише о Бразилии, можно убедиться по телепередачам и периодике. Либо это хорошо известные образы горы Сахарная Голова или зажигательные формы танцующих в ритмах самбы. Как и все, к чему подходят такие прилагательные, как экзотическое, тропическое, жизнерадостное. Этакая фольклорная версия страны.

Или же картинки горящих фавел Рио-де-Жанейро, вооруженной до зубов военнизированной полиции, и боевых газетных заголовков типа, «Пороховая бочка Рио» или «Смерть и игра». Это другая, темная — криминальная версия Бразилии.

А оставшиеся 99% территории страны — иные.

За каждым восторгом следует разочарование

Если прилично отъехать от Рио, скажем, на плодородный запад Бразилии, то вы окажетесь в «кладовой мира». Здесь также сосредоточена сельскохозяйственная мощь этой страны. Бразилия производит сои больше, чем США, кофе — больше, чем вся Африка, говядины — больше, чем Аргентина. Но местная инфраструктура — полная катастрофа. Многие продукты доставляются слишком медленно, чтобы они могли попасть на мировой рынок.

Или можно начать свое путешествие с севера, с берегов Амазонки. Ливневые джунгли и вода, «зеленые легкие» планеты», как называют этот регион – здесь Бразилия брызжет соком и силой, зеленью и синевой, флорой и фауной.

lesa-amazonki

Фото: scienceforbrazil.com

Но богатство земли пробуждает преступную алчность людей, и в результате, самый большой лесной массив в мире в настоящее время сокращен, разграблен и осквернен. Огромный проект строительства плотины Бело Монте, которая в будущем должна обеспечить электричеством половину южно-американского континента, привел к мощному разрушению природы. И не только. Ведь под угрозой оказался и привычный образ жизни большинства из 200 коренных народов Бразилии.

Такова Бразилия: за каждым восторгом до небес следует разочарование той же амплитуды. Каждому мифу есть опровержение. Еще 5 лет назад Бразилия была восходящей звездой на мировом экономическом небосклоне. «Взлет Бразилии» — так это запечатлил журнал «The Economist»в заголовке одной из своих статей. Сегодня Бразилия снова в роли «мальчика для битья», и новая статья об экономической ситуации в стране в том же журнале звучит: «Бразилия испортилась».

Другая Бразилия

Естественно, вся страна под чарами футбольного мяча, и также она представляется всему миру. На пляже в Рио, во всяком случае. Как и от «девушек из Ипанема». Но если ваша дорога лежит через поля сахарного тростника и кофейных плантаций, через пустыню с красными песками, по несколько месяцев ожидающих дождя, вы попадете на юг, в штат Парана. Здесь все иначе — носят ковбойские шляпы и джинсы. А вечером идут не на футбол, а на родео.

Этот грубый, дикий, на самом деле северо-американский национальный вид спорта безраздельно вдадеет сердцами местных жителей, как например, в местечке Мандагуари. А в провинциальном городке Барретос ежегодно в конце августа проводится самое большое в мире родео – Festa do Peao de Boiadeiro: 400 ковбоев, миллион гостей.

rodeo-v-Brasilii

Фото: portalg3iscafaculdades.blogspot.com

И танцуют на юге не самбу, а что-то в стиле кантри, как например сертанейо, ставшего знаменитым благодаря хиту «Ai se eu te pego!». Для местных жителей Вайоминг гораздо ближе, чем Рио. А в клубах на северо-востоке страны, как в Ресифи – все без ума от форро. Да, напористо красочный самба-парад на карнавале в Рио приводит в восторг фоторепортеров и терезрителей по всему миру. Но он отнюдь не отражает всего спектра бразильской музыки и фольклора. Местные этнологи насчитывают около 100 различных музыкальных направлений, что не удивительно для такой многонациональной страны, как Бразилия.

Юное сырье

В маленьком городке Колорадо в тени деревьев перед школой устроился Алиссон Хорнак, самый успешный в Бразилии «охотник за моделями». Он выслеживает то, что сам называет самым большим мифом Бразилии и ее самым драгоценным товаром — красоту. В тени +40, красный песок скрипит на зубах. У него концентрированный взгляд снайпера.

Alisson-chornak

Фото: NYTimes

Звенит школьный звонок. Он смотрит на поток идущих школьниц. Ему достаточно всего 2 секунд, чтобы принять решение. Он заметил высокую стройную девушку около 14 лет, в облике которой угадывается что-то индийское, что-то африканское и северо-европейское одновременно. Он протягивает ей свою визитку и приглашает на кастинг в столицу провинции Маринга. Девушка вся напрягается, как будто именно в этот момент решается ее судьба.

Его бизнес, с экономической точки зрения, является своего рода уникальной монополией. Имея по всему Югу сеть местных охотников «за красотой», Хорнак не пропустит ни одну будущую супермодель. Через его кастинг прошло около 1200 девушек из разных уголков Бразилии, потому что здесь так ценится карьера в качестве модели. Когда 16-летняя красотка дефилирует перед ним на каблуках, он, показывая на ее грудь, спрашивает: «Они натуральные?» — «Не совсем», — часто звучит именно такой ответ. Это проблема, говорит Хорнак. Девушки слишком рано начинают вводить силикон и делать специальные упражнения для придания нужного объема филейной части.

Бразильский тип красоты иной

gisele-bundchenПочти каждый день Хорнаку звонят из европейских агентств: «Найти для нас новую Жизель Бюндхен». Которая является самым известным лицом Бразилии, этакий европейский тип с латинским шармом. Самая высокооплачиваемая модель в мире. Хорнак неизменно отвечает, что такой больше не существует. Это миф. У вас есть неверные представления. Бразильский тип красоты иной, он темнее, в нем много чего намешано.

Последняя перепись населения в 2010 году впервые засвидетельствовала, что темнокожие люди в стране составили большинство. Согласно опросу одного бразильского института, было выявлено 135 различных оттенков кожи, в том числе такие красивые, как кофе с молоком или же с оттенком корицы. Отличаются местные идеалы красоты и в части биометрических параметров. Поэтому Хорнак работает на два рынка: международный, где котируются длинноногие стройные модели, и отечественный – где все еще высокий спрос на пышные формы.

Хорнак постоянно в поисках по всему штате Парана — в школах, на плантациях, в торговых центрах — потому что здесь самая большая смесь и разнообразие типов: немцы, японцы, индейцы, африканцы. «Конечно, повсюду можно столкнуться с расизмом, — говорит он, — но это не отталкивает людей от Бразилии». Мировой рынок ищет модели эпохи глобализации, и если у Бразилии есть свой товарный знак, то это ее «этнический состав», — говорит Хорнак.

Чувственность и сексизм

Повсюду в Бразилии, в городах или в сельской местности, встречается реклама с полуголыми женщинами, будь то страхование или джинсы. Вездесущие косметические компании доставляют свою продукцию на небольших лодках вплоть до последнего села в бассейне Амазонки. Бразилия после США – 2-й по величине рынок косметики и родина пластической хирургии с объемом в 900 тыс. операций  в год.

dilma-rousseffС другой стороны, Бразилия проголосовала за президента, активно борящегося против сексизма. Дилма Руссефф, дочь иммигранта, бывшего болгарского партизана, разведена, пережила рак и охотно ездит на мотоцикле. Этот выбор бразильцев, по крайней мере, столь же значителен, как выбор первого черного президента Америки.

Если воспринимать страну по местным телесериалам, экспортируемым по всему миру, Бразилия является страной прелюбодеяния и великих драм ревности. Если верить бразильским газетам, то Бразилия — это страна насилия и коррупции. Если обратиться к литературе — Хорхе Амадо Пауло Коэльо, Пауло Линс — тогда покажется, что Бразилия по-прежнему страна чувственно изогнутых заливов и женских форм. А ее жители — одни из самых похотливых ходоков на сторону и убийц-наркоторговцев.

И это — тоже Бразилия: человек хочет уйти от клише, но они снова и снова воспроизводятся.

Метки национальной идентичности

И тем не менее, у бразильцев есть основание жаловаться на стереотипное представление иностранцев об их стране. Хотя эти расхожие клише появились в самой Бразилии в середине 20-го века. Знойные красивые тела, футбол, самба, жизнерадостность – эти метки национальной идентичности были назначены тогдашним авторитарным режимом. И уже более 50-ти лет Бразилия продается туристам как страна пляжей, карнавала и знойных мулаток.

В предверии чемпионата мира по футболу правительство предприняло попытку освежить имидж Бразилии. Теперь в туристических проспектах, рекламных роликах и фильмах можно увидеть те же великолепные пляжи, но уже без не красоток в бикини на тонких ремешках. Как и тот же карнавал, но без пышных мулаток. В современной Бразилии, рассыпаются в восторгах Дилма Руссефф и ее предшественник Лула да Сильва, есть много хай-тек фирм и средний класс, есть мощные иммиграционные потоки и сильные женщины на топ-позициях. Что звучит несколько по-европейски.

Это масштабная попытка пересмотра образа страны, теперь, когда все взоры обращены на Бразилию. Этакое перевоспитание мирового сообщества. Что достаточно трудно для всякой компании или отрасли. Но для целой страны?

Продолжение Бразилия в новом ракурсе

Светлана Александрова Линс

В работе на этим материалом была использована статья «Mythos Brasilien», журнал «Штерн», № 25, 2014
______________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/mentalitet/za-morem/mify-brazilii.html ‎

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

Назад к выпуску >>

к рубрике >>

3 комментария к записи Мифы Бразилии

  1. Хилола:

    Очень интересно. Хорошо написано. Спасибо. Получила море удовольствия. Булу ещё перечитывать. Смаковать.

  2. Марго:

    Странно, а зачем менять имидж? Он ведь положительный и привлекает множество туристов. Да и правда это, по большей части. Разве нет чудесной природы и шикарных пляжей? Разве бразильцы не обожают проводить много времени на пляжах? Разве не любят ярко одеваться?

    • Светлана Линс:

      Как я это поняла, Бразилия уже полностью отработала этот «туристический» имидж, теперь стремится привлечь не только туристов, но и инвесторов. Хотя туристическая составляющая не отменяется, а освежается и дополняется.

Оставить комментарий