Сделано в Швейцарии

shweycarskiy-shokolad

Швейцарские продукты питания играют не только важную роль в экспорте страны, но и на деле поддерживают ее высокую репутацию. Кембриджский экономист Ха Чжун Чан объяснил успех шоколада «признанием швейцарского духа изобретательства и стремления к совершенству»

«Исконно тайский продукт»

Оказавшись в Таиланде, житель Швейцарии без труда найдет в любом местном супермаркете знакомый продукт: «Ovomaltine». Просто там он называется «Ovaltine» и, в соответствии с устоявшимся представлением, считается исконно тайским продуктом. Наглая копия? — Нет. Но, чтобы это понять, обратимся к истории. 1919 год — тогда не только явилась миру добрая фея Труди Герстер и Карл Шпиттелер стал первым швейцарцем, получившим Нобелевскую премию по литературе.

VietnamВ 1919 г. швейцарская фирма Wander выходит на мировую арену и открывает свой первый филиал — завод в Чикаго, закладывая основу для триумфа, который принесет напитку Ovomaltine мировую известность. Кроме того, основатель фирмы, Альберт Вандер (Albert Wander) первый филиал в Азии в 20-х годах прошлого столетия открыл именно в Таиланде. С тех пор этот солодовый напиток с периодичностью в два года пополняет ассортимент супермаркетов какой-то новой страны и на сегодня продается в 110 странах мира.

Швейцарский рецепт успеха

Почти 3,3 млн. тонн продуктов питания стоимостью более, чем в 8 млрд. шв. франков экспортировала Швейцария в 2015 г. И объем экспорта имеет тенденцию к росту. Среди статей экспорта не только признанная классика, как шоколад и сыр, но и продукты многих известных марок, такие как Ovomaltine, Rivella, Ricola или печенье Kambly. Они пользуются популярностью у людей на всех континентах. И, конечно, особенно популярны среди швейцарцев, живущих за рубежом. Например, некоторые не хотят отказываться от своей любимой приправы Aromat, а знаменитая оперная певица из Цюриха Ноэми Надельман всегда путешествует, имея в багаже несколько плиток Ragusa.

Ovomaltine — лишь один пример успешного развития международного бизнеса швейцарских производителей продуктов питания. Другой — Ricola. В 1930 г. Пекарь Эмиль Рихтерих (Emil Richterich) основал конфетную фабрику (Confiseriefabrik Richterich & Compagnie), где разработал рецепт своего знаменитого травяного сахара (Kraeuterzucker) и одновременно основу для всемирного успеха Ricola AG. Семейное производство выросло в многомиллионную компанию, которая сегодня представлена в более, чем 50-ти странах мира, где формируется около 90% ее доходов.

Ежегодно Ricola производит около 6 млрд. леденцов и перерабатывает 1400 тонн свежих трав. Возможно, даже больше. В частности, в Азии и в Восточной Европе, где ценят целебную силу трав, Ricola особенно популярна. Почему? Потому что в сознании потребилетей эти конфеты прочно связаны с травами со швейцарских альпийских лугов. Мы учитываем особенности рынка, говорит Надя Лутц, сотрудник по связям с общественностью фирмы Ricola: «В США мы позиционируем наши конфеты как средство от кашля, а не сладости. В Азии же наши конфеты есть элемент местного образа жизни».

Превзойти местные аналоги

Ricola — хороший пример того, что Швейцария за границей может превзойти по качеству местные аналоги так же, как это произошло с сыром и шоколадом. Хотя это типичные «клише-продукты», олицетворяющие для многих саму Швейцарию, по-прежнему играют важную роль в швейцарском экспорте, на деле поддерживая высокую репутацию страны. Кембриджский экономист Ха Чжун Чан объяснил успех шоколада «признанием швейцарского духа изобретательства и стремления к совершенству».национальный характер

И швейцарская федерация шоколада (Verband Chocosuisse) может быть вполне удовлетворена объемами экспорта. В 2015 г. он вырос на 1,4 %, до 117,031 тонн. Крупнейшими клиентами остаются Германия, Великобритания и Франция. В то время как в Швейцарии объемы потребления шоколада с каждым годом уменьшаются, в Японии, Сингапуре, Австралии и Объединенных Арабских Эмиратах уже в течение многих лет наблюдается обратная тенденция – увеличение потребления шоколада.

Не удивительно, что производитель традиционных шоколадных вафель Kaegi в 2011 г. открыл свои представительства в Гонконге и Дубае. На сегодняшний день, Kaegi Soehne AG поставляет свои шоколадные вафли Kaegi-fret почти в 30 стран мира, экспортируя около половины объема выпускаемой продукции за рубеж.

А началось все в 1955 г. с создания фирмы, поставляющей вафли Kaegi с местечка Лихтенштайг (кантон Сент-Галлен) в Лос-Анжелос. Импортер Фред Хуббз не только привез эту новинку в Америку, но и привлек там к рекламе знаменитостей, которым предлагал попробовать плитки шоколадных вафель. Согласно преданию, при встрече с иконой Голливуда Мэрилин Монро Хуббз, показав ей ригель Kaegi-fret, спросил: «Do you have it?» Та в свою очередь поинтересовалась: «What, cigarettes?» И тут же сказала: «No, this Swiss-fret!»

Средство от ностальгии

ParijДля цюрихской оперной певицы Ноэми Надельман шоколад является частью дома на чужбине. В силу своей профессии она постоянно находится в разьездах, но, покидая Швейцарию, всегда берет с собой шоколад и печенье. «У меня всегда много ручной клади», — говорит она, смеясь. Гастрономическое удовольствие помогает справиться с ностальгией и тоске по семье. Потому что шоколад вызывает воспоминания: как она со своими бабушкой и дедушкой выезжали на природу, прихватывая с собой шоколад и хлеб. Или ощущение счастья, когда мама ей давала ригель Ragusa. «Дом становится не так далеко».

Производителю кондитерских изделий Kambly также удалось из семейного бизнеса вырасти в крупного экспортера своей продукции за рубеж: небольшая пекарня в Эмментале, основанная в 1906 г., сегодня позиционирует себя как ведущий экспортер печенья Швейцарии. Около 50% объема продаж производится за рубежом — во Франции, Саудовской Аравии, Бразилии, Малайзии, Канаде и еще 45 странах мира.

Редкий деликатесс

Уже долгое время надежной статьей экпорта является сыр. Тем не менее, баланс отрасли в 2015 г. не порадовал. Несмотря на то, что объем продаж за границу сыра составил 68 459 тонн, то есть на 204 тонны больше, чем в предыдущем году, три верхние статьи экспорта сыра — Эмменталь, Грюйер и Аппенцелль — понесли убытки. Виной тому стало повышение цен в связи с отменой фиксированного курса евро.

shweycarskiy-sirВажным торговым партнером остается Европа — около 80% от объема экпорта сыра поставляется в основном в соседние страны. В Австралии швейцарский сыр является достаточно редким деликатесом. Цена сыра Аппенцелль в супермаркетах Сиднея просто шокирует швейцарца и не только — 128 долларов за килограмм. Но и привезти сыр с собой, как шоколад или печенье не получится – ввоз молочных продуктов в Австралию запрещен для туристов.

Если сыр завоевывает рынки других стран своим особым вкусом, то другие производители продутов питания Швейцарии ориентируются на местные предпочтения потребителей, тем самым успешно преодолевая границы. Так, Rivella представлена в Нидерландах во всем ассортименте исключительно ввиду низкой калорийности напитка. Rivella Blau была лансирована как напиток для диабетиков сначала в Нидерландах, и только через год — в Швейцарии. Rivella Cranberry позволяет голландцам насладиться клюквенным напитком, который не производится в этой стране.

От «Ovomaltine» к «Ovaltine»

Также Ovomaltine адаптирует свою продукцию с учетом местных потребительских предпочтений. По всему миру насчитывается более 30 рецептов, только в Таиланде их 8, в том числе один с добавлением сои. Поэтому самый высокий показатель потребления Ovomaltine на душу населения зафиксирован не только в Швейцарии, но также и в Таиланде.

Помимо основного производства Ovomaltine для европейского рынка, находящегося в бернском Ноейенэгге (Neuenegg), фирма Wander имеет по миру три дочерние компании, ориентированные на разные регионы. Уже за пределами Швейцарии Ovomaltine содержит рафинированный сахар и слаще на вкус, чем тот, что стоит на прилавках швейцарских супермаркетов. Там, где привыкли делать напиток, заливая смесь водой вместо молока, в состав Ovomaltine также добавляют молочный порошок. И тому, что Ovomaltine во многих странах называют Ovaltine, есть простая причина: его легче произнести, вот и Вандер адаптировал название продукта для английского рынка.

Светлана Александрова Линс

В работе над этим материалом была использована статья  N. Bollinger «Gefragt: Schweizer Exportschlager» Coopzeitung No 29, 2016, S. 17-20.  

______________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/mentalitet/za-morem/sdelano-v-shvejcarii.html ‎

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Оставить комментарий