Чудо, которое под силу каждому

podarki

«Чрезвычайное праздничное положение»

Зимние праздники… В каком бы сочетании и последовательности они ни проходили, какими бы ритуалами и обрядами они ни сопровождались, как бы не были далеки их культурные истоки и смыслы от каждого из нас (а иногда, что греха таить, и вообще, неведомы), при всем многообразии их символов (звезды, елки, вертепы, ангелочки, олени и деды морозы), одно в них остается общим и неизменным – подарки.

И все мы ежегодно и с завидным постоянством украшаем наши дома и офисы елками, венками, свечами и прочим праздничным декором. И загодя начинаем ломать голову над списком подарков, тратя уйму времени в торговых центрах и изучая каталоги интернет-магазинов. Почему мы все это проделываем? Чем вызывается в нас это ежегодное предпраздничное «безумие»?

«Вознаграждение! И ничего более», — утверждают нейробиологи, группа исследователей Боннского университета под руководством Кристиана Элгера (Cristian Elger), занимающаяся изучением того, чтО происходит в наших головах, когда мы смотрим рекламу моющих средств, сексуально возбуждаемся или чувствуем себя обделенными.

Взгляните на типичную рождественскую картинку: свечение золотых огней в темноте, холодное время года, горы шоколада и выпечки, к тому же глинтвейн и конечно картинно упакованные подарки под елкой. «Чтобы помочь избавиться от уныния и почувствовать себя счастливыми, мы также можем всем раздать кокаин, — провокационно заявляет Элгер. – Конечно, я это никому не советую, так как в конечном счете я врач. Но вся эта рождественская суматоха в наших головах есть не что иное как наркотическое опьянение». Проще говоря, перспектива сильного всплеска приятных ощущений оживляет всех нас, ввергая целые континенты в «чрезвычайное праздничное положение».

Ах, как прекрасно все это пережить заново!

Могут ли зимние праздники сделать миллионы людей счастливыми, а не только вымотать, отяжелить несколькими килограммами веса и опустошить их кошельки? По меньше мере, они, эти праздники, сулят надежду на счастливые моменты. Быть может, в этот вечер опять, как это было в детстве, трепетно забьется сердце. Именно этим нас влечет к себе «золотая пыль» праздников, принося нам (а точнее, нашему мозгу) удовольствие от всплывающих в памяти трогательных образов прошлого. Ах, как прекрасно все это пережить заново!

Мы так устроены, что любое наше действие сопровождается хотя бы слабой надеждой, подспудно теплящейся в душе, что станет так хорошо, как это было прежде. И, само собой разумеется, мы ожидаем справедливого вознаграждения за свои деяния. «Ты ведь замечательно себя вел?» — спрашивает Дед Мороз, опираясь на посох и опуская на пол мешок с подарками. Мы уже с малолетства вовлечены в эту вековую игру с вознаграждением за послушание и наказанием за шалости. Никто не будет рисковать, имея в перспективе награду, что закрепляется в нашем сознании и на будущее, на этой программе строится и вся дальнейшая «взрослая» жизнь.

Практически все религии зиждятся на этой вере — теперь это очевидно для психологов и нейробиологов так же, как аминь на рождественском богослужении. По-научному это называется «вознаграждением», в просторечии — удачей. Поэтому мы жаждем праздника, мы его ждем с нетерпением, несмотря на весь стресс, который сопровождает нас в его приготовлениях, и последующее за ним разочарование.

Но, несмотря на постоянное нытье о потребительском терроре и старомодной сентиментальности, мало кто согласится расстаться с рождественскими праздниками. Например, в Германии, согласно недавнему опросу, на это пошли бы только 4% немцев: им не нужна елка, от которой все жилище в иголках, и вся эта приторная чепуха рекламы, от которой в магазинах в предрождественские дни уши «расцетают», также как и вездесущие Деды Морозы.

Альтруизм или скрытая выгода?

Но даже эта очень немногочисленная группа «противников» рождественских ритуалов остается верной одому из них, продолжая готовить подарки родным и близким. Они признаются в том, что им приносит ни с чем несравнимое удовольствие выбирать и дарить подарки. Хочется в это верить, но все же интересно, что думают по этому поводу нейробиоги, психологи, а также экономисты и антропологи: почему «безвозмездное дарение» приносит столько счастья? Ведь те, кто дарит не получают взамен ничего материального, и к тому же пустеют их кошельки?

Это признание по поводу радости дарения уже давно является предметом серьезного изучения очень разных научных дисциплин: альтруизм ли это на самом деле или есть какая-то скрытая выгода? Да, есть, отвечают ученые: прежде всего мы отдаем другим вместе с подарком нечто такое, что позволяет нам завязывать новые контакты и укреплять уже существующие.

Известный американский антрополог Лаура Боханнан в свое время описала этот социальный механизм на примере племени Тив, проживающем в Нигерии: не успела американка появиться в деревне, как к ней зачастили односельчане с маленькими подарками – мешочком кукурузы или гороха, курицей или несколькими помидорами. Не потому, что новая жительница голодала – тем самым к ней было проявлено внимание, и она была вовлечена в невидимую живую сеть – деревенское сообщество. Выяснилось, что женщины этого племени ежедневно обносили всех сельчан маленькими подарками. Ничего особенного не приносили, и все подарки были отнюдь не равноценные, но они так или иначе «обязывали» их получателя. Так исследовательница уяснила себе одно из основных правил деревни – постоянный обмен вниманием. При этом всегда должна быть хоть маленькая, но разница в том, что человек отдал и что получил.

Причем, этот ритуал не ограничивался лишь натуральным обменом. Подарок мог быть в виде пары монеток – дарить деньги не является постыдным в этом племени (как это считается у нас, что де не было затрачено усилий на поиск подарка или же проявлена фантазия). Важно, что сам подарок есть повод для встречи, улыбки и общения. И то, что ритуал обмена подарками не ограничен только кругом родственников и друзей, в распространяется на все племя Тив. В этом, собственно, его ценность. И этот «общественный капитал» в конечном итоге приносит всем соплеменникам одинаково высокую прибыль. Ведь, несмотря на то, что в «социальный капитал» приходится вкладывать собственные финансовые вложения, они в конце концов возвращаются каждому от всех членов племени. Плюс доверие и прочные социальные связи.

Эти чувства придают смысл нашему существованию

Для того, чтобы чувствовать себя счастливым, получая максимум гормонов «вознаграждения», вырабатываемых нашим мозгом, нам не нужно сильно расширять свое окружение. Важно, чтобы в нем были те, к кому мы неравнодушны. Тогда можно создать такой круг, в котором каждый его член найдет свое особое место и будет также извлекать для себя прибыль от социальных контактов, в том числе и эмоциональную. Социальный обмен функционирует лишь тогда, когда все участники сообщества его поддерживают.

Мы – существа социальные. Даже «суперсоциальные», как утверждают ученые. Именно поэтому мы в состоянии завязывать социальные связи на основе доверия и недоверия, создавая огромные сообщества, в которых люди друг с другом незнакомы даже заочно. В том числе и интернет-сообщества, причем, не только такие гигантские, как Фейсбук или Твиттер, но и более камерные, как наш журнал, например. И конечно, же и в интернет-сообществах есть подарки. Иначе, что же нас так прочно к ним привязывает?

Уже с первых дней жизни мы очень сильно завязаны на других людях, членах семьи. Нам требуется стабильное окружение, которое создает не только условия для физического выживания и безопасности (что жизненно важно особенно в детстве), но и дает душевную теплоту и любовь, возникающую в общении с близкими. Именно эти чувства придают смысл нашему существованию.

К счастью, есть подарки

И огромную роль в этом играют традиции и праздники, как, например, новогодние, на которых мы все вырастаем. Они остаются в нашем сознании вечными символами счастья и семейных радостей. Именно поэтому нарядные хвойные красавицы и блестящая мишура гирлянд проникают повсюду, включая холодные деловые офисы и конференц-залы. А рождественские базары являются не только предпраздничными атрибутами деревень, но и разбиваются на правительственных площадях, рядом с бизнес-центрами.

Подарки – прекрасная возможность получить море удовольствия, расширяя и укрепляя свои социальные связи. В этом свете зимние праздники видятся как «время подарков», а не так эпидемия или коньюнктурная уловка потребительской индустрии. Это – настоящий счастливый случай, который возникает в зависимости от того, с каким чувством мы дарим.

Дарите от души, не думая о потерях и компенсации. Проявите внимание, и Вашим подарком будете Вы сами.

Счастья Вам в Новом году,

Светлана Александрова Линс

В работе на этим материалом была использована статья «Zum Glück gibt es Geschenke!», журнал «Штерн», № 52, 2012
_________________________________
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/obmen/novosti/chudo-kotoroe-pod-silu-kazhdomu.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Оставить комментарий