Где пролегает творческая жилка?

tvorchestvo

Фото: kenancanol.com

Творчество является, пожалуй, самой большой уловкой человеческого мозга. И самой трудно поддающейся исследованию. И все же, что удалось выяснить ученым и каковы их рекомендации по развитию творческих способностей.

«Неподдающиеся»

Способность генерировать творческие идеи, вероятно, — самая загадочная из «игр» человеческого мозга. Исследователи со всего мира пытаются отыскать в нем творческую «жилку». Творчество, согласно устоявшемуся определению, предполагает, что идея должна быть новой, полезной и неожиданной. Если бы узнать, как мозг вырабатывает такие идеи, можно было бы искусственно стимулировать его к творчеству. Небольшой электрический импульс в соответствующих нервных клетках, и самые сложные проблемы человечества решены. Или можно было бы научить творчеству компьютеры. И граница между мозгом и искусственным разумом бы стерлась.

Но все это дела будущего. А сегодня, несмотря на то, какую жизненно важную роль играет эта уловка мозга для создания нового, для культуры и прогресса, о природе способности к творчеству мы знаем удивительно мало. Ведь сам творческий процесс достаточно сложно зафиксировать исследователю мозга. Он же не может во время проведения магнитно-резонансной томографии попросить добровольцев начать творчески мыслить. По заказу муза может и не посетить. Да и не ясно, как измерять величие идей.

Поэтому ученые применяют различные тесты для того, чтобы избежать прямой запрос на творчество. Так, например, тест «Альтернативное использование», разработан американским психологом Дж П. Гилфордом в 1950-х гг. Он предлагает испытуемому в течение короткого промежутка времени придумать как можно больше применений для того или иного предмета, скрепке, скажем, или кирпичу. Оценка творческих способностей выводится по количеству и оригинальности выданных идей. Этот тест используется и по сей день для выявления степени креативности. В некоторых случаях одновременно проводится сканнирование мозга для измерения активности его зон во время тестирования. И далее сравнивают полученные результаты в попытках разгадать таинство творчества.

Хотя этот тест, обычно используемый для измерения креативности, на самом деле выявляет лишь уровень так называемого «дивергентного мышления», обеспечивающего различные решения той или иной проблемы. «Конвергентное мышление» (или линейное), с другой стороны, следует определенным правилам, предполагает логически обоснованный «правильный» ответ на вопрос.

«Творчество – это отнюдь не магия»

Этот тест был хорошим началом для изучения такого сложного явления, как творчество, пишет Арне Дитрих, психолог из Американского университета в Бейруте (Ливан) в своей новой книге «Как творчество возникает в мозге» (Arne Dietrich «How Creativity Happens in the Brain», Palgrave Macmillan, 2015). Проблема в том, что исследования не продвигаются дальше этой отправной точки. До сих пор исследования творчества оставляют много вопросов, как то, почему дивергентное мышление может привести к банальной идее, а конвергентное, наоброт — к оригинальной?

В этой книге Дитрих затрагивает самую спорную область изучения творчества. «Рассмотрение творчества как активности определенных зон мозга не позволяет выяснить, как возникает творческая мысль», — утверждает ученый. Каждый исследователь лишь несколько изменяет эксперимент, уточняя, что в творческом процессе задействован еще один участок мозга. И так уже перебрали почти все от коры головного мозга до мозжечка. Задаваться вопросом, где расположена креативность, то же самое, как вопрошать, где рождаются идеи, говорит Дитрих. В мозгу, конечно! Нужно этого «зверя», как он называет творчество, разобрать на как можно мелкие части, чтобы появилась возможность понять, как возникает творческая идея.

«Творчество – это отнюдь не магия», — вторит ему нейропсихолог Рекс Юнг из университета Нью-Мексико. «Это сложное явление, состоящее из множества отдельных процессов, в котором, вероятно, задействован весь мозг». Хотя усилия по изучению феномена творчества он не критикует столь резко, как Дитрих. «Конечно, хотелось бы понять, как каждая отдельная нервная клетка связывается с другими, чтобы произвести творческую мысль. Но это пока не получается». Нужны эксперименты на более тонком уровне.

Рекс Юнг полагает, что секрет возникновения творческих идей заключен во взаимодействии различных нейронных сетей. Одна из них — так называемая «стандартная сеть». Под ней понимается группа нейронов, которые расположены в различных участках головного мозга и активируются сами по себе, без всякого воздействия на них. В частности, когда мы «заглядываем внутрь себя», мечтая или строя планы на будущее, эта сеть активируется. При переключении внимания на внешние раздражители, активность этой сети угасает, и вступают в работу другие области мозга. Эта сеть является частью так называемой «сети когнитивного контроля».

Взаимодействие этих двух нейронных сетей оказалось в фокусе научных исследований творчества. В дополнение к ним в момент творчества в мозге одновременно осуществляется еще несколько процессов. Так, например, у музыканта в оркестре: оценка внешнего стимула, целесообразная и, конечно, творческая реакция, проверка реакции и удержание внимания на том, что делают другие участники коллектива. И это схоже с тренировкой мышц: мозг музыканта, осуществляя контроль тонкой моторики освоенного им музыкального инструмента и музыкальных элементов в течение многих лет, способен мгновенно подобрать ритм и тональность, и свободно сочетать их.

Так навык облегчает творческий процесс. И позволяет вовлекать в него различные нейронные сети мозга. Например, исследователи из Каролинского института в Стокгольме смогли определить, что у музыкантов, не имеющих большого опыта импровизации, не задействованы некоторые области мозга, связанные с мониторингом ситуации во время игры, как это фиксируется у ассов импровизации. Кроме того, перекрестные связи различных нейронных сетей у последних оказались более прочными, что облегчает поиск последовательности движений, сохраненных в долговременной памяти. Тренировка также изменяет сам характер взаимодействия нейронных сетей мозга, что снижает автоматизм за счет повышения сознательного контроля. То есть за счет задействования стандартной нейронной сети увеличивается не только общий потенциал мозга, но и его творческий запал. Творчество — не только, но и тренировка. Гениальная идея не сваливается случайно на голову, но приходит в нее только тогда, когда мозг приобрел соответствующие инструменты.

Метод проб и ошибок

То, что у опытных импровизоторов активны области мозга, которые отвечают за когнитивные процессы и управление моторикой, показал целый ряд исследований. Как полагает Рекс Юнг, это объясняет, что творческая идея селектируется методом проб и ошибок. Очевидно, что далеко не все спонтанные идеи оригинальны и хороши, поэтому в мозге, согласно Юнгу, есть области, отвечающие за проверку и отбор идей. И между страндартной нейронной сетью и этими контролирующими областями могза поддерживается постоянная связь до момента нахождения нужного решения.

В отличие от многих своих коллег, Юнг, исследуя роль страндартной нейронной сети, концентрируется не на активности мозга, то есть на том, какие именно нервные клетки оказываются задействованы, но анализирует плотность и размеры структур головного мозга. Так, он со своими коллегами обнаружил, что у творческих людей некоторые зоны этих сетей сильно развиты, а некоторые — недоразвиты. В частности, у участников тестирования уровня дивергентного мышления, получивших лучшие результаты, было меньше серого и белого вещества в определенных местах лобной доли. Серое вещество состоит в основном из нервных клеток, белое – из длинных соединительных кабелей, осуществляющих взаимосвязь различных областей мозга. «Мы полагаем, что меньшее количество серого и белого веществ в этих регионах означает низкий сознательный контроль. Что обеспечивает более свободный поток информации», — объясняет Юнг. Кроме того, было выявлено, что у испытуемых с высокими творческими способностями в областях мозга, отвечающих за планы на будущее – в стандартной нейронной сети – серого вещества больше обычного. То есть гораздо более развита когнитивная сеть и слабее контролирующая. Юнг подчеркивает, однако, что эти исследования затронули только часть творческого процесса, а именно дивергентное мышление, отвечающее за генерирование новых идей.

Сознательное и бессознательное

В принципе, процесс формирования творческой идеи сродни поиску решения проблемы. Разница между ними может быть исключительно в критериях оценки выбора лучшего решения из широкого спектра возможностей. Как то, насколько это решение кажется очевидным или неожиданным.

Это также связано с тем, насколько бессознательно происходит отбор решений, говорит Дитрих. Сознательный поиск решения проблемы, вероятно, обусловлен повышением когнитивных функций, то есть взаимосвязей в лобной доле коры головного мозга. Эта область мозга как командный центр управления собирает и обрабатывает всю релевантную информацию из других областей мозга для того, чтобы прийти к решению. Этот вид творческого мышления является очень эффективным, поскольку генерирует интеллектуальные прогнозы. Но при этом сильно ограничивается само окно поиска, так как отсортировывается все то, что расценивается как не нужное. В итоге высока вероятность того, что решение будет выражено в ожидаемой идее, хотя это будет что-то новое и удивительное.

Неожиданные же решения возникают тогда, когда командный центр управления берет перерыв, прогнозы получаются гораздо более грубыми и окно поиска, таким образом, увеличивается. В повседневной жизни, возможно, многим знакомы такие случаи, когда, несмотря на все потуги мозга, не находишь решения проблемы. Пока не сделаешь перерыв, отвлечешься на кофе с коллегами, или просто понаблюдаешь за жизнью за окном, и решение внезапно озарит, потому что мозг еще не включился на контроль.

Поэтому вопрос, как облегчить предпринимателям доступ к творческим идеям, или, иными словами, обрести соответствующий навык, в постиндустриальную эпоху становится вызовом современности. «Давление времени обычно слишком велико, когда речь заходит о том, чтобы положить творческую идею на стол», — говорит Юрг Кастер, руководитель Цюрихского Института повышения квалификации менеджеров (Zuercher Institut BWI Management Weiterbildung). Не случайно в таких компаниях, как Гугл специально отводятся помещения, где можно отвлечься от решения проблемы и поиграть, например, в настольный теннис.

Исходя, из этого Дитрих, в отличие от Юнга не разделяет так строго функции стандартной и контролирующей нейросетей, когда первая сеть отвечает за поиск и генерирование идей, а вторая – за их отбор. Дитрих убежден, что обе системы заняты и тем, и другим. Разница может состоять в том, что сеть контроля связана с сознательной деятельностью, а стандартная — с бессознательным поиском.

Что способствует творчеству

Но, как говорит Дихрих, на данный момент наука не в состоянии с достаточной достоверностью указать, где именно скрывается этот «зверь» — творчество, то есть описать исходные элементы мозга, отвечающие за процессы генерации новых идей и их отбора. Ученым еще предстоит выяснить, возникает ли творческая мысль на основе универсальных мыслительных процессов, и как взаимодействие отдельных нервных клеток может привести к творческому решению.

А пока, чтобы развить свои творческие способности, ничего другого не остается, как тренировать свой мозг и предаваться мечтаниям в моменты отдыха. И не повредит избавиться от мышления привычными шаблонами. В первую очередь, научиться воспринимать провал как совершенно нормальную часть творческого процесса. Ведь ошибки в творчестве могут оказаться «золотыми». И конечно же, как сказал один художник, постараться сохранить в себе детскую тягу к игре, которая сама по себе есть творчество в его первозданном виде.

Светлана Александрова Линс

В работе над этим материалом была использована статья A. Jacobs «Jaeger der Geistesblitze», Neue Zuercher Zeitung, 23.10.2015

___________________________________________________________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/obmen/novosti/gde-prolegaet-tvorcheskaya-zhilka.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Оставить комментарий