Искусство сообщать плохие новости

Jalid-Sehouli- schlechte-Nachrichten

В своей новой книге «Об искусстве сообщения плохих новостей» профессор, доктор медицины Джалид Сехули (Jalid Sehouli) показывает, насколько ценным, действительно жизненно важным для нас, людей, является умение открыто и сопереживая сообщить о сложных, иногда трагических вещах.

Остаться человеком в любой ситуации

Наверное нет такого человека, который хотя бы раз в жизни не столкнулся со стрессом, а иногда и шоком, когда ему предстояло сообщить нечто тяжелое кому-либо, или же самому получить страшную весть. Этот опыт, увы, не остается бесследным, отпечатывается негативом в памяти не только на уровне переработки словесной информации, но и на уровне памяти тела. К тому же для многих это очень трудно — сообщать плохие новости, выражая при этом сочуствие и эмоциональную поддержку. Часто люди не имеют досточных знаний и навыков, не осознают, насколько грамотно выстроенное общение может облегчить ситуацию, помогая адресату принять удар судьбы.

В моей жизни тоже был такой опыт, я его описала в главе «Остановись, мгновенье…» книги «Сыр в шоколаде…», когда сухой и бессердечный отчет врача, сообщившего моей подруге безнадежный диагноз, – «Не поддается лечению» без подготовки, без помощи, не глядя на нее, практически выбил ее жизни. Не только ее саму, но и всех родственников и близких пробил шок. Моя подруга прожила еще 8 месяцев после того, как ее отказались лечить, но этот период был отравлен и фактически вычеркнут из жизни. Она провела почти 3 месяца в психоневрологической клинике, была в полном отчаянии, безутешна и безучастна.

Поэтому новая книга профессора, доктора медицины Джалида Сехули «Об искусстве сообщения плохих новостей» («Von der Kunst, schlechte Nachrichten gut zu ueberbringen», Muenchen, Koesel-Verlag, 2018) вызвала у меня огромный интерес и произвела сильное впечатление. Автор показывает в ней, что горестные сообщения могут передаваться по-человечески. Гинеколог и онколог, директор департамента гинекологии в берлинской клинике Charité, один из ведущих в мире специалистов в области раковых заболеваний, Сехули — человек, который умеет оставаться человеком в любых ситуациях. Он убежден в том, что чувства важны в клинической работе и показывает, как можно эффективно управлять тяжелой для восприятия информацией даже при самых сложных обстоятельствах. В общении с пациентами и родственниками он считает жизненно важным выражение участия, открытость и сострадание в повседневной больничной жизни.

Вести трудные дискуссии гуманным образом

Сехули делает акцент на общении от сердца к сердцу, позволяя проявить чувства, что на самом деле является глубоко человеческими способностями. Тем не менее, практика показывает, что врачи часто не обладают необходимой компетентностью для передачи удручающей информации тяжелобольным пациентам и их родственникам. Сехули пытается донести до читателей свои знания, а также свой богатый и достаточно непростой опыт, чутко и с большим тактом. Кстати, посыл Сехули, который в какой-то степени можно рассмотреть как откровение, легко переносится во многие другие сферы жизни.

Будучи врачом и специалистом по раковым заболеваниям, ему постоянно приходится вести тяжелые разговоры с пациентами. И в своей книге он стремится дать четкие рекомендации будущим врачам и убедительно демонстрирует шаги, необходимые для грамотного, психологически выверенного ведения трудных дискуссий гуманным образом — от выбора подходящего момента до подготовки времени к такому разговору.

В книге также приводится опыт проведения специальных курсов в берлинской клинике Charité, на которых врачей обучают навыкам передачи плохих новостей с эмпатией. Здесь дают не только скрупулезные инструкции на этот счет, но и проводятся ролевые игры.

Сехули уже несколько лет проводит такие семинары. Пациентов изображают актеры, а врачи учатся сообщать «плохие новости». Очень важно, говорит Сехули, хорошо подготовиться к разговору с пациентом. Недопустимо читать результаты обследования у постели больного. Суть сообщения должна быть понятна для пациента и понята им, релятивизация неуместна. И, наконец, важно не оставлять пациента один на один со страшной вестью. А остаться рядом с ним, излучая спокойствие. Выдержать паузу, а потом задавать открытые вопросы, переведя диалог на разумные последующие шаги. Адресат в итоге не должен быть парализован сообщением.

Будни онкологической клиники

В дополнение к полезным рекомендациям, Сехули рассказывает трогательные истории о нелегких буднях онкологической клиники, которые читаются как проникновенная проза. Среди них – совсем невероятные, как о Хильде, пережившей 115 терапий. Или об одной красивой девушке, которая в качестве последнего желания в конце своей жизни захотела посетить рок-концерт, и Сехули помог ей в этом. В своих историях ему удается передать, насколько значимы эмпатически ориентированные беседы с пациентами в сложных жизненных ситуациях.

А началось все с того, что будучи молодым врачом он наблюдал в клинике такую игру, которая, которая тогда была для него чужда и непонятна. Там лежала 33-летняя женщина, у нее был рак молочной железы, и метастазы захватили легкие и печень. Она рассказывала всем: «Когда я выздоровлю и у меня снова вырастут красивые волосы, я выйду замуж в часовне!». Врачи знали, что нет никаких шансов на выздоровление. Но они ей подыгрывали: «Тогда мы все хором будем петь на этой свадьбе!», — говорил главврач. И женщина вышла замуж за несколько дней до своей смерти в больнице. Очень слабая. Лысая. Желтушная.

Сехули решил учиться на этом примере. Сегодня, 20 лет спустя, он является директором этой гинекологической клиники и ведущим хирургом, где начал свою карьеру. Пациенты сюда приезжают издалека. Со сложными диагнозами, и неудачным опытом лечения у ряда других врачей. Сехули открыт и не скрывает правду. Неизлечимо. Смертельный исход. Смерть — это то, о чем идет речь в большинстве его разговоров с пациентами. «Большинство пациентов тоже этого хотят, — говорит он, — чего нельзя недооценивать».

Врачи не обучены навыкам эмпатического общения

По оценкам, врач в течение своей профессиональной жизни проводит около 200-х разговоров с пациентами и их родственниками — насколько успешны эти разговоры, часто вопрос везения. Увы, врачи не обучены навыкам эмпатического общения, у них нет образцов для подражания, и ни в коем случае ни один хороший хирург не обладает врожденной душевной чуткостью к другим. Сехули стремится помочь улучшить контакты врача с пациентом, особенно когда дело касается диагнозов, которые у пациентов могут вызвать серьезный шок.

То, как люди справляются с этим, во многом зависит от того, как они их сопровождают с самого начала, в том числе и врачей. Сехули часто сталкивался с тем, что некоторые его коллеги передоверяли своим помощникам сообщить пациентам «плохие новости». Другие же просто сухо информируют пациента о неутешительном диагнозе и ретируются – дальше о душевном состоянии пациентов должен заботиться психолог. Некоторых врачей раздражает сама необходимость таких разговоров с пациентами, потому что они боятся их гнева и горя, вопросов, на которые нет простого ответа.

Интересно то, что сам Сехули в юности пережил опыт «плохих новостей», переданных бездушно и беспощадно, и смог справиться с этим самостоятельно. Сын марокканских гастарбайтеров, родившийся в 1968 году в Берлине, — его мать не могла ни читать, ни писать, Сехули практически не имел шансов стать врачом. Ему пришлось сначала поступить в реальное училище, затем он вернулся в гимназию, однако оценки в его выпускном табеле были далеки от требуемых для медицинского вуза. Учитель скупо вынес свой вердикт:«Медицинская профессия не для вас». И Сехули начал свою карьеру с медбрата, приняв участие в конкурсе — и получил учебное место. Ему нравится посыл: вы можете так много сделать, даже если условия удручают.

«Что для Вас важно? Для чего Вы хотите жить?»

Он не боится, что связь с пациентом окажется слишком плотной, когда он сочувствует ему. И удивляется по поводу страхов с других врачей перед эмпатическим контактом с пациентом. Что же тогда говорить о страхах самих пациентов?

На вопрос корреспондента немецкого журнала «Штерн», адресованный Сехули «Что Вы отвечаете, когда кто-то спрашивает, как долго мне жить, господин Сехули?», тот отвечает: «Я — ученый на 100%. Но статистика легко вводит в заблуждение. Если 95% пациентов, у которых был тяжелый рецидив, отвоевывают полгода жизни, а 5% — пять лет, то это на самом деле ничего не означает. Мы не знаем, к какой группе относится именно этот пациент». Сехули ни от кого не скрывает эту статистику, но как можно скорее уводит разговор от этих цифр, предпочитая услышать от пациента ответы на свои вопросы: «Что для Вас важно? Для чего Вы хотите жить?»

Если пациентка отвечает: «Я хочу дожить до того момента, когда мой сын окончит среднюю школу!» Он отвечает: «Да, это получится». Или: «Это может быть трудно. Какой более короткий этап Вы могли бы наметить для начала?» Еще один вопрос, который мучает пациентов: «Что я скажу своим детям?». Сехули приводит совсем недавний случай, когда женщина рассказала ему о своей 22-летней дочери, с которой у нее тесная эмоциональная связь. И матери не хотелось сообщать дочери о раке. Сохули же ответил так:«Именно потому, что у Вас такая тесная связь, очень жаль, если Ваша дочь не узнает о Вашем диагнозе.»

Книга захватывает необычными историями и поучительными примерами, оказываясь важным методическим пособием для тех, кто хочет обрести навык передавать передавать плохие новости с эмпатией. И эти знания и умения необходимы не только врачам, но и работникам полиции, службы спасения и так далее.

Светлана Александрова Линс

________________________________________________________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/obmen/novosti/iskusstvo-soobshhat-ploxie-novosti.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Оставить комментарий