«Люди – обучающиеся машины»

vne-chelovecheskoy-naturi-kak-kultura-i-opit-delaut-nas-takimi-kakie-mi-est

В обществе все еще доминирует мнение, что мы, люди, появляемся на свет с врожденным пониманием мира. Его опровергает американский философ Йесс Принц (Jesse Prinz) утверждая, что многие из наших «врожденных» способностей — фактически результат культуры, в которой мы живем. Этот тезис ученый подробно раскрывает в своей новой книге «Вне человеческой натуры: Как культура и опыт делают нас такими, какие мы есть» (Beyond Human Nature: How culture and experience make us who we are), выпущенной в свет британским издательством Allen Lane в январе сего года.
jess-prinz

Йесс Принц – профессор философии City University (Нью-Йорк), выдающийся ученый, пионер в области экспериментальной философии, обобщающей достижения антропологии, когнитивистики и других эмпирических наук, занимающихся изучением умственных способностей.

 

 

Природа или воспитание?

При этом ученый нисколько не умаляет роль биологического начала в определении природы человека. Как и не относит себя к участникам извечного спора о примате врожденных и привитых навыков поведения, справедливо полагая, что противопоставление природы и воспитания – непродуктивный путь познания человека. Истина, памятует он, всегда пролегает посередине. В то же время, в научной литературе роль воспитания, по мнению ученого, определена некорректно, особенно в той ее части, которая рассчитана на широкую читательскую аудиторию. Так, в популярных изданиях транслируется представление о жесткой биологической определенности человеческой натуры. А ведь, самой интересной из человеческих особенностей, замечает Йесс Принц, является наша «пластичность», гибкость.

Наглядным примером таких научных натяжек является представление, что уже младенцы много знают о том, как организован мир. Эта тема не сходит со страниц периодических изданий. Но все публикации отражают поведенческие навыки младенцев в возрасте 3-х месяцев, полугода или года. При проверке же наличия такого поведения у новорожденных, эти способности не проявляются. Это уже наталкивает на мысль, что имеет место изучение ребенком окружающего мира.

Малыш постигает мир через физический контакт с предметами вокруг себя, его знания происходят из вещей, которые постоянно доступны его чувствам. Но вместе с тем, замечает ученый, мы действительно нуждаемся в ощущении «врожденности», чтобы объяснить, почему мы уже в совсем раннем возрасте знаем, что, если ставим свою чашку на стол, она не будет проваливаться через стол и пол. Как утверждает ученый, младенцы имеют предрасположенность к тому, чтобы обнаружить основные физические факты о мире посредством изучения окружающей их среды.

Мы рождены с гендерными предпочтениями?

Касательно распространенного мнения о том, что мальчики и девочки рождаются со склонностями к определенным видам игрушек или действий, Йесс Принц высказывается следующим образом: «Нелепо выдвигать аргументом «врожденного» предпочтения девочками розового то, что в обществе они стремятся носить одежду этого цвета. Относительно игрушек, мы оказывается под огромным давлением со стороны окружающего мира к принятию господствующих в нем культурных норм. И этого невозможно избежать. Девочка, не привыкшая играть традиционными для ее пола игрушками, как правило, оказывается в групповой изоляции. Но подобные явления не могут быть приняты в качестве доказательств врожденности».

Да, в 2002 году проводилось исследование на обезьянах в попытке установить врожденные гендерные предпочтения. Было показало, что самкам нравится играть с кастрюлями и куклами, тогда как самцы предпочитали грузовики и шары. Но, по мнению Йесса Принца, основания для выводов, на которые опирались исследователи в ходе данного эксперимента, достаточно слабы.

Так ли естественно «естественное право»?

Интересны размышления Йесса Принца и по поводу того, почему зачастую те или иные формы человеческого поведения приводятся в качестве доказательств их «врожденности». «Поразительно вообще, что люди принимают культурное за естественное, — говорит ученый,- это наблюдается сплошь и рядом. Возьмем нормы морали. Мы предполагаем, что имеем моральные инстинкты: мы знаем, что определенные вещи являются правильными, и определенные — неправильными. Когда же мы сталкиваемся с людьми, система ценностей которых отличается от нашей, то оцениваем их поведение как развратное или аморальное. И это – как раз тот случай, когда у нас срабатывает глубоко внушенное предпочтение естественному праву». Иными словами, выносится вердикт — человек так себя вести не должен.

Именно мораль, по мнению ученого, оказывается той «точкой перехода», в которой заканчивается биология и начинается культура. И важной «врожденной» основой морали являются эмоции. Агрессивный ответ на нападение — чисто биологическое явление, не требующее обучения. Весь вопрос в том, подчеркивает Йесс Принц, как эмоции, возникшие как форма защиты биологического индивида, трансформировались в обобщенные правила, которые распространяются в пределах социальной группы. Одним из факторов такого превращения может быть имитация. Люди — великие подражатели. Правила, которые распространяются в семье, могут быть перенесены на всю деревню, которая их принимает как систему поведения в данном сообществе. И это – уже культура.

Нативисты же, напротив, настаивают на том, что этика может появиться без внешних предписаний. Но врожденные способности не требуют особых инструкций, тогда как в сфере моральной инструкции обширны. Дети учатся посредством непрерывного исправления. Родители корректируют поведение своих детей в период с 2-х до 10-лет их жизни каждые 8 минут. Таким вот образом наши маленькие монстры становятся ангелами, в большей или меньшей степени. Это обстоятельство позволяет рассматривать мораль как приобретенное качество, результат воспитания.

Грамматика «записана» в человеческих генах?

Один из самых сильных аргументов за «врожденность» паттернов поведения исходит от лингвистов, таких как Ноам Хомский, кто утверждает, что люди уже рождаются со «знанием» основных правил грамматики. Йесс Принц с глубоким уважением отмечает, что Хомский оказал значительное содействие развитию когнитивистики. В частности, формированию представлений о мозге как об особой разновидности машины. Именно Хомский привел ряд неопровержимых аргументов, объясняющих, почему все люди, у которых нет патологий мозга, грамматически верно строят фразы, даже дети, которым еще не преподают правил грамматики.

Но за последнее десятилетие наука предоставила сильные доказательства того, что дети изучают язык статистически, подсознательно обобщая конкретные образцы в предложениях, которые они слышат и применяя полученные выводы к новым случаям. «Изучение языка дается детям легко не потому, что они обладают врожденными грамматическими правилами, а ввиду того, что статистическое изучение – это то, что все мы делаем постоянно и автоматически», — к такому выводу склоняется Йесс Принц. Наш мозг так устроен, что автоматически производит обработку поступающей информации.

Выдвигая «статистическую» альтернативу закономерностей изучения языка, Йесс Принц в полной мере осознает, насколько непросто ее защитить. Сегодня представления Хомского о языке так прочно владеют умами академиков, что адепты статистического метода подвергаются своего рода насмешке. Инакомыслие не в чести, что, замечает Йесс Принц, несколько ограничивает. Но уже появилось новое поколение лингвистов, которые относятся к данной альтернативе очень серьезно. Это вселяет уверенность, что она станет доминирующим представлением среди ученых следующего поколения.

«Мы должны вырастить уважение к различию»

Обобщения Йесса Принца, отраженные в его новой книге, представляют не только чисто научный или же познавательный интерес. Его выводы трудно переоценить для таких важных сфер нашей жизни как воспитание и просвещение. «Мы должны вырастить уважение к различию, — констатирует ученый, — и осознать, что люди с системой ценностей, отличающейся от нашей, не являются просто злыми или невежественными, и что они точно так же продукты воспитания, как мы. Что должно привести к повышению взаимопонимания и уважения между народами. Мы также должны понять, что разница в производительности групп, в том числе гендерных, не обязательно биологически установлена. Например, меньший успех женщин по сравнению с мужчинами в изучении математики нельзя сводить к биологическим различиям».
____________________________
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/obmen/novosti/lyudi-obuchayushhiesya-mashiny.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Оставить комментарий