«Между ангелом и бесом…»

steven-pinker-the-better-angels-of-our-nature

Ежедневные сводки из зон военных конфликтов, ужасающие сцены разборок между преступными группировками, пальба и перестрелки в школах вызывают у нас один и тот же вопрос: «В какую пропасть скатывается человечество?» Но при этом мало кто из нас задумывается над тем, насколько жесток был мир в прошлом. Стивен Пинкер, автор не так давно вышедшей в свет книги «Лучшие «ангельские» черты нашей натуры: почему насилие сокращается» (Steven Pinker «The Better Angels of Our Nature: Why Violence Has Declined», Viking, NY) убедительно доказывает, что в былые времена по части насилия и жестокости ситуация была гораздо хуже.

steven-pinkerСтивен Пинкер – профессор психологии Гарвардского университета (США). Его научные интересы фокусируются на исследовании человеческой природы, в частности языковых и мыслительных процессов. С. Пинкер — один из немногих ученых, серьезно занимающихся психологией насилия.

«Неестественный» отбор

Рабство, садистские истязания и грубый произвол являлись атрибутами человеческого существования в течение многих тысячелетий: Пинкер приводит более ста таблиц, цифры которых просто шокируют среднестатистического обывателя. Именно статистика убийств подтолкнула Пинкера к изучению истории насилия. Ученого глубоко поразили показатели насильственной смертности по Британии 14-го века, в 30-100 раз превышающие современные цифры. Что совсем не стыкуется с расхожим представлением о средневековье как мирной пасторали дружелюбных крестьянских сообществ. Сегодняшний же день, наоборот, предстает в воображении подавляющего большинства как леденящая душу мозаика войн, террора и беспредела организованной преступности.

Взглянуть иначе на многие вещи Пинкеру помогла также книга Лоуренса Кили «Война до цивилизации» (1996): приведенное в ней число убитых в охотничьих и собирательских племенах просто затмило собой показатели смертности во время войн таких современных государств, как Германия в 20-ом столетии или Франция в 19-ом. Эти цифры сильно меняют представления об издержках и выгодах цивилизации.

Чтобы собрать такой обширный статистический материал, Пинкеру пришлось глубоко погрузиться не только в исторические архивные материалы, на даже в доисторические. В частности, обратиться к данным судебной археологии: деформированные от побоев скелеты и черепа, стрелы, застрявшие в костях, являются такими же научными фактами, как и фортификационные укрепления доисторических времен. А документы уже нашей эры просто переполнены свидетельствами о распятиях на кресте и других жестокостях, которые в древности были частью повседневности.

Картина убийств и насилия прошлого тысячелетия вырисовывается на основе множества документов, сохранившихся в архивах европейских стран. В частности, по убийствам, это — военные отчеты со статистикой о погибших. А исследования социологов и политологов, в которых отслежен практически каждый аспект человеческой жизни позволяют составить достаточно полное представление о таких явлениях, как жестокое обращение с детьми, домашнее насилие, сексуальное надругательство и так далее.

Неужто мы изменились?

Характеризуя же современную ситуацию, Пинкер отмечает, что многие явления, такие как рабство, варварские обычаи жертвоприношения, сожжения еретиков и многие другие кровавые расправы практически исчезли из обихода. Как и исчезли войны между развитыми странами. И даже в развивающихся странах во время военных столкновений сегодня гибнет гораздо меньше людей, чем это было даже несколько десятилетий назад. Разбой, кровавые бунты, преступления на почве ненависти, в том числе этнической и религиозной, жестокое обращение с детьми, жестокость по отношению к животным – статистические показатели по всем этим видам насилия существенно снизились.

Проведенное ученым сопоставление эпох по показателям насилия и форм жестокости, вызывают целый ряд вопросов: В чем же причины сокращения насилия? Что побудило людей прекратить убивать детей, принося их в жертву, и перестать забавляться, потроша преступников и поджигая кошек? Неужто человеческая натура претерпела такие серьезные изменения?

Ключ к объяснению снижения насилия Пинкер видит в противоречивости человеческой натуры. А именно в наличии «демонических» черт, склоняющих людей к насилию (таких как месть, садизм, и нетерпимость к чужакам), и черт «ангельских», сдерживающих от него.

Выгоды цивилизации

По мнению Пинкера, благодаря становлению и развитию государственности (в частности, социальных институтов, олицетворяющих собой «третейскую» функцию в урегулировании споров: суды и полиция с монополией на законное применение силы), люди все более и более обуздывают свои «дикие» импульсы, сочувствуя и сопереживая другим.

Также, по утверждению ученого, сокращению убийств способствует развитие товарообмена, коммерции и торговли. Рыночные отношения придают большую ценность живым, нежели мертвецам: люди все более склоняются к выгодной сделке, нежели к грабежу. Соответственно, они пытаются понять, чего хотят и в чем нуждаются другие. А это уже приводит в действие механизмы взаимного альтруизма, как их определяют биологи-эволюционисты, в противоположность грубому доминированию.

Расширение же торговли до международных масштабов способствует формированию и распространению идеи космополитизма, вытесняя из общественного сознания ранее господствующие в нем идеологии захвата и уничтожения, основанные на ненависти и нетерпимости к иноверцам и инородцам.

Снижение насилия, по мнению Пинкера, прямо связано с повышением грамотности людей, развития разных форм просвещения, в том числе и журналистики, популяризация истории и науки. Все это — средства, позволяющие человеку увидеть мир с точки зрения представителя иной культуры, вероисповедания, социального статуса и политических интересов.

Феминизация, по глубокому убеждению ученого, – еще одна причина снижения насилия. При прочих равных условиях, мужчины более склонны к жестокости. Поэтому законодательное признание прав женщин способствует общему снижению уровня насилия.

Все эти факторы в совокупности, считает Пинкер, ослабляют человеческое искушение насилием. То есть, под влиянием цивилизации серьезно изменились сами формы проявления насилия.

Хотя ученый допускает, что в ходе исторического развития претерпела изменения и сама психика человека: были усилены положительные, миролюбивые черты человеческой натуры, по крайней мере, в последние столетия нашей эры. В то же время, отмечает Пинкер, некоторые показатели снижения насилия зафиксированы уже в новейшей истории, и их невозможно объяснить естественным отбором, так как он требует гораздо большей частотности в смене поколений.

Таким образом, заключает ученый, изменения человеческой натуры все же больше вызваны внешними обстоятельствами, нежели генетическими мутациями, хотя и не исключается возможность последних. И в его книге подробно описана биологическая возможность таких изменений.

«Убийственная» информация

Сама логика исследований Пинкера приводит к опровержению устоявшегося мнения о том, что мы живем в невероятно жестокую эпоху. Живучесть таких представлений ученый видит в наших психологических особенностях восприятия информации. В первую очередь, это «историческая близорукость»: чем ближе мы к настоящему моменту, тем более точные и подробные отчеты оказываются в нашем распоряжении. Это, по мнению ученого, — главная причина подобных представлений: «Мы узнаем о каждой резне, которая имела место в недавнем прошлом, в то время как дела давно минувших дней воспринимаются нами, как деревья, падающие в безлюдном лесу, чтобы это кто-то мог услышать».

Более того, Пинкер констатирует, что исторически изменилось и само представление о насилии. «Буквально столетие назад высшая мера наказания была нормой жизни. Карманников вешали. Сегодня самого порочного серийного убийцу безболезненно лишают жизни после длящегося десятилетиями апелляционного процесса. Мы походим на монахинь, держащих свечи», — подытоживает ученый.

На современное представление о насилии, считает Пинкер, также влияет такое свойство психики, как любопытство – «кровь продается» средствами массовой информации: «Никто не заинтересуется сообщением о том, что вчера в Буэнос-Айресе несколько сотен человек умерло во сне. Но если бы пять из них были взорваны, это уже стало бы новостью». По обыкновению, в прессе более широко и подробно сообщается о начале конфликта, и гораздо реже — о его завершении. И если в табличной форме систематизировать все убийства в пропорции ко всем смертельным случаям или же в пропорции к численности населения, то нетрудно обнаружить, что представления об особой жестокости нашего времени не соответствуют реальности.

Это должен знать каждый

Помимо интересных научных и исторических фактов, новая книга Пинкера содержит важный мировоззренческий посыл — люди должны быть благодарны цивилизации за такие ее институты, как правительство и система судопроизводства, которые сегодня воспринимаются нами как само собой разумеющиеся вещи. Сила закона, просвещение, космополитизм, движения за права женщин — все это безусловные достижения цивилизации, что необходимо каждому из нас осознать, и не ностальгировать по прошлым временам, когда представления людей о мире были гораздо примитивнее.

Это относится также к торговле и коммерции. Многими интеллектуалами капитализм все еще воспринимается как нечто «грязное». Но многочисленные исследования убедительно показывают, что открытые экономические системы и свободная торговля намного слабее коррелированы с геноцидом и войной. Также есть огромный поток романтичной ностальгии по прошлому среди многих секторов интеллектуальной жизни — религиозные «правые», зеленые «левые». И Пинкер своей новой книгой напоминает, что современность, несмотря на все ее проблемы, отмечена многими достижениями, в частности снижением жестокости и насилия.

И в этом смысле практическое значение новой книги Пинкера трудно переоценить – ведь само представление о жестокости мира, складывающееся у каждого из нас, может быть либо «спусковым крючком» к проявлению насилия и жестокости по отношению к окружающим (да, мир таков, и в нем это есть норма – война и обычай все «спишут»), либо стать внутренней причиной, сдерживающей человека от агрессии и грубости (да, уже другое «тысячелетье на дворе» — варвар и дикарь уже не «герои нашего времени»).

Светлана Александрова Линс
____________________________
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/obmen/novosti/mezhdu-angelom-i-besom.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>
к рубрике >>

Один комментарий к записи «Между ангелом и бесом…»

  1. Olga:

    Огромное спасибо за просветительную статью. Она тем более необходима для объективной оценки современной реальности, что, согласитесь, очень даже не лишне для каждого критически мыслящего человека. Я реально испытала некоторое облегчение. Еще раз спасибо и, пожалуйста, больше таких статей.

Оставить комментарий