Наша сила — в воле!

marshmallow-test

Кто еще ребенком научился владеть собой, во взрослой жизни более успешен и счастлив. К такому выводу пришел австро-американский психолог Уолтер Мишель, еще в 60-е годы прошлого столетия разработавший Маршмэллоу-тест и обобщивший результаты своих многолетних исследований в недавно вышедней в свет одноименной книге (Wallter Mischel «The Marshmallow Test», Bantam Press, 2014).

В чем секрет самоконтроля

Маршмэллоу-тест является одним из самых известных экспериментов в истории психологии. Своим названием он обязан журналисту «Нью-Йорк таймс», уже много лет спустя после создания теста предавшего его широкой огласке в статье под этим названием — и название прижилось. Сам тест предельно прост и сводится к следующему: пустая комната со столом, стулом и тарелкой с маршмэллоу (зефироподобной конфетой). Ребенок заходит в комнату, ему объясняют, что у него есть выбор: он может сразу съесть лакомство или же некоторое время потерпеть. Тогда он получает вознаграждение в виде двойной порции сладостей. Затем ребенок остается один перед тарелкой с маршмэллоу.

В принципе, неважно, что может оказаться предметом вожделения. Есть дети, которые не любят сладости, для них должно быть использовано что-то другое. Главное, чтобы ребенок испытывал сильное желание, которое трудно преодолеть. При этом он должен быть уверен, что получит дополнительное вознаграждение, если проявит волю. Важно также, чтобы ребенок уже имел мыслительные навыки, чтобы понять суть самого испытания и быть в состоянии разрабатывать стратегии, как отвлечь себя от объекта желания. Тест проводят с детьми, достигшими 4-х лет. Раньше, как правило, они еще не в состоянии понять задачу этого теста.

Что является наиболее важным результатом Маршмэллоу-теста, помимо того, сможет ли ребенок устоять перед соблазном и дождаться награды? Как считает профессор Мишель, это прежде всего то разнообразие стратегий, к которым прибегали дети, чтобы удержаться от соблазна и получить за это двойную порцию сладостей. На самом деле, убежден психолог, нет никакого особого секрета самоконтроля, того, как стоически выдержать и перенести страдания. Все дело в том, чтобы найти способы, как себя отвлечь и чем занять, чтобы время ожидания пролетело быстрее.

У 4-5-ти летних очень популярная стратегия — это просто отвернуться. Это помогает уже потому, что объект желания не виден. Или же как можно дальше оттолкнуть от себя тарелку с лакомством, к краю стола. Дети постарше отвлекаются, играя другими доступными им предметами, например, со своей обувью. Или исследуют свое ухо или нос. Или поют. То есть Маршмэллоу-тест также показывает, насколько креативен ребенок в поисках способов удержаться от соблазна.

Ключ к достижению успеха

Особо следует отметить долгосрочные результаты исследования профессора Мишеля — кто уже с детства умеет владеть собой, оказывается в более позднем возрасте более успешным и счастливым, чем другие. Маршмэллоу-тест позволил зафиксировать кардинальное различие в человеческом поведении. Если человек не способен противостоять минутным соблазнам, чтобы реализовать долгосрочную цель, у него отсутствует ключевая способность для достижения каких-либо целей вообще. Не важно, хотите ли вы стать пианистом или генеральным директором концерна — без самоконтроля далеко не продвинетесь.

walther-mischel

Фото: www.migrosmagazin.ch

Профессор Мишель, применяя Маршмэллоу-тест в течение нескольких десятилетий, убедительно доказал, что способность усилием воли откладывать удовлетворение желания имеет решающее значение для успешной и полноценной жизни: самоконтроль не только обеспечивает более высокие оценки в школе, но и способствует развитию мышления и социальной компетентности, формирует чувство собственного достоинства; он также помогает нам справиться со стрессом и обуздывать негативные эмоции, ставить себе цели и более эффективно реализовывать их.

Уже в начальной школе у детей, которые испытывают трудности самообладания, возникают проблемы. И хорошее образование, отмечает психолог, является основой для любого успеха. Не менее важно, уметь обращаться со своими негативными чувствами. Кто всегда реагирует агрессивно, ему гораздо тяжелее, чем остальным, контролировать свою импульсивность. «Самоконтроль и навык управления своими эмоциями дает людям свободу для поисков путей достижения своих целей», — так профессор Мишель определил значение самообладания в жизни человека в интервью швейцарскому журналу M-Magazin.

Механизмы воли

Но сила воли – это врожденное свойство или навык, которым можно овладеть? В своей книге доктор Мишель, опираясь на большое число убедительных научных и жизненных примеров, исследует природу воли и выявляет навыки мышления и психические механизмы, обеспечивающие ее проявление. Кроме конкретных стратегий поведения, также важно понять основные познавательные и нейробиологические механизмы, формирующие самоконтроль. В частности, то, что наш мозг, как это популярно объясняет профессор, представлен двумя взаимосвязанными системами – «горячей» и «холодной».

«Горячей» является часть мозга, отвечающая за эмоции. Эволюционно она сформировалась гораздо раньше, чем «холодная». Реакции «горячей» системы являются рефлексивными и немедленными: когда сердимся — кричим; когда возникает желание — удовлетворяем его; испугавшись, влезаем в драку или убегаем. Это дает нам спектр эмоций от возбуждения и волнения до страха и паники. «Горячая» система является автоматической и не принимает во внимание будущие последствия — это заставляет нас действовать быстро, не думая и размышляя. Она активна уже на очень ранней стадии индивидуального развития.

«Холодная» система развивается гораздо медленнее. Она базируется в префронтальной коре головного мозга. И помогает нам противостоять искушению, принимая в расчет будущие последствия. В то время как «горячая» система рефлексивна, «холодная» система рефлективна: она позволяет нам мыслить творчески, использовать наше воображение, работать на долгосрочные цели, эффективно обучаться и решать проблемы.

Когда «горячая» система возбуждается ​​и активна, «холодная» система блокируется. Это взаимные отношения: когда повышается стрессовая нагрузка, «горячая» система все замыкает на себе; когда стресс идет вниз, активируется «холодная» система. В условиях самоконтроля перво-наперво необходимо снизить уровень стресса. Иначе трудно сохранить способность ясно мыслить и принимать во внимание отдаленные последствия своих действий.

Как именно возникают волевые стратегии? Мы даем возможность включиться в работу самой холодной и рациональной части нашего мозга. Воля в определенных ситуациях не активируется достаточно быстро, хотя мы знаем, что было бы лучше для нас, если мы ее проявим, например, если в ресторане официант подходит с корзиной десерта. В такой ситуации, мы часто реагируем эмоционально и импульсивно, тем более если к тому же находимся под стрессом. Мы прибегаем к воле до того момента, когда в принципе может вмешаться голос разума.

Автоматическая волевая реакция важна и полезна в ряде ситуаций, например, в нештатной ситуации на дороге, чтобы вовремя затормозить. Также и во многих других случаях, было бы лучше сдержаться в своих реакциях до момента, когда вы будете способны мыслить. Эти стратегии обеспечивают достаточно быстрое включение рациональной составляющей нашей психики. Но для этого недостаточно просидеть в ресторане до самого вечера, чтобы не сьесть десерт. План должен быть: когда появляется корзина с десертом, я возьму фруктовый салат.

Когда лучше всего прививать волевые навыки?

Общепризнано, что раннее детство является самым податливым периодом жизни для изменений. Но профессор Мишель обнаружил, что подростковый возраст также особенно эффективное время для них: есть два отличных жизненных периода, чтобы осуществить эти изменения. Первый примерно от 2-х до 7-ми лет. Это прекрасное время для обучения самоконтролю и его повседневной практики, развитие эмпатии и навыка купирования негативных эмоций.

В подростковом возрасте, в период гормональной перестройки организма также ребенок предрасположен к резкому изменению своего поведения. И в этот период примером для подражания могут оказаться как хорошие, так и плохие прототипы. Потому что префронтальная кора головного могза у подростков еще не полностью развита, их мозг еще достаточно пластичен и гибок для изменений. Это самое время для повышения навыков самоконтроля, обучения переживать неудачи и разочарования, держать себя в руках при раздражении, развивать такие качества, как выдержка и сочувствие, и определиться со своим предназначением, кем действительно хочется стать.

Конечно, все это легче освоить в детском и подростковом возрасте, и чем раньше, тем лучше. Хотя большинство людей могут успешно наработать навыки самоконтроля, будучи уже взрослыми. Не существует какой-либо универсальной методики, убежден Мишель, необходимо подбирать стратегии в соответсвии с индивидуальными особенностями каждого человека. Почему в некоторых сферах жизни осуществлять самоконтроль гораздо легче, а в других это почти не удается? Просто, как полагает психолог, очень успешные люди, далеко продвинувшиеся посредством самоконтроля, любят напускать на себя туман и создавать иллюзию собственной неуязвимости — они считают, что они могут делать то, что обычному человеку не под силу. Средства массовой информации полны подобных историй. Самоконтроль зависит от стимуляции. Все по-разному реагируют, и не во всем удается одинаково легко контролировать себя. Важно понять, каковы ваши собственные слабые места, те вещи и ситуации, в которых вам трудно сохранить самообладание. Чем лучше мы мы себя знаем, тем успешнее будет вести себя в этих случаях.

Уроки самообладания

Одной из самых успешных является «если-то» стратегия. При систематическом применении она помогает перевести самоконтроль с осознанных усилий на автоматический уровень: если мне нужно выполнить срочное задание, то я выключаю все телефоны, пока не завершу работу; если я оказываюсь перед лотком с десертом, то заказываю фруктовый салат; если раздражаюсь, то делаю глубокий вдох и считаю обратным счетом от 10 перед тем, как начать действовать; если меня дразнят в школе, то притворяюсь, что не слышу и ухожу прочь; если начну засыпать на уроке, то стану смотреть прямо на учителя и сконцентрирусь. Это просто, но эффективно, и с практикой может перерасти в рутину.

Стратегии самоконтроля, описанные Мишелем в его новой книге, могут быть задействования каждым из нас в решении повседневных житейских проблем — от коррекции веса или отказа от курения, до преодоления тяжелых жизненных ситуаций и кризисов, при принятии важных решений и планировании кардинальных изменений своей жизни. Они могут оказаться серьезным подспорьем в нашем выборе образа жизни, подходов в воспитании детей, образования и даже государственной политики. Так как они помогут изменить ход наших рассуждений о том, кто мы и кем можем стать. Все эти поведенческие стратегии, утверждает психолог, помогут и детям, и взрослым до глубокой старости в наработке навыка самоконтроля, который намного упростит путь к достижению важных, но труднодоступных целей.

Даже подростки в состоянии осознать, что они могут изменить свой образ мыслей, и каким образом они могут предполагать события, что позволит им иметь больший контроль над тем, что они могут сделать, чему научиться, и что они могут вледствие этого получить. Например, если я пытаюсь похудеть, я могу изменить то, как я вижу, гамбургер: вместо того, чтобы сосредоточиться на его вкусе, нужно думать о том, как я буду чувствовать себя, когда встаю на весы или смотрюсь в зеркало, или вдруг выясню, что у меня диабет. Когда дошкольник пытается сдержать себя, чтобы получить потом двойное вознаграждение, он представляет, что «это просто картинка». Это позволяемт ему сдерживаться намного дольше, так как «вы не можете съесть картинку». И если взрослый представляет себе, что шоколадный торт, перед которым он пытается устоять, на кухне был тронут тараканами, ему будет гораздо легче совладать с собой.

Самоконтроль и социальное неблагополучие

Стратегии самоконтроля используются во многих областях, в том числе в школе, чтобы помочь учащимся увидеть важность самоконтроля в достижении долгосрочных целей и жизненного успеха. Интересны в этой связи рассуждения доктора Мишеля о роли волевых навыков в преодолении груза негативных социальных факторов: крайняя нищета повышает хронический уровень стресса. Это делает «горячую» систему доминирующей и снижает способность к «холодному» мышлению. Что особенно губительно, когда люди не видят связи между тем, что они делают, и последствиями, которые они получают.

«Мы не можем ожидать, что дети будут учиться и прилагать усилия в овладении самоконтролем, если они не видят связи между тем, что они делают, и что с ними происходит, и если их усилия не вознаграждаются. Слишком часто реальность жизни в крайнем напряжении и бедности подрывает эту связь с разрушительными последствиями. Важно помочь таким учащимся увидеть те внешние факторы (как правило, факторы социального неблагополучия) в их жизни, которые уменьшают их способность самоконтроля, снижают их доверие к миру, и разрушают их жизнь. Но это только начало истории.

Они также должны видеть, что они могут сделать, чтобы справиться с тяжелыми условиями, в которых они живут не по своей вине. Сочувствие к реалиям, которые отягощают их жизнь, должно быть объединено с учебными стратегиями и развитием альтернативных способов мышления, позволяющих учащимся добиться успеха, по крайней мере, в стенах школы», — этими мыслями профессор Мишель поделился в своем интервью порталу «Education Week». Хочется надеяться, что книга «Маршмэллоу-тест» окажется полезной для родителей и педагогов в их повседневной деятельности, чтобы обеспечить всем детям возможности, которые они заслуживают.

Может ли быть слишком много самоконтроля?

Конечно, жизненный успех зависит не только от самоконтроля, но и от множества других факторов. Например, мотивация для достижения цели. Очень важную роль играет социальная среда, окружение. Точно так же как уверенность в том, вы можете это сделать и что-то изменить, если будете прилагать усилия. И, конечно, помогает, если у вас есть промежуточные успехи, которые подпитывают радость достижения.

Может ли быть слишком много самоконтроля? Как полагает, профессор Мишель, жизнь, в которой все подчинено самоограничению и все подвергается контролю, может оказаться такой же печальной и трудной, как у человека, полностью зависимого от сиюминутных удовольствий. Очень важно найти правильный баланс. Иногда лучше сразу съесть одну конфетку, а не ждать когда получишь две. Наслаждение «здесь и теперь» также является частью счастливой, полноценной жизни.

Светлана Александрова Линс

_________________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/obmen/novosti/nasha-sila-v-vole.html ‎

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

2 комментария к записи Наша сила — в воле!

  1. Елена:

    Очень интересная и полезная статья, спасибо, Светлана

  2. Мария:

    А вот еще цитата:

    «Возможности силы воли и самоконтроля чрезвычайно притягивали мое живое воображение, и я начал дисциплинировать себя. Если у меня было печенье или сочное яблоко, которое я до смерти хотел съесть, я отдавал его другому мальчику и испытывал Танталовы муки, с болью но и удовлетворением. Если передо мной стояла какая-то изнурительная задача, я набрасывался на нее снова и снова, пока не делал. Так я практиковался день за днем, с утра до ночи. Сначала это требовало сильного умственного усилия, направленного против склонностей и желаний, но шли годы, и это противоречие ослабевало, и наконец мои воля и желание стали одним и тем же. Таковы они и сегодня, и в этом лежит секрет всех моих успехов. Эти переживания настолько тесно связаны с моим открытием вращающегося магнитного поля, как будто они составили его существенную часть; если бы не она, я бы никогда не изобрел индукционный мотор.»

    — Никола Тесла, «Некоторые личные воспоминания»

Оставить комментарий