К России с любовью

«Швейцарская» радуга над Тарусой - часть 3-я

tarusa-zimoy

Крылатая фраза Ф. Тютчева «умом Россию не понять» обретает  совершенно новый смысл применительно к подвижнической деятельности фонда «Радуга Тарусская». Его руководители прониклись душой к своим подопечным в стремлении понять не только их бытовой уклад и житейские проблемы, но прежде всего их внутренний мир, представления о жизни. И Моника, и Йорг искренне полюбили Россию и русских, принимая их такими, какие они есть – без прикрас и пафоса.

В этом наверное кроется одна из главных причин долговременной и плодотворной работы фонда, а также слаженности действий членов его команды. Одного энтузиазма и сострадания к слабым и неимущим было бы недостаточно для этого. Здесь явно не обошлось без понимания движений «загадочной русской души». Причем, каждый из швейцарских руководителей фонда пришел к этому пониманию своим путем.

komanda-fonda-tarusa-aprel-2011-god

Подпись: Команда фонда. Таруса, апрель 2011 год.

Русские — ближе к настоящей «жизни»

При встрече я спросила Монику, откуда такое знание и понимание русского человека. Как ей удалось так глубоко прочувствовать те идеи и проекты, которые разработал и продолжает придумывать Йорг? И взять на себя непростую роль президента благотворительного фонда, разворачивающего свою деятельность в далекой и малопонятной обычному жителю Швейцарии стране.

На что она ответила: «Интерес, скорее любовь, к России возник, когда мне было 14 лет. Я услышала русские народные песни на спектакле казаков-джигитов, и тут же решила учиться русскому языку, и серьезно заниматься Россией и русской культурой». Ответ Моники вызвал у меня целый каскад новых вопросов: «Вы учили русский язык, самостоятельно или были какие-то курсы? Где Вы нашли учебники? С кем Вы общались на русском языке? Честно говоря, я не могу себе представить, как можно было в те времена выучить русский язык в Швейцарии. Для меня это просто удивительно: какой же целеустремленностью и трудолюбием надо обладать!».

«Да, — подтвердила Моника, — учиться русскому языку в 40-х годах прошлого столетия было не просто; училась я с помощью книг, случайных частных уроков и на (очень редких тогда) курсах, и в общении с представителями первой, второй а, позже, 3-ей  волны русской эмиграции. Я систематически продолжаю учиться до сего дня! Конечно, читала всю классическую русскую литературу, хотя тогда еще на немецком. Знаю русскую музыку, классическую и народную… Я вообще собирала все, что только могла».

А Россию Моника впервые посетила в 1961 году, вместе с мужем. Эта поездка, по ее словам, проходила в очень узких «туристических» рамках («я, конечно, вполне отдавала себе отчет об этом»). Но несмотря на это, они в течение поездки встречали много теплоты, великодушия, а, самое удивительное, огромное доверие. А с 1989-го года Моника регулярно и часто бывает в России по самым разным поводам.

Естественно, меня интересовало, изменились ли представления Моники о России, когда она посетила Тарусу уже в качестве Президента фонда. Были ли у нее трудности с установлением контакта с местными жителями и администрацией? «Нет, — уверила меня Моника, — мои представления о России, или, скорее, о русских не изменились никак и никогда. Я с самого начала относилась к русским с любовью и уважением. Русские к этому относятся с удивительным чутьем! В моем понимании, русские — ближе к настоящей «жизни», и что в них — весь диапазон человеческих свойств очень четко выражен, от самых высших до самых «низких». Это делает их очень искренними и «человеческими».

monica-v-taruse-aprel-2011-god

Подпись: Моника демонстрирует теплые тапочки, подаренные ее одной из участниц клуба пенсионеров. Таруса, апрель 2011 год.

Поэтому трудности с менталитетом и с культурой у меня не было, в отличии от многих, я бы даже сказала, от большинства, западных посетителей, которые не готовы, или не способны, к необходимому «переключению». Жители Тарусы скоро убедились, что мы им помогаем. То, что я неплохо говорю по-русски, конечно, помогло».

«Да ты совсем обрусел…»

Что касается Йорга — здесь все очевидно: он четырнадцать лет в гуще тарусских событий «варится». Хотя знакомство с Россией начал с толстого фолианта на немецком языке «100 лет истории России», который прочел в пути, направляясь к месту своей зарубежной командировки. А потом, обживаясь в Тарусе и погружаясь в реальную жизнь «маленьких людей» русской провинции, съев с ними, что называется, «пуд соли», Йорг заслуженно получил от односельчан звание «Единственный иностранец, который знает настоящую Россию».

И теперь, читая в Интернете западные газеты, Йорг то и дело возмущается тому, что там пишут о России. Негодует он, и когда его спрашивают иностранцы: «Вы не боитесь жить в России?», энергично доказывает, что все вовсе не так. И если раньше на него в Тарусе смотрели, как на инопланетянина, то теперь в Швейцарии соотечественники удивляются ему, заключая: «Да ты совсем обрусел…»

Это сразу распознается уже с первых минут общения с Йоргом – он говорит с большим акцентом, но на очень живом русском языке. Его заинтересованный и неравнодушный рассказ о делах и проектах фонда поражает глубоким знанием «обстановки на местах». Посудите сами, Йорг, чтобы понять как «вообще, живет в XXI-м веке бабушка в русском селе» целую неделю наблюдал за повседневной жизнью одной такой бабушки. И не просто воссоздал «фотографию» ее нехитрых будней. Он вел подробные дневниковые записи, с тем, чтобы в мельчайших подробностях выяснить, какие у бабушки, живущей на селе, трудности, заботы, как и чем она живет.

babushka-v-russkom-sele

Так, на второй день наблюдений бабушка стирку затеяла. Йорг об этом рассказывает: «У нее, конечно, как у многих в деревне, нет воды в доме. И она пошла около 100 метров, забрала там два ведра, пошла назад. Ей — уже за 85 лет. Поймите, это сколько раз, там, она 4 раза ходила. Сначала ей надо было полчаса сесть, чтобы отдохнуть. Потом она руками этот большой тазик она чисто все начала это… короче целый день у нее пошла стирка. Потом я думаю – ну, как это? И соответственно – как и в чем ей надо помочь. И у меня такая идея возникла: мы купили б/у, в Москве нашли стиральную машину, поставили себе в Фонд, и ездим в нашей Газеле по бабушкам…»

И таких проблем за неделю своих наблюдений Йорг столько усмотрел, что не на один благотворительный проект хватило. Причем, разглядел он не только бытовые лишения и трудности, но и серьезные социально-психологические проблемы – одиночество стариков и заброшенность детей. И те, и другие страдают от недостатка внимания, общения и душевного тепла. И еще пару лет назад у Йорга возникла идея разместить рядом детский сад и дом престарелых, чтобы и «старым и малым» было хорошо вместе. Но ввиду скромных возможностей фонда эта идея, к сожалению, так и осталась нереализованной.

«Думать, не лениться и уметь считать»

Йорг с момента основания фонда ставил своей целью не только поддерживать людей материально и душевно, но и помочь им измениться, стать инициативными и ответственными за свою жизнь. «Русские, - сокрушается Йорг, - привыкли смиряться с судьбой, делать только то, что им скажут. Поэтому приходится пока что подбрасывать им идеи. Как со школьными огородами. Вот за что я коммунизм ненавижу, так это за то, что людей искалечили. Не пробивные, пассивные все. Очень много времени надо, чтобы перевоспитались».

«Я хочу помогать людям здесь в России, — говорит Йорг,- но, скажем так, еще другая моя цель – людям давать какую-то работу». Именно поэтому в фонде делается особый упор на проекты «Помощь через самопомощь». И многие сельчане, сами прежде получавшие поддержку фонда, активно вовлекаются в его проекты, становятся его сотрудниками, работая хоть за маленькое, но вознаграждение. При этом эффективность использования скромных средств фонда значительно возрастает.

«Трехразовое полноценное питание ребенка обходится нам в 4 рубля 69 копеек Потому что закупки оптовые, — поясняет Йорг,- мы сами все развозим, пакуем и даже стираем. Ткань приобретается на фабрике по минимальной цене, а женщины, которые по тем или иным причинам вынуждены сидеть дома, шьют из нее белье или одежду для сирот и инвалидов — это все недорого. Кому-то нечем топить печь, а вокруг столярной мастерской полно дровяных отходов валяется — мы подбираем и доставляем адресату. Конечно, без энтузиазма и сплоченности ничего не выйдет. У меня много верных помощников в Тарусе».

Прежде всего, это сердобольные, отзывчивые бабушки. Йорг объединил их в Клуб пенсионеров, внедрив в жизнь такие проекты как «Социальная койка», «Уход на дому». Бабушки навещают таких же, как они сами одиноких, приносят лекарства, проведывают друг друга, опекают тех, кто попал в больницу: моют, кормят, меняют белье. Такая практика взаимопомощи пожилых людей широко распространена в Швейцарии и прекрасно прижилась в Тарусе. Теперь из районной больницы о пациентах, не имеющих родственников, сразу сообщают в «Радугу».

piotr-maksimovich-s-motoblokom

Одновременно самих пенсионеров стараются занять посильной работой. «Так, — продолжает Йорг, — нашелся у нас шустрый пенсионер, мужик, Петр Максимович, и мы ему купили мотоблок. И он сейчас перепахивает все огороды, он с удовольствием это делает. Мы ему даем за это от фонда какую-то маленькую зарплату за то, что он что-то делает. Мы получаем список. Бабушка звонит, дает заявку – мне, пожалуйста, 5 соток или 10».

Да, и строительство здания фонда — тоже было осуществлено в рамках «помощи через самопомощь»: Йорг построил его вместе с тремя местными молодыми рабочими. Многие проекты фонда  помогают подняться, «встать на ноги» молодым – в этом залог будущего и самой молодежи, и Тарусы в целом.

zdanie-fonda-raduga-tarusskaya

В заключение моего рассказа о фонде «Радуга Тарусская» мне хочется искренне пожелать всей его команде успехов в их благородном деле, постоянного расширения круга спонсоров, сподвижников и помощников.

С глубоким уважением,

Светлана Александрова Линс

______________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке»обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/obmen/poruka/k-rossii-s-lyubovyu.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

13 комментариев к записи К России с любовью

  1. Natalia Moll:

    Просто здорово ! Надо бы и вдругих областях таких помощников !

  2. Геннадий Луференко:

    Здравствуйте, Светлана! Не ворчания для, а частицы горькой правды: «Вот за что я коммунизм ненавижу, так это за то, что людей искалечили. Не пробивные, пассивные все. Очень много времени надо, чтобы перевоспитались». Но сам он поступает как настоящий коммунист. И возможно, не дай бог, конечно, кто-то будет и его ненавидеть за то, что он сделал с людьми — то же самое, в чём он обвиняет (в данном случае) коммунизм.
    Люди привыкли чтобы с ними нянчились — сначала коммунисты, сейчас Йорг и наше правительство — и все с самыми лучшими намерениями. А без няньки, любой, многие опять так же сядут и будут ныть.
    Что надо делать, тема сложная и длинная, если коротко, то скажу словами милиционера из анекдота: «…ствол дали, и крутись как хочешь!»
    И старую пословицу: «Благими намерениями вымощена дорога в Ад».
    Я так думаю.

    • Светлана Линс:

      Да, Геннадий, Йорг поступает как коммунист, но не как тот советсткий коммунист, которого он ненавидит. Йорг, по сути, строит в Таруссе близкий и понятный ему швейцарский коммунизм, основные черты которого я описала в своей статье «Коммунизм по-швейцарски». У нас ведь тут жизнь протекает в коммунах, где помощь односельчан уравновешивается кучей неудобств от того, если ты воспользуешься их помощью. Поэтому к этой помощи прибегают только, когда действительно деваться некуда. В большинстве же своем люди тут не спешат жить за счет «общака» — как правило, дороже обойдется. И это понимают даже иностранцы, которые при наличии вида на жительство имеют такое же право на помощь, что и местные, но потом им закрывается дорога на гражданство.

      Поэтому мне Йорг больше напоминает миссионера, пытающегося обратить аборигенов в свою веру.

      Но что для меня также важно — Йорг самореализуется в своей работе как человек, что очень нечасто можно встретить по обе стороны границы. Общаясь с ним, невозможно не почувствовать, что Йорг излучает удовлетворенность своей жизнью. И его личный пример трудно переоценить, если учесть, что на сегодняшний день удовлетворенность жизнью стала синонимом ее смысла.

  3. Maria:

    А по-моему, Геннадий, Вы путаете несамостоятельность мышления и невосприятие себя отдельной достойной личностью бСССРовцев с ленью. И Йорг поступает именно единственно правильно, а именно учит ловить рыбу вместо того,чтобы давать ее бесплатно. И поскольку народ у нас очень даже работящий и социально не отсталый, дела фонда идут более чем успешно!

    Да, Йорг создает маленькое социальное государство, но по соц. принципам развитых стран,в частности, понятно, Швейцарии. И т.о. именно учить ответственность за свою жизнь брать на себя, а не сваливать на других и государство. Так что спасение утопающего — дело рук самого утопающего)))

    Кстати, на заметку, в Германии действует принцип солидарности: «богатые» фед.земли финансируют «бедные». Причем богатых всего 3, а бедных аж 13. К этому следует добавить, что Германия является также одним из основных финансистов ЕС. И это, кстати, не только потому, что она такая богатая, но и потому, что в таких странах мышление другое. Очень верно описано это Френсисом Фукуямой: он выделяет страны с высоким (США, Германия, Япония, Голландия, Швейцария, Швеция) и низким (Китай, Южная Корея, Бразилия, Франция, Италия, Россия) уровнем доверия… Причиной поддержки друг друга различными экономическими субъектами выступает, согласно Фукуяме, убежденность в своей принадлежности к одному сообществу, скрепленному взаимным доверием. …«Хозяйствующее сообщество имеет культурную природу и опирается в своей деятельности не на зафиксированные регламентации, а на группу этических навыков и взаимных моральных обязательств, усвоенных его членами»[6]. Соответственно, подоплекой готовности каждого члена оказать поддержку своему сообществу является совсем не экономическая заинтересованность. Здесь можно наблюдать солидарность, объединяющую членов сообщества, которая позволяет руководствоваться коллективным, а не частным интересом, поскольку «в любом экономически успешном обществе, по мнению Фукуямы, жизнеспособность хозяйственных объединений зависит от их уровня внутреннего доверия. Общество, где царит доверие, способно организовывать работу людей в более гибком режиме, оно способно делегировать больше ответственности на низовой уровень. Взято (там же очень наглядные примеры, причем пример с американским «Nucor» один в один повторяет тактику некоторых предприятий в Германии во время нынешнего кризиса): http://www.cloudwatcher.ru/analytics/5/view/34/

  4. Геннадий Луференко:

    Здравствуйте, Светлана! Я не знал, что в Швейцарии есть такое, думал, что только в Израиле бывают коммуны.

    Насколько я заметил из прочитанного, главное преимущество вашего «коммунизма»* в том, что как вы сказали: «…к этой помощи прибегают только, когда действительно деваться некуда. В большинстве же своем люди тут не спешат жить за счет «общака» — как правило, дороже обойдется.» А у нас это обходится намного дешевле, или даже вообще, бесплатно. Поэтому, в последние 10 лет у нас все, от бомжей до олигархов, особенно хорошо усвоили, что если чего-то нет, надо не делать, а идти и просить…..

    Те, кто понимает, что надо делать и делает, скорей исключение из правила. Во всяком случае, я при любой возможности пытаюсь говорить об этом….- непробиваемо.

    Я нисколько не против того, что делает Йорг. Ему это нравится, от этого есть польза, почему не делать? Но, в этом есть две крайности. Одна — в политклубах: кучи «политиков», и всем хочется или государственный строй менять, или, как минимум, правительство. А кто бы за них занимался реальными, каждодневными делами?
    Вторая крайность: заниматься только этими каждодневными делами, не думая о делах государственного масштаба. Ведь многие, очень, наши проблемы созданы именно на государственном и законодательном уровне, и исправить их можно так же, только на этом же уровне. Но многие из тех, кто «наверху» считает, что проблема только в неправильном «электорате».

    ( «коммунизма» — в кавычках потому, что я считаю, нет в чистом виде никакого «…изма», есть только разные варианты в разных странах,в том числе и в СССР,и даже в нынешней России, большее или меньшее распространение элементов любого «…изма» в данное время)

  5. Геннадий Луференко:

    Здравствуйте, Светлана! Я не знал, что в Швейцарии есть такое, думал, что только в Израиле бывают коммуны.

    Насколько я заметил из прочитанного, главное преимущество вашего «коммунизма»* в том, что как вы сказали: «…к этой помощи прибегают только, когда действительно деваться некуда. В большинстве же своем люди тут не спешат жить за счет «общака» — как правило, дороже обойдется.» А у нас это обходится намного дешевле, или даже вообще, бесплатно. Поэтому, в последние 10 лет у нас все, от бомжей до олигархов, особенно хорошо усвоили, что если чего-то нет, надо не делать, а идти и просить…..

    Те, кто понимает, что надо делать и делает, скорей исключение из правила.

    Я нисколько не против того, что делает Йорг. Ему это нравится, от этого есть польза, почему не делать? Но, в этом есть две крайности. Одна — в политклубах: кучи «политиков», и всем хочется или государственный строй менять, или, как минимум, правительство. А кто бы за них занимался реальными, каждодневными делами?
    Вторая крайность: заниматься только этими каждодневными делами, не думая о делах государственного масштаба. Ведь многие, очень, наши проблемы созданы именно на государственном и законодательном уровне, и исправить их можно так же, только на этом же уровне. Но многие из тех, кто «наверху» считает, что проблема только в неправильном «электорате».
    А золотая середина в том, чтобы знать и успевать делать всё, кто что может.

    ( «коммунизма» — в кавычках потому, что я считаю, нет в чистом виде никакого «…изма», есть только разные варианты в разных странах,в том числе и в СССР,и даже в нынешней России, большее или меньшее распространение элементов любого «…изма» в данное время)

    • Светлана Линс:

      Геннадий, швейцарский коммунизм — это всеобщая форма организации социальной жизни. К коммунам приписаны все миллионеры, как местные, так и иностранцы. А израильские кибуцы — это сельхозкоммуны, форма колхозов…

      По поводу крайностей, о которых Вы пишите, ими страдают все недемокрактические страны, потому что нет жесткой связи между политической элитой и электоратом. На Западе ситуация иная, ее хорошо описал Виктор Руффи, бывший президент Швейцарии в своем интервью, которое есть здесь, на сайте: «Депутат всегда находится в неспокойном состоянии, потому что знает, что за каждым его словом следят граждане, и от них зависит, сохранит ли он свой пост. Политикой занимаются не для того, чтобы разбогатеть: депутат получает также, как и все остальные. У него нет никаких материальных привилегий. К тому же за его расходами внимательно следят: иначе не может быть. Он же живет на деньги налогоплатльщиков!»

      А в России люди голосуют (по сути продают свои голоса) за деньги, которые им платят партии. И люди в правительстве понимают, чем они занимаются, иначе бы вопрос об особом визовом режиме для российских чиновников не стоял бы так остро в Европарламенте. Они сами жить в стране, которой управляют, не хотят. Хотя от советской системы это мало чем отличается — тогда партийные бонзы создавали «государство в государстве» — спецжилье, клиники, дома отдыха и санатории, «кремлевские» столовые и пайки и так далее. Сейчас все это на выезде…

  6. Геннадий Луференко:

    У меня есть плохая привычка думать,иногда невзирая на авторитеты, даже такие. как Фукуяма. Подумаю ещё раз.
    Всем поведением человека управляет психика. При этом нельзя путать психику — как результат эволюции с психологией — наукой о ней. Психология — всего лишь наши нынешние представления об этой психике.
    Психика бывает безусловной, скажем так, по аналогии с рефлексами, которая изменяется очень медленно, примерно как и генетическая наследственность, и условной, тоже по аналогии. которая изменяется быстро, в зависимости от изменения окружающих условий.
    И все наши капитализмы, коммунизмы, демократии и прочее и прочее, это результат работы нашей психики. Всё это должно находиться в большем или меньшем соответствии.
    Что все мы разные, теоретически умеют выговаривать все, но очень далеко не все понимают, что если все мы разные, даже по типу психики, нельзя требовать, чтобы все по команде начинали строить капитализм или демократии, или неважно что другое.
    Для каждого народа естественно своё. Это первое.

    Дальше, в том, что я читал по вашим ссылкам, в принципе нет ничего нового, это то, что в СССР называлось «человек человеку друг, товарищ и брат» — из морального Кодекса, а между собой говорили «все мы свои, Советские» — и в значительной степени это так и было. Ещё было «Мир и дружба со всеми народами».
    Ещё была государственная = общенародная и коллективная собственность. Это то же самое, что написано в ссылках, только другими словами и, в другом варианте. Но я уже сказал, что все мы разные не только на словах, и поэтому можем поступать по своему. «Единственно правильно» и «нет другого пути» не бывает. Всегда есть разные варианты, только не всегда их знают. Или не могут допустить, чтобы кто-то поступал по-своему.

    Дальше: «…путаете несамостоятельность мышления и невосприятие себя отдельной достойной личностью бСССРовцев с ленью.» — сразу столько интересного…..
    Несамостоятельность мышления — сколько раз за, хотя бы последние сто лет мы, с «несамостоятельным» мышлением, поднимали адреналин у всей Европы и даже мира? Не обязательно в отрицательном смысле, лучше даже в положительном. А что будет, если мы начнём думать «самостоятельно»? Думаю, лучше нам остаться такими, какие есть.
    Невосприятие себя отдельной достойной личностью — а в чём это проявляется? Я, например, считаю, что мы все были такими, какие есть, и нравились друг другу такими же, «настоящими», хотя это не мешало каждому учиться и самосовершенствоваться кто и как считал нужным. Правда, не было того….извращения, которое сейчас пиарят как всевозможные методики по самосовершенствованиям, которые часто сводятся к самому примитивному самовнушению что «Я» — «самый- самый». Но на это есть противоположные точки зрения. Если для одних это способ осознания себя как личности и повышения самооценки, то для других (в том числе и для меня), это самое обыкновенное извращение, подмена действительного развития личности внешней показной оболочкой. А людей учат уважать не реального человека, а именно эту показную оболочку, которую лично я никак не могу считать «отдельной достойной личностью».

    Ну и последнее — лень (противоположность предприимчивости, как я подозреваю). У нас в последние 23года появилось столько неленивых, предприимчивых людей, которые, если бы пьяными валялись под заборами, было бы намного меньше вреда, чем от их «трудового энтузиазма» — во многих случаях это можно достаточно точно просчитать (когда-то я это делал). Да их, таких, по всему миру хватает, только у людей с «самостоятельным мышлением», наверное не хватает времени это заметить. И, последнее, если мы, ленивые, смогли построить одну из двух самых сильных в мире стран, может, мы не совсем безнадёжные? И умение думать частично компенсирует нашу лень?

    Если я вас рассердил, то не нарочно. Я нередко довожу хороших людей до каления, когда начинаю думать.

    • Светлана Линс:

      Геннадий, Вы ни в коем случае не сердите, хотя вызываете воспоминания о добром старом агитпропе.

      И, последнее, если мы, ленивые, смогли построить одну из двух самых сильных в мире стран, может, мы не совсем безнадёжные? — когда я слышу такие высказывания, то хочется спросить — «Цена вопроса?» Об эффективности использования тех ресурсов, которыми обладала советская страна, включая людские, даже нет смысла говорить. Вот Швейцария или Люксембург — это да, сильные государства — у них ничего нет, даже земли как таковой и то мало, а какие богатые!

      Страна, в которой был развит лишь военно-промышленный комлекс — сильная, лишь в смысле «опасная» для мирового сообщества…

  7. Геннадий Луференко:

    Начинаю завидовать вам (белой завистью). Но, то, что у нас происходит, это вина не только «верхов», это массовое явление, от самых «низов» и до самых «верхов», везде жульничают в меру своих возможностей. Не поголовно все, но очень многие. И это даже не считается преступлением, может поэтому замечают только за чиновниками и другими, но не за собой (я на днях вывешивал фото с объявлениями о подделках работ для студентов, на «профессионалах» открыл конференцию, но на неё кроме нескольких человек и внимания обратили. А что тут такого? Подумаешь, подделки……).
    Может поэтому, и выдвигают везде точно таких же, как сами, а только потом начинают замечать, чем они занимаются. А может они и не занимаются воровством и прочим, но ругать их всё равно будут не меньше. Проверено, в том числе и на себе.

    Вспомнил, однажды читал указ Петра 1 о назначении городских начальников: «А жалованья им не платить, сия сволочь сама себя прокормит.»

    • Светлана Линс:

      По поводу белой зависти, я всегда вспоминаю слова моего мужа: «Швейцария, конечно, — еще та «банановая» республика, но я не знаю страны, где жизнь лучше». Хотя, сейчас пишу «мужское» досье для инфо-клуба «Эксклюзив», и нашла много «белых пятен» в швейцарской политике. Точнее, не я, а сами швейцарцы.

      Что касается воровства, то согласна с Андреем Кончаловским — это синдром «крепостного крестьянина». Распространено в странах, где в общественном сознании сохранились родо-племенные и клановые установки. То есть, это не — российское изобретение. На Востоке тоже не платили сборщикам налогов. Зачем?

  8. Maria:

    Распространено в странах, где в общественном сознании сохранились родо-племенные и клановые установки. То есть, это не — российское изобретение.
    Вот и Фукуяма приблизительно о том же. Именно поэтому в его список «неблагополучных» стран попала Италия — страна развитая, но только на севере, на юге те же кланы и рейдерство.

  9. Maria:

    Уважаемый Геннадий, что у Вас получилось так это вызвать у меня улыбку) Если бы я и сейчас жила на Украине/в России, я бы наверное разделяла Ваше мнение. Но годы жизни в Европе создают совсем другую картину реальности. А мнения таких людей как Ф. Фукуямя для того и существуют, чтобы давать пищу умам думающим. К тому же он прекрасно сформулировал эту свою мысль о капитале доверия, и примеры дал наглядные — у меня лучше не получится. Кстати, если мне не изменяет память, Фукуяма, да и не только он, за социализм, но в его здоровой форме, а не извращенной, как в случае с СССР.

    Несамостоятельность мышления — сколько раз за, хотя бы последние сто лет мы, с «несамостоятельным» мышлением, поднимали адреналин у всей Европы и даже мира? - извините,забыла уточнить: я имела ввиду нынешнее живущее поколение. У слишком многих наемных работников именно несамостоятельность мышления — особенно вижу разницу в менталитете по коллегам по работе — в Европе и России/Украине.Эту разницу, кстати, замечают и немецкие работодатели. Я бы только это качество еще дополнила элементарным «неуважением к себе» и неумением ценить также время и труд другого. Отсюда и готовность урвать для себя кусочек пожирнее как кредо жизни.

    Для каждого народа естественно своё -
    Вы зрите в корень!! Одно время мне было стыдно за русских и украинских высокопоставленных чиновников, и жалко народ. Но когда сталкиваешься в этом самом народе с нетерпимостью, завистью, озлобленностью, недоброжелательством, и одновременным бессилием и нежеланием отстаивать свои права, иллюзии постепенно улетучиваются, и начинаешь понимать, почему каждый вотдельности живет так, какживет. Когда свои же готовы забить человека в нужде только за то, что он другой (больной СПИДом или бывший наркоман). Люди разучиваются видеть в человеке возвышенное и прекрасное. Они позволяют себя одурачивать и запугивать.
    Я была, например, шокирована сообщением в новостях,что русские в глубинке забирают паспорта у украинцев и делают из низ рабов. Простите, это ж как можно так деградировать?

    А что будет, если мы начнём думать «самостоятельно»? Думаю, лучше нам остаться такими, какие есть. Было бы очень неплохо начать соображать, причем в лучшем смысле этого слова. От этого выиграли бы все. И к этому приложить побольше внутренней культуры. А потом переходить к конкретным действиям. Как Йорг. Он просто создает условия для того,чтобы человек чувствовал себя человеком, независимо от своего соц. положения. Его средств и усилий,может, на все идеи и не хватит. Но это и не нужно — главное, он возвращает людям их достоинство. Так воспринимаю это я.

    Невосприятие себя отдельной достойной личностью — а в чём это проявляется?
    В незнании своих элементарных прав, какой-то забитости, причем все на абсолютно добровольной основе, и, для меня самое страшное, нежелании это положение дел менять. Все ждут — вот придет кто-то и все поменяет! Все как-то мысленно настроены сразу на поражение. И смиренно тянут лямку.. И все это так фаталистически. И этот пресловутый фатализм сковывает свободу мышления и действий. А от бездействия и до лени всего недолго.

    Поэтому побольше бы таких Йоргов, швейцарских, русских или китайских, которые долго не философствуя, просто показывают на своем примере,что невозможное таки возможно,было бы желание пути искать!

Оставить комментарий