Спасая от топки

stop-othodam

Фото: igd.com

Отходы должны соответствовать своему названию. То, что еще может послужить, не должно попадать в мусорные топки. В Швейцарии частные инициативы по использованию отходов — от бытовой техники до продуктов питания — нередко превращаются в успешный бизнес.

Поломка — не приговор

«Радио отслужило свой срок. Вы его приносите в специализированный магазин, где продавец выносит вердикт: ремонт невозможен, запчасти к нему уже не поставляются. И тут же делает вам «специальное предложение» — купить новый радиоприемник. Так вы идете по пути наименьшего сопротивления, покупая новый приемник и оставляя старый у дилера. Затраты за утилизацию вы уже оплатили. 27 кг отходов в виде электротехники ежегодно приходится на каждого жителя Швейцарии. Это достаточно большая цифра. В Германии – этот вид отходов составляет 23 кг, во Франции  - 21 кг. Однако, по утилизации предметов электротехники швейцарцев опережают американцы, норвежцы и люксембуржцы.

Но не все торопятся расстаться с неисправной вещью. Говорить о новом движении было бы преувеличением, но с 2009 года, в Амстердаме открыто «Repair Café», также как и в Швейцарии можно найти подобные заведения по ремонту электротехники. В Берне, Базеле или Цюрихе: люди регулярно собраются вместе, чтобы помочь друг другу починить кофе-машину, CD-плеер или фотокамеру. Более того, муниципалитеты Берна и Безеля в поддержку этого народного начинания запустили проект: «Руководство по ремонту» («Reparaturführer»): веб-портал с адресами тех, кто может помочь с ремонтом.

Успех таких ремонтных мастерских основан на приниципе «Помогая другим, помогаешь себе», так как многие живут в стесненных финансовых условиях и не в состоянии купить новый прибор, чтобы выкинуть вышедший из строя. Так, Вернер Шеллманн обнаружил на рынке эту пустующую нишу: его мастерская в Базеле «Страна ремонта: починка вместо утиля»(«Reparaturland: reparieren statt entsorgen») переполнена музыкальными центрами, телевизорами и другой бытовой техникой. Он открыл свою мастерскую в ноябре 2012 года, и уже с конца 2013 года прибыль его ремонтного предприятия ежемесячно растет. Философия  его бизнеса проста: «Я чиню все, что другие не хотят ремонтировать».

Из безработного в бизнесмены

В 54 года Шеллманн потерял работу, будучи химиком по специальности. Вместо того, что эмигрировать в Австралию, где живет его двоюродный брат, он решил инвестировать свое пособие по безработице в ремонтную мастерскую. Шеллманн с детства интересовался работой электроприборов, у него была уже своя домашняя мастерская. Ее он перенес в свое производственное помещение и говорит теперь: «Я иду не работать, а мастерить». Что делает его счастливым человеком.

schaellmann-reparaturland

Фото: nzz.ch

Мастертская Шеллманна находится на бойком месте, так что недостатка в клиентах нет. Своих клиентов он разделил на несколько категорий. Среди них есть любители починить самостоятельно, которые не могут найти запчасти; Шеллманн поддерживает контакты с широкой сетью дилеров запчастей. Как и с теми, кто сознательно борется с неоправданной утилизацией вещей, годных к употреблению, поэтому приносит их на починку. Наконец, среди клиентов Шеллманна есть такие, кто хочет продлить жизнь своей полюбившейся вещи.

Шеллманн также предлагает специальную услугу: выезжает на объект. Он всегда поможет, если вдругв воскресенье холодильник забарахлил. Он стал «центром технического обслуживания» в округе: привел в порядок системы наблюдения в борделе, выступает в качестве технического консультанта в местной булочной. Я отнюдь не «эко-чудак» («Ökofreak»), — говорит Шеллманн. Но явно относит себя к разряду «подпольщиков», которые противостоят преждевременной утилизации бытовой техники, которую насаждают ее производители.

Охота за утилем

Но Шеллманн не всегда может помочь. Тогда есть только один выход: выбросить вещь. 690 кг бытовых отходов приходится на каждого жителя Швейцарии в год. В целом, 5,6 млн т. по стране. С 1970 г. эта сумма увеличилась на 286%, что связано не только с ростом численности населения, но и с повышением благосостояния. Известно, что швейцарцы — чемпионы мира по утилизации отходов. Но цифры тем не менее впечатляют: пятую часть отходов составляет вторсырье — 340 тыс.т.

И жители сами ищут способы повышения уровня переработки отходов. Так несколько лет назад Валентин Фислер со своими соседями по квартире решили разобрать завалы бытовых отходов: пустыми стеклянными бутылками и консервными банками был заставлен весь балкон. Они скопились ввиду того, что никто не хотел тащить их в пункт сбора этих отходов. Так была вызвана к жизни идея создания сервиса по сбору вторсырья «Мистер Грин» («Mr. Green»).

27-летний Фислер, теперь уже генеральный директор «Мистер Грин», сидя в своем кабинете в 4-м округе Цюриха, рассказывает, как они, «четверо парней из квартала» в 2009 году основали эту фирму. На самом деле, это была сумасшедшая затея, говорит он. Но вскоре ребята обнаружили, что есть насущная потребность в такой услуге. И предложили клиентам абонемент — от 17 до 90 шв. фр. в месяц – предоставляя пакеты от «Мистер Грин», в которые они собирают бытовые отходы — стекло, пробки, аккумуляторы, электронное оборудование, алюминиевые банки, пластиковые пакеты, отработанные тонеры для принтера, кофейные капсулы, и т.д. за исключением бумаги, картона и зеленых отходов, которыми занимается городская управа. «Мистер Грин» собирает пакеты с отходами и передает их переботчикам.

mr-green

Фото: limmattalerzeitung.ch

У фирмы уже более 1000 клиентов, 70% из которых частные домохозяйства. Для предприятий «Мистер Грин» разрабатывает предложения, учитывающие специфику клиентов. Так была организована переработка бумажных стаканчиков, которые ранее попадали в обычный мусор. Сегодня фирма «Мистер Грин» работает в Цюрихе и Базеле. «4000 клиентов через 3 года — это вполне достижимо», — говорит Финслер. Тогда бизнес будет давать небольшую прибыль. Появление конкурентов в этой сфере доказывает перспективность бизнес-идеи: уже есть другие фирмы, занимающиеся сбором вторсырья.

«Продукты вчерашней свежести»

Похоже, Цюрих стал местом генерации идей по преобразованию отходов в полезные вещи. Как и в случае с фирмой «Мистер Грин», «Эсс-бар»(«Aess-Bar» — здесь интересна игра слов уже в самом названии, так как «essbar» в переводе с немецкого означает «съедобный» – прим. С.Л.), расположенный в цюрихском Нидердорфе, возник по инициативе четырех молодых людей. Они были недовольны тем, что булочным ежедневно, после закрытия, приходится выбрасывать непроданные товары, хотя они все еще пригодны к употреблению. «Вчерашней свежести» («Frisch von gestern») – таков слоган «Эсс-бара». Здесь продают то, что не успели продать в других магазинах и по привлекательным ценам. «Мы все продаем вдвое дешевле», — говорит Рауль Штекле, работающий в «Эсс-баре». Таким образом, вы можете купить хлеб за 2 шв. фр., а круассаны – за 50 раппен.

aess-bar

Фото: nzz.ch

Клиентура магазина очень пестра: от студентов, стесненных бюджетом, строительных рабочих, покупающих бутерброды мешками, и туристов, потому что им надо объяснить специфику заведения, до пожилых людей, которые всегда считали, что вчерашний хлеб вкуснее. «Большинство покупателей очень довольны, — говорит Штекле. — Охотно дают чаевые. В булочных такого не встретишь».

Найти пекарни, которые готовы поставить магазину свои «отходы», не сложно. Сотрудники пекарен рады, что им не приходится выбрасывать хлеб, бутерброды и пирожные, говорит Штекле, основным занятием которого является работа в страховой компании, где он возглавляет отдел по инновационной деятельности. Конечно, хлебопеки делят выручку с «Эсс-баром». Но не это является главной причиной их сотрудничества с этим магазином, полагает Штекле. Скорее всего то, что пекари могут показать: им не безразлично, что выбрасываются продукты, которые кому-то могут пригодиться.

В настоящее время «Эсс-бар» достиг точки безубыточности, то есть его доходы покрывают расходы. В составе его персонала — кондитер, шесть продавцов и два водителя. Для Штекле «Эсс-бар» — хобби. Но если дело пойдет, «Эсс-бар» будет прибыльным. Штекле ведет переговоры с потенциальными поставщиками продуктов. Но невозможно составить ассортимент магазина только из «вчерашних» продуктов. Около 10% продукции должны быть утилизированы в конце дня.

«Вернуть былое благоговение к продуктам питания»

Пищевые остатки, что только что были доставлены Розмари Шауб: свекла, лимонная лапша, салат, сыр — все био-продукты. Если бы не цюрихский «Буфетный треугольник» («Buffet Dreieck»), все они были бы отправлены в топку и переработаны в биогаз. Этот ресторан, расположенный рядом с Штауффахерером, использует продукты, которые изъяты из розничной торговли, так как не были востребованы покупателями (например, свекла в летнее время), иногда ввиду поврежденной упаковки или недостаточно эстетичного вида. Розмари Шауб, организующая поставку этих пищевых остатков, не склона называть их «пищевыми отходами». Это, скорее, «излишки продовольствия», говорит она. А вот отходами они могли стать, если бы попали в мусорный контейнер. При этом в «Буфетном треугольнике», само собой разумеется, для приготовления пищи используются только продукты безупречного качества: «Вы не увидете на тарелке увядший салат», — говорит Шауб.

rosmari-shaub

Фото: zueritipp.ch

По оценкам, 30% всех продуктов питания в Швейцарии, становятся пищевыми отходами, что составляет 2,3 млн т. в год. Что обходится семье в 4 человека около 2 тыс. шв. фр. Но для большинства, это неощутимо. Расходы на еду и безалкогольные напитки в Швейцарии, согласно Федерального статистического ведомства, составляют лишь 6,8 % от семейного бюджета. В то время как в середине 20-го века, доля затрат на питание составляла 35%.

Шауб стремится вернуть былое благоговение к продуктам питания. Вместе с шеф-поваром, специалистом по гостиничному хозяйству и предпринимателем Патриком Хонауэром они открыли этот ресторан в августе 2013 года. Почти все поставки продуктов шли из сельского магазина «Bachsermaert». Мясо приобретали у другого поставщика. Ресторан обслуживает в обеденное время в среднем 40 гостей. Комплесный обед без мяса стоит 17 шв. фр. , с мясом – 19. Шауб убеждена: «То, что мы здесь делаем — капля в море». Оборот ресторана можно увеличить, перейдя на оборудование для общетита (кейтеринг, как это сегодня называется — прим. С.Л.). Найти таковое — следующая цель преднимателей.

Авторский перевод Светланы Александровой Линс

Оригинал: M. Hofmann «Die Wiederverwerter», 23.7.2014, Neue Zuercher Zeitung

______________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке»обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/obmen/poruka/spasaya-ot-topki.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

5 комментариев к записи Спасая от топки

  1. Мария:

    После выхода фильма франко-немецкого канала АRТЕ о запланированном устаревании товаров https://www.youtube.com/watch?v=UmpRtuSojiw население в Европе активно старается потивостоять данному явлению. В Германии тоже есть такие мастерские. И во многих супермаркетах в вечер перед выходным на скоропортящиеся товары есть снижки. Сама один раз наблюдала, как в Мюнхене в био-булочной Hofpfisterei люди ждали семи вечера, чтобы купить со скидкой, причем свежие изделия. Вчерашний хлеб я сама иногда покупаю в био-булочных, и для фарша, и просто белый багет из cпельты — пождаренный на тостере, или полежавший в холодильнике в бумажной упаковке и сверху в пакете (у меня и он био) все равно очень вкусный. Вчерашний хлеб к тому же здоровее.

    Не раз видела я и репортажи и читала о том, что отдельные люди, и даже семьи, отказываются от чрезмерного потребления и пользуются тем, что выбрасывают другие. Но это не бомжи. В Германии можно и одежду, и мебель найти бесплатно. А некоторые договариваются с супермарктами о том, чтобы забирать продукты, которые собираются выбрасывать — если истек срок хранения, магазины не имеют права продавать товар — сразу пойдут жалобы, даже если при этом срок годности еще не истек и продукт еще абсолютно съедобный.

  2. Мария:

    Кстати, все больше оборотов набирает и такое явления как Foodsharing (делиться едой), или Fair-teiler (перевод «справедливый распределитель», на игре слов: Verteiler с немецкого переводится как «распределитель», причем приствака ver- созвучна английскому слову «fair» — «справедливый»): у кого продуктов оказалось больше, чем получится скушать, можно отнести и оставить в специальных холодильниках.

    Лидером по «бесплатности» оказался Берлин http://miumau.livejournal.com/1810189.html

  3. Сергей:

    Очень интересная статья. Спасибо.

  4. Marina:

    Очень интересно!
    Искала я информацию о натуральных продуктах в США «Whole Foods», и наткнулась на такой оригинальный пост http://vk.com/wall-86150768_149

    «По такому случаю мы совершили сегодня ночью свой первый шпионский налёт на мусорки Америки. Цель — любимый «Whole Foods», подобие нашей «Азбуки Вкуса». Довольно дорогой магазин полезных продуктов. Дисней Лэнд правильного питания.

    И, конечно, как я и ожидала, мы ушли с ящиком еды. 10 арбузов, гора фруктов, овощей и моего любимого гвакамоле.
    За день до этого я заранее намяла почву, потрепавшись на испанском с мексиканским работником и узнала, что в 22:30 они выносят все нераспроданные, сделанные в магазине продукты на мусорку. Плюс килограммы фруктов, овощей, хлеба и всего-всего. Более того, работники магазина могут купить практически любой продукт за 25 центов. Мексиканец нарисовал мне автограф на коробочке гвакамоле и я вынесла его за 25 центов. После мы договорились, что если я хочу, он может выносить мне что угодно и без росписи. Короче, Тоже Мне Рома был прав. Быть бомжом в Америке-это халява.
    «

Оставить комментарий