Ален де Боттон: взгляд на жизнь нескучного швейцарца из Лондона


Выпускник Кембриджа, швейцарский философ и писатель Ален де Боттон (43) живет с женой и двумя сыновьями в Лондоне. Блистает в знаменитой «Школе жизни» и пишет книги, которые переведены  более, чем на 30 языков мира и изданы тиражом в общей сложности в несколько миллионов экземпляров. Его последняя книга — «Неделя в аэропорту» (Alain de Botton «A Week at the Airport»)

alen-de-botton

Фото: jpost.com

Философ «жизни самой»

Ален де Боттон выступил настоящим революционером в образовании. Классическая система обучения разочаровала его вконец. Как он признался в одном из своих интервью, «мне было скучно в Кембридже». Де Боттон уверен, что в «эпоху Гугл» многие знания люди могут приобрести самостоятельно. В то же время, современный мир поставляет столько жизненно важных вопросов, на которые невозможно найти ответы, вставив запрос в поисковик. Многие же ученые, по мнению Алена де Боттона, сосредоточены на весьма странных, узких и совершенно оторванных от жизни объектах исследования. Они годами корпят над какой-то мелочью, как то, какое значение имеет частица «еще», если она находится в разных частях предложения.

Его самого занимают глобальные жизненные темы: рождение человека, брак, работа, смерть. Прекрасное и безобразное, комическое и трагическое. Поэтому он исследует человеческую жизнь во всех ее проявлениях. Пишет о любви, искусстве путешествий, страхе утраты социального статуса, о среде обитания человека, благополучии и счастье. Последнее де Боттон понимает предельно широко, соотнося его с моралью и ценностным выбором человека.жизненные ценности

А человечество, вступив в свое третье тысячелетие, оказалось на перепутье. «Мы долгое время считали, что самое главное — накопить много денег. И жениться, создать семью. Это составляло западные идеалы в 20-м веке», — говорит де Боттон. Сегодня обе эти ценности, деньги и семья, оказались под большим давлением. Финансовый кризис и высокий процент разводов – печальная реальность. Буржуазная модель добропорядочности серьезно пошатнулась. Красивый романтический сон сменился тупиком одиночества и стресса. Как жить дальше? И как достичь душевного равновесия, когда традиция «трещит по всем швам»? В чем сегодня можно обрести счастье? Для того, чтобы оcмыслить все эти вопросы, Ален де Боттон основал «Школу жизни» в Блумсбери, своего рода небольшой университет. И это произошло очень своевременно. К его проекту проявлен большой интерес, места в школе не пустуют.

И что же, жизнь теперь больше смахивает на трагедию? По мнению, де Боттона, жизнь уже в самой себе содержит трагедию: мы все знаем, что умрем. И люди, которых мы любим, тоже умрут. Можно ли вообще жить счастливо, зная об этом? Трудно. Наверное, поэтому мы снова и снова пускаемся искать счастье на чужбине, будь то короткое путешествие во время отпуска или иммиграция длиною в жизнь.

Аэропорт как зеркало современности

a-week-at-the-airportТак у Алена де Боттона возникла необычная идея провести неделю в крупнейшем аэропорту Европы и к тому же в суперсовременном 5-ом терминале Хитроу, холодном и недружелюбном. Находиться столь продолжительное время там, откуда пассажиры стремятся как можно скорее удалиться прочь. Как рассказывает сам Ален де Боттон: «Мне захотелось прочувствовать жизнь в зале ожидания вылета, «проникнуть за кулисы» аэропорта. Я проводил там дни, коротая ночи в аэропортовском отеле. И наблюдал за тем, что происходит вокруг меня, общался с людьми, рейсы которых задерживались. Это было напряженное время интересных встреч». Свои впечатления и наблюдения Ален де Боттон и изложил в книге «Неделя в аэропорту».

По его мнению, аэропорт, как нельзя лучше, отражает суть жизни и внутренних переживаний современного человека, мобильного и вечно спешащего. Мы живем в некоем «между-мире», желая как можно быстрее добраться до пункта назначения, находясь уже не дома, но еще в пути. Или наоборот. И ожидая совершенства, не уверены, что найдем его. Поэтому в аэропорту пассажиры всегда пребывают в стрессе. И именно в аэропорту, как где бы то ни было еще, пассажиры чувствуют на себе пресс невероятной силы от столкновения в их душе доверия к современной технике и архаичного суеверия. Как пишет де Боттон, «в аэропортах мы переживаем многие вопросы современности в действии». По меньшей мере, явственно ощущается необузданное потребление и разрушение окружающей среды, глобализация и фатальность судьбы: встречи и расставания.

terminal-5-hirtoyДе Боттон также заметил, что в аэропорту люди переживают увлекательное сочетание красоты и ужаса.

Фото: intechsolutions.uk.com

Эстетическое оформление этого аэропорта, по мнению де Боттона, походит на уродливые автозаправочные станции. С другой стороны, 5-й терминал Хитроу напоминает ему грандиозный собор, где человек ощущает свою полную ничтожность. Холодный блеск стали повсюду и обилие искусственного света ночью еще больше укрепляет это впечатление.

Человек – не чисто рациональное существо

И так или иначе актуализируются мысли о жизни и смерти, как и застарелый страх перед полетами. Несмотря на то, что воздушный транспорт, по статистике, является самым безопасным. И из-за нашей технической гордости мы считаем: теперь это естественно, что мы контролируем свою судьбу. Все проблемы решены, кажется, человек больше не чувствует себя игрушкой в ​​руках сил природы. Но человек – не чисто рациональное существо. И именно в такие вот моменты, в зале ожидания аэропорта, он осознает, что, воспаряя над землей, бросает вызов богам. Самолет может разбиться, сколько трагических новостей об авариях и погибших в авиакатастрофах. Что приводит часто летающих пассажиров в молельные комнаты незадолго до вылета, даже если они не очень религиозны.

Причем, многих этот страх охватывает уже в аэропорту. Человек теряется в толпе пассажиров. Его индивидуальность оказывается под давлением, его регистрируют перед полетом, присваивая номер, и это ранит. И постоянно происходят какие-то ЧП, подобно тому, как это случается на городских улицах: в аэропорту та же реальная жизнь, в которой соседствуют радость и драма.

Ален де Ботон утверждает, что сегодня путешествия утратили свою беззаботность. С одной стороны, мы радуемся тому, что путешествовать стало легко, с другой — мы проклинаем эти поездки, потому что теряем чувство времени и расстояния. Мы встречаемся в Мумбаи, Рио или Монтего-Бей буквально через несколько часов перелета, только разница во времени напоминает нам о расстояниях между этими точками на земном шаре. Венеция выглядит более реалистично, когда добираемся туда. Пока, правда, мы едем через Альпы, а не пролетаем над ними. Слишком часто мы в спешке и на больших скоростях, и технологии нам потворствуют в этом.

Как пишет де Боттон в своей книге, его просто очаровывает техническая оснащенность аэропорта. Он говорит, что аэропорты функционируют иначе, чем мы, люди — очень рационально. 70 тыс. сотрудников аэропорта Хитроу обслуживают почти 70 млн. пассажиров, ежегодно проходящих через него. Аэропорт такого масштаба – целый мир, маленький и автономно существующий. Все под контролем и отлажено, как точный механизм: регистрация, доставка пассажиров к самолету, объявления по громкоговорителю. А как высокотехнологично поставляется, к примеру, еда. Ее космическая упаковка. Что выглядит нереально, как в футуристическом фильме.

Эпицентр чувств и переживаний

И все же, убежден философ, аэропорты наполнены романтикой. Они оказываются эпицентром проявления интенсивных человеческих эмоций и неподдельных переживаний высокой амплитуды. Смех и слезы, до свидания и прощай. Книга изобилует удивительными историями, свидетелем которых оказался ее автор. Подобно «вагонному попутчику», ему совершенно незнакомые люди рассказывали такие сокровенные вещи, которые обычно доверяют только духовникам. Так, в книге есть история мужчины, у которого две жены, две тещи и пятеро детей, живущих на двух континентах и не ведающих друг о друге.

Вообще, сидящий в аэропорту за отведенным ему столом Ален де Боттон привлекал к себе внимание всех: и туристов, интересующихся достопримечательностями и выгодным шоппингом, и сотрудников «Британских авиалиний», которые жаловались автору на своих боссов в расчете на помощь и совет. Но в основном, конечно, он привлекал внимание пассажиров, нервно снующих со своими пожитками перед вылетом. Особенно пассажиров из бедных стран, которым путешествие приносит драматический опыт, и они пытаются увезти с собой на родину, как можно больше атрибутов страны посещения. И у стойки регистрации они со своим многочисленным багажом напоминают караван, груженный домашней утварью. Богатые и часто летающие пассажиры обычно путешествуют налегке. Завсегдатаи «1-го класса» все покупают на месте, не отягощая себя чемоданами в дороге. Эти любимцы фортуны могут купить себе «счастье» повсюду.

Большинство же пассажиров пытают удачу на чужбине. Потому как они убеждены в том, что станут счастливее, перебравшись из холодной зимы к теплому югу. И они спешат пройти регистрацию и таможенный досмотр…

Да, современные технологии и глобализация кардинально изменили мир, заставляя каждого из нас искать себя в нем заново, как свое «место под солнцем», так и «маяки», которые помогут уверенно двигаться по океану под названием «Жизнь». Ален де Боттон, философ «жизни самой» – один из таких надежных «маяков».

Светлана Александрова Линс

Материал подготовлен специально для «The Business-Курьер»

________________________________________
Активная ссылка на журнал «В загранке» при перепечатке обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/razvitie/grani/alen-de-botton-vzglyad-na-zhizn-neskuchnogo-shvejcarca-iz-londona.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

2 комментария к записи Ален де Боттон: взгляд на жизнь нескучного швейцарца из Лондона

  1. sweety:

    Прекрасный материал! Картина жизни меняется за счет используемых технологий. То, что подметил философ де Боттон и исследовал жизнь человека в пути, занимает меня давно. Менталитет дальности — это российская реальность. Мы ездили много, преодолевая тысячи километров, встречи всегда оставляли значительный след в личной жизни. очень интересным объектом исследования мог бы стать аэропорт Домодедово или Шереметьево. Я каждый раз из полета привожу жизненные истории, рассказанные в самолете. Я люблю европейские крупные вокзалы, они тоже очень интересны в плане пересечения жизней, людей. Поездка на поезде по сравнению с самолетом является частью путешествия, визуализацией, проникновением, духовным насыщением.Я только что вернулась из поездки в Южный Тироль, по дороге читала Гете «Итальянское путешествие». Советую почитать и сравнить впечатления в пути.

  2. Карина Кокрэлл:

    де Боттон — вообще умница, мне очень близок его подход многопланового осмысления реальности. Возвысить обыденность до философии, связать в один контекст, казалось бы, не связуемое…Не тем же самым «занимается», в итоге, и сама жизнь? Книга о синдроме социального беспокойства отлично написана. А из последних моих приобретений его бестселлер — «Религия для атеиста». Не знаю, переведена ли она на русский. Предвкушаю интересные выводы и парадоксы.

Оставить комментарий