Что движет современной молодежью?

pokolinie

Фото: coopzeitung.ch

Поколение Y (20-30-летние) хочет все и сразу: семью, профессиональную карьеру и качественный отдых. И оказываются под огромным давлением, беря на себя всю полноту ответственности, если что-то пойдет не так.

Каждый человек – кузнец своего счастья

Уже с детства они имеют право голоса. И подготовлены своими родителями к тому, что мир разворачивает перед ними бесконечные возможности для развития. А теперь, когда они выросли, они требуют право на обещанную самореализацию. Речь идет о поколении Y, то есть возрастной группе от 20-ти до 30-ти лет. Социолог цюрихского Университета Карин Швитер (Karin Schwiter) в рамках своей научной работы, проведенной в 2011 году, в буквальном смысле, рассматривала жизненные планы молодежи под микроскопом. Основываясь на интервью с молодыми людьми обоего пола немецкоязычной части Швейцарии, она проанализировала их планы на будущее. Чего они хотят добиться в жизни? Какое значение придают работе по найму? Каковы их карьерные притязания? Хотят ли иметь детей? Каким видят отцовство и материнство? И как будут выглядеть их будущие семьи?

В частности, Швитер отмечает, что респонденты хотели бы делать только то, что считают правильным лично для себя. «Они полагают, что все люди разные, и каждый должен быть счастлив по-своему. И поэтому свои жизненные планы они преобразуют в личный проект». Тем не менее, у такого самоопределения есть и оборотная сторона. «Если что-то пойдет не так, они берут на себя всю полноту ответственности за провал. Ведь они сделали свой выбор самостоятельно. И оказываются под огромным давлением, добиваясь жизненного успеха». Что чревато эмоциональным выгоранием.

«Мы хотим все сразу»

Как показывает исследование Швитер, респонденты в своих жизненных проектах не желают чем-либо поступиться. Они хотят все и, если возможно, сразу: профессиональная реализация в жизненных планах поколения Y значима в той же мере, что семья и отдых. Этот тренд «Мы хотим все сразу» пришел в Европу из Соединенных Штатов, поведала профессор психологии бернского Университета Пасукуалина Перринг-Чиелло (Pasqualina Перриг-Chiello) швейцарскому журналу Coopzeitung. «И отрезвление оказывается очень тяжелым, если реальность выглядит иначе ожиданий».

Ключевой принцип баланса между работой и личной жизнью у поколения Y, образно выражаясь, вошло в кровь и плоть. Их не устраивает карьера любой ценой. Но не стоит думать, что все они — бездельники, привыкшие к комфорту. Поколение Y очень трудолюбиво, говорит Швитер: «Для них очевидно, что нужно бороться за рабочее место и постоянно совершенствоваться в профессии. Они боятся отстать от потребностей рынка занятости и оказаться на социальной обочине».

Поколение «Почему?»

Хотя поколение Y может себе позволить некоторую беззаботность, по крайней мере, в Швейцарии. По подсчетам Федерации профсоюзов «travailsuisse» к 2030 г. в национальной экономике будет недоставать полмиллиона работающих. В самом деле, хорошие перспективы для молодых. Но поколение Y выросло в неспокойные времена. Террористические атаки и финансовые кризисы серьезно повлияли на их представление о мире и научили, что в нем нет ничего определенного, говорит Швитер. Не без основания, это поколение обозначено буквой Y, которая на английском языке произносится так же, как вопросительное слово «why» — «почему».

И действительно, представители этого поколения на каждом шагу подвергают сомнению устоявшиеся нормы и ценности. Должен ли я на самом деле приходить в офис первым и уходить последним? Что лично мне принесет «саббатикал» (продолжительный академический отпуск), если я в течение нескольких месяцев буду оторван от профессионального мира? Несмотря или, возможно, из-за своих экзистенциальных страхов они отвергают традиционные иерархии на работе. Кроме того, приверженность к одной компании не является больше абсолютной, как раньше, говорит Швитер. «Они с самого начала карьеры смотрят по сторонам, предлагает ли кто-то нечто лучшее. Можно сказать, они затачивают себя на реализацию возможностей».

Охота за дипломами

Это проявляется прежде всего в погоне за дипломами и всевозможными сертификатами, продолжает Швитер. Даже люди с относительно узким образовательным списком в своих резюме делают упор не на наличие практического опыта, а сообщают о своей компетентности посредством свидетельств о повышении своей квалификации и приобретении сопуствующих навыков. «Респонденты находятся в постоянной готовности учиться дальше. Они учитывают возрастающие требования к профессиональной подготовке сотрудников на рынке занятости».

Это подтверждают и данные Федерального статистического бюро (FSO), опубликованные в газете Sonntags Zeitung от 30 апреля 2011 г.: один из пяти выпускников магистратуры уже через пять лет после лицензиата или присвоения степени снова готов к дальнейшему продолжению образования или повышению профессиональной квалификации. Похожая картина складывается и в отношении молодых людей, не заканчивающих гимназию или вуз – после профобучения следуют языковые курсы, далее либо продолжение образования по выбранной стезе, либо освоение совершенно другой профессии. В последнее десятилетие число квалифицированных кадров на уровне «высшего профессионального образования» увеличилось на 45%, хотя число 23-29-летних снизилось на 7% в течение этого периода.

Образование становится все более важным фактором на рынке труда, подтверждает Томас Даум, директор Ассоциации работодателей: «Прошли времена, когда было достаточно один раз отучиться и получить образование». Содержание работы и технологии меняются гораздо быстрее, чем в прошлом, поэтому сотрудники, а также и работодатели должны постоянно совершенствоваться в профессии. Тем более, продолжает Даум, «в условиях свободного передвижении лиц и дешевого производства за рубежом, конкуренция за рабочие места будет увеличиваться». Базельский социолог Томас Мейер (Thomas Meyer) также акцентирует внимание на усиливающуюся «битву» вокруг отбора учащихся в гимназии, что, вероятно, также объясняется резким увеличением в последние годы доли высокообразованных мигрантов и их детей.

Швиттер заключает: высокие требования к молодым специалистам обусловливают у них латентный стресс, воспринимаемый ими как нечто само собой разумеющееся — учиться надо всю жизнь.

Они говорят семье «Да!»

Поколение Y способно и готово встретить вызовы постоянно меняющегося мира. При этом в качестве компенсации у представителей этого поколения наблюдается большая тяга к традиционным ценностям. По данным Федерального ведомства статистики на 2013 г., 93% молодежи в Швейцарии хотят иметь детей. В мире, где молодые берут на себя огромную личную ответственность, что и делает их «одинокими рыцарями» успеха, возникает тоска по жизненному партнерству, семье.

Как это проявляется в различных возрастных категориях? Сегодня около 20% женщин в возрасте 50-59 лет не имеют детей, говорится в исследовании Швитер. В то время как поколение Y считает, что дети являются ключом к жизненному успеху. Но в отличие от прошлых поколений, сегодняшние молодые люди не хотят «просто» рожать детей, говорит социолог. Они убеждены, что сначала нужно добиться определенных успехов в профессиональной карьере, а также накопить достаточно денег и иметь время заниматься детьми. Но, прежде всего, «это очень важно для молодежи, чувствовать себя готовыми завести детей. Они осознают, что придется от многого отказаться, чтобы выполнить эту миссию – стать родителями». Словом, все должно быть идеально. И если благоприятные обстоятельства не сложатся, большинство респондентов предпочли бы остаться бездетными, говорит Швитер.

По данным швейцарского Федерального статведомства за 2009 г. 80% семей с детьми возрасте до 7 лет соответствовали модели «кормилец- домохозяйка»: отец работает полный рабочий день, мать не работает или работает в режиме частичной занятости. Респонденты, участвующие в исследовании Швитер, дистанцируются от этой модели, в том числе и молодые мужчины. Хотя сама эта модель принимается  ими в качестве оправной точки для дискуссий (и, естественно, возможных конфликтов) и пересмотра традиционных функций партнеров. Но все это пока на уровне мечтаний. А что в реальности?

На практике, респонденты, уже живущие месте с партнером, если это мужчина, на вопрос о о домашней работы, отвечает: «Я много помогаю». В то время как женщина говорит: «Я выполняю много работы по дому». Из чего видно, что главная ответственность за ведение домашнего хозяйства все же остается на женщине.

Никаких воспитателей со стороны

Для детей, убеждены представители поколения Y, лучше, когда о них заботятся сами родители – еще один аргумент в пользу традиции. Не стоит передоверять детей воспитателям детсадов и няням, ребенка должны воспитывать родители. Респонденты считают, что семья, где оба родителя работают в режиме полной занятости, а дети всю неделю в детском саду — это полный экстрем, недопустимо. Детский сад – это плохая альтернатива для заботы о детях, считают они.

Но как это реализовать? Опять же респонденты склоняются к традиционному способу — после рождения ребенка мать остается дома, а отец зарабатывает на полную катушку, обеспечивая семью и имея возможность продолжать профессиональную карьеру. Таким образом, на деле муж остается «кормильцем», а жена – «домохозяйкой». Швейцария в смысле пересмотра гендерных ролей в семье все еще находится в ариергарде. Гораздо больше продвинулись в этом вопросе скандинавские страны. Соответственно, и у поколения Y там больше возможностей обрести жизненный успех.

Не бунтари

Поколение Y, как утверждает Швитер, очень гибкое, хорошо адаптирущееся в социуме. «Среди них нет бунтарей, им не присущ революционный дух, как, например, это было с молодежным движением в 68-м». Активность современной молодежи сосредоточена на оптимизации личной среды. Перринг-Чиелло считает, что поколение Y меняет общество, просто поставив его на службу по реализации своих собственных целей. «У этого поколения есть надежды и идеи. Я им доверяю», — заключает она.

А можно ли реально изменить мир путем личной оптимизации? Социолог Карин Швитер не разделяет оптимизма Перринг-Чиелло и убеждена, что осознание молодыми людьми общих интересов снова должно возобладать. «Маятник качнется в другую сторону. Вопрос только в том, когда это произойдет».

Поколение Z

Поколение Z – дети, родившиеся в 1995-2010 гг. Они уже с пеленок освоили цифровые технологии, поэтому их можно считать первыми настоящими «аборигенами» цифровой эпохи. Согласно исследованию, проведенному немецким институтом будущего (Zukunftsinstitut), поколению Z предстоит революционизировать рынок труда, что в будущем повысит активность фирм в поиске сотрудников. Поколение Z завершит собой саму концепцию смены (и конфликта) поколений, а пожилые люди будут вести более «молодой» образ жизни.

Радостно, что некоторые аспекты будущего мы уже ощущаем в своем сегодняшнем образе жизни. То ли еще будет…

Светлана Александрова Линс
_________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/razvitie/grani/chto-dvizhet-sovremennoj-molodezhyu.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

 

Оставить комментарий