Феминизм: прихоть или… веление времени?

Наталья Мантель«Женская линия фронта»

(История и достижения феминизма в Европе)

natalia-mantel

Часть 1-я: Феминизм: прихоть или… веление времени?

Ни одному современному политическому движению не досталось столько кривотолков, неприличной двусмысленности при произношении самого названия и насмешек от мужской части планеты, как и ругательных эпитетов в адрес его последовательниц, которые, на деле, совершили «культурную революцию» не только в сознании женщин, но и «перевернули»  патриархальное представление об устройстве общества почти полвека тому назад.

Как Вы уже догадались, речь пойдет о феминизме (Feminismus). Для начала определимся с терминами: «женское движение (Frauenbewegung) — это социальное движение, боровшееся за права женщин в обществе. «Первая волна» современного женского движения или женского правового движения (Frauenrechtsbewegung), возникло в середине 19-века и продолжалось до начала двадцатого столетия. Его основной задачей была борьба за принципиальные политические и гражданские права женщин, как право голосовать (в Германском Рейхе — после ноябрьской революции 1918 года), право на трудовую деятельность, право на образование, в том числе и высшее.

«Второй волной» женского движения, добивавшегося равноправия полов в политической, социальной, трудовой и семейной (личной) области, с середины 1960-х годов стал феминизм (Feminismus). Его теоретическая концепция уже «возвышалась» над предыдущей целью, так как речь не шла больше о том, принимать ли участие в «подчеркнуто» мужских общественных институтах, а ставила вопрос «ребром» о правомерности патриархальной иерархии. Борцами за права женщин обозначают представительниц старейшей «фазы» женского движения (с 1848 по 1933 годы). Последовательниц нового направления женского движения с конца 60-х годов называют по-другому -  «феминистками».

С внесением с 1958 года в Конституцию ФРГ статьи о равноправия полов был сделан большой шаг вперед. Таким образом, было официально признано право женщины самой распоряжаться своими финансами (до этого имуществом богатых невест после свадьбы распоряжался только муж, и даже те из женщин, кто сами работали, не могли без подписи отца или мужа взять кредит в банке). Формально равные права при трудоустройстве, диктуемые в первую очередь, демографической ситуацией (перевес женского населения) позволило многим немкам сменить привычную роль домохозяйки на роль работницы (напомню, что во время фашистского режима Гитлер так определял назначение женщины: «3 К: Kinder-Küche-Kirche – дети, церковь, кухня»).

na-kursah-domohozyaek

Фото: Занятие поварским искусством в женской профессиональной школе в 1956 году — быть домохозяйкой тогда считалось не угнетением, а престижной профессией для женщины

Без начавшегося в 19-ом веке технического прогресса, а также последовавших за этим революций в различных странах и двух мировых войн не состоялось бы вообще женское движение за равноправие полов. Именно в конце 60-х – начале 70-х годов двадцатого века в нем произошел раскол, и последовательницы феминистского крыла выделились в новое, отдельное социальное движение, ставшее международным.

Феминистки полностью дистанцировали себя от просуществовавших до 1933 года организаций борцов за равные права женщин, считая себя «антидвижением», так как они:
- рассчитывали только на свои собственные силы, совершенно независимо от мужчин, от политических партий и от общепринятых институтов власти, общественной структуры и иерархии;
- ориентировались лишь на потребности женщин;

- даже пытались жить и работать в небольших, «чисто» женских группах.

Сегодня уже мало кто знает, что новое женское движение 1968 года (феминизм) началось с настоятельного желания так изменить общество, чтобы женщины могли рожать детей без причинения ущерба для себя и «скатывания на обочину жизни» после этого. Начало его имело интернациональный и антипатриархальный характер.

Женщины того времени задавали себе следующие вопросы: «Что объединяет нас, а что разъединяет? В какой форме мы, проживая в западных странах, имеем преимущество от господствующего здесь соотношения сил (бессилия) власти? Как связаны между собой борьба против эксплуатации труда с борьбой  против патриархата? Что означает на деле равноправие полов и что такое освобождение?» Это были вопросы, на которые еще предстояло ответить политическим образом, а Европу, как и ФРГ, сотрясали тогда демонстрации протеста студентов против консервативной верхушки власти.

Инициаторами мирной революции в женском движении были представительницы социалистического немецкого студенческого Союза (Sozialistisches Deutsches Studentenbund – SDS), являвшегося в то «бурлящее» время «рупором» политически активного студенческого движения. Они не могли сподвигнуть коллег-студентов, представителей «сильного» пола, добровольно отказаться от общепринятого «распределения ролей» в общественной работе для пользы партнерского общения: мужчины-студенты – члены СДС работали над проектами воззваний и резолюций, дискутировали и демонстрировали против  «тысячелетней плесени» в университетах, против обывательского мировоззрения и для самоопределения, в то время, как студентки – члены СДС варили кофе и делали бутерброды, печатали листовки и присматривали за детьми.

Распределение обязанностей в установленном мужчинами (кстати, товарищами по борьбе) порядке лишь по половому признаку как явное противоречие их же собственным лозунгам, заставило западно-берлинское отделение СДС в январе 1968 года основать Активный Совет по освобождению женщины — “Aktionsrat zur Befreiung der Frau” (ABF). Накал страстей достиг своего апогея во время выступления на 23-ей конфереции СДС в сентябре 1968 года представительницы западно-берлинского ABF, в последствии известной кинодокументалистки, Хельке Зандер, упрекнувшей мужчин в игнорировании назревших конфликтов в частной жизни, мешающим дальнейшей эмансипации женщин. Большинство женщин, по ее мнению, были потому аполитичны, что их интересы в политике не играли никакой роли: даже участвуя в политических акциях, «проливавших свет» на их собственные проблемы, они не могли найти полного совпадения желаний своего внутреннего «я» с «внешними» требованиями.

Непонимание среди делегатов-мужчин, их, отчасти, насмешливую реакцию на речь Хельке Зандер заставили ABF составить программу для основания нового женского движения. Таким образом, было затребовано устранение любого конкурентного отношения, прежде всего, основанного на половых различиях, а для формирования четкого представления о собственных притязаниях необходим был отход от мужчин, который должен был бы продолжаться так долго, пока женщины сами не найдут свое собственное толкование жизни.

В последующие месяцы в большинстве студенческих университетских городах были созданы автономные женские группы, прозванные в народе «бабские советы» (Weiberräte) и подготовлена «почва» для дискуссий. Они поддерживали между собой непрочные контакты, чтобы избежать иерархического подчинения, которое могло бы привести к структурному распределению власти в организационной «плоскости».

Помимо прочего, возникали антиавторитарные (антидиктаторские) детские магазины, в которые должны были царить креативность и торговля, с правом на самоопределение. В противоположность господствующей тогда социальной модели по уходу за детьми (улицы, парки и скверы, где гуляли только мамаши или няни с детскими колясками, а также детские площадки, на которых увидеть тогда играющего со своим ребенком папашу, как и идущего с коляской мужчину, было немыслимо) женщины из нового движения преследовали цель, сделать воспитание детей общим делом мужчин и женщин. Однако, после первых успехов, все осталось по-старому: концепт (или инновационная идея), устройство и ведение детских магазинов осталось в большинстве случаев, лишь, женским занятием.

Возникновению и развитию нового женского движения в 60-х – 70-х годах двадцатого века способствовали, в огромной мере, протесты против узаконенного запрета на прерывание беременности, например, самообвинительными кампаниями «Я сделала аборт» во Франции, которые затем были успешно подхвачены малыми группами в ФРГ в форме «трибуналов» и уличных женских акциях за собственное право голоса в этом вопросе.  (Хочу напомнить, особенно, молодым читательницам, сколько сотен тысяч, а может быть, и миллионов женщин умерли в результате подпольных, то есть нелегальных, операций по прерыванию беременности и их последствий (маточных кровотечений или заражению матки), и не только на Западе, но и в Советском Союзе, пока не было принято решение на государственном уровне официально разрешить аборты).

Внешне, женское движение выигрывало через проблематизацию аборта, запрет которого был формой  общественного подавления  женщин. Объединенные единой целью — давлением на облеченные властью судебные инстанции – женщины, принимавшие активное участие в этой  борьбе, благодаря ресурсам возникших повсеместно женских союзов, связанных партийными или общественными интересами, были в состоянии самостоятельно повысить число легко мобилизуемых последовательниц, собрать необходимые денежные средства и поднять  собственный престиж.

jenskaya-demonstracia-protiv-zapreta-abortov

Фото: Гамбург 1974 года — одна из массовых демонстраций протеста немецких женщин против запрета абортов (за отмену статьи 218 Конституции ФРГ)

Идеологическая платформа тогдашнего нового движения, феминизма, началась с сомнительной для него общественной репутации, когда женщины-матери, члены возникшего ранее движения за равноправие женщин, оказались в меньшинстве со своими вопросами к очень злободневной в то время теме – к рождению детей. Самый  важный итог этой борьбы — легализация абортов (поправка к Конституции, принятая в 1975 году) и  разрешение пользоваться противозачаточными таблетками – сделали, казалось бы, невозможное возможным: впервые в истории молодые женщины сами могли о себе позаботиться и самостоятельно решать, когда им беременеть.

Таким образом, для них материнская политика, забота о детях и объявленная ими «забастовка» рождаемости стали расходиться с представлениями христианской церкви, возникли мысли о новых стабильных формах жизнесуществования детей и взрослых (например, «чисто» женских общин), включая в небольших «порциях» признания права и на однополую сексуальность (причем, как для мужчин, так и для женщин (равноправие во всем!).

Это новое движение сотрясали различные конфликты изнутри, хотя они остались, практически, незамеченными общественностью. Из-за этого появлялись новые комитеты на местах или некоторые активные участницы уходили во вновь возникшие партии — самостоятельные рабочие группы или даже в террористическую, позднее запрещенную организацию «Красные бригады» (RAF), пытавшуюся свергнуть «прогнивший» капиталистической строй изнутри насильственным «кровавым» путем.

«Ключевыми» документами молодого феминистского движения помимо речи Хельке Зандер на 23-ей конференции СДС является также статья Карин Шрабер-Клеберт «Женская революция» (Karin Schraber-Klebert “Revolution der Frau”), как и ставшая культовым произведением  книга Симоны де Бувуар «Другой пол» (Simone de Beauvoir  — “Das anderes Geschlecht”).

Во Франции была основанна в 1967 году группа feminin, masculin, avenir (FMA), которая выросла в отдельное направление и сформировала собственную программу в знаменательном 1968 году, а также параллельная мобилизация студентов в Vincennes (университет Париж-8 на городской окраине), которая также привела к созданию женской группы. Интересно, что уже сразу наметились кардинальные отличия в феминистком движении в этих двух странах. Если в ФРГ «бросания помидорами» привели к региональному распространению движения феминисток, то этого не произошло во Франции, где не было контактов даже между двумя действующими в Париже вышеназванными группами. К тому же было много разного в содержании программ женского движения этих двух государств, у них даже наметился «раскол» и в теоретическом плане. Поэтому, когда Алиса Шварцер (Alice Schwarzer) в 1971 году из Франции привезла в ФРГ «Кампанию 218», многие уже созданные немецкий женские группы вздохнули  облегченно: она дала общие цели и освободила от безответных вопросов.

Зачинщицами европейского феминизма считаются: с французской стороны – Антуанетте Фуке (Antoinette Fouque), Моник Виттиг (Monique Wittig) и Христин Дельфи (Christine Delphy), с немецкой – Алиса Шварцер (Alice Schwarzer) — бессменный главный редактор женского журнала «Емма» (сокращение от слова «эмансипация», что в переводе с латинского “emancipare” означает освобождение от зависимости, угнетения, от предрассудков, отмена ограничений, уравнение в правах женщин)» и Хельке Зандер (Helke Sander) —  автор книг, кинорежиссер (одна из ее последних работ — документальный фильм “Mitten im Malestream” как раз напоминает через 40 с лишним лет об истории возникнования этого женского движения).

Итак, в 60-70-х годах прошлого века в многочисленных западных индустриальных государствах образовались автономные женские движения, которые прорабатывали проблемы женского перераспределения ролей, процессы самонакопления собственной  женской идентичности, пропагандировали развитие женской солидарности и представляли окружающему миру свои наступательные цели. Феминистки требовали равенство шансов во всех сферах жизни, в том числе самоопределение женщины к ее телу, как и осуждение любых форм сексизма (использования женского тела в качестве «товара», в том числе, и в рекламе), включая борьбу против криминальных подпольных абортов.

К середине 70-х годов двадцатого века наметились два, совершено разных направления развития феминистского движения:

- культурный феминизм, стремящийся к изменению отношения между полами в результате трансформации мышления в головах мужчин и женщин, являясь «новым» в новом женском движении, а с другой стороны,

- социальный феминизм, считающий, что освобождение женщины будет достигнуто, в первую очередь, через ее социальное уравнение в правах с мужчиной, продолжающий начатую еще в середине 19-го века борьбы за женщин за равноправие.

Новое движение феминисток быстро набирало «неимоверный» приток его активных последовательниц, а  многосторонняя деятельность участвующих в нем женщин изменила «внешний облик» Западной Германии (ФРГ) до неузнаваемости: именно оно сделало ее более ДЕМОКРАТИЧНЕЕ!

Подробнее поговорим об этом и о многочисленных достижениях феминизма, в том числе и в Германии, во второй части данной статьи.

Продолжение
__________________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/razvitie/grani/feminizm-prihot-ili-velenie-vremeni.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

назад к выпуску >>

к рубрике  >>

5 комментариев к записи Феминизм: прихоть или… веление времени?

  1. Allochka:

    Феминизм,конечно,был необходим,но это в свою очередь освободило мужчин от многих обязанностей по отношению к женщине и,даже,семье…Иногда,мужчины откровенно и не стесняясь говорят в лицо:Вы же сами боролись за феминизм,теперь и тяните лямку безропотно»….Считаю,что в современной интерпритации феминизма,женщина перестала быть той милой,слабой и нежной,которую бы мужчина захотел всегда защитить…Причём,зачастую женщина взваливает на свои плечи истинную мужскую заботу,а мужчины только ухмыляются…так у феминизма есть две стороны медали…

  2. Светлана Линс:

    На мой взгляд определение женщины «как милой, слабой, нежной» — это скорее патриархальный идеал, даже можно сказать, патриархатный, чисто мужское изобретение. В реальной жизни происходит следующая коллизия — женщина всеми силами стремится выглядеть «милой, слабой, нежной», какой ее хотят видеть мужчины. Но при этом она хочет командовать мужчиной. И это ее желание — ультимативно. А тот мужчина, кто это ей позволяет, никогда не защитит, он просто не в состоянии кого-либо защитить. Такова современная жизненная драма…

  3. Хилола:

    Большой шаг в феминизме был сделан после войн. Особенно после второй мировой. Изнасилованные женщины делали криминальные аборты, на производствах ещё во время войны женщины заменили мужчин, а после войны там так и остались. В медицине и педагогике опять -таки как результат гибели мужчин женщины стали большинством. Соответственно, что у мальчиков и девочек, воспитанных женщинами, тоже изменился взгляд на проблему феминизма. Не только борьба женщин, но и объективные условия авнудили общество пересмотреть взгляды на проблему полов.Это отражается в моде. Шанель, которая первая ввела брюки, сама довольно мужеподобная с сигаеткой и плоская, резкая в суждениях…Поэтому современные манекенщицы бесполые. А сколько межполых манекенов. Люди не хотят, чтобы их образ был привязан к половой идентификации.

  4. Allochka:

    На самом деле на тощих манекенщиц намного проще шить платься,да,и ткать экономится! Лол,про бесполых манекенщиц-это ты круто выразилась!

  5. Хилола:

    Недавно показывали необыкновенно красивую модель. Причём, оно демонстрирует и женскую и мужскую одежду. И он необыкновенно хорош во всех ролях.
    Женщина, завоевав право на аборт и контрацепцию, получла право выбирать своё место и роль в обществе. Причём, что борьба эта не с «плохими» мужчинами, а с косным мышлением.

Оставить комментарий