Конфликт отцов и детей – современная версия

lejaschie

Фото: www.ilgiornale.it

«Лежащие» — таково название новой книги Микеле Серра, что отражает любимую позу нынешних подростков – в течение всего дня. В наушниках, с ноутбуком и смартфоном. Они общительны и доступны каждому. Но не своим родителям. Почему они так себя ведут?

Током по нервам

Те, чьи почти взрослые дети проводят целыми днями на диване в наушниках, склонившись над ноутбуком или смартфоном, могут утешиться новой книгой Микеле Серра, в которой тот описывает гораздо более жесткую картину: везде валяется одежда и грязные носки. В ванной комнате затвердевшие, как бетон остатки зубной пасты и брошенные на пол мокрые полотенца. Повсюду мусор, заплесневелые куски фаст-фуда и пустые бутылки-пакеты. Телевизор и свет по всей квартире не выключаются в принципе. На кухне переполненная немытой посудой раковина…

 

michele-serraМикеле Серра – итальянский журналист и сатирик, получил широкую известность как колумнист газет La Repubblica и L’Espresso. Кроме того пишет стихи и пьесы для театра и телевидения. Женат, имеет дочь и трех сыновей, живет в Милане.

 

Эта книга в Италии имела сенсационный успех, не в последнюю очередь потому, что ее автор, отец четверых подростков, знаком с темой не по наслышке. Смысловым центром книги является резкая отповедь отца, адресованная своему сыну, своеобразный манифест против «горизонтального образа жизни» нынешней молодежи. Отчаянное возмущение автора поведением сегодняшних 18-тилетних прошло током по нервам многих, в основном, конечно, родителей этих взрослых детей. «Лежащие» — таково название этой книги в немецком переводе, что отражает любимую позу сегодняшних подростков – в течение всего дня.

Да, многие обрадуются, прочитав эту книгу. Ведь, они с легкостью узнают своих любимых чад в описаных в ней моделях поведения подростков. О чем, впрочем, никто до этого не мог поделиться даже со своими лучшими друзьями, ожидая в ответ только «ценные» советы.

В то же время книга «Лежащие» — внутренний монолог беспомощного, хотя любящего отца, который мечется между ностальгией и острой сатирой, между тонкими, почти меланхоличными тонами и ироничными пассажами. Главный герой, рассказывающий о своем сыне от первого лица, сам оказывается «пародией на отца» и таких же, как он родителей-невротиков. При этом его самоирония по поводу невротической снисходительности родителей к своим взрослым детям иногда доходит до абсурда. Но ведь мы знаем, что даже самая буйная художественная фантазия не в силах тягаться с реальностью…

Любимые «иностранцы»

Главные герои книги «Лежащие» – отец, лет примерно 50-ти, разведен, живет в Милане, писатель, и его сын, 17-19 лет. Их отношения или, вернее, отсутствие оных — это универсальная модель взаимодействия современных подростков с родителями. Они не знают друг друга, и взрослые не имеют никакого влияния на молодых. Сегодняшние подростки оказываются странно недосягаемыми для своих родителей, в то время как на самом деле дети постоянно находятся в поле их зрения. Так, по крайней мере, это представляется отцу, который тщетно пытается установить контакт со своим сыном.

Современные подростки, описанные в этой книге — странные существа. Они исчезают по вечерам без предупреждения и возвращаются домой бог весть когда. Они проводят жизнь в горизонтальном положении — на кровати, на диване, на полу, на лужайке. Бодрствуют, когда остальная часть человечества спит, и спят, когда все остальные бодрствуют. И переходят в вертикальное положение только, чтобы добраться до холодильника, туалета или ванной.

Их досуг состоит исключительно в использовании арсенала технических устройств: смартфона, планшета, ноутбука, как бы увеличивающих в пространстве их собственное тело. Их мир — за мониторами и экранами, где-то в телепрограмме или в интернете — там они общительны и доступны каждому. Но не своим родителям, которых они практически не замечают рядом с собой. И уж тем более взаимопонимание с ними недостижимо.

Юноша эпохи гаджетов, как его воспринимает Серра, является иностранцем у себя дома. Человеком, принадлежащим к иной культуре и совершенно иначе ощущающим реальность, думающим на другом языке и по-другому понимающим мир. Он принадлежит к особому народу – «лежащим». Отец не может поговорить с сыном, тот постоянно в наушниках. За исключением тех моментов, когда разговаривает по телефону или переключает каналы на пульте дистанционном управления телевизора. Он постоянно на связи с себе подобными – из сообщества «лежащих».

 

michele-serra-lejaschie

Michele Serra «Die Liegenden», Diogenes Verlag, Zuerich 2014 (Оригинал — «Gli sdraiati», Feltrinelli, Milano 2013).

Не конфликт, а разрыв

Наблюдая за своим сыном, герой Серра вспоминает, как он сам помогал своему отцу ухаживать за домашними растениями на террасе, а его отец таскал бабушке воду для полива. В десятилитровых ведрах. Теперь он сам поливает цветы, управляясь большой лейкой, и понимает, что ему уже никто не поможет. «Цепь прерывается. Я — ее последнее звено. На этот счет не остается никаких сомнений. Я — последнее звено». Серра имеет ввиду связь поколений.

В одном из значимых эпизодов книги отец и сын приезжают к родственникам, чтобы помочь в уборке урожая. Для отца это традиционный ритуал и почти духовное событие. Все встают рано и работают на винограднике. Все – кроме сына и его друга, которого тот позвал с собой. Они до часа дня еще в постели. И один из пожилых соседей говорит главную фразу книги от имени старшего поколения: такого еще никогда не было, чтобы старые работали, а молодые спали.

Отец пытается достучаться до сына. Делать что-то вместе, чтобы просто наслаждаться обществом друг друга. Отец предлагает устроить совместный поход в горы, вспоминая, как в детстве он поднимался на гору в Абруццо со своим отцом. Как насчет прогулки? Ответ — «Нет». Горы? Ответ читается во взгляде – «Я не горный козел». Да, все меняется: во времена Петрарки просто подняться в горы, чтобы насладиться видом и подышать свежим воздухом – такая праздность была возмутительна. До недавнего же времени это было чисто буржуазным удовольствием. Сегодня для подростков, живущих в виртуальном пространстве, реальный мир со всеми его природными красотами и культурными смыслами – за пределами их интересов.

Отец, конечно, допускает, что его сын может не разделять его энтузиазм по поводу прогулки в горы и найти для себя нечто более занятное. Но это нежелание для него — невидимая стена между ним и сыном — не столько продолжение вечного конфликта поколений, но радикальный разрыв — то, что в мышлении и поведении отделяет нынешнюю молодежь от всего, что было прежде.

Поэтому для отца этот поход становится сущей идеей-фикс, как мрачные пророчества, начертанные на древней стелле Хатта семь тысяч лет назад: «Человечеству не дает покоя проклятие, которое угрожает уничтожить его полностью, мужчин, женщин и детей. Если сын вместе со своим отцом не поднимутся на Колле делла Наска». У него нет более сильного желания, чем взобраться на гору вместе с сыном. И он давит на него, шантажирует, угрожает, умоляет: «Я буду тебе платить за каждый километр», «Если ты не пойдешь со мной, я могу умереть от разрыва сердца».

Наконец, сын соглашается. И карабкается по горному склону за отцом, несмотря на кроссовки, совершенно непригодные для такого марш-броска. В конце похода отец и сын примиряются.

Внутренний конфликт как зеркало конфликта поколений

Книга «Лежащие» — не роман в его традиционном формате. Это, скорее, серия талантливых зарисовок, изображающих сосуществование отца и почти взрослого сына на фоне размышлений писателя о том, насколько сегодня глубока пропасть между поколениями, и почему это произошло. Почему сын категорически отказывается пойти с отцом в горы, как тот в свои юные годы совершил это со своим отцом? Или, почему для юноши ничего не значит поездка к родственникам на сбор винограда? Почему парень не понимает важность таких ритуалов, не замечая окружающего мира и не испытывая потребности в общении с близкими?

Отец, размышляя о своем сыне, обескуражен и чувствует большую тревогу. Он ставит под сомнение как свои действия, так и поведение своего сына, задаваясь вопросом, что он может изменить. Как мотивировать сына к активному участию в жизни или хотя бы провести несколько часов с отцом. Но в то же время свои собственные отцовские чувства он иногда описывает с горькой иронией, цинизмом и хлестким сарказмом. Ведь в его душе бушуетт какая богатая гамма эмоций, поляризованных, взаимоисключающих друг друга и часто странных для самого себя.

Он и любит сына, и презирает его. Отца злит и огорчает апатия отпрыска и его отчуждение от семьи. Он ловит себя на том, как его настигает чувство обиды, которое обычно проявляется у людей в зрелом возрасте, после многих разочарований. Отец оказывается не только в конфликте с сыном, но и с самим собой. И тем не менее, снова надежда и попытки наставить человека, которого он когда-то месте со своей женой произвел на свет. Сына. Своего сына. Поэтому книга «Лежащие» — это в равной степени портрет «поколения гаджетов» и призыв к расширению сотрудничества поколений в реальной жизни — особенно в семье.

Серра блестяще анализирует, почему нынешняя молодежь такова, почему они себя так ведут. Потому что мы, взрослые, потакаем им, бежим вслед за ними, пытаясь сами остаться молодыми. А взрослеющие дети становятся инфантильными и апатичными. Но это не воспитание…

Серрa все это описывает прямо и открыто, даже беспощадно. Он знает, что современные родители с них неуверенностью в себе являются частью этой проблемы. И многие родители взрослых детей в герое книги «Лежащие» узнали себя. И не только себя, но и своих друзей. Эта книга полезна тем, что в ней автор описывает проблемы и формулирует вопросы, которыми задаются большинство родителей взрослых детей. Прежде всего, эту странную беспомощность перед тем, что их дети требуют, чтобы родители относились к ним как ко взрослым, оставаясь при этом под родительской опекой. Тем самым провоцируя поучать и наставлять. В то время как стоит отпустить тревогу и раздражение, как говорят сами «лежащие» — расслабиться. И разделить с ними ответственность.

Самоотверженность отца, с которой он борется за жизнь своего сына, иногда гротескна и комична. Книгу Серра пронизывает культурный пессимизм, безусловно вызывающий к полемике. Хотя описанный автором новый виток конфликта поколений только обозначен, в полную силу он развернется через нескольких лет. Поэтому книга «Лежащие» прекрасно вписывается в нашу стремительно меняющуюся действительность, когда со всех сторон слышны сетования, что многие традиционные ориентиры утрачены. Молодое поколение относится к ним с подозрением и недоверием.

И все же в конце книги, после всех душевных метаний автор приходит к примирительному и неожиданному выводу: как трудно признаться себе в том, что в навязчивой идее о «неправильной» молодежи отражается неприятие своего старения. А дети – пусть они идут своей дорогой, самостоятельно распоряжаются своей собственной жизнью.

Прекрасный и обнадеживающий финал, не правда ли…

Светлана Александрова Линс

_________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/razvitie/grani/konflikt-otcov-i-detej-sovremennaya-versiya.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Один комментарий к записи Конфликт отцов и детей – современная версия

  1. Хилола:

    Моему сыну 14 лет, многие мои ученики — подростки.Да,он любит играть. Почему бы и нет. Учится хорошо, занимается спортом и музыкой. И мои ученики подростки очень интересные, талантливые люди, с разносторонними увлечениями. Может, это я что-то не понимаю.

Оставить комментарий