«Социальные роботы и виртуальная реальность»

Эпоха «internet-о-кратии». Часть 3-я

Предыдущая часть
internet-soobschestva

«Социальные роботы и виртуальная реальность»

Интернет-сообщества не только меняют лицо современной политики, делая ее более открытой и прозрачной, но и являются формой инновационной деятельности. Уже есть сайты, на которых пользователи совместно решают назревшие проблемы. Причем, участники дискуссии не знакомы друг с другом, являются людьми разного стиля и образа мышления. Но имеют возможность беспрепятственно и на равных общаться в рамках сообщества в поисках самого эффективного решения проблемы.

Эмергенция:результат дисскусии приравнивается к волшебству

Примечательно, что сообщества в природе, в отличие от стада, не нуждаются в вожаке. Движение в них регулируется простыми правилами. Людские же сообщества инициируются решительным и остроумным оратором, преподносящим тему обсуждения в проблемном ракурсе. Подчас сообщество коллективными усилиями достигает такого качественно нового уровня в вопросе, как решить проблему, который вообще с трудом можно себе представить.

Ученые это определили как феномен эмергенции (от англ. to emerge — внезапно возникать), когда новое коллективное знание сообщества, не есть простая сумма знаний каждого из его участников. И результат дискуссии gриравнивается к волшебству. Хотя сам человеческий мозг как орган мышления, состоящий из миллиардов простейших по своей структуре нервных клеток, также можно причислить к феноменам эмергенции.

А можно ли квалифицировать дело «Гуттенплага», марш протестов в Испании или же революцию в Египте как результат «мозгового штурма» в социальных сетях? Интеллектуалы утверждают, что это было бы переоценкой роли социальных сетей. Так Малколм Гладуелл (Malcolm Gladwell), штатный публицист журнала «Нью-Йоркер», считает, что тесная сплоченность людей возможна лишь вокруг идеи, ставящей на кон их жизнь. Как это было в Тунисе и Египте, где социальная сеть лишь мобилизовала людей, вышедших на улицы.

«Друзья-роботы»

Что касается скандала вокруг Гуттенберга, несмотря на множество протестов реальных пользователей, не умирает версия того, что скандал этот был отлично спланирован и реализован посредством «друзей-роботов», то есть фантомных пользователей. Не так давно, в январе сего года, в рамках исследовательского проекта «Социалботс» (Socialbots) был проведен занятный эксперимент. Из США запустили в интернет виртуальный экологический проект (Web Ecology Project), о чем было сообщено на Твиттер одного самопрограммирующегося робота, внедренного в сообщество любителей домашних животных, объединяющее 500 ничего не подозревающих участников.

Цель эксперимента: робот должен заполучить пользователей, следящих за этим экологическим проектом и их отклики. Это смотрелось не только как исследовательская задача, но и как розыгрыш, игра на душевной доброте людей, посылающих сердобольные письма.

Уже через 2 недели группа специалистов по кибер-безопасности из Веллингтона, Новая Зеландия, проводившая этот эксперимент, зафиксировала на аккаунте робота под ником JamesMTitus 107 абонентов сопровождения и почти 200 сообщений. Робот, «представившийся» как 24-летний христианин, «обаял» собой почти половину пользователей этого интернет-сообщества. И до сих пор некоторые из них так и общаются с этим виртуальным созданием.

Авторы эксперимента были буквально ошарашены результатами, как признался его организатор Тим Хванг (Tim Hwang). «Под влиянием робота социальная сеть изменилась кардинально, эта технология оказалась невероятно сильным инструментом влияния». На следующей стадии эксперимента группы «Социалботс» подопытный робот должен не только внедриться в две существующие независимо друг от друга социальные сети, но и прочно связать их между собой. Если это получится, тогда коалиция будет достигнута через дистанционно управляемые фантомные профили, которые, в конечном счете, и преодолеют недоверие между двумя сообществами. Но даже самим экспериментаторам решение поставленной задачи представляется маловероятным.

Старая игра в «кошки-мышки»

Несмотря на столь продвинутые и с трудом поддающиеся представлению интернет-технологии, все еще остается вероятность контроля сети со стороны государства, вплоть до ее отключения, как это было в Египте. В Тунисе верные режиму хакеры в массовом порядке взламывали аккаунты повстанцев. С Твиттера в виде новостей пускались и «политические утки». Если прежде под цензурой находились лишь редакции и типографии, сегодня ей приходится контролировать все население. Старая игра в «кошки-мышки» межу властью и опозицией вышла на новый уровень.

То что, только от людей и их намерений зависит использование интернета во благо или во вред, осознают далеко не все. Но здесь все, как и в реальной жизни: среди людей, прячущихся за подписью «пожелавший остаться неизвестным», могут оказаться и те, кто переступает границы этических норм. А в сами мобильные средства связи не встроена какая-либо идеология. Они могут быть использованы кем угодно и в любых целях.

Инстинкт толпы — страх и надежда

В то же время, как показывают исследования, человеческая натура такова, что его поведение обусловливают социальные рамки, даже телесный дискомфорт. И если взгляды человека совпадают с мнением массы, он к ней примыкает. Причем, как свидетельствуют данные компьютерной томографии мозга, человеком движет не только удобство или надежда, что в массе можно решить проблему, но и страх стать изгоем. То есть, масса превращается в своеобразный магнит. А в сети чрезвычайно легко имитировать массу. До такой степени, что можно и погромы спровоцировать.

С чем это связано? С особого рода доверием к социальным сетям, утверждает Ярон Ланьер (Jaron Lanier), Хабермас*/ от компьютерного мира, введший понятие «виртуальная реальность». В 80-е годы прошлого столетия он изобрел «очки виртуальной реальности» (Head-Mounted Displays). Благодаря ему, хирурги сегодня могут наблюдать как встроено искусственное сердце в тело пациента.
jaron-lanier

И вот сидит этот 51-летний университетский профессор в своем любимом кафе в Беркелей (штат Калифорния), и, активно жестикулируя, вещает: «Виртуальность – это реальный мир, в котором вы можете найти истинных друзей и отношения. И ее нельзя раcсматривать как искусственно сформированную базу данных».

Ланьер – грузный мужчина с ниспадающими на спину дредами и тонким голоском. Его рассуждения абстрактны и полны риторики. Любое явление, происходящее в интернете, вызывает у Ланьера поток пространного философствования.

Фейсбук он рассматривает как образец извращения, как дойную корову маркетинговой машины. «Уже многие страны прочувствовали на себе сумасшедшую силу мобильного вирусного маркетинга, — говорит Ланьер, — Эта очередная попытка массы завладеть властью срабатывает лишь постольку, поскольку интернет-технологии для широких слоев общества еще в новинку. Но, как показывает история, на всех ее этапах снова и снова фатально срабатывает инстинкт толпы». как решить проблему

Это вызывает тревогу и у профессора Вебер-Вульф: «Мы должны научиться спрашивать себя, кому мы доверяем. Нам необходимо выработать скепсис и находить опору в собственном опыте». Она считает, что пришло время, когда информационные технологи должны пойти в политику: «Кроме нас никто не понимает механизм тех явлений, которые открываются в интернете непосвященным»*/.

Светлана Александрова Линс

Авторский перевод статьи „Das Zeit-Alter des Schwarms“ Stern“ (No 22, 2011 s. 30-45)
_________________________________

*/ Хабермас – немецкий философ и социолог, впервые применил понятия «коммуникативный разум» и «публичность, общественность» (Öffentlichkeit). Эти понятия стали ключевыми для целого поколения студенческой молодежи, совершившей «революцию цветов» в конце 60-х годов прошлого столетия, которая кардинально изменила социальный облик стран Запада.
_______________________________

Активная ссылка на журнал«В загранке» при перепечатке обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/razvitie/grani/socialnye-roboty-i-virtualnaya-realnost.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал «В загранке» прямо сейчас: Подписаться

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Оставить комментарий