Чисто Средневековье…

Адаса Фальк «Родом с Востока» — Часть 4-я

(О некоторых элементах восточных цивилизаций, оказавших серьезное влияние на западную культуру)диалог культур

Adasa-Falk

Предыдущая часть

Но дело тут было не в пренебрежении гигиеной

В средние века мыло в основном использовалось в качестве лекарственного средства. Врачи Салернской школы и многие восточные медики рекомендовали мыло при кожных заболеваниях, в том числе и проказе. В качестве средства для мытья знаменитый перс Абу-Али Ибн-Сина (Авинценна) предлагал здоровым людям глину. Впрочем, тот же Авинценна, перечислив такие полезные в косметологии растения, как аир, айва, алоэ, виноград, гранат, лимон, мята, грецкий орех, персик, петрушка, ревень, и роза, предположил, что можно добавлять их во время или непосредственно после мытья с мылом.

В санитарном отношении средневековые европейские и восточные города уступали античным. Но дело тут было не в пренебрежении гигиеной, а во вполне объективных обстоятельствах – резко выросшее население продолжало, по большей части, проживать на прежних пространствах, совсем для этого не предназначенных. Для личной гигиены мыло использовалось крайне редко в том числе и по причине дороговизны. Многие продолжали пользоваться глиной, бобовой мукой или ячменной закваской для мытья, а все эти субстанции, при явной пользе для кожи, все же не обладали моющими и антисептическими свойствами мыла. Но только не евреи – эти продолжали мылом именно мыться. Талмуд рассказывает, как ученик раби Зейры, зайдя к нему домой, услышал, как раби, находясь в бане, кричит слуге: «Принеси мне мыло и гребень!» Действие происходило в 4 веке н.э.

Бани vs мыльни

Темные века в Европе сейчас почему-то принято ассоциировать с грязью, особенно по сравнению с термоохваченным населением Древнего Рима, и, в особенности, с чистым и просвещенным Востоком. Это, по большей части, выдумка. Завсегдатаи терм тоже людьми простыми не были, если вспомнить, что там было принято вести философские и политические диспуты (а вести их в состоянии были люди весьма подготовленные). К тому же тогдашний рабочий день среднего древнеримлянина к заседаниям в термах не располагал, а имевший свободное время римский плебс не располагал лишними деньгами, которые требовались для посещения терм с обязательной программой помывки одним слугой, массажем слугой-массажистом, в то время, как третий слуга стоял на страже возле хозяйских вещей.

Распространившееся впоследствии по Европе христианство, действительно, довольно резко высказывалось против бань, но не по причине ненависти к чистоте, а потому же, почему сейчас человек приличный свою дочку в сауну не пустит. Мораль-с. Кроме того, общественные бани стали невыгодны экономически – в Европе к 12-13 векам основательно проредили леса, и дрова стали достаточно дороги. Потому стал распространяться эконом-вариант прежних просторных бань – мыльни. Это небольшие (а порой просто крошечные) комнатушки внутри дома, тепло в которых сберегалось наличием вокруг мыльни других комнат. Лишь одна стена могла выходить на улицу и иметь крошечное окошко для освещения и проветривания влажного после мытья помещения.

Не путайте мытье с омовением!

Было бы ошибкой думать, что во времена Средневековья только в Европе и только христианское духовенство могло обвинить любителей частого мытья в неподобающем поведении. Любая религия достаточно ревностно относилась к тому, что могло отвлечь человека от ее правил. И мысль о том, что человек должен все время думать о Боге, а не о своем бренном теле, достаточно активно внушал своим последователям также и ислам. Но после целого ряда опустошительных эпидемий отношение к чистоте начало меняться. Страшные эпидемии оспы, чумы, холеры и целого ряда других заразных заболеваний, описанных современниками как «лихорадки», заставили пересмотреть некоторые догмы. Мытье перестали приравнивать к чему-то неподобающему, а позже представители религии стали одобрять содержание тела истинно верующего в чистоте.

Страшно модные в последнее время россказни о том, как много дали арабы темной Европе непременно упомянут, кроме цифр и шахмат (что те, что те индийские, вообще-то), невероятную личную чистоту арабов, пятикратно в день отмывавшихся до громкого скрипа в соответствии с требованиями ислама. Так вот, разочарую. Ритуальное омовение – это далеко не привычная нам ванна или, на худой конец, душ. Это пару раз плеснуть водой на руки и на ноги – и вперед, враскорячку на молитвенный коврик. Точно так же, впрочем, как еврейский нетилат ядаим совершенно не предполагает отмывание рук от грязи.

Европе от крестоносцев и завоевателей

Но вот насчет знаменитых мыльных шариков из Дамасска – правда. С единственной поправкой – они были не только из Дамасска, но самые доступные для везших их в Европу крестоносцев добывались именно там. Ароматные мыльные катышки с добавками эфирных масел розы, лавра, мирта, можжевельника и розмарина служили, кстати, не только для мытья, но для ароматизации. Их клали в сандаки (сундуки) с одеждой или прятали при ношении среди складок, которыми так богата традиционная восточная одежда. Иными словами, эти мыльные шарики играли роль дезодоранта или духов.

Итак, мыло, как и некоторые другие изобретения древности, невольно вернули в Европу мусульмане — намеренно не говорю «арабы», потому что в мусульманской экспансии участвовали далеко не одни они, а и турки, и мавры, и бедуины, и многочисленные северо-африканские и азиатские племена, начинавшие принимать ислам. И арабы, кстати, не сильно большую роль тогда играли, в отличие, например, от мавров или тех же турок. В те далекие от нас и, несомненно, темные времена мусульмане, в отличие от дней сегодняшних, обладали ценным качеством – они были способны воспринимать чужие достижения и оборачивать их на пользу собственному обществу (и это касалось не только оружия).

Что представляла из себя средневековая арабская баня?

Рассказывая о повседневной жизни средневековых арабов, невозможно не рассказать о банях, посещение которых было излюбленным, а в некоторых случаях — и обязательным (например, перед свадьбой) занятием в арабском мире. Например, в Багдаде в каждом квартале непременно строились мечеть и баня. Частенько посещали баню и жители Египта. Средневековый арабский историк Хаккам Ибн Абдаль пишет, что в числе первых зданий, построенных сразу после основания новой столицы завоеванного арабами Египта, в городе, кроме дворцов и рынков, были возведены бани. Банями владели самые богатые и знатные вельможи. Например, несколько крупных бань при-надлежало Абдаль Азизу — брату халифа и наместнику Египта. Вынужденный во время эпидемии чумы покинуть столицу и перебраться в город Хелуан, Абдаль Азиз возвел несколько бань там.

Что же представляла из себя средневековая арабская баня? Лучше всего выслушать очевидца, врача и путешественника Абд аль Латифа аль Багдади. Его объемный труд «Книга уведомления и назидания относительно событий, виденных и явлений, наблюдавшихся в землях Египта», был создан в самом начале 8 века. Вот что он пишет: «Что же касается их бань, то в других странах я не видел более совершенно устроенных, лучше сделанных, более красивых и продуманных. Прежде всего, каждая из ванн вмещает от двух до четырех бурдюков. Вода течет в них, не иссякая, по двум желобам: горячая и холодная. Но прежде того она стекает в очень маленькую ванночку, приподнятую над бассейном. Смешавшись в ней, она перетекает в большую ванну. Эта ванна почти на четверть возвышается над полом. А на всю остальную высоту углублена в него. Купающиеся опускаются в нее и отмокают там.

«И если человек войдет сюда, он не захочет из нее выйти»

Внутри бани есть комнатки с дверьми. В помещении для раздевания также есть комнатки для знати, чтобы они не смешивались с простолюдинами и не показывали своей наготы. Это помещение для раздевания с комнатками хорошо устроено и отлично построено: в центре его — мраморный бассейн, а над ним — колонны и купол. И всюду здесь потолки с орнаментами, стены покрыты белыми полосами, а пол выложен мрамором различных сортов и оттенков. Внутренняя облицовка мрамором всегда лучше, чем наружная. Вазы там различных цветов и чистых оттенков. И если человек войдет сюда, он не захочет из нее выйти, так как даже если какой-нибудь вельможа построит себе чрезмерно дорогой дворец и дойдет в этом до предела возможного, тот все равно не будет краше ее.

Ее печи удивительно устроены: строят очаг, а над ним возводят свод с отверстием таким образом, чтобы языки пламени доставали его. По его краям прочно устанавливают четыре свинцовых котла, подобных котлам продавцов харисы, но только больше их. Эти котлы соединены в своей верхней части трубками. Вода из колодца по трубе поступает в большой бассейн, а затем из него — в первый котел, где она остается холодной, какой она и была. Потом она из него перетекает во второй котел, где немного нагревается, затем в третий котел, где нагревается еще больше, а потом — в четвертый, где нагревается до предела. Затем, из четвертого котла, она попадает в трубы, ведущие в баню. Вода не престает течь и остается горячей при малейших затратах, незначительных усилиях и в кратчайшее время.

Про эту операцию говорят, что она подобна естественному процессу в животе животного при переваривании пищи. Пища перемещается в кишках и пищеварительных органах, имеющихся у каждого животного, и по мере того, как она попадает на какой-либо участок своего пути, она проходит какой-нибудь этап пищеварения и какую-то стадию сварения, так что когда она приходит в последнюю кишку, она уже вся переварена. Знайте, что эти котлы все время нужно обновлять, так как от огня свинец в них убывает. Вы найдете, что от первого котла, в котором находится холодная вода, убыло заметно больше, чем от того котла, в котором находится горячая вода. Это имеет естественны причины, но здесь не место об этом рассказывать. Пол топки — и это там, где находится очаг — покрывают почти 50 ирдабами (1 ирдаб — 108 кг) соли. То же делают и с дном печей, так как соль имеет свойство удерживать тепло». Долгое и восторженное описание заканчивается интересным для нас упоминанием мыла: «мыло у них нежное, красного, зеленого и желтого цвета».

«Полезны в бане мыло и вода»

Со временем в мусульманских странах мыловарение стало приносить большой доход. Активно распространявшаяся по все увеличивающемуся числу мусульманских стран культура гарема предполагала тщательный уход за собой. Такие страны Востока, как Сирия, Иран, Марокко, до сих пор гордятся древними корнями своего мыловаренного производства и активно развивают его. Мыловарение было популярно и в еврейской диаспоре. Например, известный раввин грузинского города Цхинвали Абрахам ха-Леви Хволес, помимо своей основной деятельности, занимался обучением молодежи ремеслам, среди которых кожевенное дело и мыловарение.

Рамбам, известный своей приверженностью к содержанию тела и духа в чистоте как важнейшего средства для предупреждения множества заболеваний, упоминает мыло в целом ряде своих рекомендаций по достижению и поддержанию здоровья тела. По тем временам это было достаточно смелая рекомендация, так как мыло долго не использовали в качестве гигиенического средства, оно предназначалось для стирки и медицинских целей. Даже всемирно известный Авиценна советовал использовать мыло только для лечения, здоровым же людям он его не рекомендовал. Впрочем, великий врач явно считал баню и мыло средством если не от всех, то уж точно от множества болезней. И настойчиво рекомендовал ее в своих медицинских трудах, настаивая на регулярности медицинских процедур: «Полезны в бане мыло и вода. Почаще мойся, не жалей труда. Очиститься от грязи и от пыли…». Подобно древним (и современным) русичам Авинценна с помощью бани лечил головную боль после похмелья. Прописывал ее также от мигрени, плохого пищеварения, бессонницы и меланхолии, паралича, и даже надеялся с ее помощью излечить страстную любовь, которую на Востоке причисляли к заболеванию.

Продолжение

Цикл «Родом с Востока» был создан и переработан по материалам блога Адасы Фальк специально для журнала «В загранке». ______________________________________________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/razvitie/kulturnyj-minimum/chisto-srednevekove.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Оставить комментарий