Чудо Рождества

rojdestvenskiy-vertep

Рождественские вертепы появились около 550 лет назад. Сначала их устанавливали в церквях, потом  в гостиных, и вскоре они покорили весь мир. В Швейцарии есть уникальный музей с коллекцией в более 700 рождественских вертепов из 80 стран.

Истоки традиции

Рождество — это главный христианский праздник, его отмечают по всему миру миллионы католиков, протестантов и православных христиан. Одним из атрибутов Рождества являются вертепные композиции, воспроизводящие сцены Рождества Христова с использованием объемных фигурок, выполненных из различного материала — пещера со Святым Семейством: Младенцем Иисусом, лежащим в яслях, Матерью Его Марией и Ее мужем Иосифом. На Младенца ласково смотрят животные, у входа стоят пришедшие поклониться пастухи и волхвы с дарами. Есть и механические вертепы, в котором отдельные фигуры двигаются при помощи скрытого механизма.

Сама традиция ставить вертепы возникла в Италии, позднее она распространилась не только в Европе, но и всему миру, куда дошло христианство. Как правило, вертеп устанавливают заранее, а в Рождество ровно в полночь в ясли кладут младенца. Начало этой традиции положил святой Франциск Ассизский. В 1223 году в пещере Греччо недалеко от Риети он устроил представление перед верующими, создав живой вертеп. Велел приготовить ясли, принести сена, привести осла и овец и отслужил мессу. С этого года ни одно Рождество в Италии не обходилось без вертепа.

vertep-s-verbludami

Сначала вертепы изготавливали для храмов, их делали достаточно большими. Как, например, мраморный вертеп работы Арнольфо ди Камбио, который находится в соборе Санта-Мария-Маджоре в Риме. Позже вертепные композиции пришлись по сердцу иезуитам, посчитавшим, что наглядное изображение Рождества будет укреплять веру. С XIV-XV вв. вертепы стали изготавливать не только монахи, но и ремесленники. Фигурки вырезались из дерева, из ткани шили одежду. Настоящий рассвет мастерства приходится на XVII в. Искусно выполненные фигурки составляли сложные композиции, которые стали появляться в домах знати. Позже вертепы стали отражать быт и нравы, моду и обычаи современности. Одежды фигурок шились из дорогой ткани, украшались серебром и золотом. Сегодня в изготовлении вертепов применяется весь спектр современных приемов рукоделия. Да все меняется, непреходяще лишь чудо Рождества.

Как невероятно разнообразно христианство

Krippen-welt-muzey

Кто попадает в здание музея вертепов Krippen Welt в Штайне-на-Рейне, кантона Шаффаузен, старейшее в городе (постройка 1302 года по адресу Оберштадт 5), погружается в совершенно особый мир. Это мир Рождества Альфреда Хартла и Моники Амрайн. Даже если вы не верите в рождественское чудо, экспонаты этого музея в любом случае оставят неизгладимое впечатление. И впрям, приходилось ли Вам где-нибудь увидеть польский вертеп метровой высоты, виртуозно выполненный из алюминиевой фольги от шолокодных плиток. Да к тому же механизированный? Где Смерть и Дьявол кружат вокруг Ирода в момент, когда тот хотел убить младенца Иисуса.

polskiy-vertep

Музейная экспозиция насчитывает около 700 вертепных сцен не только из немецкой Баварии, швейцарского Берна или австрийского Тироля. Есть экспонаты и из Франции, Италии и Эстонии. Но есть и экзотические экземпляры из Африки, Южной Америки и южной части Тихого океана. В каждой стране по-своему изображают чудо Рождества, тем не менее в большинстве вертепов есть вол и осел, даже если они не водятся в этих местах. А иногда в вертепе около младенца вместо овец, ослов и коров, можно увидеть пантеру или броненосца. В других вертепах, например, африканских кроватка младенца выполнена из черного дерева, а традиционная живность заменена носорогом и бегемотом. Или же ламами, как в андском вертепе. «Потому что в Андах лама имеет жизненно важное значение. Это вьючное животное, обеспечивает шерсть, молоко и мясо», — поясняет Амрайн.

suedamerikanskiy-vertep

Рассматривая экспонаты музея, вы начинаете понимать, как невероятно разнообразно может быть христианство, если этому не препятствовать. Перуанские индейцы Шипибо изображают Марию и Иосифа как любящую пару, и Мария без ложного стыда целует своего мужа. Сам вертеп, как и персонажи, выглядят экзотично – полметра высотой глиняные фигурки снабжены росписью, напоминающей татуировки индейцев. «Чтобы отпугивать злых духов». Удивительно, что черепа у них открыты, чтобы было куда войти Духу Божьему. Большие ступни символизируют приземленность индейцев.

peru-vertep

Впечатляет и рождествеский вертеп, сделанный в женской тюрьме на Филиппинах: «Женщины-заключенные так злы на весь род мужской, в том числе и Иосифа, что все персонажи Рождества — сплошь женщины», — объясняет Хартл. Он и Моника не только коллекционируют вертепные композиции, но и собирают информацию о них и их создателях. «Каждая страна имеет свои особенности, — говорит Амрайн. — И соответственно различные верования и традиции формируют представления о рождении Христа».традиции и обычаи

«Только Иисус так грубоко интегрирован в каждой из этих культур»

Да, музей поражает разнообразием воплощения темы Рождества, так и необычными техническими решениями. Есть экспонаты с 300-ми элементами, как один вертеп эпохи Ренессанса, на крышу которого спускается ангел. Или полностью механизированный вертеп из Италии, где день сменяется ночью, и даже идет снег. Со сложным устройством зеркал, которые позволяют посетилям музея увидеть людей впереди и сзади себя, как бы находящихся на 17 метров ниже. В фокусе экспонатов музея — всегда Иисус. Но иногда сюжеты просто вызывают улыбку: к прованскому вертепу собралась вся деревня, включая и малого с бутылкой пастиса.

italyanskiy-vertep

«Самое интересное в вертепах то, что рождение Иисуса изображается так, как если бы это событие произошло именно в той стране, откуда сам экспонат», — рассказывает Амрайн. Например, при внимательном рассмотрении китайского вертепа, выполненного из древесины экзотических пород, можно заметить, что у действующих лиц миндалевидные глаза. «Никто из великих исторических фигур, как Наполеон, Цезарь, Александр Македонский и другие не могут этим похвастаться, — продолжает коллекционер. — Только Иисус так грубоко интегрирован в каждой из этих культур».

kitayskiy-vertep

Творчество без границ

Несмотря на такое количество вертепов из разных стран и культур, в экспозиции музея они прекрасно гармонируют друг с другом, не перебивая и не затеняя каждый. И расположение вертепых композиций по отношению друг к другу часто занимает несколько часов или даже дней. Ведь фигурки из Перу или Африки, например, часто ярко окрашенны или одеты в костюмы, сделанные из этнических тканей. Даже европейские вертепы очень разнообразны. Деревянный вертеп из швейцарского Бриенца выдержан в классическом стиле. А итальянский – уже более красочный и живописный. Очень своеобразны рождественские персонажи из листьев кукурузы из Словакии или же миниатюрный вертеп, размером со спичечный коробок.

Да, люди применяли при изготовлении вертепов все известные и доступные им материалы. И, зачастую, к празднику Рождества они умудрялись делать вертепы буквально из ничего: рабы в Бразилии — из старых джутовых мешков из-под кофе, жители Руанды – из банановых листьев, индейцы плавучих островов озера Титикака  - из соломы.

vertep-jujnaya-amerika

Трудно сказать, говорит Амрайн, что не использовалось в создании вертепов. В ход шло все: от древесины до глины от войлока до керамики, от воска до бумаги, от железа до драгоценных металлов. И в музее от обилия применяемых материалов глаза просто разбегаются. На стенах, к примеру, можно видеть вертепы итальянского художника Чиро (Роберто Чиполлоне), выполненные в основном из лома черных металлов и глины. Здесь и золотой вертеп из Польши, резной деревянный и с оловянными фигурками — из Богемии, из тонкого листового металла – из Мексики, и даже из сложенных газет — из Южной Африки.

Глубоко потрясает вертеп, изготовленный из осколков гранат Шестидневной войны. «Мы случайно наткнулись на него несколько лет назад на Рождественской ярмарке в Санкт-Галлене, — рассказывает Амрайн. — Пастор реформ-кирхи привез эти осколки из Израиля 44 года назад, после Шестидневной войны. И сделал из них вертеп, символизирующий Иисуса как посланника мира на его все еще воюющей родине».

В музее есть вертепы, которые будут интересны и специалистам. «У нас есть оригинальный вертеп из городской церкви Мюнхена, который был заменен на новый», — рассказывает Амрайн. Также ценным экспонатом является вертеп Marolin из Тюрингии, самый большой в коллекции музея, в нем около 600 фигур. Ценный он еще и потому, что во времена ГДР многие вертепы на территории Восточной Германии были уничтожены.

Если у вас появилось желание увидеть все эти рождественские чудеса воочию, то стоит посетить музей Krippenwelt.

Приятных путешествий,

Светлана Александрова Линс

В работе над этим материалом были использованы статьи швейцарских периодических изданий.

___________________________________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/razvitie/kulturnyj-minimum/chudo-rozhdestva.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Оставить комментарий