Родом с Востока

(О некоторых элементах восточных цивилизаций, оказавших серьезное влияние на западную культуру)диалог культур

Adasa-Falk

Представляю вашему вниманию — Адаса Фальк – турчанка по отцу, еврею родом из Турции, москвичка по месту рождения, с 2010 г. проживает в Израиле. Политолог по специальности, кандидат исторических наук и интересно пишущий об истории публицист (хотя ей самой не нравится, когда ее определяют как «политолога» или «журналиста», но что есть, то есть).

Свое мировоззренческое кредо Адаса выразила следующим образом: «Традиционная культура — фундамент каждого общества в целом и любой из его частей. Даже экономика, которую традиционно привыкли считать причиной и основой всему, базируется на той культуре, которая характерна для данного общества. Недаром есть общества, культура которых поощряет знание и созидание, и есть общества, культура которых поощряет обман и насилие. И никогда не будет в таких обществах одинакового капитализма (или коммунизма, если хотите). Поэтому формула «свой vs чужой» должна стать священной для каждого общества, желающего себя сохранить».

В сфере ее исследовательских интересов культурно-цивилизационные факторы в глобальных и региональных конфликтах, европеистика, невоенные аспекты антитеррора и …мыло. Вернее, история тех атрибутов цивилизации, которые позволили человечеству выжить и сами стали артефактами культуры. С исторического цикла «Родом с Востока» я и начну знакомить вас, дорогие читатели, с работами Адасы Фальк, во многом далеко не бесспорными, но всегда насыщенными любопытными фактами, изобилующие культурно-историческими параллелями и взаимосвязями, и конечно написанные изящно, с юмором и искоркой.диалог культур

Вместо предисловия

Мир изменился. Время меняет решительно все. Первая китайская отшлифованная линза для чтения стала изящным лорнетом, он претерпел трансформацию через пенснэ и очки в мягкие контактные линзы. Линзы теснит лазерная коррекция. Деревянные палочки для добывания огня сменило огниво, его, в свою очередь, новинка — серные спички, которые обернулись зажигалкой, а та — встроенной пьезозажигалкой. Суровый волк превратился в истеричную болонку. Само время обрело цену, став деньгами, а самым ценным продуктом стала информация. И только мыло осталось мылом, с ним время не смогло поделать ничего…

Часть 1-я. Древнеегипетская цивилизация

«Самая чистая нация»

Если судить по раскопкам, которые в великом множестве велись по всему Египту, мыловарению в Древнем Египте никак не менее 6000 лет. То есть, оно будет постарше шумерского. Но, дьявол в деталях, древние египтяне, обычно старательно записывавшие все вообще, почему-то долго пренебрегали рецептурой мыла – и в результате, учитывая принятые сегодня традиции документирования, Египет уступает пальму первенства Шумеру в изобретении мыла. Самый древний документ — «Папирус Эберса» — в котором есть рецепт приготовления мыла, датируется лишь 1500 годом до н.э., шумерские глиняные таблички с рецептами мыла старше на 1300 лет.

Интересная деталь, присущая многим древним цивилизациям, которые зачастую использовали известные и нам, и им вещи совсем не так, как то делаем мы. Особенно это касается мыла, предметов парфюмерии и косметики. Всем этим лечили, а не мыли или украшали. В древности по-другому смотрели на красоту и по-другому понимали рациональность. К тому же средняя продолжительность жизни в 25 (Древний Рим) – 40 (Древний Египет) лет также не очень способствовала развитию средств по уходу за кожей и телом, а молодые лица и так были хороши.

Так что, косметика в Древнем Египте имела, прежде всего, ритуальное, религиозное значение. Кроме того, компонентами египетской косметики служили лекарства. Так что пусть современные косметические фирмы не рассказывают нам, что это они первые изобретатели «лечебной косметики» — это древние египтяне. Хотя, впрочем, не исключено, что это были совсем уж древние пещерные люди, хоронившие своих покойников раскрашенными красной и желтой охрой – во избежание, как говорится. Чтобы не обижались и по ночам не беспокоили. То есть чисто практическая цель, магическая, правда, но кто тогда отличал медицину от магии? Зато древние египтяне были первыми в истории, кого другие народы с завистью назвали самой чистой нацией – и это как раз задокументировано. Завидовали им, как ни странно, древние греки, у которых чистота и уход за телом также были культом, и толк они в этом понимали. Возможно, именно потому и завидовали, что были в состоянии оценить древнеегипетские достижения на этой ниве. А были они немалые.

Банно-прачечные достижения

Знаменитые хаммамы с их горячим паром, кстати, вовсе не арабское изобретение, а как раз древнеегипетское. Как и ванна (ванны, впрочем, встречаются и ранее, у разных народов). Вода для ванн не подогревалась. Зато она поступала (и удалялась) по целой системе труб, глиняных, а то и медных, подключенных к общей системе канализации. Так что и тут не Древний Рим, как мы видим. В древнеегипетских ваннах было не понежиться – кроме прохладной воды, их форма позволяла мыться лишь стоя. Зато премиленькие ножные ванночки – просто прообраз наших массажных ванночек для ног! А вот парные у них были замечательные – печь располагалась внизу, в подвале или на первом этаже дома, а нагретый ею воздух шел наверх, туда, где находились лежаки из больших плоских гладких камней. Ясно, что такая конструкция хранила тепло очень долго, равномерно отдавала его и замечательно прогревала. Для увлажнения воздуха на горячие камни плескали воду с ароматными добавками. Тут же можно было охладиться и в небольшом бассейне с прохладной водой, доставляемой все по тем же трубам из Нила.

Самое интересное, что и общественные бани в Древнем Египте имелись! Их во множестве обнаружили при раскопках по берегам Нила. В Каире, например, нашли развалины бань, где в каменных стенах были выдолблены лежаки для прогрева моющихся, солидная печь, душевые кабинки, бассейн не только для охлаждения, но и для плавания, как сейчас сказали бы, фитнес-зал и даже врачебные кабинеты с сохранившимися медицинскими инструментами и препаратами.

Пополнить наши знания в области банно-прачечных достижений древних египтян помогают не только раскопки на местности, но и тщательный анализ содержимого древних гробниц. Верные своей привычке заботиться о загробной жизни и комфорте ушедших в нее, древние египтяне оставили нам весьма подробные комплекты всех мыслимых и немыслимых принадлежностей. Ванны, тазики, кувшины и кувшинчики, губки, мочалки, тысячи алебастровых, гранитных, базальтовых и стеклянных флаконов и флакончиков с моющими средствами, притираниями, массажными и ароматными маслами, духами (на масляной основе, возгонка спирта тогда еще не была известна), ящички и коробочки с косметикой и инструментами ее приготовления и нанесения. Как сказали бы сейчас, «для душа и души» (а это так и было, поскольку чистота тела у этой цивилизации неразрывно связывалась с душевным комфортом, а культ здорового тела был, как минимум, не меньшим, чем в Древних Греции или Риме). Кстати, тот же Древний Рим с горечью признавал, что, сколько ни заботься, а прок есть далеко не всегда, что и выразил в поговорке — Mens sana in соrроrе sano — avis rаrа. До нашего времени она дошла почему-то в усеченном виде, причем усекли ей самую суть, так как точный перевод – «В здоровом теле здоровый дух – редкая удача». Меняет смысл, не так ли?

Персонал таких бань включал в себя, кроме врачей, массажистов (уже тогда эти две профессии различались!), а также косметологов, которые, впрочем, строго следовали рекомендациям врачей (многие ли современные косметологи ведут себя столь же ответственно по отношению к клиентам?). Паровые и обычные маски с минеральными, растительными и животными ингредиентами – также не изобретение наших косметических фирм, но врачей и косметологов Древнего Египта. Как и ароматерапия – она изначально несла в себе лечебное значение, в Древнем Египте был очень распространен массаж ароматическими и лечебными маслами, рецепты их содержатся в некоторых папирусах. Многие составы не потеряли своей актуальности и по сей день. Мылись древние египтяне водой с растворенным в ней пчелиным воском и знаменитой древнеегипетской «нечерет» — мылящейся жидкостью с довольно высоким щелочным числом, применение которой требовало последующего смягчения кожи маслами. Поставлялась она в другие страны и была весьма дорога.

Древнейшая медицинская энциклопедия

Знания и навыки древних египтян в медицине были очень впечатляющими, а многое не потеряло эффективности до настоящего времени. И это при том, что самые древние из дошедших до нас написаны за 3000 лет до н.э. Врачи уже тогда делились на целителей (терапевтов), хирургов и заклинателей, среди которых, судя по всему, были первые психиатры. Понятно, что основы психиатрических знаний человечество имело и использовало и раньше, но то были шаманы, врачи-многостаночники, основным занятием которых были все же ритуально-религиозные практики. Древний Египет же дает нам первое в истории четкое разделение врачей по специализациям, более того, настойчиво не рекомендует смешивать врачебные профессии. К тому же мудро совмещает профессию косметолога с профессией врача – то, до чего остальное человечество дошло лишь к 20-му веку.

Самый знаменитый папирус Эберса (названный так по имени нашедшего его немецкого археолога) имеет в длину более 20 метров и склеен из 108 больших листов папируса. По сути, это древнейшая медицинская энциклопедия из имеющихся в нашем распоряжении. И, кстати, в отличие от многих весьма идиотских по смыслу рекомендаций средневековых европейских медицинских сборников, он весьма актуален и сегодня. А некоторые из медицинских и косметических рецептов были уже использованы при создании новых рецептур и препаратов. В нем свыше 900 рецептов, множество описаний травм и заболеваний, и способов их диагностики и лечения.

Он содержит описания гигиенических процедур и лечебных омовений с применением миртового, оливкового и кунжутного масел. Касторка была, если не изобретена, то широко применяема и документально зафиксирована в медицинской литературе именно древними египтянами. Льняное семя для лечения заболеваний глаз, кожи и волос – ими же. Полынь и опий применялись для анестезии при хирургических операций, причем обезболивающее заготавливалось ими впрок, чтобы не терять время при подготовке к операциям. Хирургический инструментарий также впечатляет.

Такие лечебные формы, как микстуры, отвары, пилюли, мази, лечебные свечи, клизмы, ингаляции, компрессы, прогревания, пластыри и – вы удивитесь – гигиенические тампоны, также изобретение древнеегипетских врачей. Египтяне впервые стали разделять лекарства по возрасту больного и по времени года, более того, для разного возраста могли быть прописаны одинаковые лекарства, но в различной форме (младенцу жидкость, а взрослому пилюли). Мыло и мыльные пасты (тогда они намазывались на тело до высыхания, затем смывались водой) рекомендованы в папирусе как прекрасное средство от кожных заболеваний. Так, паста «суаби» для ухода за кожей, покрытой язвами, содержит, кроме жиров, смолы, пепел растений и особую глину. Судя по рецепту, это лечебное пра-мыло, нечто вроде современного дегтярного.

«Но и то, что поняли, вызывает у наших современников искреннее почтение»

Древний египтянин, ухоженный по полной программе, был весьма хорош собой – чисто выбритый везде, где только можно, отдраенный до скрипа нечерет, до блеска натертый маслами и ароматными смолами, блестя зубами, отшкуренными природной содой из содовых озер, с маникюром и педикюром, макияжем на основе зеленых и черных красок, оранжевыми или желтыми ступнями и ладонями, ногти тоже красили. Плиссировка тканей была изобретена также не во Франции, а как раз в Древнем Египте (правда, как именно они плиссировали ткань, египтяне скромно умолчали), кроме льна, в ходу был нежнейший прозрачный газ, шерсть, и все это красилось в яркие и сочные цвета.

Кстати, мыло, первоначально, как и в Шумере, применялось именно для обезжиривания шерсти и шкур при окраске и выделке. Это уж потом народ догадался, что если этим можно отмыть барана, то уж человека тем более. Отсюда до окраски волос был один шаг, и древние египтяне, конечно же, его сделали. Впрочем, со временем окрашивание волос стало не так актуально, поскольку перешли на парики. Окрашивал волосы (и брови) также врач и парик прописывал, что интересно, он же. Рекомендации по содержанию париков в чистоте также упоминают нечерет и антисептические масла, например, розмарина и мирта. Сохранился и рецепт первого твердого дезодоранта – «смешать глину с ладаном, поместить в то место, где рука прикрепляется к телу», коротко и ясно.

Парфюмерия в Древнем Египте также носила, прежде всего, медицинское значение и была на высоте. Греческие современники древних египтян почтительно описывают великолепные ароматы, «исцеляющие души и тела». Плиний Старший упоминает египетские духи, которые сохранили аромат и не испортились в течение 10 лет. Интересно, почему современным производителям парфюмерии недоступно то, что умели делать в Древнем Египте? Согласно Геродоту, древние египтяне из соображений гигиены делали обрезание. Духи они использовали для того, чтобы избежать запаха пота в жаркое время года. Если запах, несмотря на все их ухищрения, оставался, обращались к врачу, у которого была солидная подборка рецептов на такой случай.

Рецепты для омовений и притираний были, порой, запредельно сложными и содержали до 40 с лишним компонентов. Прочесть пока удалось не все, а из прочтенных – не все идентифицировать. Но и то, что поняли, вызывает у наших современников искреннее почтение. Множество современных «открытий» в области здоровья и гигиены было уже давно открыто и применялось в Древнем Египте. Даже советский Культ Глиста вовсю существовал и бурно развивался в Древнем Египте. Насмотревшись в октябрятско-пионерском детстве ярких красочных таблиц с глистами всех видов, мастей и размеров, украшавших стены нашего класса, я до сих пор мою с мылом не только любой фрукт, включая банан, но и любой ножик, которым этот фрукт предстоит почикать, вызывая живое любопытство куда более близких к природе израильтян, искренне считающих, что быстро поднятое не считается упавшим.

А вот в Древнем Египте меня явно сочли бы своей, потому что там не просто серьезно, до даже с каким-то особым почтением относились к «червям», объединяя под этим скромным, в сущности, названием множество явных и невидимых сил и явлений. По преданиям, «черви» заводились по массе разных причин, в том числе, дурных мыслей, приема плохой пищи, нечистой воды, а также из-за вдыхания «дурного воздуха». Оборону от них держали многоступенчатую, начиная с особых омовений, сопровождаемых заклинаниями, призванными, во-первых, запугать, во-вторых, сбить с толку «червей», направив их по ложному следу. Для все же прорвавшихся в организм «червей» применяли такие суровые меры, как слабительное, рвотное и потогонное и, естественно, разнообразные глистогонные средства.

Первое хирургическое пособие

Ничуть не менее захватывающий, хотя и менее известный, чем папирус Эберса, папирус Смита. Он заметно скромнее по объему – «всего-то» 5 метров. Но зато это первое хирургическое пособие, причем с пост-операционными рекомендациями. Вообще этот папирус явно долго служил верой и правдой, поскольку его поля буквально испещрены записями, оставленными другой рукой и другими чернилами, нежели автора. Многие пользователи сочли своим долгом оставить свой опыт в виде комментариев: «этот рецепт хороший», «эту болезнь я вылечил», «обрати внимание, это воистину хорошее средство» — такими и подобными надписями изобилует «справочник». В папирусе Смита даны подробные сведения о строении и анатомии человеческого тела, о порядке проведения хирургических операций, первое из дошедших до нас описание мозга (одних только описаний травматических повреждений черепа, головного мозга, шейного и грудного отдела позвоночника – около 50!).

Основное внимание древних хирургов уделяется описанию, диагностике и методам лечения травм и повреждений, полученных в сражении. Свежие раны зашивали специальной иглой и нитями, на сильно кровоточащие раны предварительно накладывали кусок свежего сырого мяса. И – внимание! – загрязненные раны обмывали мыльным раствором. Это не только интересное для нас применение мыла, это еще и первое очищение ран, первая попытка дезинфекции. Кстати, врачам строго предписывалось следить за личной гигиеной, это вам не европейский средневековый врач, мывший руки ПОСЛЕ операции.

Пенициллин?

А вот еще интереснейшая информация из папируса Смита – гноящиеся раны и нагноения вообще рекомендовалось лечить, присыпая их хлебной плесенью. И судя по «заметкам на полях», таки успешно лечили. Пенициллин? Ну, по сути, да, хоть и не известно, как он там в Древнем Египте назывался, скорей всего никак, потому что никто его из плесени, понятно, не выделял, просто заметили, что вот – лечит этот странный порошок страшный процесс, от которого в Древнем мире не было спасения. А в 1936 году Александра Флемминга коллеги обсмеяли за доклад о пенициллине на международном конгрессе микробиологов, а уже в 1945 г. Флеминг получил Нобелевскую премию в области медицины, а открытый им препарат успел к тому времени спасти сотни тысяч жизней не только раненных, но и безнадежных ранее больных туберкулезом.

Тот же Флемминг тщетно пытался выделить препарат лизоцим в чистом виде из слезной жидкости, подозревая в нем ценнейший препарат для лечения глазных инфекций. И в 1937 г. оксфордские ученые-химики выделили этот лизоцим и да, подтвердили блестящее предвидение Флемминга. А папирус Смита за полторы тысячи лет до новой эры рекомендует «жидкость из глаза свиньи», смешанную с сурьмой (которой успешно лечили глазные болезни несколько тысяч лет на Востоке) для лечения инфекционной слепоты. И опять упоминается «жидкость для очищения тела», которой должен пользоваться врач, подходя к больному.

И этой «жидкостью» было именно мыло, поскольку в Древнем Египте все мыло было только жидким (это связано с химическим составом природных содовых озер в Египте). Таким образом, мыло на заре цивилизации лечило, оберегало и просто отмывало своих первооткрывателей.

Продолжение

Цикл «Родом с Востока» был создан и переработан по материалам блога Адасы Фальк специально для журнала «В загранке».

______________________________________________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/razvitie/kulturnyj-minimum/rodom-s-vostoka.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Оставить комментарий