«Слава тимуридов на века пережила их самих»

Адаса Фальк «Родом с Востока» — Часть 5-я

(О некоторых элементах восточных цивилизаций, оказавших серьезное влияние на западную культуру)диалог культур

Adasa-Falk

Предыдущая часть

Политика привечать в своих землях людей знающих и искусных

Великий полководец и абсолютно неграмотный человек Тимур Ленг прекрасно осознавал ценность знания и во всех походах заботливо собирал в захваченных землях не только знаменитых врачей и ученых, но и искусных ремесленников. Исповедуемое Тимуром мусульманство совершенно не мешало ему заказывать роспись стен своих дворцов сценами битв и охот, а также портретами сыновей и внуков. Впрочем, с сыновьями у Тимура особо не сложилось, старший, любимый и талантливый Джехангир, рано умер (Тимур выстроил для него красивейший мавзолей Хозрет-и-Имам), остальные не радовали.

Зато внуки у Тимура получались отменные – среди них, например, знаменитый ученый Улугбек – но уж и учителей он им подыскивал со всех концов завоеванных им земель. Почему-то принято считать, что Улугбека еще в юности убили за научные достижения мусульманские фанатики, но это не так. Он стал править вполне взрослым и оставался правителем Мавераннахра в течение 40 лет, а его наследники (сын и племянник), никак себя не проявившие в науках, также были убиты. Ничего личного – борьба за власть. Тем не менее, тимуриды оставались на тронах, завоеванных их великим предком, и даже образовывали новые правящие династии (Великих Моголов, например). И все они продолжали мудрую политику Тимура – привечать в своих землях людей знающих и искусных. Оттого слава тимуридов на века пережила их самих, а архитектурный стиль, созданный их зодчими, по праву считается одним из красивейших в мире.

Свои традиции мыловарения Бухара сохраняла веками

Одним из старинных, традиционных бухарских промыслов, было мыловарение. То прекрасное мыло из бараньего жира и крепких восточных эссенций славилось далеко за пределами Бухары, где располагались основные центры его производства. Мыловарение имело давние корни, традиция относила его зарождение именно к походам Тимура, пригнавшего как-то в Бухару множество искусных мыловаров. Со временем образовался целый квартал и, надо сказать, дома в нем стоили не просто дешево – копейки, потому что запахи от мыловарения не всякая семья могла выдержать. «Виновник» этого – бараний жир. Известно, что мыло из него выходит прекрасное, с множеством полезных для кожи свойств, но пахнет мыло из животных жиров весьма крепко. Не в последнюю очередь именно в запахе причина того, что в мыльную массу приходилось добавлять побольше ароматных масел или эссенций. Но это, конечно, в дорогое мыло. А бедняки покупали попроще, безо всяких отдушек, но мыло это было все равно прекрасного качества.

Свои традиции мыловарения Бухара сохраняла веками. Сейчас в городе открыто несколько прекрасных маленьких мастерских-магазинчиков, старательно воспроизводящих старинные традиции в изготовлении мыла. Причем весь процесс идет на глазах покупателей и зрелище это, в самом деле, интересное. Если случится там быть, не упустите возможность купить брусок-другой действительно натурального и потому очень полезного мыла. А потом – разве не интересно полюбоваться тем добрым и полезным, что может оставить нам через много веков даже самый ужасный завоеватель, если он мудр и понимает государственную пользу не только в захвате земель, но и в толковом использовании того, что он захватил? Как ни странно, но это бухарское мыло будет практически тем же, каким пользовались современники Тимура и, как знать, он сам.

Местные хаммамы

Еще с древних времен купальни и бани являлись в Средней Азии обязательной частью градостроительства. Знаменитый хаммам был обязательным элементом дворцовых комплексов и общественных зданий, а иногда строился отдельно. По свидетельствам путешественников, в Бухаре в X веке было несколько бань. Среди них выделялась «Хаммом хон» (Ханская баня). В Бухаре сохранились многие памятники средневекового строительства, в том числе несколько знаменитых далеко за пределами Бухары бань-хаммамов. Наиболее хорошо сохранившиеся (ими, в принципе, можно пользоваться и сейчас) построены в период правления Абдуллахана, в 16 веке. К середине XIX века в городе насчитывалось уже более 16 бань. В Ташкенте описано, как минимум, 11 крупных общественных бань, а в Самарканде — 8. Часть из них и по сей день используется как бани, и, хотя эти старинные бани технически усовершенствованы, но очень ценно в них именно то, что они до сих пор сохранили свой прежний облик как снаружи, так и внутри.

Вот, например, одна из типичных таких бань: с улицы по ступенькам ведет вход в баню. Вы сразу попадаете в просторное помещение для отдыха и раздевания. Банные залы углублены в землю и связаны между собой узкими переходами. Все спланировано таким образом, что в каждом следующем помещении температура воздуха, нагретых стен и пола выше, чем в предыдущем. Обогрев бани необыкновенно экономичен и производится с помощью целой системы труб, проходящих под полом. Свет попадает в помещение через маленькие окошки сверху. Ранее из проходящего рядом с банями канала Шахруд по специальным лоткам из обожженной глины поступала вода для мытья. Для ее нагревания рядом была котельная. Сам канал сохранился, но уже не используется и вода поступает по городскому водопроводу.

В каждом банном зале два резервуара для холодной и горячей воды, из которых воду зачерпывали специальными лоханями. Клиентов мылили и ополаскивали водой банщики, а в женских банях – банщицы. Как и века назад, в такой бане предложат массаж, постригут и побреют, заварят чай. Отличия, пожалуй, лишь в использовании городского водопровода и нагрева воды с помощью природного газа, а не дров, но во всем остальном в них сохраняются традиции настоящих восточных бань. Можно зажечь в массажной комнате фимиам, заказать массаж с ароматным пряным маслом, попить чай с травами.

На Востоке издавна сохраняется особое отношение к посещению бани. Перед свадьбой невеста с подругами, родственницами обязательно посвящали бане целый день. И в повседневной жизни баня была очень популярна, не только для мытья, но и в других целях. Бани использовали в качестве лечебного средства, причем, эта традиция и сегодня находит широкое применение среди местного населения. Банные процедуры предписывалось принимать для лечения целого ряда болезней. Для женщин на Востоке баня всегда была еще местом для общения, посиделок, своего рода клубом.

Для домашнего обихода и на промысел

А вот интереснейшие мемуары российских военных-первопроходцев Средней и Центральной Азии 18-го века. Среди прочего, там есть такие строки: «Есть еще промысел, которой желательно бы было, чтобы усилился, — вывоз из Хивы мыла. Хивинское мыло славится на Востоке своею добротою и необыкновенною дешевизною». «…самбунчи, варильщики мыла. Хивинское мыло славилось на Востоке. Ремесленник был тесно связан с торговлей и продавал через перекупщиков, вывозящих мыло из Хивы».

И снова Бухара. В число особенно желательных предметов, из которых состоял налог натурой, входило и мыло. Вот, например, эмир Сеид Абдул Ахат в 1900 г. издает подробнейший текст «Указа о размерах и порядке сбора продатей с населения западного Памира». Итак: «Размер и порядок взимания податей бухарским правительством с подвластного ему населения Рушана, Шугнана и Вахана. Население Рушана, Шугнана и Вахана обязуется платить своему законному государю Его Высочеству Эмиру Бухарскому ежегодную подать, состоящую из хераджа, зякета, амалиота и других, указанных ниже видов денежной и натуральной повинности…. Ежемесячно доставлять беку по 5 фунтов мыла местного производства, собирая его со всех кишлаков Рушана, Шугнана и Вахана». Вот так — старый русский фунт равен 410 гр., стало быть, в месяц обширному хозяйству Эмира Бухарского требовалось никак не меньше 2 с половиной килограммов мыла!

Вот «Отчет секретаря Российского политического агентства в Бухаре А. Черкасова о командировке в Припамирские бекства Бухарского ханства в 1904 г.». «В числе 986 таджикских хозяйств, которые даже бухарские беки признавали «бедными», есть такие, где на десяток мужчин и женщин имеется всего по два комплекта и мужского и женского платья… Совершенно голых детишек в таджикских кишлаках видно сколько угодно. При всей своей бедности таджики гораздо чистоплотнее прочих мусульман, хотя не признают предписанных последним религией омовений. Даже самые жалкие таджикские хозяйства варят для домашнего обихода мыло, конечно, плохое, но вполне удовлетворяющее своему назначению». То есть, вот, кроме интересного и достоверного свидетельства о мыле, у нас есть дополнительное свидетельство того, что ислам с его омовениями и реальная чистоплотность не связаны между собой.

Алхимия мыла

Живший в 8-м веке знаменитый арабский алхимик (его еще прозвали «отец алхимии») Габир ибн Хайен уделил свое внимание и мылу. Как и положено алхимику, он много и разнообразно экспериментировал и, в конце концов, остановился на таких ингредиентах, как известь, поташ, козий жир, оливковое масло, зола морских водорослей. Этим он, вероятно, сам того не зная, повторил открытие древних римлян, которые для получения мыла смешивали козий жир с золой морских водорослей и полученную смесь долго прогревали. Мыло становилось более доступно, но все еще весьма дорого. Но уж женщины себе такое удовольствие обязательно позволяли. В гареме ванная была обязательным имуществом каждой его обитательницы, от всемогущей валиде-султан (матери царствующего султана) до простой наложницы. Были, конечно же, в гареме и бани, причем самые разнообразные – и русские, и турецкие, и прохладные бассейны.

Гарем справедливо считается апофеозом восточной роскоши и тяги к утонченным наслаждениям. Омовения там были возведены в культ. Для каждой из наложниц евнухами подбирался свой аромат для принятия ванн — лавандовая, розовая, жасминовая, сандаловая, мятная, шалфейная вода, всего более тысячи ароматов и их сочетаний! Подбором ароматов, моющих средств и косметики для жен и любимых наложниц занимался сам кызыл-агасы — Главный евнух султанского гарема. Фигура эта была значимая — имел прямой доступ к султану, пользовался его доверием и расположением султанских любимиц. Влияние кызыл-агасы было огромным, под стать султанским визирям. Гаремные банщицы были под его началом, самые надежные и проверенные. Иначе было нельзя — слишком опасна порой оказывалась баня в гареме. Разомлевшая в ароматном пару, в умелых руках искусной массажистки, иная незадачливая наложница не замечала, как к концу банной процедуры истекала кровью от умелого и почти незаметного пореза, нанесенного умелой рукой банщицы, подкупленной безжалостной соперницей. Но сегодня восточная баня — место наслаждений, но ни в коем случае не опасностей.

Цикл «Родом с Востока» был создан и переработан по материалам блога Адасы Фальк специально для журнала «В загранке». ______________________________________________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/razvitie/kulturnyj-minimum/slava-timuridov-na-veka-perezhila-ix-samix.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Оставить комментарий