Утраченные иллюзии в «легендах и мифах»

«Существенным оказывается лишь выбор рассказчика»

Так уж повелось, что историю в основном используют политики. И, к сожалению, далеко не по назначению – мало кто извлекает ее уроки. Историю неустанно переписывают, перекраивают, подтасовывают в зависимости от меняющегося политического «климата» и потребностей власть предержащих. Поэтому, в строгом смысле, досужему читателю история открывается не иначе, как в легендах и мифах. Существенным оказывается лишь выбор рассказчика. А вместе с ним — той индивидуальной призмы вИдения исторических событий, помогающего за хроникой «давно минувших дней» разглядеть саму логику человеческого бытия.

karina-kokrell-mirovaya-istoria-v-legendah-i-mifahВ этом смысле, несомненный интерес представляет недавно вышедшая в свет книга Карины Кокрелл «Мировая история в легендах и мифах». Меня она привлекла не столько своими громкими историческими именами и интригующими сюжетами (хотя стоит особо отметить, что книга читается на одном дыхании, притягивая неожиданными поворотами истории, искрометной иронией и житейской мудростью рассказчицы), сколько необычным подходом к самому повествованию. Люди, события и их хронология в книгах Карины оказываются канвой исследования движений человеческой души, властно побуждающих к действиям и злодействиям. «История — это захватывающая повесть, в центре которой всегда — Человек — с его опытом, нервами, совестью, ошибками, гениальными озарениями, агонией, экстазом и неожиданными поворотами Судьбы», — так определяет свой писательский посыл сама автор.

Почему это оказывается не только увлекательно, но к тому же познавательно ценно? Дело в том, что социальный опыт не записывается в наших генах, а передается из уст в уста, с помощью различных материальных носителей (папируса, бумаги, электронных дисков и прочее), посредством культурных кодов, заключенных вовне – в созданной человеком «общественной реальности». А это значит, что каждому из нас как представителю рода человеческого приходится овладевать этими культурными кодами. И каждое поколение оказывается практически в той же самой ситуации, что и предшествующее, несмотря на постоянно увеличивающийся объем знаний и различия в жизненных декорациях — все дело в механизмах человеческой психики.

Герои своего времени

Книга состоит из трех новелл: «Ошибка диктатора» (о Юлии Цезаре), «Легенда о княгине Ольге» и «Легенда о Христофоре Колумбе». На первый взгляд, выбор исторических фигур кажется произвольным. Но, читая книгу и переходя от одной легенды к другой, начинаешь осознавать неслучайность этого выбора.

Что же связывает их, столь разных исторических персонажей? Логика развития истории как смены культурных парадигм. Это, ведь, люди в своей сути не меняются. Но каждая эпоха предъявляет ее современнику особый спектр знаний, верований, запретов и норм. Словом, созданный предками «культурный ландшафт», формирующий мечты и иллюзии и одновременно оказывающийся исторической рамкой, потенциалом человеческих возможностей. И выбранные Кариной герои, так филигранно и исторически точно (к слову сказать, привлеченная научная база при написании книги не только впечатляет, но и с полным правом ставит ее в один ряд с серьезными исследованиями) описанные во всех своих душевных смятениях, олицетворяют собой «нерв эпохи», в которой им довелось жить.

Более того, сюжеты легенд выстроены таким образом, что у читателя возникает ощущение: все герои выбраны самим провидением, чтобы продемонстрировать миру крушение главных иллюзий их времени.

«Своя рубаха ближе к телу»

Вот, Юлий Цезарь, как ни старался, но так и не смог превзойти Александра Македонского. Не смог даже сравняться с ним в своем величии. Потому что жил в другой эпохе, когда главная идея античности — воспитание как естественное развитие задатков и способностей человека сузилось до взращивания достойного государственного мужа — «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Утрата «античной» целостности воспитания привела к тому, что образование и, как у нас сейчас выражаются, духовное развитие стало, по большей части, декоративным приложением социального статуса.

А достойные мужья, что блистательно показано в легенде «Ошибка диктатора», оказались достаточной редкостью. Такие, как диктатор Луций Корнелий Сулла, добровольно отказавшийся от неограниченной власти ради сохранения гражданского общества: «Как ни дави Рим страхом, сколько ни окрашивай Тибр кровью, в этом прекрасном и проклятом городе всегда найдется тот, кто не побоится крикнуть даже самому обожествленному, самому великому диктатору: «Соси!..» И другое мне стало ясно: чем дольше я буду оставаться у власти, тем больше будет рождаться римских сыновей, знающих только власть диктатора и власть страха. А ведь этот страх и эта покорность передаются с отцовской спермой — и тем скорее можно будет превратить Рим в безгласное стадо!»

Для подавляющего же большинства граждан забота о социальном статусе превратилась в самоцель, а тщеславие и стремление к личному доминированию затмили радение за общественные интересы — «своя рубаха ближе к телу». Так была утрачена главная иллюзия «золотого века» Рима, что человек – это «политическое» животное, у которого можно культивировать верную службу отечеству и государству.

«Главные страхи — они внутри…»

Тема страха как локуса исторического развития человечества продолжена в «Легенде о княгине Ольге». По всей видимости, именно женский образ помог автору показать такие тонкие душевные вибрации, как переживание ужасов войны. Перед нами предстает женщина, стиснутая необходимостью взять на себя роль полководца после смерти мужа. Но никакие победы и уважение подданных (действия княгини Ольги соответствовали всем канонам тогдашней жизни), даже чувство утоленной мести не компенсируют тех душевных страданий от картин свершенных жестокостей, постоянно и упрямо воспроизводимых беспощадной памятью.

И в своих непростых поисках избавления от душевных мук Ольга приходит к мыслям, отражающим ограниченность язычества. Знаменателен в этом смысле эпизод встречи княгини Ольги с волхвом и обращенные к нему слова измученной кошмарами воспоминаний женщины: «Боги-то наши, старик, защищают от недорода, дождь приносят в засуху, мор отводят да реку в берегах держат. Но те, что приходят снаружи, — это не страхи. — Главные страхи — они внутри, старик». Признаюсь, я не встречала более психологически точного объяснения перехода от язычества к монотеизму. Именно в этих словах зафиксировано осознание того, что человек уже вышел из природы, отделился от нее.

В поисках «потерянного рая»

Пожалуй, самая необычная и неожиданная часть книги – третья, «Легенда о Христофоре Колумбе». Фигура Колумба настолько широко известна, что в нашем сознании его имя уже давно стало нарицательным. И причины того коренятся не только в его грандиозном историческом подвиге, но и в скудости биографических сведений о самом герое. Уже с первых строчек повествования становится ясно, что домыслов и всякого рода приукрашиваний его образа более, чем достаточно. Но вне всякого сомнения остается то, что Христофор Колумб обладал особыми личностными качествами: «Любовь, конечно, непредсказуемая сила, и Колумб явно был неординарным молодым человеком, но все же для того, чтобы так высоко вскарабкаться и перелезть через отвесную сословную стену Португалии пятнадцатого века, да без титула и денег, цепкостью нужно было обладать фантастической».

После прочтения истории легендарного путешественника, так и остается неясным, что же на самом деле им двигало – всепоглощающая страсть морехода, прокладывающего новые маршруты и стремящегося заглянуть за горизонт, или же навязчивая идея поиска за океаном утраченного рая. Ясно лишь то, что, достигнув своей великой цели, Колумб также явился «виновником» утраты главной иллюзии своего времени – и рай, и ад не существует вовне. Они селятся в человеческих душах и отпечатываются в их поступках и деяниях: «…В только что обретенный рай из Испании ринулись за золотом и землей рыцари удачи, которых недавняя окончательная победа над маврами убедила, что нет ничего невозможного, если за дело взяться беспощадно и решительно. С ними за океан поплыли монахи и инквизиторы — в облачениях, провонявших смрадным дымом костров аутодафе. Они привезли с собой из Старого Света созданного ими же по собственному образу и подобию неумолимого бога».

Интересно, кто же будет героем следующей легенды…

Светлана Александрова Линс

____________________
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/razvitie/kulturnyj-minimum/utrachennye-illyuzii-v-legendax-i-mifax.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Один комментарий к записи Утраченные иллюзии в «легендах и мифах»

  1. mike-59:

    Интересная книга. Интересная рецензия. Спасибо.

Оставить комментарий