Хаммам – «как много в этом слове…»

Адаса Фальк «Родом с Востока» — Часть 3-я

(О некоторых элементах восточных цивилизаций, оказавших серьезное влияние на западную культуру)диалог культур

Adasa-Falk

Предыдущая часть

Дитя римских терм

Хаммам — это турецкая баня. Она до сих пор считается на Востоке одним из источников истинного наслаждения. Ритуал посещения хаммама имеет тысячелетнюю историю и богатые традиции. Хаммам — дитя римских терм. В период расцвета Римской империи в термах использовался способ обогрева, называемый «гипокауст». Это тип отопления, когда горячий воздух поступает из печи в помещение через целую систему труб. В хаммаме же несколько другой принцип обогрева — с помощью котла с кипящей водой. Образовавшийся пар по множеству труб через отверстия в стенах поступает в помещение парной. Самая горячая комната в бане располагалается в центре здания, там же находится камень для массажа. Эта комната в форме восьмиугольника, по ее граням располагаются другие парные, как правило, с каменными бассейнами. Освещение — через окна под самым потолком.

Для постройки хаммамов часто использовались именно старые римские термы, а то и перестраивались храмы. Декоративная отделка хаммамов, как и почти всей мусульманской архитектуры, подчинена запрету на изображения живых существ. Это породило развитие невероятных по красочности, сложности и красоте растительных и геометрических орнаментов, часто украшенных элементами изящной каллиграфии. Частое мытье было традиционным для восточных народов. При жарком климате это была естественная необходимость, но, моясь, люди просто обливались холодной водой. Причем для мытья они предпочитали использовать проточную воду. Первоначально, согласно исламу, погружение в ванну или бассейн считалось противоестественным как «купание в собственной грязи». В ходе завоеваний и экспансии, арабы открыли для себя роскошь оседлой жизни и чистоты, негу долгого банного дня и горячего пара.

Больше, чем баня

Но истинное почитание хаммама и даже особая философия и связанные с ней традиции и ритуалы посещения хаммама, возникли и развились все же в Турции. Турецкая баня стала знаменитой на весь мир, местом встреч с друзьями, где можно предаться размышлениям и поужинать, почитать интересную книгу, попить кофе. Население Османской Империи* придавало большое значение личной гигиене. Свидетельства тому можно увидеть в любом городе Турции. Речь идет о знаменитых турецких банях-хаммамах. Их строили повсюду. Прекрасный и лучший на сегодняшний день способ очищения пор, известный как пилинг, был придуман именно в хаммаме.

В самой Блистательной Порте* был огромный рынок мыла. Мыло производили самых разных сортов, с различными запахами. Для борьбы с сухостью волос добавляли в мыло экстракты гибискуса и просвирника. Такое мыло легко таяло и превращалось в подобие шампуня. Лучшие сорта поставлялись ко двору султана. Для ухода за кожей турецкие женщины пользовались глиной. Глина замешивалась в воде, а когда она оседала на дне, смесью смазывали кожу. Для ухода за ногами и руками использовались кунжутное и оливковое масла. Особенно была любима, от кулинарии до гигиены, розовая вода. Для белизны кожи пользовались лимоном, он хорошо смывал загар, неизбежный в солнечном климате Пределов Блаженства*. (* — все эти наименования, наряду с двумя десятками других, использовались турками для обозначения своей великой тогда родины)

Итак, хаммам. Хаммам отличается от других бань чередой комнат, в каждой последующей комнате температура выше, чем в предыдущей. Пол в хаммаме горячий, поэтому посетителям выдают специальные сандалии на деревянной подошве. Это единственная деревянная деталь, кроме нее, в турецкой бане невозможно найти ничего, сделанного из дерева. Все остальное сделано из камня или облицовано керамической плиткой. Считалось, что баня способствует не только очищению тела, но и души, в частности, изгнанию злых духов. Наиболее важной считалась процедура обработки ног и удаления мозолей. При каждой бане имелся цирюльник. Бытовало поверье, что злые духи через ноги теперь беспрепятственно уйдут в землю и больше не станут беспокоить человека. В более утилитарном смысле эта процедура избавляла от головной боли и усталости.

Пять шагов к истинному наслаждению

В хаммаме, по традиции, нельзя появляться обнаженным, обязательно должно присутствовать набедренное полотенце. Это правило распространялось на всех, кроме девственниц, им разрешалось быть нагими. За исполнением этого (и многих других) правила следит специальный служащий — телак. В обязанности телака, случись кому забыться, входило изгнание нарушителя из бани. Сама процедура хаммама состоит из пяти пошаговых действий. Первое и главное — основательный разогрев всего тела, второе — энергичный и всесторонний массаж, следом за ним — пилинг. Именно в нем используется знаменитое черное мыло бельди. Пилинг производится жесткой руковицей из волокон сезаля или верблюжьей шерсти (а иногда банщик просто натирал ладони кожурой граната, чтобы они стали грубыми и шершавыми). Четвертое – это повторное намыливание душистым нежным мылом, при этом использовалась совсем другая, мягкая мочалка. Пятое и последнее — основательное обливание прохладной водой.

Достойно миновать эти пять шагов хаммама помогали два главных человека в бане, телак и цирюльник. Оба считались настолько уважаемыми людьми, что даже освобождались от налогов. Эти двое задавали тон всей работе бани, исполняя функции банщика, врача, аптекаря, составителя лекарств, массажиста, официанта, сторожа и вышибалы, собирали плату на входе. Посетитель входил в раздевалку, где самостоятельно или с помощью телака раздевался и оборачивал три полотенца — на поясе, вокруг плеч и головы. Надев сандалии на деревянной подошве, чтобы не обжечь ноги о горячий пол, проходит в парную, где его тело основательно прогревается. Время пребывания в парной проверяет телак, чтобы посетитель, не дай Бог, не перегрелся.

Теперь ему предлагается лечь на камень для массажа. Камень очень теплый, почти горячий, так что тело не остывает. И тут телак покажет все свое искусство массажиста. Во время массажа разминается все тело, вытягиваются мышцы и суставы. При неподготовленном, не разогретом теле – подобный силовой массаж очень рискован и грозит травмами. Именно поэтому так важна роль телака, он буквально ведет клиента от порога парной до собственно массажа. После массажа клиент переходит в ведение цирюльника. Он выполняет депиляцию и удаляет мозоли. Затем клиента окатывают теплой водой, и он снова у телака. Теперь тот трет не успевшее остыть тело клиента жесткой рукавицей, не скупясь на хорошую порцию волшебного черного бельди.

Мыло бельди обладает скудной пеной, поэтому варежка не смягчается. Но зато позволяет проводить великолепный пилинг, при котором начисто сходит мертвая кожа и открываются поры. После пилинга клиента снова окатывают водой и начинают намыливать специально взбитой мягкой пеной. Ощущения между растиранием жесткой мочалкой и мягким намыливанием настолько контрастны, что разница вызывает расслабляющее блаженство. На этом банная процедура закончена, посетителя последний раз окатывают водой, при желании он может еще посидеть в мелком бассейне с теплой водой. А там – в комнату отдыха, где можно попить мятный чай, кофе, узнать новости. После бани клиент чувствует себя заново родившимся. В чем и заключается философия хаммама. Честно говоря, и любой другой бани тоже.

«Собирается, как турчанка в баню»

Немного о восточных женщинах. Есть старая турецкая поговорка про людей, которые делают все медленно — «Собирается, как турчанка в баню». Хотя, прямо скажу, мой папа-турок в таких ситуациях предпочитал все же русский фольклор и гремел «Собираешься, как вор на ярмарку!!!» всякий раз, когда я куда-то собиралась — а собираюсь я, да, основательно! Поговорка появилась в достаточно далекие времена, когда для запертых в домах турецких женщин хаммам был законным еженедельным праздником. Основательность подготовки к нему превышала все разумные пределы. У уважающей себя турчанки было не менее 15 банных принадлежностей и все жизненно необходимые (и это еще скромный минимум). Но и это не все – никто же не пойдет в баню, не приготовив нарядную одежду. Да не забыть прихватить с собой еду и сласти. Шутка сказать, в баню шли на целый день. Хаммам был одновременно салоном красоты, местом для отдыха, общения. Женщина имела право подать на развод с мужем, не желающим обеспечивать ей законное еженедельное посещение хаммама!

Современная жизнь даже в Турции изменила многое, в том числе и сакральное отношение к хаммаму. А ведь когда-то в бане можно даже было запросто затеять сватовство, как бы невзначай показав красавицу-дочь матери заранее приглянутого жениха. Было замечательно нескромно посплетничать о мужчинах, поделиться свежими сплетнями и новостями. Женщины мылись, парились, красились, кушали, общались. Немецкий журналист Бернард Штейн, объехавший всю Турцию в конце 19 века, верно заметил, что хаммам заменяет турчанкам балы, путешествия, театры, словом, все то, без чего не мыслят себя европейские женщины. Женский хаммам отличался от мужского только тем, что телаком и цирюльником были пожилые женщины или вдовы. В крупных городах можно было встретить отдельно мужской и женский хаммамы. А маленьких селениях, где у общины не было денег строить две отдельные бани, были мужские и женские дни.

Банные принадлежности были разнообразны, дороги и часто составляли часть приданного девушки. Вот их весьма приблизительный список, с некоторыми вариациями можно перечислить лишь самое необходимое. Первым и главным был, конечно же, замечательный, богато украшенный гравировкой и чеканкой медный, а то и серебряный таз для воды. Никак нельзя было появится в бане без сандалей на деревянной подошве. Сандалии были вовсе не простые и украшались кусочками перламутра, медными и серебряными монетками, а также мелкими бубенчиками. Мыльница. Это совсем не то, что вы подумали, никакого отношения к крошечной простой коробочке, которая называется мыльницей на Западе, это чудо искусства не имело. Это был затейливый металлический сундучок с ручкой для переноски. И хранилось там далеко не одно только мыло, а еще нескольких видов мочалок, расчески (часто из слоновой кости), пинцеты и щипчики, конечно же, зеркальце.

Обязательно три красивых полотенца, одно большое, с бахромой, чтобы можно было завернуться в него, и два поменьше – накинуть на плечи и обернуть голову. Дальше – специальный банный коврик, с красивым орнаментом и, опять же, бахромой, без нее никуда. Скромный косметический набор, включавший ступку для растирания краски для глаз и бровей, массу флаконов с особыми маслами и прочие необходимые в бане вещи. Вся эта благодать непременно дополнялась узелками с едой и напитками (хотя чаи, травяные настои и ароматный кофе все же готовили и продавали посетителям непосредственно в бане), чистую одежду, порой кальян со всеми принадлежностями и прочие мелкие предметы, нужные для турчанки. Теперь вы в полной мере можете оценить точность поговорки «Собирается, как турчанка в баню».

Что греха таить — даже самая современная западная женщина, если позволит время, прособирается в фитнес-центр (где обязательно есть, помимо тренажерного зала, бассейн, сауна, тот же хамам, массажистка и косметолог) ничуть не меньше турчанки позапрошлого века. Ведь это так по-женски — посвятить свой свободный день себе, своим красоте и здоровью и своим удовольствиям! Настоятельно всем советую — даже без телака и цирюльника — ощущения изумительные. Попробуйте хоть раз, посетите хаммам. И не забудьте мыло бельди!

Продолжение

Цикл «Родом с Востока» был создан и переработан по материалам блога Адасы Фальк специально для журнала «В загранке». ______________________________________________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/razvitie/kulturnyj-minimum/xammam-kak-mnogo-v-etom-slove.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Оставить комментарий