Дмитрий Каварга: современно о вечном


Хотя, «у природы нет плохой погоды», зима все же вносит существенные коррективы в ритм нашей жизни, внутренне настраивая на уютные неспешные разговоры у зажженного камина, располагая к философским размышлениям и вдумчивой созерцательности. Именно поэтому зима – сезон концертов, творческих встреч, выставок… И конечно же, составляя свою зимнюю «культурную программу», я не могла пропустить экспозицию работ Дмитрия Каварги, открытие которой состоялось 2 февраля сего года в цюрихском филиале галереи Барбариан-арт Натальи Ахмеровой.

Выставка состоит из 2 экспозиций: диалог культур
Дмитрий Каварга «Палео-Гео-Морфология» и Оксана Мась «Хелиум и другие работы». Выставка продлится до 17 марта 2012. Информацию о работе и месторасположении галереи можно найти на ее  сайте barbarian-art.com

galerea-barbarian-art-zurich

Подпись: Галерея Барбариан-арт, Цюрих

Узнав о том, что Дмитрий Каварга будет присутствовать на открытии вернисажа, я решила воспользоваться возможностью лично познакомиться с художником, чьи работы были представлены во французских выставочных залах в рамках года России во Франции (2010 г.)*/. Кстати сказать, лицезреть самого мастера можно только в реале. Он не позволяет сфотографировать себя даже для журнального репортажа. Он де — не персонаж светской хроники, чтобы мелькать в медийных сводках. «Вот мои работы, в них я раскрываюсь зрителю, они — мой образ» — принципиален и непреклонен Дмитрий. Так что его фото отсутствует и в моем отчете о посещении выставки…

На этот раз экспозиция художника представляет собой творческое переосмысление двух его проектов – «Палеоморфология» и «Уроборос». Причем, не просто переосмысление, но и в буквальном смысле переработка, так как материалом для скульптур послужили фрагменты инсталляций прошлых лет.

Kawarga-barbarian-art-zurich-2012

Так описывает Дмитрий самую крупную из его композиций, представленных в галерее Барбариан-арт: «Из нескольких инсталляций и десятка скульптур, что скопились в подвале галереи за несколько лет я забабахал монументальный поток хаоса, пронзающий пол и пробивающий потолок… такие, смагнитившиеся и залипшие друг в друге многодельные осколки… все чудесным образом успелось за сутки перед открытием, которое, собственно, уже и свершилось при большой концентрации…»

Мне эта композиция показалась совсем не хаотичной, а очень даже продуманной и к тому же возвышенно нарядной в своей черно-белой гамме с внутренней подсветкой. Этакая рождественская «икебана» в современном прочтении, которая украсит собой не только любой интерьер, но и городскую площадь. Так я и сказала Дмитрию. Тот несколько разочаровался моей жизнеутверждающей трактовкой его творческого посыла. Хм, в этом заключается притягательная сила и одновременно «коварство» искусства и культуры: оно провоцирует на свободу самовыражения.

А что же зашифровано в работах Дмитрия Каварги? Скульптуры «палеоморфология» или керны, как их называет сам Дмитрий, — это артефакты развития человечества, этакие культурные слои, «образцы породы», добытые из цивилизационной толщи. В срезах кернов нам открываются многочисленные наслоения индустриального гумуса, прерываемые пустотами, аморфными и конструктивными формообразованиями, уходящие своими «корнями» в глубинные недра. В верхней части кернов, естественно, следы тотальной индустриализации, в том числе и убийственной. Среди фигурок и деталей артефактов человеческих деяний есть патронные гильзы, собранные с полей настоящих военных сражений.

dmitry-kawarga-paleo-geo-morfologia-kern-7

Подпись: Дмитрий Каварга, Палео-Гео-Морфология, Керн 7

Все это складывается в поистине эпическую картину безрадостных последствий «машинизации» человеческого сознания, в современную «глобализированную» картину мира, в которой размыты центр и периферия. А человек, вернее человечек, оказывается на пике, венчая собой все керны. И зрелище это настолько сильно, насколько и не однозначно: остается открытым вопрос, кем же себя ощущать, демиургом или простым «винтиком» этого техно-левиафана?

dmitry-kawarga-paleo-geo-morfologia-kern-5

Подпись: Дмитрий Каварга, Палео-Гео-Морфология, Керн 5

Здесь, помимо техно-деталей, вы найдете немало странных окаменелостей, диковинных зародышей, кости. В созерцании композиций невольно погружаешься в удивительный мир ассоциаций и охватывает ощущение значительности, тайны, присутствие дыхания вечности. Разглядывая скульптуры, вокруг них можно вращаться часами. И каждый раз новое откровение… Ну как здесь не вспомнить слова В. Кандинского «Испытайте на себе воздействие абстрактной композиции, и каждый день вы будете открывать новые сочетания внутри одной картины, которая вас отвлечет от вашей обыденной жизни».
Подробнее с творчеством Дмитрия Каварги можно познакомиться на его сайте kawarga.ru.

galerea-barbarian-art-zurich-2012

Да, «уроборос» — метка художника. Этот образ в работах Дмитрия Каварги воспроизводится и в эволюции человеческого рода (к слову сказать, уроборос, змея заглатывающая свой хвост, — образ как нельзя лучше характеризующий культуру как таковую), и в коллизиях его собственного творчества: «Процесс нарушения творческих границ вообще не должен прерываться, а в моем случае это даже не процесс, а, скорее, метод. Я живу, развиваюсь и старею вместе со своими работами, один проект плавно переваривается в другой, и само время превращается в художественный инструмент».

Его работы интерактивны, динамичны, пребывают в постоянном переплавлении тех смыслов, которые вкладывает в них автор. Причем сплавляет Дмитрий свои образы в самом прямом смысле: на железном остове биоморфные и конструктивные элементы вплетаются в единую композицию и впоследствии заливаются несколькими слоями двукомпонентных пластиков. Техника работы с расплавленными и текучими полимерами дает необычайно широкий простор для творческих исканий, экспрессивных и непредсказуемых.

Искусство для Дмитрия — «зыбкая экспериментальная территория», требующая разработки уникальных, часто опасных технологий и средств защиты. Противогаз, без которого творческий процесс невозможен, — «главный друг» биоморфного радикала. Современная пластмассовая скульптура, как Дмитрий иронично типологизирует свое искусство. Хотя, некоторые проекты воплотить одному оказывается не по силу, приходится привлекать ученых и инженеров. Вот такое оно, современное искусство — высоко-технологичное…

protivogaz-luchshiy-drug-sovremennogo-skulptora

Подпись: Противогаз — лучший друг современного скульптора

Конечно же, я не преминула спросить присутствующую на выставке жену Дмитрия, Елену, а каково ей жить с «техно-гением» от современной пластмассовой скульптуры (кстати, «техне» — искусство по-гречески). Небось жилье напрочь пропахло составляющими творчество ингредиентами… На что Елена невозмутимо пожала плечами: «Хорошо жить, у нас дом в деревне, в Подмосковье. Там и мастерская, сарайчики всякие…» Словом, есть где творчески развернуться…

Да, несказанно приятно видеть выставку русского художника в сердце Цюриха, где работы Дмитрия Каварги также притягательны и понятны и нашей эмигрантской братии, и швейцарцам, и гостям из зарубежья. Дмитрий хорошо известен местным ценителям современного искусства – это уже вторая экспозиция его работ, организованная галереей Барбариан-арт. Вообще, арт-галереи – относительно новое явление в сфере искусства. Они сами, можно сказать, — артефакт современности. Арт-галереи призваны помочь художникам найти своего зрителя, почитателя и покупателя, организовать своего рода культурный диалог и дать возможность обмена творческим опытом между профессионалами и любителями.

В этом смысле, галерея Барбариан-арт Натальи Ахмеровой — безусловный форпост современного искусства, вызывающего, острого и вместе с тем точно отражающего эпоху, в которой мы живем. Будучи международной, галерея Барбариан-арт, популяризируя за рубежом современных пост-советстких художников (зачастую недооцененных на родине), также берет на себя миссию своеобразного «моста», стыкующего рынки искусства Западной и Восточной Европы, обеспечивая взаимовлияние, сближение и диалог культур.

s-nataliei-akhmerovoi-galerea-barbarian-art-2-fevralya-2012

Подпись: С Натальей Ахмеровой, галерея Барбариан-арт, 2 февраля, 2012

Вечер, проведенный в галерее Натальи Ахмеровой, оставил незабываемое впечатление — это истинное наслаждение для глаз, изысканная пища для ума и содержательный диалог, что вызывает каскад положительных эмоций. Хозяйке галереи удалось создать удивительную атмосферу праздника современного искусства. А это — не легкий труд, и под силу он только людям, искренне любящим свое дело.

Уходя с выставки вы не можете не сказать: «До новых встреч в галерее!»

Светлана Александрова Линс
___________________________________
*/ Работы Дмитрия Каварги также были представлены в арт-проектах Club 21» (параллельная программа Frieze) One Marylebone, St. Martin‘s Church, London «ВОЛЬТА6», Базель, Швейцария, «Good News», OREL ART gallery, Лондон.
____________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/razvitie/yazyki-dushi/dmitrij-kavarga-sovremenno-o-vechnom.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Оставить комментарий