Велосипеды, снятые до колен трусы и мои грустные мысли о концептуальном искусстве

Алла Ройтих

alla-roytich

Фото: Алена Попова

«Кому-то нравится борщ, а кому-то — свиной хрящик», — гласит пословица, и она верна. О вкусах не спорят. Более того: знание о разнице человеческих представлений о прекрасном порой «рождает печаль»… И не только. Оно, это знание, расширяет наши горизонты и вызывает желание погрузиться в себя, и попробовать разобраться в собственных непознанных глубинах.

Ничего не предвещало подвоха

В один из летних выходных мы с подругой и ее мужем решили сходить в тель-авивский Музей Искусств. Если можно так сказать, утолить интеллектуального червячка. Гастрономического червячка тоже не обидели: по дороге заехали в кафе на тихой фешенебельной улице, вкусно позавтракали яичницей с бататами и жидковатым белым сыром и тунцом, черным хлебом, жаренным на оливковом масле, и салатом из помидоров шерри с зеленью – ну, чем не чудо?

День был в меру солнечный и терпимо жаркий, доехали мы без приключений — словом, все шло приятно и гладко, ничего не предвещало подвоха. Да его, подвоха, и не было. Только вот это мерзопакостное музейное послевкусие…

galerea

Фотограф: Ройтих Алла

* Кликнув на фотографии, Вы можете рассмотреть их в натуральную величину.

Центральные залы были отданы концептуальному искусству — выставке с заманчивым названием «Наше таинственное подсознание». Картины, видео-композиции, скульптуры, фото, панно.

Народу все прибывало. Разновозрастная публика, от шкодливых пастозных школьников с наиновейшей модели мобильниками до ушлых поджарых пенсионеров с мобильниками чуть постарше, но тоже вполне крутыми, и с огромными фотоаппаратами, тянущими к земле их и без того сгорбленные жизнью плечи. Туристы, коренные израильтяне, эмигранты разных годов и мест исхода, стилей одежды и ориентаций — зрелище колоритное само по себе, но не оно — тема моего грустного рассказа.

«Кто не понял — сам дурак»

Более странных экспонатов мне видеть не доводилось. У кого-то из нас нелады с головой: или у меня, или у творцов сего (сказать «непотребства» нельзя, ибо трендом нашего времени является агрессивная свобода с девизом «Это мое индивидуальное видение, и я уверен, что гениальное. А что думаете вы, — мне по…»).

Я бы назвала это странное собрание «Кто не понял — сам дурак». Но кто меня спрашивает?!.
Фронтальную стену первого зала украшало гранд–панно: черепа разных видов. Фото фрагмента прилагается, и уважаемый читатель сам решит, как его интерпретировать.

cerepa

Фотограф: Ройтих Алла

Меня же замутило от омерзения, особенно от картинки с вываленным из черепного рта абсолютно здоровым красным языком. До этого — мои друзья захаживают сюда часто, посвятили, — на панно красовались вагины, и под каждой был указан возраст. Вагины, правда, были живые, по-разному оформленные: с пирсингом и фигурно стриженные, лысые, татуированные и натюрель. Интересно, как художник подбирал модели? Ходил по домам, просил женщин попозировать? Подглядывал в саунах? Фантазировал?

Никто не знает, чем живет чужая душа, что эту душу вдохновляет…

«Это ж израильский музей, не крестись!»

Появилась мысль: а может, тот, кто не понял, — дурак и в самом деле, мы отстали от жизни, ничего не понимаем в искусстве? Поэтому c интересом наблюдала реакцию народа. Бабушка с крестом на шее — невесомый цыпленок с крашеными в нездорово-желтый цвет волосами — явно русская туристка или гостья, перекрестилась, испуганно глядя на черепа и что-то про себя бормоча.

- Мам, ну ты что, это ж израильский музей, не крестись! — испугалась дочка, ее точная копия лет 40-ка.

Худой носатый брюнет семитского типа — наверняка ее муж — громко выругался по- русски и добавил на иврите, что пойдет к администрации музея и потребует вернуть деньги за билет.

- Ну, подожди, — всполошилась жена, — мы же еще не все посмотрели!

v-muzee

Фотограф: Ройтих Алла

«Это потрясающе!» и другие, более созвучные мне мнения

Во втором зале самый яркий экспонат — лицо мужчины на телеэкране. Оно все было сплошь утыкано прищепками разных цветов. Прищепколицый вертел головой, водил туда-сюда глазами (брови, кстати, тоже были в прищепках) — наводил зрителя на мысль, я так понимаю? С минуту я сосредоточенно вглядывалась и во все лицо, и в каждую прищепку. Мысль не приходила. Если черепа хоть и с огромной натяжкой, но все-таки будили мысли о бренности человеческого бытия или что-то на сию тему, то тут — никак.

Рядом стояла пара туристического вида: на обоих были спортивные штаны и майки, за плечами — рюкзаки, короткие ежики волос жизнерадостно торчали в разные стороны. Наверняка заскочили сюда прямиком с похода.

- Ты подумай, как тонко подмечено, — пропиликала она тоном знатока.
- Да, это потрясающе! — Он весь светился интересом, а я грустно подумала, что, возможно, просто не имею органов для восприятия вот этого. Увы…

Но были и другие, более созвучные мне мнения.

Сухонький, неприметный, странно одетый дедуля отвел от экрана свои глаза вымершего птеродактиля уже через секунду.

- Тьфу! — был его вердикт.

Его холеная, хорошо сохранившаяся половина дважды не думала. Раз муж сказал — значит, тьфу! Бросив на прищепконосца ненавидящий взгляд, она громко шмыгнула внушительным носом, схватила благоверного за рукав и потащила прочь — непривычно быстро для своего платинового возраста …

И была, я думаю, права. Тьфу.

Дальше — хуже

А вот девушка и вентилятор, такой вот фото-диптих не для средних умов. У девушки не видно головы, зато до колен спущены трусы. Видны короткая клетчатая юбка, обувь, чуть раздвинутые ноги в белых вязаных гольфах и эти трусы в районе молодых костистых колен. К чему?!. Вторая часть диптиха-люстра — вентилятор. Как два этих шедевра могут быть связаны? Стали думать. Мой вариант: ей жарко в определенном месте, прибор продувает. Вариант мужа подруги: она меняет секс-партнеров так быстро, как крутятся лопасти вентилятора. Сама подруга только обескураженно переводила взгляд с нас на диптих и обратно…

В этом же зале нас подстерегала странная конструкция из велосипедов. Концепция?!. Тут все было даже не из пальца высосано. А откуда?
Ничего не оставалось, как просто рядом с ней сфотографироваться…

velosipedi

Фотограф: Ройтих Алла

Дальше — хуже. Поразили две скульптуры человека: один — в крови, стекающей в большой чан подозрительной чистоты. Другой — труп, в пугающих разводах разложения, подвешенный за ноги. Волосы (натуральные, видно; автор, небось, у мамы или у жены срезал, гад) тоже в какой-то мерзости. Доминировали два цвета: черный и красный (самые сумасшедшие, болезненные его оттенки). И фотографии – такие же: туалет в тюрьме, таракан в разрезе, пьяница в (из песни слова не выкинешь!)- блевотине. Какие-то ямы на сером пустыре…

Две готические молоденькие куколки с разноцветными волосами брезгливо дернули плечиками, уверенно выкрикнули «ихса»* в наполненное болью и агрессией пространство, и быстро засеменили из зала фарфоровыми ножками.
Моя подруга судорожно сглотнула дольку персика, которую минуту до этих шедевров достала из «домашней» коробочки. Кажется, этот персик — последнее, что она сможет сегодня съесть… Я тоже почувствовала, что наш прекрасный завтрак — да-да-да, вся эта эйфория гастрономического червячка, -как бы это поделикатней выразиться… Ну, просится наружу.

«Теперь знаем, что у людей в головах»

Но нашлись и поклонники. Рядом с нами крутился смешной, похожий на пекинеса мальчишечка лет 12-ти. Он во все это вставлял по максимуму свою любопытную крошку-нос и фотографировал, заинтересованно и даже немного плотоядно улыбаясь. Чувствовалось — он тут в своей среде. Родители, пара пекинесов покрупнее, смущенно переглядывались, передергивались от отвращения, пытались вывести чадо из зала, но оно — достойная смена концептуалистам!- шипело, сопротивляясь…

- Словно в грязную яму окунули, — озадаченно промолвил муж подруги, — хочется отмыться. Пойдемте в классические залы.
-Прекрасная идея!- облегченно выдохнули мы.

… Там шедевры — Ренуар, Гоген, Дали и далее по Списку Вечной Красоты — тихо посмеивались, наблюдая за нами со спокойных стен, и люди — и фарфорово — готические молодухи, и платиново-возрастная пара, и бабушка-христианка с семьей, и многие другие — ходили тут с выражением огромного облегчения на лицах…

Обратно ехали немного напряженно. Молчали.

- И все-таки хорошо, что сходили: теперь знаем, что у людей в головах, — наконец прошелестела моя подруга. — Идет, к примеру, по улице человек. Богемного вида, но вполне на первый взгляд адекватный. А внутри у него, возможно, — и то, что мы тут увидели, и кое-что похуже…

Да уж…

Ночь была жалкая, бессонная. Мигрень била по голове железным молотком. Приняла таблетку и под утро уснула, но лучше бы бодрствовала: тут же начали сниться все эти маниакально-депрессивные экспонаты — очарованные круги, собаки с рупорами вместо морды и все это празднество мортидо**. Ужас прошибал до кончиков пальцев на ногах, и хотелось убежать далеко-далеко, закрыть все окна и двери.…

ecsponati-musea

Фотограф: Ройтих Алла

Сейчас считается: чем искусство правдивее, — тем оно ценнее. Не спорю. Но почему из людей лезет то, что мы увидели в залах концептуального искусства?!.
_____________________________________

*ихса — выражение отвращения

** мортидо. — Согласно классической теории психоанализа, в основе человеческой личности лежат два фундаментальных побуждения: креативное (либидо) и деструктивное (мортидо). Эго-либидо переживается как приятно знакомое, в то время как мортидо переживается как боль, потенциальная опасность и некое неизвестное, вселяющее страх.

______________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/razvitie/yazyki-dushi/velosipedy-snyatye-do-kolen-trusy-i-moi-grustnye-mysli-o-konceptualnom-iskusstve.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Оставить комментарий