Игорь Щепетов (Igor Shchepetov) «Скрипичный ключ к судьбе»

Igor-schepetov

Эту страницу «Энциклопедии эмигранта» можно с полным правом определить как особенную по ряду причин. Это – первый мужской образ в галерее энциклопедии. Да еще какой! Когда я прочла историю нашего сегодняшнего героя – Игоря Щепетова, мое впечатление было примерно таковым: Маресьев от музыки и Ворошило от оркестра. А такое сочетание образов в одном человеке, согласитесь, не часто можно встретить и в его родном жизненном пространстве, а уже в эмиграции – тем паче.

Своим подходом к жизни и достижениями Игорь еще раз подтвердил известную истину о том, что «талант есть 99% усилий и 1% божьего дара». Я бы к этому еще добавила: не просто усилий, а осознанной и целенаправленной работы над собой, которая помогла Игорю не только самораскрыться творчески и профессионально, но и понять самого себя, взрастив как личность.

Есть еще одна примечательная особенность в истории эмигранта Игоря Щепетова. Он иммигрировал в Германию, страну своего физического появления на свет. И если факт его рождения в Германии оказался волей судьбы, то иммиграция Игоря - результат его упорства и активных действий.

Итак, с удовольствием предлагаю Вашему вниманию историю Игоря Щепетова.

Часть 1-я «Скрипач на … вырост»

Родился я в ГДР в 1974 году. Папа, будучи офицером советской армии, служил тогда в маленьком городке Ютербог (Juterbog), что относится теперь к федеральной земле Бранденбург (Brandenburg). И первые 5 лет моей жизни прошли в военном городке (городка этого больше нет, после объединения Германии его снесли). Из моих детских воспоминаний осталось немногое: красивый парк с озером и наш многоквартирный дом, в котором жили семьи офицеров.

Немецкий язык я иногда слышал, но не понимал, о чем идет речь. Восточные немцы в то время еще говорили по-русски, при необходимости, мама также говорила по-английски. Но контактов с местными было немного — это и не поощрялось командованием. Даже ездить в другие города на экскурсии было запрещено, ездили тайком. Семьи военнослужащих общались, в основном, друг с другом. Ну и телевизор у нас был, но, в 3-5 лет, он мало меня интересовал…

detstvo

Фото: Я в парке аттракционов (Германия)

В 1979 году наша семья вернулась в Россию, папа получил назначение в Псков. Там я пошел в школу. Помню всех моих учителей. Все было довольно строго. Много предметов, много домашних заданий.

В 9 лет я переехал к бабушке в Белгород-Днестровский Одесской области. Там знакомая мамы преподавала в музыкальной школе и подкинула маме идею приобщить меня к музыке. Мы пришли на прослушивание в музыкальную школу, чтобы определить, есть ли у меня вообще музыкальные способности. Но там было так много незнакомых людей, что мне стало страшно, и  я….сбежал. Да, сказал, что «не хочу музыку» и потянул маму к выходу.

Но через несколько же дней сам опять завел разговор на эту тему. Мы пришли повторно, я спел известную детскую песенку «Пропала собака», повторил две ритмические задачи и был определен годным. Но ни о какой скрипке я не мечтал. Вопрос «на каком инструменте я бы хотел играть», был для меня неожиданным. Я ответил первое, что пришло в голову: «Фортепиано». Но свободных мест на фортепиано не было, и мне предложили скрипку. Пришлось согласиться.

Мне купили маленькую скрипку (под мои детские руки, на инструментах в натуральную величину дети не учатся — это физически невозможно), которую я впервые взял в руки в 10 лет,  достаточно поздно. С этого дня и до 16 лет у меня вовсе не было свободного времени. Надо сказать, скрипка — довольно сложный инструмент, с очень неестественной «вывернутой» постановкой рук. К ней надо «привыкать»…

Поначалу было трудно,и меня, как и многих других, принуждали к занятиям родители. Но я довольно быстро стал «продвигаться» и, по мере того, как у меня больше получалось, увеличивался и мой собственный интерес. Плюс, конечно, заслуга преподавателя. Сумел заинтересовать, так сказать, увлечь. Да и мама всячески поддерживала и поощряла мою страсть к музыке. Она по натуре очень творческий человек (сама раньше пела в самодеятельности). У отца и моего деда тоже был хороший слух. Дед даже играл на балалайке и гитаре. Второй дед пел прекрасным баритоном. За первый год обучения в музыкальной школе я сделал неплохие успехи и продвинулся в игре на скрипке.

Через пару лет, вернувшись в Псков, где жили мои родители, я продолжил обучение музыке. Очень хорошо помню моего преподавателя А.В.Чернявского, который до сих пор там живет и работает. Он дал мне неплохую техническую базу и нацелил стать профессиональным музыкантом. Помню, что я с удовольствием тогда посещал музыкальную школу и просто ненавидел общеобразовательную — не хватало времени на нее. Последняя, как мне тогда казалось, отнимала кучу времени и мешала заниматься любимым делом.

Летом 1990 года я приехал на каникулы к бабушке на Украину и, неожиданно для самого себя, попал на консультацию-прослушивание в Одесское музыкальное училище к Д.В. Покрасу. Все та же мамина знакомая (прямо-таки, крестная мама) предложила свозить меня в Одессу на прослушивание к ее давнему знакомому, который преподавал в Одесском музыкальном училище. Но к нему лично я не попал, а сразу к заведующему отделом струнных инструментов, Дмитрию Покрасу, который впоследствии сыграл решающую роль в моем становлении как музыканта. Он стал моим любимым преподавателем в училище и консерватории, который фактически вложил в меня всю душу. А тогда, после консультации, он предложил мне поступать к нему в училище. До вступительных экзаменов оставался месяц. Тогда я это не планировал, так как еще даже не доучился один год в музыкальной школе. Но тем не менее принял его предложение, о чем никогда позже не жалел.

Д.Покрас был самым лучшим в училище: великолепный скрипач, действительно талантливый педагог и очень кoлоритная личность! Как настоящему одесситу, юмора ему было не занимать. Он принимал активное участие и в моей судьбе, и в моем взрослении, и в моем музыкальном развитии. Несколько лет подряд он был моим «вторым папой». Все из того, о чем мы с ним говорили, четко помню до сих пор! Я тянулся к нему. Сейчас он работает в Аргентине. Мы все еще общаемся.

Одесса начала 90-х была все еще своеобразным и самобытным городом. К тому времени не вся интеллигенция успела уехать, и в училище безраздельно господствовала здоровая атмосфера творческой конкуренции. Ребята проводили по 6-7 часов с инструментами в руках, помимо остальных лекций, и свято верили в свое профессиональное будущее.

Время, правда, было очень тяжелое и неопределенное. После развала Союза царил хаос и нищета. Продуктов питания в магазинах не было, денег у подавляющего большинства людей — тоже. Денежная реформа превратила советские рубли в украинские купоны, которые не только ничего не стоили, но и просто расползались в руках из-за того, что были сделаны из ужасной бумаги. Из-за дикой инфляции все стоило десятки и сотни тысяч.

Это трудное и мрачное время я никогда не забуду! Может быть, еще и потому, что тяжелое экономическое положение на Украине совпало с непростой ситуацией в нашей семье. Отец как раз в тот момент добровольно решил уволиться из армии и переехать вместе с мамой из России в Украину. Мы оказались гражданами разных стран. Разрешения на работу не было, квартиры в Одессе — тоже. Помочь мне тогда, при всем желании, родители не могли. Отец еще оставался какое-то время в России, мама уже переехала к бабушке в Одесскую область.

Мне же первый год учебы в Одесском музыкальном училище пришлось жить в общежитии, вчетвером с другими студентами: другого выхода не было, так как ездить из Б-Днестровского в Одессу на занятия было невозможно (около 100 км). Жить такой компанией, два баяниста, скрипач и альтист, в одной комнате было весело, но уединиться и отдохнуть — практически невозможно. Наша комната была перегорожена шкафом, за ним была моя кровать. Я просыпался под звук баяна, а засыпал под шепот и мурлыканье девушек, которые частенько захаживали в гости к одному студенту нашей комнаты.

На второй год учебы в училище мой преподаватель за символическую оплату любезно сдал мне свою вторую квартиру на окраине Одессы. Мои родители к тому времени уже переехали на Украину, и мы около четырех лет очень уютно жили в четырехкомнатной квартире.

dvoinoy-koncert-baha

Фото: «Двойной концерт» Баха с преподавателем  М.Турчинским и студенческим оркестром

В 1994 году я подготовился и принял участие в республиканском Всеукраинском конкурсе молодых скрипачей. Мой преподаватель возился со мной часами, днями и месяцами. Готовились мы действительно основательно, как к последнему бою. Итог: звание лауреата на конкурсе. Это было тогда круто, все поздравляли нас, преподаватели и студенты. Впоследствии этот конкурс помог мне поступить в упрощенном порядке (с меньшим количеством экзаменов) сразу на второй курс консерватории. Заслуга такого успеха принадлежала, конечно, не только мне, а, в большей степени, моему преподавателю и моим родителям.

Сказать, что родители поддерживали меня — это ничего не сказать. Наверное, только мною они и жили! Поддерживали и морально, и материально, как могли. Они же купили мне в годы учебы тот инструмент, на котором я до сих пор играю! А в «переходный период», будучи подростком, я даже считал, что меня сильно опекают, особенно в период моей первой любви. Были и обиды и непонимания — не скрою, но мне не в чем упрекнуть моих родных — они сделали все возможное и невозможное ! Им сердечное и огромное спасибо.

Продолжение

*  *  *
Ближе познакомиться  И. Щепетовым (Igor Shchepetov) можно  по скайпе : igorchen13

______________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке»  обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/zhizn/enciklopediya/shchepetov-enciclopedia-emigranta.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

2 комментария к записи Игорь Щепетов (Igor Shchepetov) «Скрипичный ключ к судьбе»

  1. vilena:

    Игореха, молодец! Что не смотря на пережитое не сдаешься. Удачи тебе. И хотелось бы узнать, а «как дальше»?

  2. Спасибо, Вилена(к сожалению, не знаю Ваше ли это имя). Мы знаем друг друга? Дальше, надеюсь, будет продолжение. Следующий жизненный этап и вторая часть статьи :)
    При желании, Вы можете со мной связаться через скайп, либо на моём сайте.

Оставить комментарий