«Я свой бизнес настрою… или особенности интернет-предпринимательства в Германии»

Наталья  Мантель  «Путешествуйте  самостоятельно»  по жизни. Часть 4-я


natalia-mantel

Предыдущая часть

Не так давно на широких просторах Рунета я увидела ответы на вопрос одной женщины о возможности заниматься бизнесом по интернету.  Я прочитала некоторые комментарии и в ужас пришла от того, как же не любят в России делиться, тем более,  личным опытом. Ведь автор не призывала открыть коммерческие тайны! Как же легко дух коллективизма социалистического строя выветрился, а свободный обмен мнениями профессионалов и новичков,  как это и приняло в цивилизованном капиталистическом обществе, находится еще в зародыше, а жаль!

На немецком ТВ уже несколько лет демонстрируются документальные репортажи тех, кто переехал в другую страну мира, и их участники не боятся поделиться как негативными, так и позитивными результатами освоения нового бизнеса, в том числе и своей  бизнес-идеей.

Для меня лично создание интернет-турагенства в Германии в 2000 году было единственной возможностью заниматься частным предпринимательством, живя за городом, а также совмещать бизнес и воспитание двухлетнего тогда сынишки. За весь пятилетний период владения турагенством я только 3-4 раза лично виделась с клиентами, так как диапазон географии их пребывания был с Южно-Сахалинска до Канады.

Для начала через знакомых мне удалось выйти на веб-дизайнера из Москвы, который сделал мне сайт в виде исключения, так как этот профи работал, в основном, только с индустриальными гигантами.  Затем я нашла веб-мастера в Берлине, чтобы она (эмигрантка) на русском, английском и немецком языках поддерживала мой сайт постоянно в актуальном режиме и занималась его раскруткой в интернете. Преимущество же google.de было в том, что регистрация там была совершенной бесплатной.  Сейчас за дополнительную плату этот самый популярный на Западе поисковик дает с правой стороны платную рекламу сайтов на заданные ключевые слова и фразы.

Воспользовавшись услугами немецкого провайдера, предложившего мне платный хостинг, я выбрала более подходящий мне пакет услуг, в том числе и возможность иметь  несколько разных доменов. Это важно было для регистрации в поисковиках: для русско-язычных поисковых машин текст должен преобладать в кириллице, а для всего остального мира -  быть написанным латинскими буквами. Хочу сказать, что даже почти 10 лет назад, конкуренция среди провайдеров в ФРГ была уже очень ощутима и можно было подобрать для начала недорогой пакет, содержащий самые необходимые услуги.  Скоростной интернет был  тогда даже в нашей  баварской деревне, причем установили его специально по заявке моего мужа.

Еще одно большое отличие западных поисковых машин от российских:

- на Западе раскрутка происходит медленнее, чем в России, то зато не нужно дополнительных ежемесячных тысячных (в долларах США) вливаний, а надо, чтобы повторялись главные ключевые слова на каждой странице Вашего сайта, тогда он войдет со временем в число первых десяток выдаваемого результата поиска. Здесь главное грамотно и полно дать ключевые слова и фразы, учитывая различия в менталитете поиска русскоговорящих и западных клиентов. Так например, у немцев есть более 20 различных критериев поиска отелей по месту их нахождения, по специфике гостиницы, не считая ее классификации;

- в России можно заплатить, скажем 3 тысячи долларов США, и в течение 3-4 месяцев Ваш сайт войдет в первую десятку результата поиска, но будет находиться на последних четырех местах.  Наработать комбинацию из устоявшихся, наиболее часто встречающихся сочетаний  Вам помогут  рекламные фирмы, занимающиеся раскруткой сайтов,  хотя Вы можете сами попробовать включить что-то новое, подчеркнув Вашу индивидуальность и изобретательность.

Десять лет назад не было такого большого выбора среди возможностей интернет-рекламы, как сейчас для раскрутки сайта, а именно:

- регистрации (платной, но доступной) на тематических серверах и провайдерах, например, сайтов риэлторской фирмы на серверах заграничной или местной недвижимости или турфирм на туристических серверах;

- регистрация на поисковых ресурсах  по определённой тематике, например, владельцы частной фирмы могут искать персонал, дав объявление (после регистрации) на онлайн-бирже труда (частный  или государственный интернет-ресурс).

Да и самых активных юзеров было тогда гораздо меньше, а сейчас только в Китае, Бразилии, Индии, Германии, Англии и США уже 847 миллионов постоянных пользователей сети и число их продолжает неуклонно расти, в том числе и среди западных пенсионеров. Так например, в ФРГ 70-летних и старше уже 19%  от 55 млн лиц, выходящих регулярно в интернет и зарегистрированных на немецких провайдерах.

Теперь об эффективности рекламы:

- несмотря на весь технический прогресс, самым эффективным её видом является «из уст в уста». Так что довольный клиент или покупатель не только принесет единоразовый доход, но и приведет за собой еще несколько потенциальных клиентов (эффект снежного кома) или сам обратится повторно, а возможно станет и постоянным клиентом;

- самые разные виды привычных способов рекламы, которые я лично на испробовала:

1) объявления в печатных СМИ — небольшая вероятность, что именно этот журнал или газета попадет в руки будущему клиенту, но если это — тематическое издание популярно среди той публики, которая может стать Вашей клиентурой, то стоит попробовать, обязательно узнав насчет скидок;

2) объявление на ТВ — очень дорого, нерентабельно, а для начинающих ЧП совершенно неприемлемо, за исключением может быть бегущей строки по региональному ТВ;

3) участие в тематических выставках — дорого, а отдача может быть минимальной, учитывая большую конкуренцию среди их участников, а также далеко невысокий уровень посещаемости среди потенциальных клиентов на российских турвыставках: может получиться, что участники будут обмениваться визитками между собой.

Для начинающих ЧП советую, по возможности, посещать тематические международные выставки, где можно набраться опыта от более раскрученных фирм, например, как подавать материал клиенту, поучиться у них маркетингу (изучение рынка сбыта, анализ и прогнозы на будущее): какой регион или вид отдыха востребован клиентом, отсутствие или наличие данной услуги в данном регионе.

v-luchshih-nemetskih-tradiciayah

Фото: В лучших традициях немецких ремесленников  -
вывеска с супер-моделью почтовой кареты для  постоялого двора с мясной лавкой

Стоит заранее ознакомиться со спецификой менталитета предполагаемой потенциальной клиентуры и культурой (или ее отсутствием) потребления товара (услуг) местным населением и приезжими, в том числе западными и русскоязычными туристами, а также эмигрантами и гастарбайтерами.

До продажи Вами турпакетов надо попытаться заранее просчитать покупателя, который может находиться на другом континенте, а так-же на всем протяжении необъятной России и пространства бывшего СССР, включая Балтийские страны.

Из интернет-рекламы мною были апробированы:

- платная регистрация на других немецких поисковиках, кроме google, — напрасно потраченные деньги, но для России google.ru — далеко не основной поисковик, здесь важны другие — чисто российские, например, рамблер или яндекс;

- электронная рассылка предложений  по купленным базам клиентов — сомнительная затея, обычно вызывает негативную реакцию у западных пользователей и скорее всего они занесут Ваш электронный адрес в спам, тем более, если Вы будите предлагать иное направление или не тот вид отдыха, который они бронировали у продавшего эти данных (кстати, в ФРГ официально запрещено продавать базу данных своих клиентов, если речь не идет о продаже данной фирмы или предприятия новому владельцу);

- текстовая реклама на баннерах хорошо раскрученных российских или русскоязычных в Германии сайтах. Это дало положительный результат, но только благодаря тому, что они были грамотно подобраны.

Я считаю, что лучше деньги потратить именно на интернет-рекламу на подходящих Вашей фирме серверах по данной специализации, а также на хорошо посещаемых ресурсах, которые подходят по  тематике Вашему бизнесу: скажем, турагенство, специализирующиеся на продаже индивидуальных туров дает рекламу на туристическом сервере, где основная часть посетителей это — те, кто ищет информацию об индивидуальном туризме.

Также очень важна Ваша осведомленность в этой сфере бизнеса — не бойтесь учиться всю жизнь новому, в том числе и заочно (Fernstudium), то есть самостоятельно, за собственные деньги, так как полученные на родине вузовские дипломы могут оказаться совсем по другому профилю, да и качество преподавания того же туризма в Восточной Европе оставляет желать лучшего.

Проявляйте личную инициативу, ведь на каждый товар есть свой покупатель, и хорошему продавцу не составит большого труда уговорить разместить свой линк на сайтах знакомых, а также владельцев других сайтов, которые напрямую не являются партнерами, но понимают, что благодаря этим обоюдные линки и они получат бесплатную дополнительную рекламу.

Если раньше сайт был в основном визитной карточкой, то теперь это, прежде всего, — каталог предлагаемой продукции или предоставляемых услуг. Личное или коллективное фото помогает заранее расположить к себе клиента, вызвать у него доверие и очень рекомендуется, например, адвокату или психологу — представителям свободных профессий (Freiberufler), так и другим ЧП, например, турагенству.

В Германии уже тогда практиковалось золотое правило — не более трех щелчков мышью для того, чтобы клиент заинтересовался и нашел подходящее ему предложение. Поэтому схематическое расположение материала на Вашей главной страничке должно иметь такую структуру, чтобы сразу было ясно и понятно, чем занимается Ваша фирма, список продукции (услуг) и где Вы находитесь (немецкая или интернациональная фирма), а также сразу бросались в глаза языковые версии, если они есть.

Надо подать материал так, чтобы даже юзер-«чайник» без труда из общего раздела, скажем, слева или наверху по горизонтали, вышел на нужный ему подраздел. Если для приобретения товара или оплаты услуг нужна обязательная регистрация, то надо доступно объяснить, как это можно сделать, а отметка о регистрации должна быть вынесена также на главную страницу на заметное с первого взгляда место — лучше в верхний правый угол.

Графический дизайн тоже ушел далеко вперед, теперь можно, скажем, модели одежды не только поворачивать, но и представить их в трехмерном измерении. Но это доступно поначалу далеко не всем, да и  вовсе не обязательно, лучше сконцентрировать на качестве товара! Для онлайн-магазинов и расчета за услуги существуют разные системы онлайн-оплаты, как российские, так и международные.

В дополнение к этому можно предложить воспользоваться услугами банковского перевода, как за границу, так и внутри одной страны, так как не все потенциальные клиенты доверяют оплате кредиткой или вообще ее имеют, особенно, за пределами ЕС.

В любом случае, интернет-бизнес — это та же предпринимательская деятельность. Поэтому сначала нужно узнать, как и где правильно оформить разрешение на занятие данным видом предпринимательства (Gewerbe-Anmeldung). Об особенностях различных форм предпринимательской деятельности именно в области туризма я расскажу в продолжении этой статьи.

Нужно также заранее осведомиться в налоговой инспекции (Finanzamt) или проконсультироваться с налоговым советником (Steuerberater) о размере и порядке выплате налога с прибыли за каждую указанную Вами в лицензии предпринимательскую деятельность, а также о том, обязательно ли Вам брать с клиента НДС.

Поэтому не рекомендую сразу вписывать в одно разрешение несколько видов деятельности, тем более те, которыми Вы планируете заниматься не сразу, а в будущем. Лучше затем доплатить совсем немного и получить дополнительное разрешение на них. В Германии не только часть расходов на фирму можно вычесть из полученного дохода, но и вернуть часть уплаченного налога после окончания календарного года.

В РФ в случае переплаты налога эта разница засчитывается в последующую сумму его оплаты,  да и сама система распределения налога  с прибыли более закомплексованная: в федеральный, местный и так далее бюджеты. Лучше всего, когда уже все практически готово, сначала подготовить сайт и только затем взять лицензию, так как с даты ее выдачи Вы автоматически заноситесь в налоговый регистр уже как частный предприниматель, а это уже 15% налога с прибыли (Körperschaftssteuer), включая налог на солидарность.

А также нужно осведомиться о том, облагается ли данный вид предпринимательской деятельности специальным налогом на ремесло (Gewerbesteuer).  Для сравнения, в ФРГ физические лица — наемные работники должны платить подоходный налог (Einkommensteuer) от 38 до 50 % от заработка.

А для успеха в бизнесе остается только самая малость  — оказаться в нужном месте в нужный час с востребованной идеей! Для этого помимо удачи нужно заранее проанализировать, что именно Вы можете предложить потенциальному покупателю в отличие от уже имеющихся предложений.

Если это — совершенно новый «продукт», то риска будет больше, ведь никто не может дать никакой гарантии, как воспримут его потенциальные клиенты, но и доход в случае успеха гораздо больше!

Попутно надо как можно более четко определится с возникающими дополнительными затратами, в том числе на трансфер к месту проживания, экскурсии на русском или других языках, или же на доставку товара, чтобы адекватно сориентироваться с ценами на услуги или продукцию.

Поэтому сначала не следует ориентироваться на большие доходы, более того, хорошо бы покрыть расходы в первые год-два деятельности (налоговая служба ФРГ хоть дает 3-4 года на раскрутку бизнеса, но если и 3-ий год подряд будут лишь убытки, то порекомендует закрыть это дело).

Не рискуйте необдуманно, какими бы заманчивыми не казались Вам возможность или предложение от третьего лица. Ведь большие проценты или  слишком прибыльный оборот это, как правило, — противозаконно или фикция (мошенничество), то есть элементарный развод на деньги. Об особенностях и рисках туристического (выездного за границу Евро-союза), бизнесе поговорим в следующий раз, в продолжении данной статьи.

Для тех, кто будет предлагать сервисные услуги, в том числе и туризм,  также нужно сначала внимательно изучить уже имеющийся рынок  подобных предложений и постараться правильно определить и занять в нем свою нишу. И домохозяйка без специального образования может стать в качестве ЧП успешной бизнес-леди!

Причем идеи для этого подчас быть стары, как мир! Умелая хозяюшка вместе со своими помощницами может организовать катеринг (кулинарное выездное обслуживание) по оригинальным или бабушкиным  или национальным рецептам. Здесь надо проанализировать, что Вы можете быстрее, лучше, качественнее и доступнее приготовить, чем рестораны в округе. Ведь многие фирмы не имеют своих столовых,  и питаться клеркам в кафе слишком дорого, так почему бы не заключить с ними контракт на обеденное обслуживание.

Нужно только учесть, что готовить нужно будет в специально оборудованном для этого помещении с профессиональной кухней, правильным хранением продуктов и с разрешения санитарной службы, как стационарно — часть этажа с отдельным входом или пристройка к дому, так и подвижный фургон, например, автогриль. Или же Вы будите готовить на кухне у Вашего клиента, если речь идет о помощи в ведении домашнего хозяйства — приготовлении пищи частным лицам.

А почему бы Вам не создать интернет-шоп с пошивом или вязкой изделий на заказ,  даже если Вы сами не умеете держать ножниц в руках, но в Вас пропадает талант администратора, и Вы сами прилично разбираетесь в моде. А выполнять заказы будут надомницы — иностранные жены или домохозяйки из этнических и трудовых эмигрантов, занимающиеся воспитанием несовершеннолетних детей.

Даже женщины могут организовать транспортную фирму по блиц-переезду, если среди них будет пара крепышек и водительские права, подтвержденные в немецкой автошколе и хотя бы одна сотрудница, владеющая немецким языком.

Главное все делать законно, то есть иметь разрешение на занятие частным предпринимательством и налоговый номер, в том числе и у Вашего персонала, даже если Вы будите посредником (Vermittler), в том числе и свахой (Heiratsvermittlung).

Если Вы найдете свою «фишку», это уже  — половина успеха, другая половина — грамотно  и нацеленно это подать. Надеюсь, что Вам поможет в этом данный материал!   Дерзайте и у Вас все получится! Дорогу осилит идущий!

Продолжение

______________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке»обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/zhizn/enciklopediya/ya-svoj-biznes-nastroyu-ili-osobennosti-internet-predprinimatelstva-v-germanii.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

назад к выпуску >>

к рубрике  >>

5 комментариев к записи «Я свой бизнес настрою… или особенности интернет-предпринимательства в Германии»

  1. Валерий:

    МОЛОДЕЦ,ЭТО ИНТЕРЕСНО…

  2. Natalia Moll:

    Очень полезный материал !

  3. Natali:

    Здравствуйте, Наталья!
    Большое спасибо за полезную статью. Очень рада за Вас, что вы смогли профессионально состояться и обрести личное счастье в другой стране.Всегда с большим интересом читаю Ваши статьи и не перестаю восхищаться сильной и умной женщиной. Я пока только на пути к успеху.
    С уважением Наталья.

  4. Светлана:

    Очень полезная информация, наводит на размышления! Спасибо, даже подробней хочется узнать.

  5. Наталья Мантель:

    Спасибо за Ваши комментарии. Тем, кто после прочтения этой статьи, хочет получить более подробный ответ на тему частное предпринимательство и интернет, или поделиться своими сомнения или соображениями на эту тему, я предлагаю отправить свои пожелания в редакцию. Я постараюсь ответить всем в продолжении к этой статьи. Укажите, пожалуйста, какая сфера деятельности Вас интересует и где Вы проживаете.

Оставить комментарий