Размышления накануне 8-го марта

Из цикла «Меланхоличные заметки в иммиграции» — рассказ 2-й

larisa-basova

Лариса Басова Размышление накануне 8-го марта

Вот и еще один год нашей испанской жизни пойдет без привычного нам праздника. И снова этот день будет рабочим. И снова никто не подарит нам цветов… На испанских сайтах даже нет открыток к этом празднику! И местные мужчины себя не озадачивают поисками подарков и приготовлениями к нему.

И поэтому снова сама поздравляю подруг и знакомых. И себя тоже, и сделаю себе и дочери подарки!

Хотя в прошлом году меня в очередной раз поздравила знакомая болгарка, по-русски! А один раз, не помню уже когда, коллега-африканец! Потому что праздник этот — международный. В СССР он приобрел весенний оттенок, но в Испании помнят, что он родился как повод борьбы за равноправие женщин и мужчин.

Ностальгия по цветам из далеких детства и молодости прошла у меня, когда в ответ на поздравления университетской подруги-москвички, от нее пришел ответ:
- Не надо поздравлять меня с этим бесовским праздником проституток!

Это она в религию ушла, поняла я чуть позже. И не стала ей напоминать о сгоревших заживо женщинах на швейной фабрике в США, в память которых 8-е Марта и стало тем, чем оно есть.

Работающая «вне дома» женщина — пока относительная новость в Испании. Их мало, поэтому поздравлять меньшую часть дам как-то неловко. Пусть будет день борьбы за равноправие! Кстати, понятие это тоже относительное. Кто-то как-то сказал, что в тот год, когда женщины в некоторых странах добились права спускаться на работу в шахты наравне с мужчинами, в других странах добились права туда так раз не спускаться.

borba-za-ravnopravie

Испания принадлежит к первым, несколько лет назад пресса накануне «псевдопраздника» промывала прекрасному полу мозги статьями под заголовками типа «Международный день одураченных женщин». В том смысле, что кое-чего мы уже достигли, но этого очень мало для настоящего равноправия.

Но не все было так грустно. Порадовали нас и возрастающим числом испанок, занятых в различных областях общественной и профессиональной деятельности. Попалась мне на глаза и заметка о том, что в испанской армии женщины составляют уже 12%. И плакат соответствующий я увидела – «Измени свой взгляд на Вооруженные силы» с милой дамой в шлеме летчика. «LА soldado» и «LА medico» услышать можно на каждом шагу. И в этом тоже небольшая неувязочка. «О» на конце — указание на мужской род существительного, хотя артикль говорит об обратном. С другими профессиями еще непонятней. Свежий пример — 46% испанских судей — женщины, но в толковом словаре в статье «el juez» идет описание работы судьи, а в «la jueza» говорится, что «это женщина, выполняющая работу судьи». Русский язык в этом отношении более демократичен, у нас «судья» — определенного рода не имеет.

Грустно оказалось быть женщиной в Испании. Местные феминистки продолжают бороться на права женщин, но делают это или глупо, с моей точки зрения, или не  конструктивно. Посудите сами.

Пример первой «борьбы» — рекомендации испанского Института Женщины педагогам и родителям на предмет выбора детских книг под лозунгом «Долой принца на белом коне!» (цвет коня у испанцев в этом выражении не уточняется, правда, зато сам он — не поймите испанцев неправильно! — голубой!). Причина пересмотра библиотечной классики  — в опасности для неустойчивой детской психики сексистких стереотипов — дама сидит дома и дожидается, когда ее найдут, полюбят и возьмут замуж.

А второе предложение — организовать параллельно бегу по улицам мужчин от быков в День Святого Фермина

beg-mujchin

Фото : Reuters

еще один пробег — женщин от коров…

probeg-jenschin

Фото: Flickr.com (в качестве версии)

Поэтому накануне праздника я иногда совсем грущу.

Утешение пришло неожиданно. Спасибо одной испанской читательнице одной газеты, в которую она прислала вот что:

«Подруга!

Если тебе станет грустно накануне 8-го Марта, то вспомни:

Мы — прекрасный пол!

Нам не нужны галстуки.

Нам удобно и — главное не больно!- сидеть, заложив нога на ногу.

Если мы занимаемся исконно мужскими профессиями, нас называют «пионерками», а если мужчины идут в нашу исконную профессию, их называют «голубыми».

Наше внутреннее содержание такое же, как у мужчин, но внешнее оформление гораздо лучше!

Наши мозги так же хорошо работают, как и мужские, хотя у нас на 6 биллионов нейронов меньше; иными словами, наши нейроны — эффективнее!

Мы умеем заниматься несколькими делами одновременно.

Мы всегда знаем, где лежат наши носки!

Жена президента называется «Первая Дама» государства, а муж президентши — ноль без палочки!

Если мы выходим замуж за принца, то в будущем станем королевой; а мужчина, женясь на наследнице престола, будет всего лишь мужем королевы!»

vesennie-cvetiНе знаю, что мне понравилось больше — про носки или королеву.

Красота прекрасного пола, несомненно, — страшная сила, и, вполне возможно, и спасет мир когда-нибудь.

НО пока нам с вами, девочки, поможет выжить только женская солидарность и чувство юмора.

 

С праздником нас, милые дамы!

 

______________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/zhizn/kak-emigrant/razmyshleniya-nakanune-8-go-marta.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

15 комментариев к записи Размышления накануне 8-го марта

  1. Геннадий Луференко:

    На шахте — вполне женская работа. Только перед тем, как брать на эту работу женщин, мужики должны её механизировать, автоматизировать, компьютеризировать, кондиционировать, букетизировать и конфетизировать.

    • Светлана Линс:

      Ой, прямо захотесь в Вашу шахту, Геннадий! Вы, определенно, — дамский угодник в хорошем смысле слова.

  2. Сергей:

    Главная заслуга женщин состоит в том, что за несколько дней до 8 Марта им позволено издеваться над мужчинами. Для прощения им отпущено всего-ничего. А затем — забвение и очередные забеги по женским делам.
    Перечисляя свои достоинства и недостатки мужчин на их фоне, женщины иногда передергивают, считая некие выпады верхом изящества. Мужчины же, посмеиваясь, говорят: Коси коса, пока роса!
    Мне непонятен ажиотаж вокруг праздника, требование повышенного внимания, исключений из правил. Не люблю все, что крутится вокруг этой даты!
    И знаете почему?
    Я люблю женщин всегда, везде, за все, что они несут миру, обществу, семье и мне лично. И помню о них каждый день, встречая в любых видах, одеждах, прическах, с улыбками и без только потому, что они женщины!
    Другими словами праздник для женщин должен стать каждодневным, и только тогда в них исчезнет желание ежегодно напоминать нам о своем существовании в самых возвышенных тонах.

    • Светлана Линс:

      Сергей, солидарна с тобой в том, что женщины иногда передергивают. Как, впрочем, и мужчины. Но это нормально — чтобы более менее реалистично воспринимать себя и окружающих, нужно изрядно потрудиться. Но кто будет этим заниматься, даже когда петух клюнет в известное место? Некогда, надо фасады поддерживать.

      Хотя считаю, что праздник не может быть каждодневным — иначе откуда те сладостные моменты, рождаемые перепадом эмоций. Другое дело, что эта амплитуда не должна сползать сильно в минус. Тогда и не будет возникать той жажды поиздеваться за несколько дней до 8-го марта.

      Но я люблю праздники за то, что они доставляют мне радость дарения. Вот никогда не понимала, например, праздник 7-го ноября. И когда вышел фильм «Любовь и голуби», то нашла в нем аналогию этого праздника с днем взятия Бастилии. Мне это не интересно, я не пью.

  3. Larisa:

    Ой, какие у нас мужчины замечательные!

    Вы, случаем, не женаты?
    Давно ищу такого для счастливой семейной жизни

  4. Геннадий Луференко:

    Это у меня профессиональная привычка. Очень уж крутые характеры у нескольких миллионов моих «дам», угождать им на каждом шагу безопасней (правда, мне это и нравится).

  5. Геннадий Луференко:

    Один из присутствующих мужчин не женат, но он умеет только такие комментарии писать, а во всём остальном самый обыкновенный….., хорошо, что его в реале вовремя раскусывают.

  6. Геннадий Луференко:

    Если серьёзно, то, говоря о равных правах, как всегда забывают об обязанностях. А равные права совсем не подразумевают и равные обязанности. Так же равные права не означают, что мужики и не мужики (женщины и не женщины) должны становиться одинаковыми. Мы — разные, но можем относиться друг к другу как к равным.
    Лучшего на эту тему, чем написал Н.Г. Чернышевский в «Что делать?», я не знаю. Это не имеет отношения к революциям, как официально считается, я считаю это книгой в первую очередь о том, что сейчас называют общечеловеческими ценностями. Но даже сейчас, 150 лет спустя, очень далеко не все доросли даже до понимания таких отношений.

    • Светлана Линс:

      «Мы — разные, но можем относиться друг к другу как к равным».

      Эта теза справедлива не только для отношений полов, но и взаимодействий представителей разных этнических и социальных групп.

      Но… все упирается в то, что отношение «на равных» предполагает скрупулезный учет всех объективных «неравенств». И вот это — самая большая проблема. Потому что эти самые «неравенства» с разных позиций воспринимаются очень неодинаково — как гордость, как норма, как проклятие и так далее. И все это каждый для себя возводит в ранг «общечеловеческого». Поэтому к другому как к равному может относиться только интеллектуально высоко развитый человек. Он может адекватно отреагировать на поведение другого, не унижая его еще больше, чем тот сам себя унизил.

  7. Larisa:

    Геннадий, так это же была утопия! Чего до нее расти-то?
    Мне больше нравится «О, новый, дивный мир!» Олдоса Хаксли.
    Его вариант к реалиям нашего времени как-то ближе.

  8. Геннадий Луференко:

    Здравствуйте, Светлана! Согласен с вами, эта проблема проявляется очень во многом, например, в отношениях между начальником и подчинёнными. Когда «мы» научимся понимать, что начальник-подчинённый только в пределах рабочих обязанностей, а в остальном все равны, насколько это возможно.
    Но, я думаю, для более умных людей задача не только в том, чтобы самим правильно относиться к другим, но и делать так, чтобы другим было проще в этом разбираться. Например, сейчас, как и во все времена, наверное, очень модно «изучать жизнь» по художественной литературе, фильмам, театрам. А в результате у нас очень многие и очень хорошо понимают «творческие замыслы» и «художественные вымыслы» и по ним берутся судить о реальности, не понимая, что реальность не совсем (или совсем не)такая, как написано или показано.
    Или, пытаются «развивать» детей играми, методиками и пр. (из-за этого немало споров в «Сам себе психолог»), не понимая, что это развивает умение играть, но не разбираться в реальной жизни.
    В результате этого и многого другого, даже умные люди не могут отличать реальность от всяких вымыслов и правильно понимать её, и друг друга.

    • Светлана Линс:

      Зрите в корень, Геннадий! Именно поэтому в эпоху разрушения традиции (совершенно объективного, здесь нет ничьего злого умысла!) назрела необходимость пересмотра системы и содержания образования. Многое, что веками было само собой разумеющимися регуляторами отношений, сейчас неприемлемо. На Западе это уже осознали, и здесь полным ходом развивается идея «Второго Ренессанса». Самый общий посыл которой — человек должен обладать минимумом знаний о своем теле и психике, чтобы осознанно строить свою жизнь и отношения с окружающими его людьми. Ответственность за свою жизнь ложится на самого человека. Конечно, в силу менталитета в России многим это трудно переварить…

  9. Геннадий Луференко:

    Я думаю, что в реальности жизнь, это куча-мала из всего, что делаем мы, каждый в отдельности и все вместе. Я хочу, чтобы в ней было больше того, о чём написано в «Что делать» Н.Г.Ч. или «Туманность Андромеды», буду делать что смогу для этого (хотя бы ссылки давать, может не только ссылки). Кто-то будет делать другое. А что получится в общем? Поживём — увидим. (Если не устроим сами себе какую-нибудь очень крупную гадость).

  10. Геннадий Луференко:

    Буду надеяться, что понял вас правильно, хотя понимать это можно совершенно противоположно.
    Если «минимум знаний…» — как минимум, из многого необходимого, это правильно, я считаю. Но если этот «минимум» будет максимумом, и только из самого необходимого, это неправильно.

    Ответственность за свою жизнь…Должно быть определено, что зависит от человека — за это он должен отвечать сам.
    Но то, что не зависит от отдельного человека, должно решаться государством, не обязательно центральной властью, местные власти и правительство, это тоже часть государства.

    Часто называют естественным для природы, когда «каждый сам», но забывают, что в природе все едят друг друга миллионы лет, и может быть, ещё столько же будут есть. Но для развития людей, должны быть другие пути. Я думаю, это должно быть что-то общее, из гуманизма и рационализма (пример из дикой природы- пчелиная семья). Но нынешний гуманизм, я между собой обычно называю «Сопли, Слюни, Слёзы», он должен быть другим. А вместо рационализма сейчас чаще обыкновенная дикость.

    • Светлана Линс:

      Пример с пчелиным роем (как и мураивьной кучей), на мой взгляд, неудачен. Он как раз напоминает тоталитарный строй в его крайних проявлениях — у участников группы отсутствуют альтернативы. И применительно к человеку, чтобы организовать такой «улей», нужна очень жесткая, прямая скажем, нечеловеческая идеология, время которых уже прошло. По принципу улья можно было строить египетские пирамиды.

      «Второй Ренессанс» не является синонимом гуманизма. Это — не идеология, речь идет о пересмотре картины мира на основе последних достижений науки о человеке — нейробиологии, биохимии и т.д. Настало время замены многих умозрительных допущений о человеческой природе результатами научных исследований. Не буду уходить в дебри, приведу пример из первого досье «Общество стареет? Нет, это мы молодеем!» инфо-клуба «Эксклюзив», которое было посвящено личной ответственности за свой возраст: «Ученые: продолжительность жизни зависит от генов лишь на 25%, еще 10% приходится на воспитание, то есть зависит от привычек и образа жизни, заложенного в человека родителями. А остальные 65% — составляют нашу личную компетентность. То есть в значительной степени продолжительность жизни зависит от привычек, уровня культуры и образования, на основе которых каждый из нас строит свой образ жизни».

      То есть, можно спорить, что есть минимум знаний, что есть максимум. Но обследование в диагностическом центре даст конкретный ответ на вопрос, кто обладает компетентностью в части эксплуатации своего тела и души, а кому надо бы серьезно заняться ликбезом в этом сфере.

      В Швейцарии люди это лучше понимают — медицина здесь стоит сумасшедших денег. Я серьезно пересмотрела свой образ жизни, переехав сюда.

Оставить комментарий