На край света… вдвоем

2002-Baja-California-Gunter-i-kristina

Невероятное путешествие длиной в 900 тыс.км и продолжительностью 26 лет: Гюнтер Холторф на внедорожнике посетил 215 стран. История свободы, счастья, приключений и большой любви.

Крутой жизненный поворот

Да, такое вряд ли можно себе представить: проехать на одном и том же автомобиле в 88 лошадиных сил практически все страны мира, где вообще можно передвигаться на машине. Через пустыни, непролазную грязь, несмотря на опасности и болезни. В общей сложности 215 стран, районов и автономных территорий.

Это большое приключение началось в 1988 году, в то время, когда жизнь Холторфа трещала по всем швам. Он лишился своего поста руководителя чартерной авиакомпании Hapag-Lloyd. Совет директоров изменил свои планы в части развития внутренних регулярных рейсов на территории Германии. И после долгой карьеры, в том числе и как генерального менеджера Люфтганзы в Аргентине, Чили, Гонконге, Индонезии и Уругвае, а затем четырех лет оседлой жизни в Ганновере, Холторф решил оставить службу и снова пуститься странствовать по миру. На этот раз в буквальном смысле этого слова.

Он купил внедорожник от дилера фирмы Даймлер в Ольденбурге как демонстрационную модель за 50 тыс. марок. И назвал его Отто. С ним Холторф и преодолел почти 900 тыс.км. и пересек 411 границ, не считая границ в пределах Европейского Союза. 41 раз Отто переправляли с континента на континет в контейнерах и 113 — на океанских паромах. И по ходу путешествия — бесчисленное множество переправ на шатких речных судах, понтонах и даже на рыбацких лодках.

1999-pereprava-cherez-reku

«Вдвоем, но не со мною»

Вместе со своей третьей женой Холторф уехал в Африку. Они только недавно поженились, когда в декабре 1988 года отправились в Кению. Но проводить вместе день и ночь, постоянно быть рядом, быстро стало проблемой. И уже в апреле 1989 г. супруги вернулись в Германию — и развелись. Хоторфу тогда шел 51-й год.

Однако тоска по Африке, которая связалась у Холторфа с чувством свободы, испытанной им там, не давала покоя. Он жаждал туда вернуться. Только не в одиночку. И осенью 1989 г. он дает объявление в газету о поиске спутницы для путешествий. Он нашел Кристину, она была административным работником в Дрездене. Он увидел ее объявление, будучи в Берлине. И ответил ей.

Вместе они готовили автомобиль к путешествию: убрали задние сиденья, установли деревянный подиум, закрыли его матрасами. Чисто, не просторно, но комфортно. Взяли с собой походную кухню, еду, одежду, инструменты и запасные части. Все, чем не пользовались ежедневно, разместили на крыше автомобиля. Осенью 1990 г. они начали свое путешествие, снова отправившись в Африку. На этот раз отношения сложились: партнеры по путешествию стали и спутниками жизни.

Otto-iznutri

И запланированное на 2 года путешествие растянулось на пять лет. Добравшись до мыса Доброй Надежды, они пакуют Отто в контейнер и отправляют в Южную Америку. Далее следует Северная Америка, Азия, Австралия и Европа. Почти все время они спали в машине, еду готовили на газовой плитке. Никакого комфорта. Встроенный в машине кондиционер Холторф через 2 года подарил механику в Кении.

2005-bahrein-christine-holtorf

«Это невероятное чувство свободы»

Им не требовалось много денег. Они жили на свои сбережения, пенсию Холторфа и на деньги, вырученные от продажи плана-карты Джакарта. Последний также является не менее интересным проектом Холторфа: во время своего пребывания в Индонезии в качестве представителя Люфтганзы, он начал составлять подробную карту разрастающегося мегаполиса по чертежам и аэрофотоснимкам. Первая карта появилась еще в 1977 г. И с этого времени до 2005 года сложился 400-страничный атлас 30-миллионного города, отвечающий самым высоким картографическим требованиям. Общий тираж составил 150 тыс. штук. Чтобы обновлять данные карты, Холторф на протяжении многих лет летал в Индонезию. Коммерческий успех этого проекта во многом был связан с отсутствием интернета и соответственно риском пиратства. Муниципалитет Джакарты и по сей день использует план-карту Холторфа.

Когда пришла идея объездить всю планету, Холторф точно не помнит. «Мы часто просто стояли перед картой и определяли новые цели. Это невероятное чувство свободы. Ты смотришь на какой-нибудь континент, как Африка, например, и можешь ехать, куда угодно», — когда об этом рассказывает Хоторф, его глаза загораются. «Такие планы всегда безумно мотивируют. Мы хотели попасть туда, куда другие не стремились».

2013-zimbabwe

Особенно не просто было путешествовать по социалистическим странам, как Китай, Куба и Северная Корея, конечно. Часто на организацию поездки уходило несколько месяцев или даже лет, что нередко сопровождалось абсурдными условиями. В Китае в течение нескольких месяцев их сопровождал автомобиль с двумя соглядатаеми, в Северной Корее сопровождающих было даже трое. Кроме того, тысячи сотрудников дорожной службы были снабжены фотографиями для идентификации машины, которая должна была передвигаться по тщательно вывереному расписанию и в соответствии с ним прибывать на контрольно-пропускные пункты. И все это несмотря на то, Ким Чен Ир, «вечный генеральный секретарь» северокорейцев, одобрил поездку.

Severnaya-Korea

По ухабам жизни

Холторф с большой аккуратностью управлял автомобилем: через каждые 5 тыс.км менял масло, а также быстроизнашивающиеся запчасти, прежде чем они выходили из строя, и ездил не быстрее, чем 80 км/ч. И благодаря этому Холторфу не пришлось менять мотор и коробку передач. «С нынешней моделью, это было бы невозможно, — говорит он. — Слишком много электроники и наворотов». Действительно, за последние 35 лет Mercedes G-Класса внешне не изменился. Тем не менее, современные версии имеют мало общего с Отто: некоторые достигают мощности более 600 лошадиных сил, и стоят четверть миллиона евро.

egipet

Если вы спросите Холторфа, все ли было гладко во время столь долгого путешествия, он ответит, не задумаваясь: «Да». Такой он человек: плохое нужно забыть, предварительно извлекая из него уроки, и впредь делать лучше. Но, конечно, бывали трудности и проблемы за 26 лет кочевой жизни: авария в Малави,  где машина угодила в песчанную яму, в Мадагаскаре, когда его толкнул грузовик в мае 2013 г. Или 8 случаев заболевания малярией, главным образом в джунглях; инфекция в Восточной Африке, чуть ли не стоившая Хоторфу стопы; вывих плеча в Судане, с которым ему пришлось проехать сто километров до ближайшей больницы. Ах, да, и гиены с острыми зубами, ночью подбиравшиеся к его гамаку в дюйме от его лица. «Все закончилось хорошо», — говорит Холторф.

2013-malawi-otto-unfall

Только вот с Кристиной приключилась беда. В 2003 году у нее обнаружили рак. Они прервали поездку и вернулись в Германию для проведения терапии. Автомобиль остался где-то на пути. После лечения они продолжили странствия, и Кристина до последнего была рядом с Холторфом. Почти 22 года они вместе колесили по миру и стали парой. В 2010 г. за несколько дней до смерти Кристины, они официально поженились.

panama

Холторф много рассказывает о своей жене. Большая часть обрудования автомобиля была предложена ей, как и тщательно продуманный багаж и отобранные для путешествия предметы. Все четыре года после ее смерти, он сохранял обстановку машины в ее прежнем виде, даже живые цветы, которые Кристина вставляла в руку кукольной фигурки, висящей перед зеркалом. И еще: «Я обещал в память о ней завершить поездку».

«Эта карта — более важный документ, чем паспорт или визы»

Последней страной этого путешествия длиной в 26 лет была Белоруссия, о которой Холторф рассказал немецкому журналу «Штерн». И соответственно, последняя граница, которую путешественник пересек в Каменном Логе, по дороге из Вильнюса в Минск. «Это наша с Отто 411-я граница за пределами ЕС», — говорит он. У автомобиля немецкий таможенный номерной знак FB-126C, место регистрации — Фридберг в Taунусе. «Место случайное. И если вы часто проводите долгое время за рубежом, с таким номером удобнее официально экспортировать автомобиль. Тогда для немецких властей он больше не существует», — объясняет Холторф. Но знают ли об этом белорусские таможенники? С первой попытки несколькими годами ранее преодолеть белорусскую границу не удалось. Таможенники расценили Отто как автомобиль для импорта и потребовали залог в 3 тыс. евро наличными. Холторфу пришлось тогда повернуть назад.

На этот раз таможенник забирает все документы и исчезает в КПП. «Дело пошло», — говорит Холторф и рассказывает подошедщей сотруднице таможни историю своего путешествия. Он разворачивает щедро испрещенную пометками карту мира и показывает все страны, связанные красными линиями его маршрутов. Беларусь связана лишь пунктиром. «Эта карта — гораздо более важный документ, чем мой паспорт или визы», — говорит он. Он часто дарит ее копии. Карта – серьезный помощник в путешествии, она помогает установить контакт с чиновниками: они же везде одинаковые. И белорусские таможенники, точно такие же, как коррумпированный начальник полиции в Либерии. Тот сначала усмехнулся, когда Холторф вместо денег широким жестом протянул ему свою карту. Затем водил пальцем по отмеченным линиям, осмотрел автомобиль и пожал Холторфу на прощание руку. Или нервозные солдаты президентской гвардии в Камеруне, сначала обвинившие Холторфа в шпионаже, но посмотрев его карту, успокоились.

Вот и представитель белорусской таможни долго изучает карту. Теперь она задает вопросы уже в дружеском тоне: «Почему у вас две запасные шины на крыше?» «Они нужны мне, — отвечает Хоторф. — Они задекларированы». Дама улыбается, потому что знает, что это не так. Затем она доверительно кладет руку ему на плечо и спрашивает: «Наркотики есть?» Холторф почти на голову ниже нее, к тожу же ссутулился за время путешествия, смотрит на нее и говорит театрально: «О, нет, и порнографии – тоже нет». Они вместе смеются. Наконец, ее коллега протягивает через окошко документы и говорит: «You can go»

Ключевой фактор успеха – сам Холторф

Мягко нажимая на газ, путешественник пересекает границу. Он похлопывает по панели приборов и говорит: «Отточка, мы в Беларуссии. Все прошло хорошо». Этот голубой внедорожник столь же дорог его сердцу, как близкий человек. Он провел с ним больше времени, чем со своей дочерью Сабиной от первого брака, которая живет во Франкфурте. И даже больше времени, чем с Мартином, сыном Кристины, которого он усыновил. Хотя когда они пустились в странствия, Мартина пришлось определить в школу-интернат. «Это было скверно», — признается Холторф. Тем не менее, у отца-кочевника сохранились хорошие отношения с детьми. После смерти матери Мартин путешествовал с Холторфом по Восточной Азии и южной части Тихого океана.

На следующий день автомобиль катится по грунтовым дорогам через небольшие белорусские деревеньки. Тут и там Холторф останавливается, чтобы сфотографировать живописные деревянные дома. Ему навстречу выходят местные жители, и склоняются на его картой. Затем предлагают зайти отобедать. И так везде, куда бы он ни приехал: в большинстве деревень мира его автомобиль воспринимается как приземлившийся космический корабль инопланетян. Местные фотографируются у машины, трогают ее руками, похлопывают по бамперу. Холторф рассказывает о своих странствиях, и люди мысленно начинают путешествовать вместе с ним. Есть бесчисленное множество репортажей в местных средствах массовой информации о поездках Холторфа с его Отто. Он больше известен за рубежом, чем на родине.

По завершении своего невероятного путешествия Холторф простился с Отто, передав его генеральному директору Даймлера Дитеру Цетше 11 октября 2014 г. Ключи от машины, правда, уже были не оринальны, те оказались слишком изношены. Ключ зажигания остался в пригороде Джидды в Саудовской Аравии. Новый ключ от дверей был сделан в небольшом городке на севере Вьетнама, прямо на границе с Китаем. Теперь Отто занимает почетное место в музее Даймлера в Штутгарте — как транспортное средство, опробированное в большинстве стран мира. Действительно, с Отто они побывали почти везде, не удалось попасть лишь в три страны в Африке: Чад, Сомали и Южный Судан ввиду их закрытости или гражданской войны. Кроме того, не посетили островные государства, такие как Мальдивы, Науру и Тувалу, так как там слишком мало дорог даже для внедорожника.

Да, успех это путешествия зависел от многих факторов. Машина, карта и тяга к свободе. Не последнюю роль сыграла любовь. Но ключевым фактором явился все же сам Гюнтер Холторф: «Для того, чтобы совершить такую поездку, необходимо спокойствие, терпение и, прежде всего, большой опыт»,- говорит он, имея ввиду и общение с чиновниками всех мастей по всему миру. Холторф сочетает в себе ангельское терпение, почти детское любопытство, огромный шарм и достаточно высокий уровень технических знаний.

Останется ли Холторф коротать остаток своей жизни в домике на Кимзее, куда он возвратился после путешествия? Кто знает…

Светлана Александрова Линс

Фотографии к этой статье взяты с сайта www.ottosreise.de, где также можно посмотреть полную фотогалерею путествия Гюнтера Холторфа.

______________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке»обязательна.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/zhizn/schastya/na-kraj-sveta-vdvoem.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Оставить комментарий