Глава 36 «Бизнес-кухня»

С.Александрова Линс «Сыр в шоколаде: моя жизнь в Швейцарии»

sir-v-shokolade

Часть II
Глава 36. «Бизнес-кухня»

Рождественские празднества внесли некоторое оживление в нашу семейную торговлю, но объемы продаж так не встретились с возлагаемыми на них ожиданиями. И  в этом еще раз  проявилась не только ментальная черта местного населения, консервативность, но и особенности малого предпринимательства как такового.

Новый продукт на прилавке не вызывает  сегодня у покупателей особых эмоций радости. «Громадье» торговых площадей, заставленных, а иногда и просто заваленных товаром, подчас создает  у нас «на новенького» даже чувство отторжения: «Ох, опять чего-го подсовывают!». Поэтому, чтобы вызвать  у посетителя магазина хотя бы любопытство к новинкам, надо  оч-чень серьезно подсуетиться.  А чтобы этот товар купили – так и подавно.

У малого  же бизнеса в части рекламы  возможности невелики: где уж нам тягаться с гигантами,  безраздельно владеющими умами и вкусами потребителей через телевидение и прессу. Они-то, гиганты эти, могут на космических скоростях пробить брешь в любом менталитете, даже таком стоическом, как швейцарский. Нам же, ставя на рождественский кон новую линию соусов, оставалось лишь скромно надеяться на заключенную в них идею совмещения непоколебимой гастрономической традиции с необычными новаторскими нотами. Этакие «старые песни о  главном».

А предложили мы своим покупателям  в качестве украшения праздничного  стола  изящное «алкогольное» трио (виски, коньяк и кальвадос) из твердых соусов для гриля и мясного фондю. Алкогольными эти соусы были чисто символически, ввиду мизерного количества горячительного зелья в их составе. Но именно оно, зелье это, придавало соусам узнаваемый аромат соответствующих напитков. И не более того.

По иронии судьбы, аккурат перед  самыми праздниками в Швейцарии  были пересмотрены допустимые нормы употребления алкоголя  за рулем. И на всех углах-перекрестках висели упреждающие  плакаты. Мне эти плакаты, по понятным причинам, казались даже угрожающими. Линс, конечно же, связал наши  далеко не героические успехи в части сбыта алкогольного трио  с  неурочным появлением  этих новых правил, списав тем самым часть  наших грехов на законодательные барьеры. Люди де испугались покупать наши соусы, чтобы не превысить узаконенную норму, не «перебрать», попросту говоря.

dopustimaya-norma-alkogolya-dlya-avtomobolistov

Да, трудно мне тогда было представить такую законопослушность  граждан в общем и по части питейной культуры в особенности. На наших  же постсоветских просторах что только  «антиалкогольного» не узаконивали, а как пили, так и пьют… И чтобы возникли сложности продать что-нибудь алкогольное – да никогда!

Хотя вряд ли законодательство было тому виной, причиной все же явилась новизна продукта. Ну что такое месяц на прилавке для нового товара, если он не чисто дамский писк моды? Его толком и разглядеть-то еще не успели. Конечно, нам надо было еще искать пути к желудку и кошельку швейцарцев, чтобы  наладить продажу этих соусов. А пока они оказались для нас сущей «головной болью» на следующие полтора года. И что только я не делала! Что только не варила-парила с ними, придумывая рецепты блюд «с изюминкой», но простых в приготовлении, проводя сплошную «алкогольную» компанию на нашей домашней кухне в полном смысле этого слова.

Но «праздничный» товар  в такой трудовой стране, как Швейцария, интересен только перед праздниками. А после них все опять переходят на будничную еду, «лапшу с сыром».  И как ни крути, надо было искать иные пути повышения продаж.

А где их искать пути-то?  Политическая платформа (да, да, я не оговорилась) нашей фирмы не позволяла нам развернуть свои бизнес-оглобли на крупные  супермаркеты: мы  — маленькое хозяйство, ну и поддерживаем такие же маленьких  хозяйчиков, как сами.  Так и живем в неустанной борьбе за сохранение культурного своеобразия Швейцарии.  Звучит-то как, прямо хочется под флаг с гимном  навытяжку встать…  Да, идеология – страшная сила, а в бизнесе — и подавно, прямо скажем, отягощающее обстоятельство. А ведь при этом надо и самим что-то есть каждый день. В противном случае, все получается по В.Шендеровичу, помните его «разговор в кастрюле»: «Нам  пельменям, надо держаться вместе».

Обходной маневр своей же собственной идеологии, мы усмотрели  в прямом выходе на клиента  через посылочную торговлю.  К тому же, она сама также является частью торговой традиции Швейцарии.  Клиенту же   всегда можно  предложить  купить наши товары в близлежащем магазинчике, который мы снабжаем. Даже если не все наши продукты имеются в его ассортименте,  мы доставим в магазин посылку с недостающими товарами на имя нашего клиента.

Так мы «убиваем кучу зайцев»: привлекаем (а не уводим!) новых покупателей для магазинчиков, и тем самым поддерживаем их. Расширяем в этих магазинах свой ассортимент, так как их хозяева  через наши посылки частным клиентам видят реальный спрос на те продукты, которых нет в их магазине. Экономим расходы по пересылке заказов, так как Линс их развозит по пути, он все равно снабжает эти магазинчики. А самое главное, мы охватываем тех клиентов, которые не являются покупателями дружественных нам  лавчонок и магазинчиков.

Во многих населенных пунктах этих лавочек уже просто нет, их вытеснили торговые гиганты. Есть и такие деревушки, в которых магазинчики работают, но наш товар брать не хотят. Ну и конечно, до многих регионов мы еще не добрались. В общем, есть прямой смысл попробовать отвоевать часть клиентов с помощью посылочной торговли. Тем более, что опыт у Линса по этой части был обширный. Посылочная торговля была основным видом коммерции его прежней фирмы, некогда имеющей частных клиентов по всей Швейцарии. Конечно, прежние масштабы были нам теперь не «по зубам». Поэтому после долгих споров-разговоров  мы сошлись на том, что  все же стоит попробовать с запуска маленького каталога.

Впрочем,  сама посылочная торговля  фирмы и не прекращалась, даже после ее разорения. Линс выполнял все поступающие  к нему заказы. Но без серьезной рекламной подпитки ряды клиентов постепенно редели.  А интернет-сайта у фирмы тогда не было вообще, так что откуда знать новым клиентам о нас и о наших продуктах.  Ясно, что мы возлагали большие надежды на этот маленький каталог.

Честно говоря, я тогда даже отдаленно не представляла  себе, что такое раскрутка каталога на уровне конечного потребителя, поэтому полностью полагалась на опыт мужа. Хотя этот каталог был не первым в моей жизни. Еще работая по распределению в институте информации, я сделала  свой первый каталог по продаже передового опыта и научно-технических новинок в области строительства. Правда,  идея создания каталога пришла мне на ум не на основе «голодных позывов в желудке», а из-за того, что я постоянно спотыкалась в коридоре об огромной величины бумажные рулоны, которые распечатывали такие же огромные машины в институтском вычислительном центре. Тогда еще в бизнес-непорочные советские времена  мне удалось-таки  с помощью каталога наладить продажи бесхозной ранее информации. Но и время, и пространство в этот раз были совершенно иные. Тем не менее, воспоминания о той удаче  меня вдохновляли.

Начала я заниматься  каталогом со скучнейшего обновления сведений наших поставщиков  об их ассортименте и ценах в нашей компьютерной базе данных. В этих многокилометровых таблицах я потерялась почти на полмесяца. Боже мой, и чего только в них не было, каких только мудреных продуктов со всего света и  в  каких невообразимых комбинациях. И как тут вообще чего-то можно выбрать? Вся эти файловые «просторы» электронных данных походили на «дурную бесконечность», которая тянула к себе необычными названиями, изматывала просмотром целых массивов таблиц и в итоге оставляла на распутье, как и в самом начале работы.

Поэтому я оставила эти виртуальные «дебри» и изучила файлы  прошлых «посылочных» заказов. Из них я наметила более половины каталожного объема. Потом прошлась по нашим домашним кухонным  и хозяйственным шкафам, что заметно прибавило  ассортимент для каталога. Завершила работу по сбору информации добавлением  в каталог товаров, которые производят наши друзья. Они всегда помогут с доставкой и с оплатой подождут.  В результате получился очень симпатичный каталог под слоганом «Высококачественные товары от региональных производителей и поставщиков».   Так появился мой первый  «швейцарский» каталог, который  довольно долго провисел на сделанном под него сайтике нашей фирмы, фактически представляя ее собой.

Каталог этот, конечно, так и не выполнил на все 100% своего прямого назначения,  а именно посредничества между нами и частными клиентами. Отчасти это было связано с нехваткой средств на рекламу, отчасти  — с упрямым недоверием Линса новым интернет-технологиям. Но сама работа над этим каталогом принесла нам много новых творческих идей. Ну как  тут не скажешь «бизнес – постоянный доход до ручки».

_____________________________________________

Перепечатка глав книги по договоренности с автором с указанием активной ссылки на журнал «В загранке» .

Адрес главы: http://vzagranke.ru/zhizn/syr-v-shokolade/business-kuhnya.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

назад к выпуску >>

к рубрике  >>

Оставить комментарий