16 ноября — международный день толерантности
Фото: Фонтан дружбы народов
«На фоне миграции»
Одной из определяющих характеристик новейшей истории являются интенсивные миграционные процессы. И перемена места жительства оказывает существенное влияние не только на психику и образ жизни самих переселенцев, но и изменяет социально-психологический климат в принимающей их стране. Как правило, не в лучшую сторону. И чем сильнее мощность потоков миграции, тем выше градус ненависти местного населения, направленной на чужаков.
Да, в каждой стране миграция имеет свой собственный профиль, обусловленный целым рядом исторических (колониальное «покаяние» Великобритании и Франции), экономических (послевоенное восстановление Германии турками) и политических (демократические традиции принятия беженцев в Швейцарии и в скандинавских странах) причин. Но вместе с тем, статистика проявлений нетерпимости к мигрантам позволяет рассматривать эти проявления как общие психологические закономерности. То есть, их, что называется, «не обойти и не объехать»: они есть реальность нашей жизни.
Миграционный «рельеф» России
Россия совсем недавно столкнулась с проблемой миграции. Но уже успела поразить мир беспрецедентной волной народного негодования, постоянно выливающегося в массовые уличные столкновения и драки, в которых гибнут и местные, и мигранты, изощренностью и жестокостью убийств на этнической почве. И вызвано это не только особенностями менталитета «государство-образующей нации» (что само по себе уже есть «пороховая бочка» для разжигания национальной неприязни и этнических конфликтов внутри страны, а не только в отношениях «мигранты-местные»), а во многом связано и с очертаниями сформировавшегося миграционного «рельефа» России.
Посудите сами: при том, что, по оценкам Всемирного банка, ежегодная трудовая миграция в России составляет 12,5 млн человек, на Москву и Московскую область приходится 35% всего миграционного потока (данные ФМС России). И не нужно быть оракулом, чтобы без серьезных статистических погрешностей «разбросать» остальной процент иностранного «трудового десанта» по нескольким другим крупным городам России. Ведь модель экономики страны, сохранившаяся во многих своих чертах еще с советских времен, притягивает в крупные города не только гастарбайтеров, но и местное население из провинции. Скопление же мигрантов в крупных городах на фоне острых социально-экономических проблем страны — серьезный провоцирующий фактор возникновения беспорядков и конфликтов между приезжими и местными жителями.
В связи с этим тема толерантности*/ входит в топ самых обсуждаемых как на страницах российской прессы, так и на многочисленных блогах и форумах Рунета. Отфильтровывая эмоциональную риторику участников дискуссий, в их высказываниях отчетливо просматриваются универсальные закономерности психологического противостояния «своих и чужих».
«Все это для меня не ново»
На поверхности, как обычно, оказываются экономические вопросы: иностранцы занимают наши рабочие места и демпингуют уровень зарплат; они же – спекулянты и барыги, заполонили все рынки и дерут с «нашего брата» ни по чем зря; работодатели «непатриотично» нанимают иностранцев как более дешевую рабочую силу, к тому же, по закону за них не надо отчислять взносы на социальное страхование и т.д., и т.п. И чем глубже и шире экономический кризис в стране, тем сильнее напор народного гнева. Чужие де виноваты во всех наших бедах. На них и сливается агрессия. То есть, все развивается по классической схеме.
Еще в 80-х годах прошлого столетия американские психологи провели следующий эксперимент: студентов, выходцев из разных этнических групп и расовой принадлежности поселили в уютном кемпинге. Отношения между ними были более, чем прекрасные: уважение, вежливость, предупредительность. Условия жизни испытуемых постоянно ухудшали. Поначалу студентам при всех этих изменениях не составляло труда сохранять прежние рамки взаимоотношений. Но при дальнейшем ухудшении условий жизни им все же пришлось прилагать к этому серьезные усилия. В итоге, на определенном этапе эксперимента в группе испытуемых начались конфликты из-за нехватки еды, тепла и места. И в первую очередь люди начали делиться по расам и этнической принадлежности, на «своих и чужих».
Чужой несет лихо
В основе острого неприятия приезжих также обнаруживается целый спектр социальных страхов, как то:
— трудовые мигранты ухудшают криминогенную обстановку.
И этот страх не безоснователен. Гастарбайтеры – самая уязвимая и бесправная социальная группа, потеря работы для которых – прямая дорога на пополнение армии преступников. И хотя в России уже не один год наблюдается нехватка рабочих рук как по целому ряду специальностей, так и для выполнения неквалифицированной работы (и сложившаяся ситуация на рынке труда будет только ухудшаться), в стране не выработаны юридические нормы, регулирующие потоки трудовой миграции.
Здесь, как говорится, и конь не валялся. А будь в наличии четкие правовые регламенты, гастарбайтеры в глазах местного населения приобрели бы куда более положительный и уж точно не такой зловещий образ, какой сложился о них на сегодняшний день.
— трудовые мигранты несут опасность повышения уровня заболеваемости и распространения эпидемий.
Опять же, этот страх совершенно оправдан. Метрополии сами по себе являются рассадниками инфекций и зонами повышенного риска заболеваемости, в том числе и психического характера. А трудовые мигранты к тому же, в большинстве своем живут и работают скученно и в антисанитарных условиях (на тех же рынках, к примеру). На большее они не могут претендовать. И в этом пункте государство практически бессильно что-то изменить, так как у него и на своих граждан ни жилья, ни средств на здравоохранение и обеспечения соблюдения санитарных норм не хватает.
И если под напором активных соседей и появляется в импровизированном общежитии гастарбайтеров представитель санэпидстанции, то, как правило, все завершается мелкой взяткой ему работника ЖКХ, патронирующего это миграционное пристанище. Аналогично завершаются и санитарные рейды на рынках. И так – до следующего приступа народного гнева. В этом вопросе перспектив улучшения в обозримом будущем нет — срабатывает системный эффект. Так что мигранты так и останутся для местных жителей «чумой ходячей».
— нашествие мигрантов угрожает культурной идентичности местного населения
Вот этот страх – иллюзия чистой воды. Культура – вещь необратимая, так что ее носителям переживать не стоит. Другой вопрос, что только на определенном уровне своего культурного развития человек способен осознать, что его образ мышления, вера и жизненный уклад есть лишь разновидность общего. Как разные декорации одного и того же спектакля под названием социальная жизнь, требующая от ее участников, индивидов, знания правил, прежде всего его малой группы.
И только на этой основе у человека может возникнуть толерантность — чувство уважения к проявлениям иной веры и культуры. Естественно, толерантность как чувство может посетить лишь достаточно образованного и широко мыслящего человека, требует определенного уровня развития его личности. И в том числе умения увидеть «лес за деревьями», что многие проблемы трудовой миграции — это прежде всего продолжение проблем социально-экономических.
То есть, толерантность есть индикатор зрелости личности, ее «взрослого» поведения.
«Дорога с двусторонним движением»
В свете вышеизложенного, я разделяю позицию тех участников дискуссии, которые настаивают на том, что толерантность есть «дорога с двусторонним движением». И приезжие, и местные жители оказываются в равной мере ответственными за происшествия на этой «дороге».
Понятное дело, что зрелая личность – «товар» штучный. Поэтому во многих странах государство берет на себя информационное обеспечение как мигрантов, так и местного населения в целях ослабления напряженности в их отношениях. Это и буклеты о стране, ее жизненном укладе, переведенные на языки, понятные мигрантам, чтобы ввести последних в курс дела, ЧТО в этой стране можно, ЧТО — нельзя, как принято себя вести. В то же время, в общественных местах появляются такие объявления «Урна не предназначена для бытового мусора. Штраф …» или «Граждане, следите за своим багажом и кошельками».
Светлана Александрова Линс
Статья подготовлена специально для сайта www.profmigr.com.
______________________________
*/В переводе с латинского слово tolerantia означает терпение, терпимость, выносливость. Идея толерантности заключается в терпимости к чужому образу жизни, традициям, верованиям, мнениям и идеям.
______________________________
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.
Адрес статьи: https://vzagranke.ru/adaptaciya/cvety/kak-obustroit-tolerantnost.html
Понравилось? Подписывайтесь на журнал «В загранке» прямо сейчас:
назад к выпуску >>
к рубрике >>
Дорогая Светлана, статья Ваша хорошая, но… в ней немного не хватает чувства… как бы это сказать.. сопереживания.
Свои для Вас, как я понимаю это мигранты, и то, что там с ними происходит — это позор. Как то аккуратно нужно об этом сказать — толерантность не прививают, а ведь без прививки — никуда.
Глава правительства пошел на похороны Егора Свиридова. Т е пошел с толпой, которая 11 декабря била и резала ребятишек, этнически от них отличавшихся. Это что? Так можно воспитать толерантных людей?
Да, парень погиб в уличной драке. Но как? Целая компания ребят после матча окружили чеченцев и стали их оскорблять . Их было втрое больше, и они никак не ожидали получить сдачу. А — получили. Конечно, ответ был неадекватен. Но по хорошему этим ребятам так и так было не уйти.
Они нашли экстремальный способ разомкнуть кольцо в которое их взяли.И оно таки разомкнулось … Потому так долго и выносили приговор присяжные, понимая безвыходность положения, в которое подсудимых поставили окружившие их юноши. И глава правительства выражает нападавшим зверятам свою поддержку и солидарность?
Каждый год в России находят около 100 тыс неопознанных трупов = все этнически отличные от основного населения люди. Идет необъявленная война. Медведев пытается немного уравновесить волну агрессии, а Путин националистов только поддерживает.
Словом, Россия сегодня — это далеко не Швейцария: тонкий слой интеллигенции смыт волнами миграции, а тот человеческий потенциал, который остался … далек от демократических идей. Люди не голодают — тут дело не в нужде, дело — в нетерпимости.
Теперь несколько слов о журнале: он перерастает в настоящий артефакт, в такой документ, который останется в истории миграции как, пожалуй, одно из значительных культурных явлений.
Искренне желаю успеха Круго-Светке и ее читателям!!!
Dirona, спасибо за добрые слова и высокую оценку журнала.
Да, Вы точно подметили, я попыталась, насколько это было возможно, абстрагироваться от эмоций, чтобы проанализировать те людские страхи, которые являются извечным объектом манипуляции со стороны власть предержащих и на власть претендующих.
Национальные чувства широких народных масс — излюбленная карта политических «игроков». Что обусловлено тем, что на этом уровне практически невозможно привить людям какие-либо добродетели, в том числе и толерантность. И история человечества не раз это подтвердила. И последние подтверждения тому можно почерпнуть из новейшей истории «сытой» Европы.
На этом уровне может идти речь лишь о сдерживании проявлений нетерпимости в обществе посредством идеологических и юридических рычагов. В том числе, штрафных санкций и карательных мер по пресечению проявлений нетерпимости. Плюс последовательное отражение средствами массовой информации действий государства и отдельных его представителей в части ослабления межэтнической напряженности.
В России же с идеологией в области межэтнического взаимодействия ничего не понятно: кто такие россияне, кто такие русские… Да, и кто такие мигранты — тоже «дело темное». Видно, кому-то это удобно. А средства массовой информации отражают эту неразбериху. Ею же и «питается» сознание широких народных масс.
Свежий пример «стараний» российских масс-медиа: газета «Утро» сегодня сообщила, что в Москве преступник напал с ножом на полицейского. Эту же новость тут же перепечатал Рамблер, но уже под названием «В Москве кавказец напал с ножом на полицейского». И так сплошь и рядом идет «промывка мозгов» населению.
Поэтому в России лучше не оказываться в толпе численностью более 3 человек.
Приветствую всех! Прочла статью, и вот что хочу сказать: Европейские страны в большинстве своем, также как и некоторые азиатские страны самым тщательным образом заботятся о стабильной жизни своих граждан, о сохранении культуры, традиций граждан своих стран. И это правильно. С другой стороны миграция людей — объективно существующая реальность. Только вот почему не посмотреть на миграцию несколько с другой стороны.
Например, в стране N нет житейской стабильности, одни несбыточные перспективы. Так почему Европейским странам (и азиатским, о которых я упоминала выше) не разработать программу, по которой дать возможность сменить место жительство не беженцам, вынужденным переселенцам или тем, кого называют гастробайтерами (людям вынужденно покидающим свою страну, чтоб заработать на прокорм семьи), а дать возможность и наделить полномочиями (соцпакетами на первое время…) людей сознательно пожелавшим жить, работать, растить детей в другой стране.
Ведь в любой стране с нестабильным жизненным укладом найдется немало образованных, воспитанных, толерантных людей, готовых стать переселенцами по понятным правилам и долгосрочным программам. Если семья сознательно решает переехать на постоянное место жительства в другую страну, то члены этой семью обязательно постараются узнать как можно больше о своем новом месте жительства ( истории, культуре, нравах, обычаях, законах, востребованных профессиях и т. д.).
И такие переселенцы не будут уповать на бесконечный соцпакет, а , наоборот, постараются как можно быстрее адаптироваться к условиям жизни «новой родины»- немного не подходит , но смысл, надеюсь , понятен, и стать полноправными членами общества — жить, работать, отдыхать, по сложившимся традициям и законам, сохраняя при желании свою самобытность и индивидуальность внутри семьи. Человек, сознательно меняющий место проживания, прибывающий в ту страну, где он хочет жить, не будет ностальгировать по прошлому, по стране из которой он уехал, он будет стремиться как можно скорее стать как все.
Не могу понять, почему высокоразвитые Европейские страны до сих пор не «растят» себе переселенцев в странах, где нет житейской стабильности, нет сложившегося перспективного уклада. Человек тяготеет к стабильности, законозащищенности (при законопослушании), к стремлению к прогнозируемым перспективам. Думаю, это вполне можно было бы использовать в вопросах миграции. С уважением, Елена.
Елена, такие миграционные проекты существуют. Наиболее известный из них — «Грин-карт». Также в СМИ проходила информация о том, что в Швеции целый поселок обезлюдел, врачей не хвататет. Так они приглашали людей из России целыми семьями на переселение с учетом потребности поселка в специалистах.
Хотя, по большей части, такие проекты ориентированы на «охоту на головами». Например, несколько лет назад мне попадалась информация о проекте по трудоустройству «компьютерщиков» в Германии.
Но это несколько иная тема…
Уважаемая Елена,
вопрос о предоставлении финансовой помощи на 1ое время квалифицированным эмигрантам вполне логичен,но, к сожалению, на мой взгляд, не самый правильный и далеко не всегда эффективный. Не говоря уже о финансовой стороне для государства — ведь и «свои» еще не все достаточно обеспечены..
Исходя из своего личного опыта и опыта многих моих знакомых в Германии могу такое смело утверждать. Отсутствие денег, неполучение стипендии, финансовые трудности заставляли нас искать любые пути и браться за разные подработки (в пределах этики)))). И время показало, что именно благодаря такому жизненному сценарию мы за короткие сроки познали многие грани местного устоя и образа жизни и мышления, и приобрели связи, которые помогли нам, по сути, стать тем, кем мы сейчас являемся . В то время как другие, со стипендиями, с работами, или особенно!! на соц.помощи, не «проработали» столько «рабочих» жизненных моментов, не научились реально оценивать себя и свои реальные возможности, и попали в категорию «уже не русский, но еще (и скорее всего, уже никогда) немец». И таких на сегодняшний момент слишком много. Особенно тяжело дается качественная интеграция, когда оба супруга иностранцы, да плюс родственники все «свои».
Тот, кто «правильно» проработал свой предыдущий опыт и сумел подстроиться под местную систему, не теряя однако и себя, для того открыты многие возможности, в том числе и финансовые. Но найти их можно только проведя всю вышеуказанную кропотливую работу по интеграции. Я и сама еще нередко «вскипаю» по поводу различных «несправедливостей», но это стало уже скорее рабочим настроением, так как я знаю, то, к чему принуждает жизнь, окажется, как всегда, превыше всех ожиданий — до такого прекрасного результата сам и не додумаешься)))))