«По следам одного путешествия» Часть 6-я
Валерий Андреев «Блогг «Я – самопутешественник»
Итак, продолжая свою прогулку и наслаждаясь архитектурой Цюри, мы перешли мост Rathausbr?cke, соединяющий Weinplatz с противоположным берегом реки Лиммат (сам чудный мост был построен в 1878 году) и оказались у здания городской ратуши (Rathaus), выполненном в стиле позднего Возрождения, выходящим фасадом на набережную Limmatquai на правом берегу реки Лиммат. Здание было построено во второй половине 17 века. Здесь до сих пор собирается кантональный совет!
Рядом – великолепный Grossm?nster …Встречая навязчивых цюрихских путников своей сурово-решительной первозданностью, Гроусмюнстер авторитарно заявляет всем о своем превосходстве. Ведь, по средневековой легенде именно здесь, на могиле святых покровителей Цюриха, Феликса и Регулы, пал на колени верный конь самого Карла Великого…
А посему и «Великий Монастырь» (Grossm?nster) должен был сыграть (и сыграл!) свою значительную роль в истории протестантской (швейцаро-немецкой) Реформации, возглавляемой Ульрихом Цвингли и Генрихом Буллингером… Такова официальная историко-теологическая версия возникновения этого шедевра романского стиля…
Однако, в моем революционном изложении версия возникновения Гросмюнстера много проще (да простят меня Святые Угодники!), не так экзальтированна и витиевата, как преподносится адептами преподобного Мартина Лютера… Ибо плох тот мужик, будь то даже почтенный монах, чья плоть или дух допустит первенство женского начала даже в высоком теологическом споре!
За сим и мужской монастырь, сиречь обиталище духа мужского, далжОн быть БОЛЬШЕ, внушительнее, первопристольнее и уж, конешно же, иметь два купола, а не один (взгляните на Фраумюнстер! в фотоальбоме Швейцария?Ооооооо!!!Дас ист фантастишшш….) как требут того канон!!!
Так исподволь, в тяжелой,неравной борьбе веков на острие Великих Реформ Гросмюнстер стал тем, кем является и ныне…сокрытый от взоров нехристей тяжелыми бронзовыми дверями северного и южного порталов храма, обильно украшенные скульптурами святых и исторических деятелей,созданных гением Отто Мунка!!!
Ныне Гросмюнстер не только место проведения церковных богослужений, бывший лютеранский монастырь, альма матэр Цюрихского Университета, но и великолепный музей с чудной романской криптой, капителью, церковным хором (Августо Джиакометти, 1932г) и безусловно чудной площадкой для фотосъемок Цюри, если вам достанет храбрости взобраться на верхнюю смотровую площадку собора…
Но оставим в стороне на минуточку религиозно-теологическую тематику и перенесёмся в лета не столь отдаленные от нынешних. Ведь, пройдя несколько сотен метров по Limmatquai в сторону озера можно откушать кохфею в легендарном Caf? Od?on …и Оуу,майн Гот…конечно же вы вспомнили(!!!), мои дорогие, всех кто его пивал-с тут!
Фото: Caf? Od?on
Одно перечисление персон, чьи достопочтенные руки держали пресловутые… «кофейные пары», …к коим прикасался и Я (!!!!!!), вводит меня почти в иступленное состояние сладострастной эйфоррррриии…. Стефан Цвейг, Ханс Арп, Уильям С. Моэм, Эрих Мария Ремарк, Клаус Манн, Франц Легар, Артуро Тосканини, Джеймс Джойс, Альберт Эйнштейн и, говорят, даже Мата Хари и Муссолини…
Но,Майн Гот(!!!)…здесь ведь сиживал и господин Ленин !!! Вы не поверите,мои милые!
Дас ист, ну, просто фантастиш, типа, вундербааар !!!
Фото: В “Одеоне” полно посетителей, как и 100 лет назад…
Я ощутил почти плотскОй оргазм, когда мои брутальные ягодицы вальяжно соприкоснулись с седалищем стула, хранящего и доселе буйную энергетику, миль пардон-с, седалища вождя мировых революций !!!!!!!!!!!!
Ооооууу, я даже и сейчас чувствую эту разнузданную, откровенную зависть многих, многих действительных и гипотетических апологетофф мировых и местечковых революций: …ээээх!«пролетарии всех стран …»
…не обижайтесь …
…ну,не виноват я, …шо эта миссия (провидением) возложена на меня …
Да-с,не виноват…НО ТАК ПРИЯТНО…оооу,натюрлих и я даже сказал бы, данкешейн….
Вы думаете я иронизирую? Ни в коей мере, стоит вам только слегонца поднапрячься, и вы вспомните, шо все, абсолютно все, наши политические, финансовые, арт и прочие гении любят себя «питать» эксклюзивной атмосфэээрой благословенной Швейцарии, Франции, Италии и прочих дорогостоящих чудо-земель (причем, как правило, на исключительно бюджетные средства)…
Посмотрите оригиналы документов из архива дедужки Ленина, именно здесь, «ин Швайц», «зачал» он свои революционные тезисы…Но почему…
Ответ в моем воспаленном воображении родился сам собой, когда, чинно прогуливаясь, мы подошли к домику на Speigelgasse 14, где дедужка Ленин «со товарищи» грезил свернуть шею гидре мирового имперьялизььма… Но шея оказалась креееепкой, заррраза !!!
И процесс чрезмерно-таки подзатянулся, огорчая борцов за светлое будущее…
Фото: По “ленинским местам” в Цюрихе
Чем ЭТО закончилось вы уже знаете из СМИ:дедушка не выдержал…и слег в расцвете своего революционного творчества от нехорошей плотской болезни и ранений…
Фото: А эт уже не дедужжка Ленин…
Однако, справедливости ради надо сказать, что многое в марксистской теории продумано было верно… Другое дело, что методы и пути реализации оных были выбраны тенденциозно и волюнтаристично…
А резюме опять-таки невинно: нечо отправлять вождей в благословенные земли, им это не в радость… «революционный гений» оных быстро начинает галлюцинировать, искажая реалии… И что самое «обидное», как-то постоянно не в пользу социума, делегировавшего супергероя…
________________________________________
Переработано для цикла «По следам одного путешествия». Источник http://vkontakte.ru/note86449327_11213873
* * *
«Заметки на полях»
Рассуждая о реформаторах и революционерах, живших и творивших в Цюрихе, невольно вспоминается поговорка: «не место красит человека, а человек – место». Ленину удалось воплотить свои «цюрихские» мечты о новом обществе лишь в части разрушения «старого мира», организовав восстание, переросшее в гражданскую войну. В части же созидания нового он так и остался в памяти потомков лишь «кремлевским мечтателем».
А вот Цвингли, подвергший сомнению существующий формат жизнеустройства, держал ответ на диспуте цюрихского городского совета. И убедил членов совета в необходимости реформ. А затем эти реформы последовательно провел, коренным образом изменив социальный облик Цюриха.
Таким образом, Реформация в Цюрихе и других кантонах северной Швейцарии была осуществлена правительственными решениями после дебатов, путем законных действий избираемого местного управления, а не в результате кровопролитных религиозных войн, которые охватили собой почти всю Европу. В этом, безусловно, очень помогли демократические устои Швейцарии, где города и кантоны сами выбирали ту религию, которую считали верной.
В чем же секрет специфической цюрихской протестантской цивилизации, точнее, «цвинглизации», позволившей Швейцарии стать самой богатой страной при полном отсутствии полезных ископаемых? На самом деле, секрет этот прост – трудиться, соблюдать элементарные правила и не мешать другому. Не допускать вождизма и остроугольных вертикалей власти…
А началось все с того, что в народе зрели протесты против папской десятины. И многие в своих аргументах опирались на авторитет Святого Писания, которое к тому времени уже было переведено с латыни на немецкий язык. Что в Библии, де, нет указания на обязательные выплаты Риму, и они должны быть делом добровольным.
Ширящееся недовольство обрастало новыми протестами. Они-то и были обобщены Цвингли в его 67 тезисах (тоже тезисы, но не «Апрельские…»), вынесенных на обсуждение в качестве программы церковной и государственной реорганизации. И победа Цвингли на этом диспуте принесла Цюриху независимость от епископа Констанцского, наместника Рима, в том числе и в финансовом отношении.
В ходе реформы священнослужителям, монахам и монахиням разрешили жениться. А монастыри были закрыты, их имущество конфисковано и обращено на нужды благотворительности и образования и т.д. И стали они не только альма матэр Цюрихского университета, но и многих школ.
Цвингли реорганизовал саму церковную иерархию, в результате чего Церковь и государство слились по образцу теократии. Если раньше вся власть принадлежала епископам, то в ходе реформы были усилены демократические тенденции в организации церкви, поставив во главе приход, который сам избирал себе проповедника или пастыря. Каждая община ведала своими церковными делами, подчиняясь городскому Совету который также был преобразован из олигархического Малого совета в Большой совет, почти целиком состоящий из представителей ремесленных гильдий, уважаемых и правоверных (ну чем не Совнарком?).
К слову сказать, первая реформ-кирха , построенная в Швейцарии, находится не в колыбели Реформации, Цюрихе, а в Райнахе (кантон Аааргау), где я на данный момент проживаю. Находясь поблизости от этого зменательного исторического объекта, не могла не сделать фотографии кирхи для этих заметок.
А религия в Швейцарии, и по сей день, не отделена от государства. И «реформистский» кантон от католического отличается большей внешней справностью, они всегда были побогаче. И количеством выходных дней, так как в католических кантонах узаконен более длинный список церковных праздников. При этом, в школах дети сами решают, посещать им основы религии или нет. Также они вправе самостоятельно выбирать конфессию или вообще остаться вне конфессий.
Интересно, что в Швейцарии по статистике лишь 20% глубоко верующих. Остальные причисляют себя к той или иной вере, отдавая дань традиции. А так как здесь все еще существует религиозный налог, причем католический несколько выше «реформистского», многие официально, в документах, объявляют себя вне конфессии, чтобы не платить налоги… Да, Реформация в Швейцарии продолжается.
Светлана Александрова Линс
____________________________________________________
При перепечатке указывать адрес статьи: https://vzagranke.ru/mentalitet/druzhim/cyurix-v-interere-reformacii-i-revolyucii.html
Понравилось? Подписывайтесь на журнал «В загранке» прямо сейчас:
назад к выпуску >>
к рубрике >>
Ваши рассказы очень информативны. Спасибо!