Проект «Думайте сами…» Тема 5-я
Предыдущая тема Мысли
Основным вопросом человеческого существования, как индивидуального , так и коллективного, является выяснение того, что есть добро, а что – зло. Ответ на этот вопрос определяет жизнь государств, этносов, религиозных сообществ, даже успех и жизнеспособность экономических образований. И в то же время этот вопрос служит внутренним камертоном, побуждающим мотивом поведения каждого из нас. Подавляющее большинство людей, независимо от результатов их действий, исходят из соображений добра.
И вопрос этот появился одновременно с выходом человека из природы. В ней-то все было целесообразно – и то, что впоследствии человек оценил как «хорошее», и то, что обозначил «плохим». Да, природной рациональности оказалось недостаточно, когда появились орудия труда и средства убийства. Они принесли в человеческое сообщество хаос и угрозу его полного исчезновения.
Насущными оказались «коды человечности» — новый регламент поведения, учитывающий, что любое творение человека может быть обращено во благо или во вред. Так, порох вначале использовался как средство дезинфекции ран, потом – как средство убийства. Именно понятия «добро» и «зло» определяют пространство человеческого бытия, когда каждый конкретный поступок осознается, оценивается в соответствии с исповедуемыми человеком ценностями.
И тем не менее, зло является не только «анти-идеалом», но и, увы, отпечатывается в поступках людей и деятельности сообществ в самых различных формах и на разных уровнях. То есть «добро» для отдельного человека или группы людей, нередко оказывается «злом» для других. Несомненно, здесь сказывается и «групповой эффект» — задача выживания группы далеко не всегда предполагает благо для каждого ее члена. Бывает, даже жертвуют частью коллектива, причем лучшей.
Но мораль группы, ее коды поведения также зачастую оказываются рычагом влияния, власти лидера над ее членами, а значит предполагает снятие ответственности с каждого их них за свое поведение. Таким образом добро как общая идея, абстрагированное и отчужденное от конкретного человека, может легко конвертироваться в свою противоположность. Что особенно зримо проявляется в межгосударственных, этнических и религиозных конфликтах.
Ведь, если человек совершил поступок, не сообразующийся с его личными предсталениями о добре, его мучает совесть, этот своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Если же человек действует как часть коллектива, он, по сути, освобождается от личной ответственности. Поэтому добро как результат действий человека — «искусство возможного». Это может быть действительно добро, а может — и самое, что ни на есть зло или, по крайней мере, «меньшее из зол».
В итоге все зависит от уровня личности, ее внутренней самостоятельности и способности критически отнестись к ценностям группы или сообщества, к которому он принадлежит. А значит, и взять на себя личную ответственность за свои действия. Как верно заметил Виктор Франкл: «Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах».
Вопросы к теме «Добро и зло»
- Кому выгодна мораль?
- Насколько приятнее была бы Ваша жизнь, если из нее можно было бы изъять моральные аспекты?
- Случалось ли такое, что Вы сделали что-то для других, не извлекая из этого никакой личной выгоды, в том числе даже такого пьянящего чувства удовлетворения, что сделали нечто хорошее?
- От чего Вы могли бы получить больше пользы — от большого таланта или прекрасного характера?
- Как Вы полагаете, насколько Вы циничны, при каких обстоятельствах может взыграть Ваша совесть?
- Возможен ли был бы экономический прогресс, если бы все были с чистой совестью? Или даже прогресс в самом общем смысле?
- Кто для Вас является моральным авторитетом? И какие именно тезисы, убеждения и поступки этого человека сохраняют его таковым в Ваших глазах?
- Вы чувствуете себя более комфортно — с моралью или законом?
- Какие законы Вы считаете несправедливыми? Почему?
- Какие из следующих типов людей Вам наиболее симпатичны:
— проповедоведющие воду и пьющие вино;
— проповедоведющие вино и пьющие воду;
— проповедоведющие воду и пьющие воду;
— проповедоведющие вино и пьющие вино;
— вообще не проповедующие;
— только пьющие.
- Что это, по-вашему, избавление или благотворительность, если Вы отдаете вещи, которые Вам больше не нужны?
- Насколько сильны были бы Ваши страдания, если бы Вы, не будучи ни злым гением, ни ангелом во плоти, оказались бы среди серости – мелких негодяев и жалких доброхотов?
- Ваши моральные оценки непредвзяты?
- Почему в мире существует так много зла? Как вы полагаете, это потому, что мы знаем слишком мало или слишком много?
- Если предположить, что на исповеди действительно отпускают грехи. Какую систему ценнообразования Вы бы предложили церкви за эту услугу? Какую систему скидок?
Успехов,
Светлана Александрова Линс
Тема 6 Внутренняя свобода
_____________________________________
Активная ссылка на журнал«В загранке» при перепечатке обязательна.
Адрес статьи: https://vzagranke.ru/adaptaciya/vseobuch/dumajte-sami/dobro-i-zlo.html
Понравилось? Подписывайтесь на журнал «В загранке» прямо сейчас:
(посмотреть видео Процедура подписки)
назад к выпуску >>
к рубрике >>