Казалось бы, кто, как не мы сами, лучше всех знаем себя: на что способны и в чем убеждены, чего боимся и в чем сомневаемся. И еще всякого такого, мысли о чем гонишь от себя прочь, в чем даже самому себе не хочется признаваться, а уж другим – ни под каким видом. Поэтому и строим мы этакие «потемкинские деревни» — благостные представления о себе. Одно – для нас самих, другое — для всеобщего обозрения, имидж.
Более того, в наше время, как никогда прежде, умение преподнести себя формирует наш жизненный успех, как в профессиональной, так и в личной сфере. Отсюда незаменимым навыком становится управление своим впечатлением, которое мы производим на значимых для нас людей – коллег, руководство, партнеров по бизнесу, публику, избирателей либо спутника жизни, друзей, единомышленников. Так же как и определение тех свойств и способностей, которые необходимо наработать или развить в себе, чтобы занять достойное «место под солнцем».
Но почему-то старательно срежиссированный нами образ уже после нескольких минут общения рассыпается, как замок на песке: не удается завладеть симпатией, очаровать, соблазнить, впечатлить, убедить, отстоять свою точку зрения, стать душой компании, получить желаемого спутника жизни, работу, должность, контракт, влияние, признание. И что самое удручающее — остается неясным, то ли наши способности не дотягивают до облюбованной роли, то ли масштаб мечты не соответствует огню наших желаний, то ли сама роль – вовсе не наше амплуа.
То есть, заповедь Дельфийского оракула «Познай себя» так и остается главным жизненным вызовом для каждого из нас. Но и это еще не все: сегодня особую важность приобретает интерперсональный интеллект — свойство, которое позволяет достоверно оценить тот эффект, который мы производим на окружающих.
Как нас видят другие? Согласуется ли это с тем, что мы знаем о нас самих? Как относиться к мнению окружающих, друзей и недругов, чтобы не оказаться жертвой манипуляций, а наоборот – использовать оценки других на повышение личной эффективности?личная эффективность
О том, из чего складывается достоверный образ о себе в свете последних исследований психологов и нейробиологов, читайте в этом досье инфо-клуба «Эксклюзив»:
— «От рефлексов к рефлексии» — каким образом формируется наш собственный образ
— «Разговоры стихнут скоро…» — кто и как влияет на наше представление о себе
— «А судьи кто?» — как измерить степень достоверности нашего видения себя
— «В жизни всегда есть место подвигу» — как изменить свой образ, чтобы окружающие в него поверили
— «Снимите это немедленно!» — о методах и результатах исследований экспериментальной психологии и нейробиологии, помогающих устранить «белые пятна» нашего само-восприятия
назад к выпуску >>
к рубрике >>
___________________________________________________
«Нам не дано предугадать…»
Очевидно, что мы не всегда знаем о том, как смотримся со стороны в повседневной жизни, и какое впечатление производим на других. И почти каждый из нас время от времени сталкивается с тем, что есть различие между нашим представлением о себе и тем, как нас воспринимают другие. Что психологически обусловлено: наше представление о себе никогда не бывает исчерпывающе полным, так как в нашем самоощущении есть так называемые «белые пятна».
Нейронные механизмы, лежащие в основе появления нашего «я» еще не прояснены. Тем не менее установлено, что довольно рано формируются способности распознавать свои чувства и желания и осознавать себя как личность с индивидуальными характеристиками, которые со временем постепенно добавляются и развиваются. Эти представления формируются частично из оценок окружения («Ты умная девочка!»), а также из собственных ощущений в определенных ситуациях (например, страх одиночества). С возрастом наше «я» становится более сложным по своей структуре, интеллектуально дифференцированным, и уже к окончанию школы формируется более менее стабильное представление о себе.
Самооценка заслуженно считается одним из самых характерных аспектов человеческого опыта. В то время как другие виды могут лишь узнавать себя в зеркале или иметь элементарное чувство себя, человеческая способность к самооценке и самоанализу – вот что характеризует нашу уникальность. Однако, эта способность имеет много ограничений. Да, мы легко судим о других людях и испытываем целый веер неприятных ощущений и трудностей, когда дело доходит до оценки самих себя. Распространено мнение, что мы автоматически хорошо знаем себя, так как нам кажется, что мы открыты для самих себя. Да, мы знаем лучше, чем кто-либо другой наши страхи, надежды, фантазии и предпочтения. Они являются важной частью нашей личности. Мы знаем нашу личную историю, сохраняя в памяти все свои провалы и победы, горе и радости.
Но то, что мы себя хорошо знаем, нам именно кажется:
- Так как у нас нет свободного доступа даже к нашему субъективному опыту — у нас есть страхи, неуверенность, и предубеждения, о которых мы не в курсе. Мы не в состоянии охватить сознанием нашу личную историю, верно проинтерпретировать наши эмоциональные реакции, определить наши предпочтения, и сформулировать мечты, достижение того, что сделает нас счастливыми.
- Многие аспекты личности не являются внутренними. Насколько я весел, что делает меня капризным, являюсь ли я хорошим руководителем — эти аспекты вашей личности проявляются в поведении как наша реакция на других и реакция других по отношению к нам, независимо от того, как мы видим себя.
- мы не можем воспринимать нашу собственную личность нейтрально, объективно. У каждого из нас так много «поставлено на карту» при оценке нашей собственной личности, что наше восприятие сильно искажено мотивациями. Эти мотивы разнообразны и могут исказить само-восприятие во многих направлениях (низкая-высокая самооценка).
«Я сам обманываться рад»
Если попросите человека: «Опиши себя», то вряд ли получите от него надежную информацию. Она будет отличаться от реальности достаточно сильно, в первую очередь, будет приукрашена: многие считают себя внимательным слушателем, но на каждом слове перебивают своих собеседников. Другие считают, что они очень умные, не понимая, что часто просто пересказывают общеизвестные факты.
Наши погрешности в описании себя – так называемое «позитивное смещение», феномен, зафиксированный многочисленными исследованиями. Самообман – это нормальная вещь: мы всегда видим себя лучше, чем это есть в действительности. Более жестко эту черту само-возвышения назвала американский социальный психолог Шелли Тейлор (Shelley Taylor) — «позитивные иллюзии». Мы воспроизводим этот вид самообмана, когда дело доходит до таких черт личности, которые для нас особенно важны. В большинстве своем люди всегда немного приукрашивают себя, когда они описывают такие качества, как пунктуальность, добросовестность, дружелюбие, работоспособность, стремление помочь, щедрость, терпимость или веселый нрав.
Теории само-возвышения (self-enhancement) ставят целью выяснить закономерности этого искажения. В последние годы часто приводится один из наиболее ярких результатов исследований, основанных на этой теории: около 85% всех немецких водителей думают, что они лучше, чем в среднем водители…
«Гляжу в тебя, как в зеркало»
Второе направление исследований исходит из того, что более менее достоверное представление о себе достигается лишь благодаря «социально разделяемой реальности» (socially shared reality). Наше видение себя, по сути, отражает тот образ, который складывается о нас у других из нашего поведения: мы судим о себе по реакции окружающих.
Мы наблюдаем за собой, «как незнакомец, особенно если наше внутреннее мнение слабо, противоречиво или непонятно нам самим», — утверждает Дэрил Дж. Бэм (Daryl J. Bem), основатель теории само-восприятия. Что означает: мы руководствуемся своим поведением и считываем с него, какими чертами обладаем: я такой, потому что я делаю это, и я такой, потому что делаю это именно так. Если, к примеру, мне нравится критиковать, значит у меня критическое мышление (Не важно, как я при этом смотрюсь в глазах окружающих – нервирую их или считаюсь светлой головой. Однако важно, как я критикую).
Оба этих направления изучения закономерностей само-восприятия отнюдь не ошибочны в полной мере, но ограниченны. Есть для них обоих достаточно контраргументов в действительности: многие, наоборот, искажают представление о себе, принижая себя, недооценивая свои способности и уровень. Другие, наоборот, не обращают внимания на оценки окружающих и таким образом поддерживают у себя завышенную самооценку.
Теория «социально разделяемой реальности» особенно ярко просматривается на формировании негативных представлений о себе, что выражается в постоянной неудовлетворенности собой и другими, чувстве неполноценности, тревожности, низком доверии к себе и депрессии. Причины негативного само-восприятия, нередко уходят корнями в детство. Ребенок в представлениях о себе не ориентируется на собственное мнение, находясь в сильной зависимости от окружающих. Ребенок о себе слышит не меренное количество негативных суждений: ты слишком мал, слишком молод, ты не можешь это, ты такой, ты сякой и т.д. В одном из исследований была приведена такая цифра – в процессе воспитания дети слышат о себе до 180 тыс. отрицательных оценок (Источник: Positives Selbstbild entwickeln/ http://susanneklisch.com). Какую ж надо иметь внутреннюю силу, чтобы справиться с этим! И это оказывается базой, на которой у ребенка бессознательно развиваются негативные убеждения о себе.
Фактор искажения
Как водится, истина находится посередине: определенные свойства личности, как нарциссизм или депрессивность, сильно влияют на то, как мы оцениваем себя и результаты своих действий. И среди черт нашей личности есть те, которые мы оцениваем более менее реалистично. Но сам факт того, что мы наблюдаем за собой «изнутри», а не «снаружи» есть серьезный фактор погрешности, искажения представлений о себе: в некоторых ситуациях мы просто не знаем, как мы выглядим со стороны или же интерпретируем свое поведение со своей собственной позиции. Если, к примеру, мы кого-то спокойно и внимательно слушаем, не знаем, хмуримся ли или смотрим в одну точку: наш собеседник может воспринять это как раздражение или скуку, несмотря на то, что мы сконцентрированы на нем. Так же, мы пытаемся разрядить шутками трудный разговор, что может быть воспринято собеседником как сарказм и издевательство.
Теория само-возвышения достаточно убедительна для определенных ситуаций. Каждый из нас имеет в своем окружении людей, что называется, умеющих себя преподнести. И даже если они в целом не производят хорошего впечатления, они практически каждого могут убедить, что у них, по меньшей мере, есть несколько черт, которые их выгодно выделяют среди других. Что в той же мере относится к тем, кто принижает свои способности и скорость принятия решений. Но их гораздо меньше.
Немного завышенная самооценка – не опасна. Тем не менее, слишком много или слишком большие расхождения между самооценкой и образом, возникающим о вас у окружающих, могу создавать трудности и барьеры на жизненном пути. Важно, чтобы мы в разных жизненных ситуациях, по меньшей мере, приблизительно знали, как мы выглядим со стороны и какое впечатление производим на окружающих. Без такого представления ориентация в обществе может быть затруднена.
И наоборот, наши усилия по формированию как можно более реалистичного представления о себе помогают лучше разобраться и в других людях. Если мы знаем, как произвести на других определенное впечатление, то сами совершаем меньше погрешностей в оценках, когда судим о других. И мы остаемся свободными в своих интерпретациях, не снабжая окружающих устоявшимися ярлыками («Она недовольна чем-то, или это ее обычное выражение задумчивости?»). Способность осознать свое собственное впечатление, которое мы производим на других, по меньшей мере, в важных чертах и умение его корректировать — свойство, которое психологи определили как социальная интеллигентность.
Как формируется наше представление о себе?
Откуда мы вообще знаем, какие мы и какое впечатление производим на окружающих? Как формируется наше представление о себе? И насколько всеобъемлющим или точным этот образ может быть?
Есть 4 типа данных, которые его формирует:
- Сравнительно однозначные и очевидные проявления, которые нам не нужно скрывать ни перед самими собой, ни перед другими. Как «открытый человек» — мы точно знаем, какой информацией мы делимся с другими — мнениями, убеждениями, вкусовыми предпочтениями и т.д. Мы также, как и окружающие нас люди, не можем игнорировать наш темперамент (бойкий, импульсивный, заторможенный, тревожный). Самообман обнаруживается уже тогда, если мы отвергаем, например, соответствующие суждения многих людей, которые нас хорошо знают, утверждая: Я очень уживчивый человек. Некоторые истины о себе мы познаем от окружающих, даже если они нам неприятны.
- Есть в нас такие черты, которые мы не можем или не хотим выявить – так называемые «белые пятна» в нашем само-восприятии: мы не замечаем, что иногда агрессивны без видимой причины, болтливы, обижаемся по пустякам, трусливы или злопамятны. Другим это хорошо известно, то есть они выявляют одну важную часть нашей личности, которую мы сами не видим.
- Есть еще одна разновидность информации, которую знаем о себе только мы, как, например, страх перед большой аудиторией, который мы пытаемся скрыть, или хорошо замаскированная зависть к некоторым людям. Только мы знаем, что мы чувствуем и думаем при каждом взгляде, и из благих побуждений защищаем свой внутренний мир. Наблюдатель должен приложить очень серьезные усилия, чтобы распознать наши потаенные мысли и переживания. И многое зависит от нас, кому мы расположены доверить свою душу. «Внутренний взгляд» дает нам привилегированный доступ к информации, описывающей свойства нашей личности и нашу суть: мы лучше всех знаем, что нас успокаивает или вызывает тревогу, что нам нравится, а что нет, во что мы верим и на основе чего у нас складывается то или иное мнение. И только очень внимательный наблюдатель может заметить нервно поддергивающее веко, что свидетельствует о том, что человек находится под сильным стрессом. Так, многие люди в известных ситуациях проявляют робость и застенчивость, которая не всегда легко распознается. Актер, менеджер, художник очень часто робеют, но они научились в контактах искусно скрывать свою мучительную застенчивость.
- Не осознаваемые импульсивные порывы и мотивы, которые для нас самих, а также и для других остаются скрытыми. Подсознательные автоматизмы — штампы поведения, усвоенные от родителей, к примеру, определяют наши профессиональные склонности и влияют на выбор спутника жизни. Травмы далекого прошлого в определенных ситуациях вызывают беспричинную агрессию или повергают в глубокую печаль. Часто причины такого поведения или мотивы связаны с личностным развитием, и их коррекция не требует больших усилий в части работы над собой.
«Позитивные иллюзии» и доверие к себе
Как бы мы не стремились к трезвой и реалистичной оценке своих личностных черт и характеристик, в которые вкладываем силы и средства — для оценки, например, образованности и интеллекта, эта оценка почти всегда превышает «официальные» результаты, получаемые в ходе их тестирования. С другой стороны, люди, хорошо нас знающие, дают более точную оценку уровня нашего интеллекта. Их взгляд более объективен, так как не проходит сквозь призму личного интереса. То есть, мы в оценке важных для нас личностных черт себя переоцениваем, что имеет положительные следствия: переоценка себя укрепляет наше доверие к себе и позволяет принимать вызов, проходить сквозь страхи, которые мы бы в противном случае обошли стороной. Мы также быстрее выздоравливаем и восстанавливаемся, когда доверяем себе.
Искажение само-восприятия заметно проявляется и в оценке своей привлекательности, внешности. Причем, отклонения от реальности могут быть гротескными в обоих направлениях: некоторые считают себя супер-моделями и Адонисами, напрочь игнорируя ехидные усмешки над ними окружающих. Другие же имеют неоправданно негативное мнение о себе доходящее до дисморфофобии (психическое расстройство, при котором человек чрезмерно обеспокоен и занят незначительным дефектом или особенностью своего тела, что сопровождается высоким риском самоубийства).
И та, и другая крайности, как правило, в своих оценках даже наполовину не имеют под собой объективного основания. Это в полной мере относится к мимике и жестам. Нам часто нравится наше отражение в зеркале, но в реальной жизни мы выглядим иначе. Именно потому, что мы себя никогда не видим «в движении», в действиях, поэтому другие люди нас более точно воспринимают, как и более реалистично оценивают «язык» нашего тела. Об этой частичной слепоте нашего «я» писал еще римский философ Сенека: «Чужие пороки у нас на глазах, а свои за спиной». Кроме того, мы нечасто сталкиваемся с такими ситуациями, когда наши слабости и недостатки, что называется, у всех на устах. Как и достаточно редко получаем честную обратную связь о «деликатных» вещах. И часто не узнаем о том, что о нас думают другие.
«Большая пятерка личностных свойств»
Многочисленные исследования показывают, что мы имеем достаточно точное представление относительно некоторых черт своей личности. И уж точно по поводу, так называемой, «большой пятерки личностных свойств», которые в одинаковой степени хорошо распознаваемы, как нами самими, так и окружающими:
Экстра-/ интровертность – мы знаем в большинстве своем, считают ли нас другие экстравертами или интровертами, и это знание увеличивается с продолжительностью контактов: чем дольше мы с кем-то знакомы, тем более точно знаем, что он о нас думает и насколько верно оценивает нас.
Уживчивость – также мы можем довольно хорошо определить, насколько мы не конфликтны и легки в общении.
Добросовестность – мы получаем более менее очевидное представление, считают ли нас пунктуальными, заслуживающими доверие и надежными.
Открытость – также, на наше представление о том, насколько мы любознательны и открыты новому опыту и деятельности, сильно влияет образ, сформированный о нас нашим окружением, и постоянная обратная связь сохраняет это представление достаточно реалистичным.
Невротизм – наша эмоциональная стабильность (или нестабильность) сравнительно легко распознается окружающими, и это свойство, зачастую, в значительной степени подвергается оценками извне. Тревожность, обидчивость, импульсивность, чувствительность – это метки, которые другие редко переоценивают или неверно интерпретируют. Мы рано или поздно выясняем, что иногда окружающим с нами бывает тяжело.
Обобщая изложенное, можно утверждать, что мы способны точнее и быстрее понять себя в части тех свойств, которые проявляются в активной деятельности и в контактах с другими людьми. Особенно хорошо проявляются черты личности, связанные с профессиональной компетентностью и квалификационным признанием, также активность и самоутверждение в группе. Это также распространяется на ситуации, в которых люди составляют о нас первое впечатление. В продолжительных отношениях, как дружба, партнерство, семья или многолетняя работа бок о бок, имидж неизбежно пропускается через «большую пятерку личностных свойств», особенно человек проверяется на добросовестность и открытость.
Свойства-«усилители»
Некоторые для окружающих, как открытая книга – их могут сравнительно быстро и очень хорошо оценить. И она получат от окружающих «точное» впечатление о себе: психолог Ренделл Колвин (Randall Colvin) из Нординстернского университете исследовал личностные свойства таких людей и выяснил, что они в первую очередь экстравертны, эмоционально стабильны, добросердечны и последовательны в своем поведении. Эти свойства в психологии личности определены как «усилитель» в смысле, что они способствуют проявлению других свойств личности. К примеру, легче выявить творческие способности у экстраверта, чем у интроверта. Экстраверт больше сообщит о своих идеях, взглядах и опыте. Интроверт сохранит больше в себе, и мы можем только догадываться, что есть у него в голове, и предполагать, что он также креативен.
Другое свойство, которое проявляются как «усилитель» — спонтанность, с которой человек реагирует на других людей. Если человек налево и направо разбрасывает свое мнение и оценки, он может слыть бестактным. Но он на все немедленно реагирует, и из него не надо «клещами тянуть» информацию — такого человека нетрудно расшифровать как личность. Кто хочет быть верно воспринятым другими и лучше понятым, должен больше раскрыться для других. Также и для интровертов это приносит результаты: чаще рассказывать другим о своих предпочтениях, проектах, обмениваться мнениями о вещах или людях.
«Контекстуальная правда»
Однако, если интроверт решил «перековаться» в экстраверта, это может буквально привести к самоотречению. Он должен «перекроить» свой внутренний мир, что далее проявится в его поведении. Подобный случай описывает психолог Сэм Гослинг (Sam Gosling). Он был знаком с одним профессором, который завораживал студентов своим особым стилем преподавания и ведения лекций: он острил, провоцировал на спор, порой ехидничал и вредничал, всегда был в отличном тонусе. Он бурлил идеями, участвовал даже в самых отдаленных от его специализации дискуссиях, и его считали типичным, переполненным энергией экстравертом.
Сам же профессор настаивал на том, что проделывал все эти шоу, потому что он хотел быть хорошим преподавателем, а не потому, что подобное поведение соответствует его темпераменту. Действительно, при более тесном знакомстве было ясно видно в других контекстах, что он внимательный, выдержанный и спокойный слушатель. Он получал гораздо большее удовольствие от диалога с конкретным учеником, объясняя ему что-то, чем от массового шоу перед сотней студентов. Последнее сильно выматывало профессора, заставляя обдумывать, что он должен «выкинуть» перед студентами при каждом своем выходе на «сцену», и в конце лекции он чувствовал себя полностью выжатым. Именно это, как раз, и не случается с экстравертом – они любят большие представления.
Мнение окружающих о человеке может сложиться ложным, если наблюдатель видит человека только в одной определенной ситуации. Кроме того, множество непротиворечивых суждений о человеке не могут «нейтрализовать» собой хотя бы одно довольно нетипичное, выпадающее из общего ряда суждение о наблюдаемом. То есть, мы можем действительно судить о человеке только тогда, когда мы видели его во многих ситуациях и контекстах. «Реальный» образ человека отражается только тогда, если свойства его личности стабильно проявляются в разных ситуациях.
Как устранить «пробелы» в представлении о себе?
Если наше представление о себе и образ, сложившийся о нас у окружающих, не совпадают, мы, скорее всего, убеждены, что люди ошибаются на наш счет. Нас не признают, и это несправедливо! Мы совсем другие! Результаты же многочисленных исследований личности предостерегают: стоит призадуматься над этим расхождением мнений.
Как правило, суждения других отражают наши привычки и черты личности, которые мы сами не осознаем. Исследования поведенческих индикаторов, которые могут зафиксировать риск сердечного приступа, впечатляюще подтвердили: супруг точно оценивает степень страха, гнева, властности, само-изолированности и нерешительности своего спутника жизни, значительно точнее, чем он сам. Их наблюдения с высокой степенью точности предсказывают сердечный приступ.
Что мы можем перенять для себя, какие «белые пятна» имеем в своем представлении о себе, тормозящие или препятствующие нашему жизненному успеху? Как определить, какое впечатление мы производим на других?
В принципе, через обратную связь, информацию, которую мы получаем непосредственно, прямым запросом или непрямым. Хотя задать человеку прямой вопрос о себе не имеет никакого смысла – во всяком случае в момент, когда мы только формируем представление о себе. Но если мы научимся считывать сигналы, постоянно тренируясь, то можно попытаться провести корректировку: действительно ли считают меня другие творческой личностью, приятным в общении знакомым, вдохновляющим сотрудником шефом? Являюсь ли я желанным гостем или провокатором скандалов?
На работе или в клубе по интересам каждый, к своему немалому разочарованию, замечает, что ему на первых порах никогда не дадут особое задание, как и не выдвинут участником в проект или кандидатом в лидеры. Хотя сам он знает, что будет там на месте и убежден в своих способностях справиться с задачей. И он в силах, если умеет и захочет, «считать» информацию с окружающих, что он, вероятно, не так хорош, как он сам полагает. Нечто в его поведении и утверждениях должно быть признано большинством. И если он быстро и непосредственно проявит себя в деле, отлично выполнив свою работу, то в следующий раз окажется выдвинутым кандидатом на руководящий пост или менеджером проекта.
Чтобы узнать, насколько верно нас оценили другие, и в случае необходимости скорректировать свой образ, мы должны знать, какое впечатление мы производим на окружающих. И это мы узнаем в процессе активного обмена информацией, путем обратной связи – от возможно большего количества совершенно разных людей. При этом не стоит отбирать оценки только тех, кто позитивно настроен к нам, только друзей или партнеров, а также учитывать, как вас видят не симпатизирующие вам люди или даже враждебно к вам настроенные.
Объективная обратная связь
Впечатление о нас заключает в себе также манеру общения, оценку мимики и жестикуляции. То, какие невербальные сигналы мы подсознательно посылаем своему собеседнику посредством своего тела. Поэтому очень помогает в изучении своего образа просмотр видеозаписи, где мы общаемся с другими людьми. Это может оказаться для вас сущим наказанием, но очень информативная работа. Возведенный сегодня в разряд классических эксперимент психологов Ричарда Робинса (Richard Robins) и Оливера Джона (Oliver John) показывает, как может столкнуться идеализированное и приукрашенное представление о себе, как с реальностью, так и с суждениями сторонних людей. И почему это подчас помогает получить достоверную обратную связь. Психологи предложили дискуссию группе испытуемых, чтобы они высказали свою точку зрения и внесли, как можно больший вклад в групповую работу. Дискуссия была записана на видео.
По окончании обсуждения, каждый участник должен был оценить свой вклад и свои достижения – по числу своих высказываний и качеству аргументов. Как и ожидалось, большинство участников эксперимента посчитали себя рьяными спорщиками и виртуозами аргументации. После проведения этих оценок, участники посмотрели видео своей дискуссии, и попросили еще раз прокрутить ролик. Большинство из участников пересмотрели свои представления о себе, значительно понизив свои оценки. Завышенная самооценка как продукт самовнушения лучше всего корректируется объективной обратной связью.
Если речь идет о каких-то способностях, которыми мы обладаем, например, вождение автомобиля, умение вести дискуссию, быть заводилой в компании или нежным любовником — мы склонны преувеличивать свои достижения и умения. Мы отыскиваем у себя те стороны или аспекты достижений, в которых мы действительно не плохи (я могу очень хорошо парировать ответы в споре, значит я виртуоз в дискуссии) – и игнорируем другие аспекты, в которых мы явно не блещем.
Представление о себе – к вопросу о достоверности
Как определить, насколько удовлетворительно наше представление о себе? И как это измерить? Кто судья, если мы сами считаем себя робкими, искренними, импульсивными, умными, или жадными – а окружающие видят нас иначе? Для психологов, исследующих расхождения в представлении о себе и внешнем имидже, вопрос определения меры достоверности является главным. Как наилучшим образом зафиксировать свойства и черты личности и потом их сопоставить? Некоторые характеристики и поведенческие реакции сравнительно легко схватываются при наблюдении и однозначно интерпретируются. Так, склонность к доминированию или теоретизированию вполне очевидны, как и стили общения — эмоциональная многословность или рациональная краткость.
О многих характеристиках и чертах поведения без особого труда можно прийти к общему мнению – особенно если речь идет не о нас самих. Но, как считают специалисты, консенсус большого числа наблюдателей по их оценке определенных людей в определенных ситуациях — все же недостаточно надежная мера для сопоставления собственного образа о себе и мнения других. Но этот метод все же используется во многих экспериментах: суждения о людях и их поведении сторонними наблюдателями чаще более негативны, чем их же оценки друзьями и близкими, и гораздо более хуже, чем собственные суждения оцениваемых о себе.
Это убедительно показала Симин Вазире (Simine Vazire), психолог из университета штата Вашингтон, разработавшая «Асимметричную модель познания себя и другими» (SOKA — Self–Other Knowledge Asymmetry). Она основывается на 2-х моментах. Во-первых, Вазире утверждает, что мы хорошо осведомлены о наших сокровенных невротические чертах, и мы действительно можем легко их спрятать и ими играть. Мы знаем лучше других, насколько мы тревожны и оптимистичны, например. Это действительно не имеет значения, что думают окружающие, если вы чувствуете себя чрезвычайно гордым, или у вас завышенная самооценка. Напротив, когда речь заходит о нашем поведении (например, как мы веселы и напористы), Вазире утверждает, что другие могут судить об этом лучше.
Во-вторых, Вазире полагает, что другие находятся в лучшем положении, чем сам оцениваемый, когда речь идет о важных аспекты личности (то есть, очень желательных или нежелательных) — как умный, привлекательный и творчески одаренный. И это несмотря на то, что наши друзья и близкие также имеют свои собственные предубеждения. Более того, они оценивают вас в более «розовом свете», чем мы сами (типа, когда ваша мама говорит: «Ты красивая», не стоит принимать это слишком серьезно). Но несмотря на «позитивное смещение», различия в оценках привлекательный/интеллектуальный/творческий друзей и членов семьи – очень незначительны и претендуют на достаточную объективность. Само-восприятие этих черт менее положительно в абсолютном смысле, но все же менее соответствуют действительности относительно оценок близкого окружения. По поводу интеллекта и творчества, по словам Вазире, друзья и даже незнакомые люди – гораздо лучшие эксперты, чем мы сами. «Все, с чем вы соприкасаетесь, оставляет след вашей личности. И эти следы вы оставляете непреднамеренно. Вы даете доказательства вашей личности, в которых вы сами даже не видите себя».
И все же, как получить объективную меру оценки свойств личности, которая не зависит от нашей самооценки и оценок друзей и родственников? Вазире также прибегла к аудиозаписи. Она несколько дней в определенные периоды времени записывала звуки повседневной жизни, чтобы понять, как люди ведут себя в естественной для них среде. В своем исследовании она попросила участников сообщить, что они думают о себе, как они обычно ведут себя, и также аналогичные вопросы задала их друзьям и родственникам. И сравнила данные аудиозаписи, самооценки и оценки близких. Результаты показали, что самооценки и рейтинги близких были примерно одинаково точны в целом, но в некоторых утверждениях о себе сам человек был более точен, чем о нем высказывались другие. В части оценки поведения (например, посещение занятий), другие были более точны, нежели сам оцениваемый.
Для проверки своей модели Вазире провела еще одно исследование, в котором она типологизировала самооценки и оценки другими личностных черт, включая внутренние и внешние черты, и оценочные и нейтральные свойства. Чтобы выявить объективные основания оценки, связанные с поведением и эффективностью человека. Например, для оценки тревожности объективное основание — выступление перед группой экспертов, от мнения которых будет зависеть получение «места под солнцем». Естественно, просматривая видеозапись такого выступления, можно выявить объективные признаки беспокойства (например, нервные движения рук и губ). Были также собраны объективные показатели уверенности в себе, разговорчивости, чувства собственного достоинства, креативности и интеллекта. Эти результаты согласуются с моделью SOKA. Для внутренних признаков (например, беспокойство, чувство собственного достоинства)самооценки были более точными, чем оценки друзей, в то время как для внешних признаков (например, уверенность в себе, болтливость) не было обнаружено никакой разницы. По уровню интеллекта и креативности оценки друзей были более точными, чем самооценки.
Ключевой момент — сравнение
При сопоставлении собственного представления о себе и образа, который сложился о вас у окружающих возникает и проблема интерпретации – неоднозначности определений. Так, что обозначает «творческий успех»? И соответственно, проявляется ли в усредненной оценке окружающих какое-то объективное значение?
Ведь зачастую мы с удовольствием общаемся лишь с теми, кто имеет схожие с нами взгляды, и с теми, кто укрепляет и стабилизирует наше представление о себе. Но это бывает проблематичным, когда мы должны проявить себя в новом контексте и ситуациях. Тогда может случиться, что наша самооценка кардинально изменится, так как другие применят совершенно иные мерки, и наши успехи будут оценены не так высоко.
Также, когда мы хотим точно знать, каковы мы и как выглядим со стороны, есть смысл увидеть себя глазами разных людей и с разных позиций – особенно в части поведения, где обычно есть «белые пятна» в нашем собственном представлении о себе. Это иногда может помочь устранить подобные пробелы и представить себя окружающим, собственно такими, какие мы есть и какими хотим выглядеть. Получить обратную связь целесообразно как в тесных, давно сложившихся контактах, так и от людей, более широкого круга, на работе или в кругу знакомых по клубу по интересам и т.д.
Люди определяют себя через сравнение и хотят хорошо выглядеть, как для других, так и для самих себя. Наша общественная репутация основана на том, как другие нас в общем видят и оценивают. И поэтому мы в целом интересуемся, как другие нас воспринимают, какова репутация у нас уже есть, и что мы можем сделать, чтобы улучшить или изменить свою репутацию.
Защищает ли уверенность в себе наше представление о своих способностях от чужого влияния? Исследования показывают, что мы не имеем иммунитета к силе подсознательных раздражителей. Томас Муссвайлер (Thomas Mussweiler), университет Кельн и его научный наставник Фриц Strack (Fritz Strack) из Университета Вюрцбурга ввели термин «относительно стабильное представление о себе»: сравнения с другими людьми являются ключевым элементом в постоянной корректировке себя. Если вас просят, например, насколько вы спортивны или вы экстравертны, отвечая на вопрос, вы так или иначе ранжируете себя по отношению к неким именам или квалификациям.
Познать себя – наука вам в помощь
Получить более полное представление о себе помогает наука, и в частности уловки психологов, позволяющие выявить скрытые мотивы и свойства личности. Так, Тимоти Уилсон (Timothy Wilson) из Университета Вирджинии в Шарлоттесвилле утверждает, что представления человека о самом себе как результат интроспекции (самонаблюдения ) – неверны по причине того, что большая часть процессов, которые формируют наше «я» происходят на подсознательном уровне. Мы принимаем решения, учитываем опасности и взаимодействуем с другими людьми на основе психического механизма, работа которого скрыта для нас, утверждает Уилсон. Чтобы познать себя, необходимо заглянуть «за кулисы» сознания.
Причем, веками бытовавшее представление о том, что у нас есть привилегированный доступ к себе, «разбилось в дребезги» о новые научные выводы еще в начале прошлого века. В частности, физик и психофизиолог Эрнст Мах (Ernst Max), исследующий восприятие, выявил, что наши взгляды не достоверны в силу оптических иллюзий или погрешностей восприятия.
Действительно, наша повседневная жизнь неустанно поставляет нам свидетельства того, что что наше представление о себе, мягко говоря, не «отягощено» разумом. Хотя бы потому, что оно отличается от поведения («Я волевой,но бросить курить не могу»). Или потому, что нам трудно отделить усвоенные социальные нормативы от собственных убеждений. Поэтому для уменьшения погрешностей в личностных тестах часто применяются вопросы, предполагающие однозначные ответы, типа: «Вы когда-нибудь лгали?» Или так называемые «слепые тесты», по которым опрашиваемый не может определить конечную цель исследования. И это – только малая часть уловок психологов.
Но несмотря на все погрешности, психологам во многих экспериментах приходится опираться на субъективное мнение испытуемых. Достаточно надежный метод в осознании собственных чувств и переживаний — ведение дневника. Работа психолога Джеймса Пеннубейкера (James Pennebaker) из Университета Техаса в Остине показала, что прописывание собственного опыта помогает организовать соответствующие чувства.
Память хранит…
Интересные выводы получили исследователи, изучающие особенности поведения людей с нарушениями мозговых функций. Наши способности самопознания, полагают они, можно разделить на 2 типа: признание своих собственных черт и представление о них. В частности, было выяснено, что суждения о себе, по крайне мере, частично связано с памятью. Психолог Стэнли Клейн (Stanley Klein) из Университета Калифорнии в Санта-Барбаре вместе с группой ученых установил, что больные с тяжелыми нарушениями памяти и болезни Альцгеймера на продвинутой стадии способны осознавать себя и даже обновлять представления о себе.
Так, один из пациентов почти ничего не помнил из прошлого, но очень хорошо описал черты своего характера, каким он был до несчастного случая. Пациент с антероградной амнезией (неспособность узнавать новое) заявил в официальном протоколе о своих личностных изменениях. По мнению Кляйна, эти исследования показывают, что собственный образ во многом зависит от нашей памяти и жизненного опыта. «Я» сохраняется даже после серьезных повреждений головного мозга.
Скрытые мотивы
Исследователи используют различные методы для выявления скрытых мотивов и черт характера личности. Такие как тест неявных ассоциаций (IAT), разработанный психологом Энтони Гринвальдом (Anthony Greenwald) в Университете Вашингтона в Сиэтле в конце 1990-х годов. Выполняя задания, испытуемый должен, как можно быстрее реагировать на стимул, например, слово или изображение, которое появляется на экране.
Многие скрытые моменты демонстрируют так называемые эксперименты грунтовки (Priming-Experiments), когда стимулы находятся ниже порога сознательного восприятия — эти данные существенно меняют представление испытуемых о себе. Всего на несколько миллисекунд показанные снимки или слова иногда приносят удивительный эффект.
Способности и свойства человека помогает выявить магнитно-резонансная томография (МРТ). Поведенческих реакции отражаются в картинах активации разных участков головного мозга. Так, если испытуемого просят прислушаться и обратить внимание, что происходит с его телом, то наблюдается повышение активности в предклинье и префронтальной коре головного мозга (Cortex praefrontalis). Когда человек мыслит о себе в словесной оценочной форме (умный /веселый /щедрый и т.д.), задействуется и увеличивается дорсомедиальная часть префронтальной коры, связанная с гиппокампом. Эмоциональные аспекты личности («Я хороший сын /дочь и т.д.) активируют в первую очередь вентромедиальные и орбитофронтальные участки префронтальной коры и миндалины.
Медиальная префронтальная кора — особенно в правом полушарии головного мозга — похоже, играет особо важную роль в обновлении нашего представления о себе: когда он временно подавляется, это означает, что у человека проявляется склонность к преувеличению своих способностей.
Это, в частности, выявил в своем исследовании Джулиан Пол Кинан (Julian Paul Keenan) из Монтклер университета в Нью-Йорке. Испытуемым были предложены в общей сложности 144 прилагательных, и они должны были нажать кнопку с надписью «Да, относится ко мне» или «Нет, не относится ко мне». В этом списке было одинаковое количество положительных, нейтральных и отрицательных характеристик — от «очарователен» до «невыносим». Эксперимент проводился с использованием транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) в области лобной доли головного могза. Как правило, было заметно «позитивное смещение» в самооценке — субъекты предпочитали хвалебные прилагательные. И как показала томограмма — медиальная префронтальная кора мозга у испытуемых была подавлена. Эффект поразил ученых: у испытуемых снизилась тенденция к самооценке! Как такое объяснить?
Есть ли центр самообмана в мозге?
Подтвердить эти результаты, а также показать, что отключение активности данной зоны головного мозга непосредственно связано с восхвалением команде Кинана удалось в их последующем исследовании. Также ими была замечена разная реакция на лестные слова и нравственные оценки. Последние гораздо слабее отражали активность в этой зоне мозга или же она вообще отсутствовала. Видимо, есть тонкие различия в характере самовосхваления: в моральных ценностях лежит сильная социальная составляющая, которая, вероятно, иначе обрабатывается в головном мозге (как, не одно и то же – иметь понятие о бескорыстии и быть бескорыстным).
Из других исследований, однако, ученым удалось выяснить, что префронтальная кора головного мозга подавляется не только в моменты самовосхваления, а также при негативных суждениях и высказываниях других о качествах человека.
Тем не менее, эта область головного мозга играет важную роль в формировании нашей самооценки. Хотя и многие другие зоны мозга также участвуют в переработке информации человека о себе. Но не обнаружен нейронный центр самоанализа. Хорошо себя знать и распознавать возможный самообман, как кажется, хочется многим — но так ли это на самом деле? И возможно ли это? Тимоти Уилсон и его коллега Элизабет Данн (Elizabeth Dunn) из Гарвардского университета в Бостоне поставили эти вопросы в обзорной статье своего исследования — и сделали отрезвляющий вывод. Они полагают, что практически невозможно совпадение явных и неявных самооценок.
И еще один важный вывод зафиксировали Уилсон и Данн: наша самооценка не является побочным продуктом психических процессов восприятия, скрытых от сознания. Она возникает также не от оценки личных «сильных» и «слабых» сторон. Для этого, мы тоже, как правило, избегаем неприятных оценок. Слегка завышенная самооценка рассматривается как личные преимущество: она помогает нам, выступая в качестве катализатора наших действий. Скорее всего, в нашем «я» отражается непрерывная гибкая адаптация к окружающей среде и другим людям, цель которой — сохранять нашу жизнеспособность.
Таким образом, само-презентация – это не вопрос тщеславия или сохранения популярности. То, что в нашем головном мозге существует специальный нервный центр, свидетельствует о том, что согласование собственных представлений о себе и нашей репутации жизненно важно.
Иллюзия прозрачности
При этом не стоит переоценивать способности окружающих. Они могут, если только хотят, нас познать «как внутри, так и снаружи», и мы для них находимся «на открытой сцене». И часто бываем сбиты с толку и разочарованы, оказываясь во власти иллюзии прозрачности: если мы так хорошо осведомлены о нашем внутреннем мире, то верим, что другие также должны иметь аналогичное впечатление о нем, и могут познать наши чувства, взгляды и мысли.
Иллюзия прозрачности состоит прежде всего в том, что мы в других видим гораздо лучших наблюдателей, чем это есть на самом деле. И мы в любом случае не являемся объектом постоянного интереса других. Они пристально наблюдают за другими гораздо реже, чем мы предполагаем. И мы забываем, что каждый из нас — сам себе актер на сцене, все мы слишком заняты своими собственными жизненными задачами.
Мы гораздо более любимы, чем это полагаем!
«Собственный автопортрет» и наш имидж, поддерживаемый окружением, имеют между собой многообразные связи: из того, как нас видят другие, мы заключаем, каковы мы в действительности, и по возможности меняем свое представление о себе. И это происходит потому, что образ, который создают о нас другие, мы признаем как достоверный. Мы иногда чувствуем, что неадекватно оцениваем себя.
Взаимодействие между нашим представлением о себе и мнение о нас других – сложный и часто запутанный процесс. Это подтверждают и результаты научных исследований, впечатляющие и утешительные: мы любим во многом возвышать себя, но в большинстве мы недооцениваем степень симпатии и того, насколько мы дороги другим людям. Отсюда один важный вывод: как правило, мы гораздо более любимы, чем это полагаем!
На этой прекрасной ноте я завершаю обзор о возможностях формирования своего собственного образа. И очень надеюсь, что он помог Вас лучше разобраться в себе.
Светлана Александрова Линс
Литература:
1. Handbook of self-knowledge. The Guilford Press, New-York/London, 2012
2. H.Ernst «So bin ich, oder? Unser Selbstbild – und wie die anderen uns sehen», Psychologie Heute, Nov 2012, S. 20-28.
3. S.Gosling, O.John, K.Craik, R.Robins «Do people know how they behave? Self-reported frequencies compared with on-line coding by observers», Journal of Personality and Social Psychology, No 4, 1998
4. E.Pronin «How We See Ourselves and How We See Others», Sience, vol 320, 30 May, 2008, S. 1177-1180
5. S.Vazire «Who knows what about a person? The self-other knowledge asymmetry (SOKA) model», Journal of Personality and Social Psychology, № 98, 2010, S. 281–300.
6. T.Wilson «The Unseen Mind», Science 321, 2008, S. 1046 – 1047.
7. S.Klein, C.Gangi «The Multiplicity of Self: Neuropsychological Evidence and Its Implications for the Self as a Construct in Psychological Research», Annals of the New York Academy of Sciences, № 1191, 2010, S. 1 – 25.
8. K.Hanko et al. «When I and Me are Different: Assimilation and Contrast in Temporal Self-Comparisons», European Journal of Social Psychology № 40, 2010, S. 160 – 168.
9. V.Kwan et al. «Assessing the Neural Correlates of Self- Enhancement Bias: A Transcranial Magnetic Stimulation Study», Experimental Brain Research № 182 (3), 2007, S. 379 – 385.
10. O.Schultheiss et al. «The Role of Implicit Motivation in Hot and Cold Goal Pursuit: Effects on Goal Progress, Goal Rumination, and Emotional Well-Being», Journal of Research in Personality № 42, 2008, S. 971 – 987.
11. D.Smeeters et al. «When Do Primes Prime? The Moderating Role of the Self-Concept in Individuals’ Susceptibility to Priming Effects on Social Behavior», Journal of Experimental Social Psychology № 45, 2009, S. 211 – 216.
___________________________________________________
назад к выпуску >>
к рубрике >>