Наталья Мантель «Путешествуйте самостоятельно» по жизни  — Часть 6-я

(новоиспеченному студенту, обучающемуся за границей, и … не только ему)

natalia-mantel

Предыдущая часть
Сейчас Вы переживаете непростой период вживания в новую страну, сопровождающийся, к тому же, интенсивным изучением немецкого языка. Ведь за отпущенные по Закону пребывания иностранцев в ФРГ год, максимум полтора, студентам подготовительных языковых курсов необходимо одолеть уровень его владения С3 (это официальное обозначение уровней владения немецкого языка для сдачи экзаменов в Гете-институте на основании шкалы «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком». Аналог уровня С3 — kleines Deutsches Sprachdiplom, подробно об этом на сайте Гете-института в Москве: http://www.goethe.de/ins/ru/mos/lrn/prf/ruindex.htm/). Так что нагрузка у Вас в два или может быть в три раза больше, чем у других эмигрантов-новичков.
А любая система даст сбой, если ее постоянно перегружать! Человеческий организм, как и компьютер, имеет ограниченную мощность, хотя потенциал и того, и другого достаточно велик. Поэтому хочу с Вами поделиться сводом правилам повышения «коэффициента полезного действия» для студента, которые, в свое время, значительно облегчили мою адаптацию за рубежом. Эти правила отражают коллективный опыт, мой и моих знакомых, которые учились за границей, в том числе и в Германии.

obrazovanie-za-rubejom

Надеюсь, что эти советы помогут и Вам:
— как и любому мотору, телу и мозгу надо давать «передышку».
Постарайтесь расслабиться и использовать недолгие минуты отдыха с пользой, например, при помощи йоги или аутогенной тренировки. Ведь этим можно занимать и самостоятельно даже в очень маленькой комнате.
Очень помогают снять перенапряжение, чтобы быстро уснуть и главное выспаться, даже короткие прогулки перед сном, когда можно просто помолчать или поговорить только о чем-то приятном. Сон — это лучшее «лекарство» от усталости, и по выходным надо обязательно отсыпаться. А еще хорошо покататься на велосипеде, очень успокаивает и расслабляют водные процедуры (обливание, плавание в бассейне или водоеме).
— постарайтесь наладить контакты только с теми студентами, которые идут на общение.
В первую очередь, это касается местных, ведь они видят в Вас потенциальных конкурентов в будущем, угрозу занять их вакансию и на практике, и после окончания вуза. Ведь распределения нет, и каждый будет обязан сам искать работу. А у Вас есть козырь, которого нет у них — русский язык (дополнительный иностранный в Германии).
Старайтесь не навлекать на себя негативных эмоций со стороны окружающих и даже их недоброжелательных взглядов. Ведь энергетика — это материальная субстанция! Даже если Ваш круг знакомых состоит сейчас лишь из местных сокурсников, это — не проблема. Ваша задача — выделить из них единомышленников или тех, с кем у Вас обнаружились общие интересы (спорт или танцы, например), а иногда и проблемы, скажем, поиск комнаты в студенческой коммуналке.
И у меня поначалу в Германии были только иностранцы-знакомые. В этом есть и положительные моменты — чужбина сплачивает единомышленников и людей, «настроенных на одну волну»! Иногда именно за границей находишь таких замечательных людей, с которыми никогда бы не столкнулся или не пересекся на Родине, даже живя в одном городе. Недаром Герцен писал: «Общение с иностранцем — это как повышение в должности!».
С местными жителями Вы можете наладить контакт и помимо Вашего вуза, и это будут совсем другие отношения. Что важно, общайтесь только с доброжелательными людьми, независимо от их профессии: пусть это будет пекарь, у которого Вы покупаете булочки, или мясник, а может быть, торговец овощами на рынке или просто соседи.
На месте подработки не рассчитывайте на особую любовь со стороны персонала, так как и там Вы – конкурент. Но иногда возникают очень тесные отношения именно с товарищами по работе. Только, ни в коем случае, не надо заводить романтические отношения, особенно, с шефом. Иначе можно лишиться рабочего места, когда он сменит пассию!
— на Западе в ВУЗах практикуется тьюторство.
Это — шефство  со стороны старшекурсников или преподавателей-кураторов. И дело тут не в возрасте, а в отношении к собственному предмету. Многие из преподавателей будут только рады, если Вы их попросите позаниматься с Вами после занятий. Это может быть как разовая консультация, а также систематические занятия. Как и за другую работу, возможно, за них надо будет дополнительно оплачивать, но подобные расходы — надежная «инвестиция» в будущее.
Надо не только сконцентрироваться на самых «нужных» преподавателях, но и на всех, которые будут на экзаменах. Не подарки и взятки, а оплаченные дополнительные консультации (Nachhilfe) — вот приработок западных преподавателей.
— Не бойтесь сделать ошибку!
Когда Вы говорите или пишите, не пугайтесь и, главное, не стесняйтесь что-то неправильно произнести или написать на бумаге. Помните, что «не ошибаются только дураки или тот, кто не работает!», а также, что «людям свойственно ошибаться!» Вас обязательно исправят, и пусть иногда кто-то посмеется, но это — глупые люди, с отсутствием правильного воспитания и такта, без малейшего намека на интеллигентность. Вы можете легко поставить на место такого человека, сказав, например, что Вы рады, что он(-а) не забыл(-а) программы начальной школы!-
В действительности, говорить с ошибками — это не так плохо, как думать или жить с ошибками! А иногда такой публичный стресс помогает навсегда запомнить правильное написание или произношение. Так что «смеется тот хорошо, кто смеется последним». Постарайтесь понять, в чем кроется суть Вашей ошибки: не поняли тему, неправильно уловили смысл, перепутали падеж или запутались в спряжении глаголов?! Повторяйте время от времени и проверяйте, усвоили ли Вы тот материал или тему, где была допущена ошибка. Ведь, недаром говорят: «Повторение — мать учения!»
Обычно в вопросе уже половина, а то и большая часть ответа, нужно только изменить конструкцию предложения, то есть вместо вопросительного слова поставить ответ или поменять местами сказуемое (в вопросе оно всегда на первом месте) и подлежащее, а вся остальная часть останется неизменной. Главное, до конца дочитать и постараться понять смысл вопроса, а нет ли там «ловушки», например, на вопрос: какой из данных предметов не имеет отношения к данной теме, даже не зная правильно ответа изначально, можно все равно грамотно ответить, если действовать методом исключения.
— Проще понимать вопрос, если знать, о чем идет речь.
Поэтому, как выдастся свободное время, «поройтесь» в рунете и поищите материал по данному предмету. Особенно, это помогает по математике и другим точным наукам, ведь формулы и правила везде одинаковые. У меня был справочник по математике еще от моего отца, учившегося в МИФИ, и там все основные темы от простых до сложных были доступно изложены.
Однако, в тех же коммерческих расчетах могут существовать принципиально другие схемы. Поэтому надо уметь отодвинуть в самые дальние «уголки» памяти привычные методики, если это потребуется, и постараться вникнуть в новые формулы, понять их смысл. Не стесняйтесь спрашивать преподавателей во время лекций, они это не только не любят, но и приветствуют. Как говорится: «Вопрос не ударит в нос!», а по-немецки это звучит так: «Frage kostet nichts».
— другой язык — это другая культура и другой образ мышления!
Поэтому касательно грамматических конструкций не стоит  задаваться вопросом: «А почему так?». Не надо также стремиться перевести фразу дословно. Это зачастую, просто невозможно, просто постарайтесь поточнее воспринять смысл поставленной задачи. Можно обладать небольшим запасом слов, но сказать о многом, умея их комбинировать или вместо незнакомого вставить уже известное или же объяснить (дать ответ) своими словами. Как говорил мой преподаватель немецкого языка на языковых курсах в Кельне: «Умение понятно объясниться, владея небольшим запасом слов, опираясь на грамматику, это — высший пилотаж!»
Весь учебный материал выучить просто невозможно. Главное, не потерять желания и потребности учиться. Но не зубрить, а уметь «схватить» и понять основную суть и применить это потом на практике! Надо помнить, что Вы учитесь не для того, чтобы сдать экзамен и получить галочку в зачетке, а для дальнейшей трудовой деятельности по изучаемой специальности, вполне возможно, оставшись затем по рабочей визе в Германии. Для того, чтобы стать первоклассным специалистом, надо иметь не столько «обилие извилин», сколько твердую пятую «точку опоры» (harte Sitzfleisch).
— задействуйте  в обучении ресурсы своей психики.
Хорошо помогают в процессе изучения нового языка наклейки с переводом слов на тех предметах, которыми они являются, например, на шкаф, на холодильник. Еще можно везде на видные места наклеить фразы, которые трудно запоминаются или же грамматические правила. Так Вы пассивно продолжите изучение, подключая визуальное восприятие. Можете пропевать новые слова и фразы, например, во время под-работки уборкой полов или разгрузки мебели, ведь активная мышечная деятельность только увеличивает работу мозга.
Попытайтесь подключить образное и ассоциативное мышление, которое очень помогает при запоминании новых слов и выражений. Поэтому Ваши тексты по грамматике могут быть и из детских книжек с рисунками, изображениями смысла слова, а также из знакомых произведений мировой литературы или с известными фактами истории. Иногда фразы чуждого языка напоминают слова или выражения из родного, вызывая у нас устойчивые ассоциации, например, в болгарском «куча» — это собака, так что можно представить себе забавного пса, «собранного» из кучи хлама, листьев или же костей, это уж как кому удобно!
— не переусердствуйте в своем честолюбии, подменяя жизнь учебой.
Как утверждал Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное!», поэтому смиритесь, что Вы — не гений и не сможете заполнить свой мозг всем материалом, что предусмотрен учебным планом. Поэтому умейте рационально воспользоваться тем объемом информации, который удалось воспринять. Не забывайте, что Вы еще молоды и привлекательны.
Поэтому обязательно выбирайте хотя бы иногда пару часов, чтобы отдохнуть на празднике или же повеселиться вместе с другими на студенческой пирушке. Ведь учеба, она как и «работа — она не волк, в лес не убежит»!
В общем, как говорил великий «железный» канцлер Отто фон Бисмарк: «Живите (насыщенно, наполненно, с пользой), как будто это — последний день, а учитесь так, как будто впереди целая жизнь, то есть не переставая постоянно пополнять свой кругозор и знания, независимо от возраста!»
______________________________
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке»обязательна.
Адрес статьи: https://vzagranke.ru/zhizn/enciklopediya/mantel-soveti-ne-postoronnego.html
Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>
к рубрике >>