Россия с учетом своей быстроразвивающейся экономики и планов развития инновационных и производственных мощностей имеет гораздо больший потенциал «поглощения» временных трудящихся мигрантов. Вместо эффективного использования потенциала трудящихся-мигрантов, к сожалению, в России занимаются нагнетанием антимигрантских настроений – статья Абдулло Давлатова, председателя Союза таджиков России в газете «Вести трудовой миграции», No 56, сентябрь, 2013
Фото: ruwest.ru
«Ни одно ведомство РФ не владеет полной достоверной информацией»
…По НТВ показали эпизод про китайцев, которые занимаются выращиванием овощей в Свердловской области и якобы «отравляют русские земли ядохимикатами». И смешно и грустно — местное население уехало в города, оставшиеся спились и от зависти обвиняют китайцев во всех грехах! Но я не об этом. А о том, что ведущий эфира начал свое выступление с того, что «по данным ООН Россия занимает второе место по количеству мигрантов». И вот, я после этой передачи коротко написал свое видение этой проблемы.
Редко бывает, чтобы в России государственные и окологосударственные СМИ с радостью и энтузиазмом распространяли результаты заокеанских исследований. Но, информацию о том, что Россия занимает второе место по количеству мигрантов, со ссылкой на данные ООН, распространяют оперативно и именно с радостью и большим энтузиазмом. Однако, кто знаком с проблемой трудовой миграции и постоянно занимается мониторингом ситуации в этом направлении понимает, что приведенная статистика политически ангажирована и приведена без учета ряда важнейших факторов, влияющих на присутствие мигрантов в стране пребывания. Особенно, это касается количества трудящихся мигрантов в России.
Во-первых, нет точной статистики по количеству трудящихся-мигрантов в РФ — ни одно ведомство не владеет полной достоверной информацией. Например, ФМС России заявило, что в РФ въехало 11 млн иностранных граждан, т.е., именно «въехало»! Сколько приехало с целью трудовой миграции, «въехало» на лечение, на учебу и т.д. не уточняется. При этом, Минэкономика изначально заявляло, что на 2013 год требуется всего 1 млн 745 тыс. трудящихся иностранных граждан. Открытыми остаются следующие вопросы: если въехало 11 млн, а имели право работать 1,745 млн, то чем занимались остальные? Все ли приехавшие являлись трудящимися-мигрантами? Чем занимаются структуры, призванные контролировать и упорядочить миграционные процессы?
Необходимы другие стандарты подсчета трудящихся-мигрантов
Во-вторых, если абстрагироваться от чисто количественного определения мигрантов и подойти к вопросу более серьезно, с учетом территориальных и географических особенностей, величины и скорости экономического развития, количеству населения и возможности производственного потенциала и других не менее важных параметров, то необходимы другие стандарты подсчета трудящихся-мигрантов. Поэтому, чтобы не возбуждать лишние ненужные страсти и не спровоцировать нездоровые силы к межнациональному напряжению, необходимо озвучить реальные цифры в процентном отношении. Тогда будет ясно, что Россия в абсолютных цифрах занимает второе место по количеству мигрантов, но по соотношению мигрантов к местному населению Россия далеко не на втором месте.
Например, если сравнить Катар (250 тыс. населения) с Российской Федерацией (142 млн населения), то на каждого гражданина Катара приходится по 4-5 иностранных постоянно работающих граждан! А в РФ наоборот, на 81 граждан приходится 1 трудящийся-мигрант. Даже если считать мигрантами все 11 млн приехавших иностранных граждан, то 1 трудовой мигрант приходится на 13 российских граждан. То есть 11 млн мигрантов в России составляют несравнимо ничтожное количество по сравнению с 1 млн 200 тыс. мигрантов в Катаре!
Громче всех именно в России кричат «Понаехали!»
Несмотря на то, что Россия далеко не основная страна-реципиент трудящихся-мигрантов, прошедший «Единый день голосования» из выборного марафона фактически был превращен в антимигрантскую компанию. Особенно в Москве. Подобное поведение политиков и молчаливое согласие властей, в таком поликонфессиональном и многонациональном государстве, может иметь неутешительные последствия.
Удивительно, что в СМИ в основном пишут о нашествии мигрантов в Европу. Тогда, как первые места по привлекательности для мигрантов являются страны Ближнего Востока.
Ниже приведу соотношение мигрантов к местному населению (включены те страны, которые по рейтингу ООН попали в первую десятку):
- ОАЭ — 312,0%
- Саудовская Аравия — 48,4%
- Австралия — 28,3%
- Канада — 22,0%
- США — 14,5%
- Испания — 13,8%
- Великобритания — 12,4%
- Франция — 12,1%
- Германия — 12,0%
- Россия — 7,6%
Цифры показывают, что Россия далеко не в числе лидеров по приему мигрантов, хотя громче всех именно в России кричат «Понаехали!». Причем, мигранты в Россию приезжают в основном из стран бывшего Советского Союза и по инерции по настоящее время Россию воспринимают как бывший СССР.
В этой ситуации Россия с учетом своей быстроразвивающейся экономики и планов развития инновационных и производственных мощностей, имеет еще больший потенциал «поглощения» временных трудящихся мигрантов.
Проблема не в мигрантофобии местного населения
Однако, необходима более четкая дифференциация и распределение их по тем регионам, которые реально нуждаются в рабочих ресурсах, а не концентрировать их в Москве или других больших городах. При таком подходе, можно было бы избавить крупные города от лишнего раздражающего фактора в лице мигрантов, а последних легализовать и вывести из подвалов теневой экономики, обеспечивая их работой и реально выплачиваемой зарплатой.
Кстати, о легализации находящихся на территории РФ иностранных граждан – думаю, что объявление им амнистии с наложением штрафа было бы экономически выгодно. Например, если в РФ 3 млн. нелегальных мигрантов готовых платить за свою легализацию по 5 000 рублей (а они готовы платить!), то простой арифметический подсчет показывает, что можно собрать не менее 15 млрд рублей и направить их на покрытие социальных расходов государства.
А пока, вместо эффективного использования потенциала трудящихся-мигрантов, к сожалению, в России занимаются нагнетанием антимигрантских настроений.
Необходимо подчеркнуть, что проблема не в мигрантофобии местного населения и/или незаконопослушных трудящихся-мигрантов, а именно в отсутствии механизмов регулирования этих процессов со стороны коррумпированных чиновников, «оборотней в пагонах», недобросовестных работодателей и паразитирующих на своих соотечественниках национальных диаспор. А также, на непрофессиональное, а порою и безразличное отношение стран-доноров мигрантов к собственным гражданам. Но, повторяю, не в раздражении местного населения или трудовых мигрантах.
Цифры говорят: есть жизнь при мигрантах!
Доказательством вышеизложенного может служить тот факт, что государства, которые заботятся о своих гражданах и развитии своей экономики давно усовершенствовали свое законодательство таким образом, что количество мигрантов не является причиной межнациональных столкновений и межрелигиозной напряженности. Например, в том же Катаре созданы такие условия, при которых, несмотря на то, что мигранты составляют 480% по отношению к местному населению, там нет межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Ибо, доходы на душу населения составляет 94 тыс. долларов! Конечно, можно найти тысячу оправданий, что территория не та, население не то… Но, есть и общее: Катар экспортирует 85% углеводородов (70% дохода бюджета). В России экспорт углеводородного сырья составляет примерно те же 80-85%.
Если Катар не пример, то приведем данные по США. Мигрантов в США 45,8 млн против 11 млн в России (14,5% против 7,6%). Доходы на душу населения в США составляет 26 тыс. долл. США, а в России доходы государства на душу населения составляют 16,7 тысячи долларов.
То есть условия жизнедеятельности человека и социальный комфорт, которые необходимы для улучшения качества жизни человека абсолютно не зависят от наличия и количества мигрантов. Об этом свидетельствуют результаты исследований популярного института Legatum Institute, ученые которого составляли рейтинг 2012 уровня жизни и назвали самые лучшие страны для проживания.
Исследователи учитывали не только статистические показатели, но и следующие критерии: уровень удовлетворенности жизнью в своей стране, комфортность проживания, социальный статус. Кроме того, принималось во внимание климатические и экологические условия, безопасность и забота правительства о здоровье людей, качество образования и условия ведения бизнеса, возможность граждан свободно путешествовать, отношение жителей друг к другу и к иностранцам, религиозные свободы и т.д.
По рейтингу уровня жизни от Legatum Institute в вышеперечисленных 10 странах, Австралия занимает 3-ое, Канада 6-ое, США 10-ое, Великобритания 13-ое, Германия 5-ое, Франция 18-ое, Испания 23-ое, ОАЭ 27-ое, Саудовская Аравия 49-ое и Россия 59-ое места.
То есть, если сравнить США с РФ, не смотря на то, что в США населения в три раза, а мигрантов почти в 10 раз больше, чем в России, США по уровню жизни опережает РФ на 39 пунктов!
Таким образом, можно утверждать, что государству необходимо четко определить свое отношение к мигрантам – или принимать их как важный элемент экономического развития страны, или же идти на поводу к рвущимся к власти интриганам, которые для своего восхождения на политический олимп используют механизмы возбуждения антимигрантских и националистических настроений.
Источник: www.profmigr.com
_________________________
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.
Адрес статьи: https://vzagranke.ru/razvitie/grani/global/gosudarstvu-neobxodimo-chetko-opredelit-svoe-otnoshenie-k-migrantam.html
Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:
назад к выпуску >>
к рубрике >>