Мария Малиновская С «MOOC» или не с «MOOC»? Учеба будущего Часть 2-я
Преимущества и недостатки МООСs
Преимущества:
- Прежде всего доступность, доступность и еще раз доступность. Для участия в MOOCs достаточно иметь доступ к интернету: никакой платы (или же минимальная) за учебу, никаких обременительных для кошелька перемещений в пространстве, никаких непреодолимых вступительных ограничений (для отдельных курсов – как правило уровня «для продвинутых» — имеются ограничения по количеству участников и/или минимальному уровню образования). Такое возможно даже в странах с не самой благополучной социальной ситуацией и для неимущих слоев населения. Единственное ограничение – английский как язык преподавания. Однако благодаря растущему спросу и многочисленным добровольцам, материалы курсов становятся доступны и на других языках.
Что касается финансовой стороны, то все чаще предусматриваются разные виды плат, например за получение сертификата или сдачу экзамена. К тому же, размышляют и над введением оплаты за доступ к отдельным материалам категории «Премиум»– так называемый freemium. Не исключаются и другие «креативные модели ценообразования», например, взнос в размере $10 за курс, который однако будет возвращен в случае окончания курса и сдачи экзамена. University of Texas не исключает введение платы за участие в курсах, за которые присуждаются кредиты (degree credits).
- Высокий уровень самоорганизации: далеко не каждый оказывается в состоянии организовать свое время т.о., чтобы регулярно добросовестно прорабатытвать материал, принимать участие в онлайн- или живых дискуссиях и в завершение сдать экзамен/-ны.
- Мультимедийная форма предоставления материала – которая превращает обучение в увлекательное занятие: Scripts для чтения, видео (в том числе на TED, iTunes, YouTube), онлайн-форумы, вебинары, Apps, подкасты, интерактивные задания в виде пазлов, симуляционные лаборатории по электронике (например, на курсе MITX “Circuits and Electronics“). Многие уверены, что такие комплексные „courseware” успешно заменят скучные учебники и способны сделать обучение более целенаправленным, разумеется, при умелом их использовании.
- Актуальность и новизна тем: Networking, Quanten Mechanics/Physics, Sustainability, In-memory computing.
- Определенная «универсальность» знаний – последние можно применить практически в любой стране. MOOCs одинаково привлекательны, как для пенсионеров в Индии как средство к повышению уровня образованности (например,в литературе) в рамках обучения на протяжении всей жизни (lifelong learning), так и для студентов в новых индустриальных странах, как единственный путь к высокооплачиваемой работе, а также и для матерей-одиночек или же уже состоявщихся специалистов.
- Возможность трудоустройства для некоторых категорий, прежде всего для IT-специалистов.
- Для аутистов МООСs неожиданно оказались практически единственной формой обучения. Кстати, многие фирмы уже «открыли» для себя выдающиеся аналитические способности аутистов и на некоторые должности нанимают именно их, создавая специальные условия для работы (в том числе шумовую изоляцию извне).
- Благодаря практически молниеносной обратной связи составители курсов и преподаватели имеют возможность быстро реагировать и совершенствовать курсы.
- Для абитуриентов блестящее завершение конкретного курса может (но без гарантий!) помочь привлечь к себе внимание университета, предлагающего курс, и поспособствовать поступлению на учебу в тот него. Кроме того, прохождение того или иного курса может помочь определиться с поступлением. Прецеденты уже известны: 15-летний студент из Монголии блестяще окончил ”circuits course” на edX и подал документы в университеты M.I.T. и University of California, Berkeley.
Недостатки:
- Все еще многие отмечают отсутствие «hands-on learning/erfahrungsbasiertes Lernen» (формы учебы, основанной на практическом опыте и непосредственном общении, что при массовом характере MOOCs вполне объяснимо): информация предоставлена в одностороннем порядке; в случае, если возникают вопросы или часть материала остается не понятой, не всегда можно задать прямой вопрос и получить быстрый ответ. Многим не хватает именно атмосферы аудитории, полной палитры эмоциональных ощущений стационарного образования – этой смеси студентов разных курсов, аудиторий, профессоров, приемного времени, личных встреч, вечных дискуссий обо всем и везде.
- Несмотря на то, что группы для живого обсуждения на очных встречах создаются желающими, например, через социальные сети типа Facebook или Twitter, это не носит массовый характер, к тому же ограничено регионом и количеством участников курса. Некоторые отмечают, что до конца доходят только по тем курсам, где с самого начала были организованы группы для обсуждения.
На заметку: некая Mrs. Spiegel создала на Facebook отдельную группу CompScisters для женщин, изучающих дисциплины STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics – наука, технологии, инженерное дело и математика).
- Не все курсы предлагают “certificates” или “statements of completion”, или же кредиты. Выданные сертификаты пока имеют очень ограниченную ценность на современном рабочем рынке. К тому же очень остро стоит вопрос с честностью при сдаче экзаменов (Coursera ввела так наз. «honourcode» – код чести, своего рода официальное обещание придерживаться академической честности). Но, как верно было замечено в одном из комментариев, мошенничество случается и при очном обучении, например, тот же плагиат.
- Некоторые предметы невозможно изучать исключительно в рамках МООСs: медицину, юриспруденцию, многие исследования с прикладным/лабораторным характером просто нереально освоить/проводить исключительно в режиме онлайн. Также и в случаях, когда нужен постоянный личный контакт, например, при совместной работе научного руководителя и соискателя на докторскую степень (в Германии одной из особенностей является еще и то, что, кроме «классического» варианта, можно также готовить диссертацию как отдельный проект на предприятии, или же в составе так наз. Graduiertenkollegs, где можно общаться со докторантами смежных и других областей, и где также возможности для исследований, включая и финансовую базу, нередко лучше, чем при других вариантах).
Профессор истории George Mason University, Dan Cohen отмечает, что «большинство MООСs имеют математически-вычеслительный характер и акцент более на практическую сторону, нежели на исследовательскую или лабораторную. Настоящее же образование имеет место только как результат совместной деятельности, где есть возможность ошибаться, что-то менять, ставить более сложные задачи, приспосабливаться к новым требованиям и условиям. Образование является совместным творением привычки мыслить и использованием исследовательских методов, что приводит к непредсказуемым результатам».
- Учитывая массовый характер и многонациональность MOOCs, а также отсутствие вступительных экзаменов, понятны определенные сложности при составлении содержания курсов. Связано это с различным уровнем академической подготовки и общеобразовательным уровнем, возрастом, опытом работы участников курсов, а также с различными стандартами в области образования разных стран. Хотя для отдельных MOOCs, как правило, указывается, знания в какой области следует иметь, опыт показывает, что на один и тот же курс одни тратят 2-3 часа в неделю, в то время как другим требуется до 20 часов на обрабатывание материала и без дополнительной литературы не обойтись, хотя при этом и те и другие формально могут соответствовать требованиям для прохождения курса.
Фактом остается и то, что из десятков, а то и сотен тысяч записавшихся на конкретный курс оканчивает его только сравнительно небольшой процент, и среди них около 70 % – как минимум со степенью бакалавра.
Нередко случается так, что участники с более высокой квалификацией и более глубокими знаниями составляют меньшинство в группе и участие в дискуссиях им в таких случаях не приносит особой пользы.
- Не стоит забывать, что разработка и содержание МООСs стоят денег, и немалых (создание edX, Coursera, Udacity обошлись в сумме около $100 млн.). Сам перечень и содержание курсов все еще продолжают оптимироваться, использование высоких технологий требует постоянных финансовых вливаний. Поэтому для поддержания высокого уровня их качества,а также чтобы опередить конкурентов, такой вид обучения должен стать со временем для его создателей (а это почти всегда университеты, разрабатывающие и предоставляющие курсы) если не прибыльным, то как минимум самоокупаемым. Будем надеяться, что финансовое бремя ляжет не на плечи участников.
- При всех своих достоинствах МООСs все-таки пока могут не заменить основного образования. Но в качестве источника дополнительного образования, для повышения квалификации и поддерживания ее на актуальном уровне, могут оказаться незаменимыми. К тому же сами университеты начинают органично вплетать МООСs в стационарные учебные программы для своих студентов. Один профессор колледжа верно отметил в своем комментарии, что „ценность университетов не столько в преподавании, сколько в поддержании исследований и предоставлении стипендий…. Такие исследования должны иметь место и стоять вне существующих сегодня культурных и политических предположений“. MOOCs могут конкурировать с ВУЗами пока только в области преподавания.
- «Живые» престижные университеты и институты создают закрытые социальные сети выпускников Alumni – своего рода «пожизненное членство в активно действующем (!) элитном клубе». Поэтому учеба в таких ВУЗах приносит с собой еще и реальные деловые и личные связи и возможности. Участие в МООСs пока таких привилегий не дает, но не исключено создание альтернативных соц.сетей МООСs Аlumni, глобального, регионального или индивидуального характера (полезные знакомства можно завязать уже и во время учебы на MOOCs, как участвуя в форумах, так и в живых дискуссиях в кафе или конференцзалах, организованных через соц.сети).
Виды МООСs
Говоря о МООСs, следует помнить, что речь в первую очередь идет именно о нескольких образовательных платформах с интерактивными курсами, создавшими тренд и лидирующим в сфере виртуального образования, а именно edX, Coursera, Udacity, Khan Academy. В Германии есть OpenHI, на подходе британская платформа FutureLearn.
Edx предлагает бесплатные курсы в области естественных наук, созданные такими элитными университетами, как Harvard, MIT и Berkeley. Список курсов планируется расширить к весне 2013 до 20-30. «Живых» региональных групп – пока только одна – по курсу in quantitative methods от Harvard School of Public Health. По окончании предусмотрены два вида сертификатов: с присуждением „an honor code“ или сдача экзамена «под наблюдением».
Coursera Данное предприятие предлагает университетам образовательную платформу для предоставления своих курсов. Палитра на сегодня: 33 университета, более 220 курсов по биологии, физике, медицине, бизнесу, гуманитарным и экономическим наукам. Курсы имеют даты начала и окончания, но нередко к ним можно присоединиться и если курс уже начался. По окончании некоторых курсов предусмотрены „certificates of completion“. Имеет самую многочисленную сеть «живых» групп в более чем 1400 городах.
Udacity Основана, среди других, немцем Себастяном Труном (Sebastian Thrun) на основе курсов в Стэнфорде. Тематика курсов – информатика, c прикладным характером. Курсы создаются не университетами, а самой платформой (in-house) или в сотрудничестве с компаниями такими как Google или Microsoft. По окончании выдаются «степени»: окончание (completion); с отличием (distinction); с большим отличием (high distinction); с наивысшим отличием (highest distinction). Признание «переводных кредитов» некоторыми ВУЗами за некоторые курсы. «Живые» группы в приблизительно 450 городах.
Путеводители по MOOCs
О MOOCs можно писать бесконечно, и также бесконечно долго обсуждать их преимущества и недостатки. Но самым разумным будет, на мой взгляд, просто пройти несколько курсов и открыть для себя новые возможности развития, как личностного, так и профессионального. Кто знает, может такая форма обучения станет для наших детей самым что ни на есть обычным делом, а может, учитывая нынешние темпы развития высоких технологий, даже и уже устарелым атрибутом жизни.
Для поиска курса/-ов удобны следующие порталы — для удобства можно искать по различным категориям – платформам, дате, университетам, области знаний, языку и т.д.
- http://www.mooc.ca/courses.htm — среди прочего есть возможность подписаться на рассылку новостей;
- Список 200 МООСs ведущих университетов мира можно посмотреть здесь http://www.diigo.com/annotated/312084c952784c8ecb7cf438ac766428;
- В отдельный список собраны еще 650 бесплатных онлайн курсов (не все могут быть МООСs) — http://www.openculture.com/freeonlinecourses;
- http://www.ocwconsortium.org/en/courses/browsesource — Консорциум OpenCourseWare, публикующий виртуальные высококачественные материалы в сфере высшего образования, организованные в курсы.
На заметку: Очень доходчивое описание некоторых курсов на Coursera теми, кто их прошел https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0Aq6kKaQaqdCZdEVkMFpsLUN6clBpX0t1LV90SEstYnc#gid=0
А здесь можно посмотреть отзывы о некоторых курсах и оставить свой http://www.grademycourse.com/
Избранные онлайн-ресурсы
http://ocw.mit.edu/courses/ — множество онлайн-курсов MIT;
http://www.open.edu/openlearn/ / видео- и аудиоуроки Open University;
http://mycourses.med.harvard.edu/public — 130+ курсов по медицине Гарварда;
http://ocw.uci.edu/courses/ — 190+ курсов UC Irvine;
http://oyc.yale.edu/ — база онлайн-видеокурсов Yale;
http://online.stanford.edu/courses/ — Стенфорда;
http://class.stanford.edu/ — Стенфорд;
http://see.stanford.edu/see/courses.aspx — инженерные курсы Стенфорда;
http://venture-lab.org/ — Стенфорд;
https://piazza.com/witson — программа для женщин в области STEM (науки, технологий, инженерного дела и математики)
http://alison.com/course/ — курсы по 13 дисциплинам, собранные международными специалистами, включая и интерактивные курсы, например, по изучению английского и немецкого языка;
http://www.saylor.org/ — Saylor foundation;
http://code.google.com/intl/ru-RU/edu/ — образовательный портал Google для разработчиков;
https://learnable.com/ — видеокурсы для web-разработчиков.
http://www.futurelearn.com/— британская платформа, планируемый запуск — начало 2013.
http://www.theweu.com/ — World Education University (WEU) – имеет право присуждать научные степени в сфере высшего образования (вопрос аккредитирования однако все еще решается).
http://www.opencourseworld.de/ — первая немецкоязычная платформа, объединяющая различные ВУЗы
https://openhpi.de/ — E-Learning — платформа Hasso-Plattner-Institut`a в Потстдаме с курсами в области IT.
Образовательные видеоресурсы:
http://www.academicearth.org/ — видеолекции лучших вузов со всего мира;
http://www.khanacademy.org/ — 2500+ видео;
http://www.youtube.com/education — тысячи видео, сотни каналов вузов;
http://ecorner.stanford.edu/ — 2000+ видео и подкастов о предпринимательстве Стенфордского университета;
http://mitworld.mit.edu/ — MIT;
http://frontrow.bc.edu/programs/ — Boston College;
http://itunes.stanford.edu- снова Стенфордский университет;
apple.com/education/itunes-u/ — Лекции лучших университетов;
radionz.co.nz/national/lecturesandforums —
Интересные лекции обо всем на свете и далее смотрите на блоге Centercareer
http://videolectures.net/ — около 12 500 видеолекций мировых вузов, а также записей с мировых научных или образовательных событий, например, летних школ, конференций, семинаров и т.д., (36 тематических разделов – среди прочего архитектура, искусство, журналистика, математика, право, бизнес, биология, психология. Однако лекций по компьютерным наукам больше всего — около 6380. Подробне ою этом на сайте www.kursor.org.ua
— www.ted.com — некоммерческий образовательный проект TED созданный в 1984 году, существует в форме ежегодных конференций, которые проходят в США и Великобритании. В течение 4-х дней несколько десятков спикеров выступают с небольшими тематическими докладами где-то на 15—20 минут. Выступающие — это как известные политики, бизнесмены, нобелевские лауреаты, ведущие специалисты в своей отрасли (например, Билл Гейтс или Билл Клинтон), так и обычные люди с необычными идеями или уникальным жизненным опытом.
— poptech.org – проект можно назвать конкурентом TED, т.к. он также функционирует в форме ежегодной конференции, на которую съезжаются специалисты, чтобы рассказать о том, что происходит в их отрасли, или поделиться оригинальными идеями. Все их лекции организаторы размещают потом в 10 тематических разделах: бизнес, дизайн, технологии, энергетика, развлечения, окружающая среда, здоровье, музыка, наука и общество. Кстати, если кто-то не хочет смотреть лекцию, то можно скачать ее аудиозапись. Ну а продолжить просвещение можно на www.ideacityonline.com и bigthink.com (видео на актуальные темы современности, например, о человеческой эволюции или экологии)
Бесплатные РУССКИЕ сайты для дистанционного обучения:
1. Викиверситет проект Фонда Викимедиа, который посвящен применению вики-технологий в электронном образовании, центр для создания и использования бесплатных учебных материалов и научной деятельности.
2. www.tvkultura.ru — познавательный проект «Академия», стартовавший в 2010 году на одном из российских телеканалов. В его рамках именитые русские ученые читают научно-популярные лекции для всех желающих, а их видеозаписи выкладываются в интернете. Всего более 260 лекций от 100 лекторов по археологии, генетике, искусству, филологии, биохимии, литературоведению и т.д.
3. Univertv.ru — образовательный видеопортал, на котором собрано множество открытых учебных видеороликов самой различной тематики.
4. Lektorium.TV — интернет-библиотека лекций ведущих вузов России, учреждений, работающих в сфере просвещения (например, музеев), а также просто приглашенных специалистов.
5. Businesslearning.ru — система бесплатного дистанционного обучения для малого и среднего предпринимательства.
6. uroki-online.com — интересный сайт «обо всем». Бесплатные видео-уроки.
7. yburlan.ru — бесплатные лекции и тренинги по психологии.
Как преуспеть в учебе на MOOCs
Найти «свой» курс не такое уж и простое дело. Но оно того действительно стоит!
Поэтому интересуйтесь, занимайтесь, наслаждайтесь и будьте успешны! И будьте в курсе событий, например, с http://mooc.ca.
Ну и напоследок короткое видео-наставление на тему, как оптимально организовать свою учебу с MOOCs, чтобы преуспеть:
http://www.youtube.com/watch?v=r8avYQ5ZqM0&feature=share
Продолжение
* * *
От редакции:
Убедительная просьба, если кто-либо из читателей уже пользовался подобными образовательными курсами, имеет свой опыт или еще какие-то интересные и полезные ссылки касательно этого нового направления получения образования и повышения квалификации, пожалуйста, расскажите об этом здесь, в комментариях к этой статье. Поверьте, Ваш опыт трудно переоценить!
_________________________
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.
Адрес статьи: https://vzagranke.ru/razvitie/grani/global/mooss-v-detalyax.html
Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:
(посмотреть видео Процедура подписки)
назад к выпуску >>
к рубрике >>
Группа в Вконтактах не захотела стать частью публикации. Рекомендую убрать ее из текста публикации. Спасибо.
И у них весомый аргумент — «снежинки не понравились»!
Ссылку убрала. Сочтем просьбу группы за необычную форму пиара. Теперь уж точно всем будем интересно, что эта за группа. Молодцы ребята! Поддержу креатив.
Вот еще сайты 9 ОТКРЫТЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ ЕВРОПЫ
Обучение проходит удаленно, часть материалов предоставляется бесплатно.
1. Великобритания — The Open University — http://www.open.edu
2. Бельгия — University of Leuven — http://ocw.kuleuven.be/
3. Дания — VIA University College — Denmark — http://openviauc.dk/
4. Греция — Hellenic Open University — ??? – http://www.eap.gr
5. Каталония (Испания) Universitat Oberta de Catalunya http://www.uoc.edu
6. Испания — Madrid Open University — http://www.udima.es
7. Нидерланды — Open University Netherlands — http://www.ou.nl
8. Польша AGH University of Science and Technology — http://open.agh.edu.pl/
9. Франция Paris Tech – http://graduateschool.paristech.fr/
При желании можно получить вплоть до диплома признанного в стране. При этом в виду удаленности учебы возможны проблемы с получением студенческой визы, вида на жительства и прав выпускников. То есть это может не лучший вариант для тех кто готов иммигрировать через учебу, но это прекрасное подспорье в учебе.
Источник: http://www.facebook.com/EUeasy
Спасибо, Светлана.
Теперь в интернете курсирует очень много ссылок на разные онлайн-курсы, причем в одну корзину скидываются MOOCs и дистанционное обучение.
Для дистанционного обучения, однако,действуют свои правила. Например, Fernuniversit?t in Hagen, включая его представительства в Швейцарии, Австрии, Венгрии, выставляет требования к поступающим такие же, как и традиционный ВУЗ и предлагает полноценные программы и и курсы, по окончании которых выдаются дипломы и сертификаты, официально приравненные к дипломам традиционных университетов. Форма обучения не всегда полностью заочная — иногда очно-заочная. К тому же нередко для postgraduate программ требуется и опыт работы по планируемому направлению обучения. Плата — намного выше, чем учеба на стационаре. Дистанционное обучение в Германии традиционно рассчитано на работающих, кто учится параллельно с работой, т.е. berufsbegleitend. Дистанционные ВУЗы должны пройти такую же процедуру аккредитации, как и традиционный ВУЗ.
В других странах — своя практика дистанционного обучения.
MOOCs тоже предлагают отдельные сертифицированные программы, например, University of the People (http://www.uopeople.org/groups/programs) предлагает 2 бакалаврские программы по Business Administration и Computer Science. Цель данного «университета»: предоставить доступ квалифицированным индивидам к базовым университетским курсам (UoPeople is designed to provide access to undergraduate degree programs for qualified individuals, despite financial, geographic or societal constraints). Это означает, среди прочего, что для участия в программах требуется диплом High school с транкриптом курсов, часов и оценок.
Однако основное отличие остается — КОЛИЧЕСТВО студентов. На дистанционных курсах нет «массовки» и есть кураторы,с которыми можно общаться напрямую, а не через форумы. Потому MOOCs подходят именно самым мотивированным и самым дисциплинированным, а также тем, у кого есть хорошая академическая база или талант к самообразованию. В России таких, слава Богу, много.
Наткнулась на перевод одной заметки «Зачеты от Coursera сегодня — полноценный диплом Coursera завтра?» http://www.ed-today.ru/poleznye-stati/92-zachety-ot-coursera-segodnya-polnotsennyj-diplom-coursera-zavtra
Обговаривается реальность возможности получения полноценного диплома после окончания MOOC. Не могу согласиться с оптимистичностью заявления о выдаче таких дипломов в ближайшем будущем. Лично я вижу тенденцию ведущих ВУЗов сделать МООСs именно органическим качественным дополнением традиционному образованию. По-моему, ведущие ВУЗы мира довольно быстро отреагировали и своей тактикой приглушили возникшую опасность и создали довольно разумные модели, вкл. и по трудоустройству. MOOCs по своей сути массовые, и уже поэтому их нынешняя форма и качество уже сами по себе бесценны. Но чтобы выданные сертификаты могли полноценно конкурировать с традиционными, особенно если речь о Гарварде, Стенфорде и Со., этого еще слишком мало. Нужен более индивидуальной подход и более жесткий контроль. К тому же диплом, к слову Оксфорда, гарантирует не только определенный уровень и набор знаний, но и определенный набор личностных качеств, мышление и подход к жизни и работе в целом. Именно поэтому ценится и сам диплом — как факт обучения в условиях очень высоких требований и жесткого графика, а не только оценки в нем.
Ведущие ВУЗы не могут быть совсем бесплатными или нетребовательными к уровню своих преподавателей или студентов — потому что качество стоит времени, усилий и денег: начиная от организационных вопросов, материального и технического обеспечения учебного процесса, вкл. библиотеки и курирование отдельных студентов, и заканчивая курсами повышения квалификации для преподавательского состава и исследовательской работой ВУЗа. И любой хороший профессор, как и учитель, выше ценит студента думающего и добросовестного. Никому не хочется распыляться на мелочи.
MOOCs предоставляют качественные материалы в увлекательной форме, но гарантировать то, что знания так же качественно осядут в голове каждого студента, в своей нынешней форме они пока не могут. Особенно если это базовый курс по образовательной программе американского ВУЗа, а студент учился, например, в сельской школе и потом в новоиспеченном частном ВУЗе на Украине — не забуду объявление о вакансии в одной газете 10 лет назад: «Требуется юрист с ВО. Выпускников МАУП просьба не беспокоить».
К тому же, чем продвинутее уровень программы (магистерские,докторские), тем выше требования к участникам и тем интенсивнее и занимающая много времени самостоятельная работа. Но это известно и по дистанционному обучению. Еще и поэтому отдельные MOOCs заканчивают с сертификатами только около 10 % записавшихся.
На этом же сайте — целая подборка актуальных статей по онлайн-образованию, в том числе именно по МООС. Например, мне понравилась «Опыт онлайн-курсов Coursera: большая аудитория — большие проблемы», которая показывает, какие трудности возникают у организаторов и преподавателей.
В частности, профессор Ричард Маккензи, читавший десятинедельный курс «Микроэкономика для менеджеров», «ушел» уже через 5 недель.
««Профессор Маккензи не привык (как и многие другие) давать учебный материал университетского уровня такой больший аудитории, состоящей из самых разных студентов, включая и тех, кто весьма несерьезно относится к получению знаний. Или тех, кто не понял выгоды от овладевания дополнительной теоретической базой. Или испытывает трудности с обучением», — сказал Гэри Маткин в интервью образовательному блогу GigaOM.»
Лично меня позабавило замечание о студентах, которые ни в какую не собирались приобретать рекомендованную литературу))))
Источник:
http://www.ed-today.ru/poleznye-stati/61-opyt-onlajn-kursov-coursera-bolshaya-auditoriya-bolshie-problemy
Обзор на украинском forbes 10ти бесплатных онлайн-курсов для предпринимателей на Coursera
http://forbes.ua/business/1349250-10-besplatnyh-onlajn-kursov-dlya-predprinimatelej