Мария Малиновская С «MOOC» или не с «MOOC»? Учеба будущего — Часть 6-я

maria-malinovskaya

Предыдущая часть

Новые тенденции

Время внесло и продолжает вносить свои коррективы как в саму концепцию МООС, так и в способы ее воплощения. Количество и конкуренция среди онлайн курсов растет, самые нежизнеспособные отмирают, появляются специализации и «маленькие» МООСs.

В январе 2014 Coursera запустила специализации, состоящие из серии курсов. Каждая такая специализация завершается экзаменом или финальным проектом Capstone*/, поддерживаемым такими ведущими компаниями как Instagram, Snapdeal & Shazam, Google, SwiftKey. По окончании выдается сертификат (Specialization Certificate). Специализации платные, от $166 до $490 за курс, но Курсера может предоставитть финансовую поддержку нуждающимся.

Цель – дать возможность участникам курса продемонстрировать ведущим компаниям свои проекты. Например, компания Goоgle  в специализации Mobile Cloud Computing поставила перед студентами задание разработать с нуля приложение для мобильных облачных вычислений и подумывает включить некоторые из них в свой магазин Google Play. Кстати, Google относится к тем работодателям, которые нанимают не столько по оценкам, сколько по конкретным результатам и достижениям.

Компания Instagram сотрудничает с университетом в Сан Диего, Калифорния, по созданию проекта Capstone для специализации Interaction Design. Поставленное задание состоит в творческом создании «нового социального опыта», которое будет оценено одним из создателей Инстаграма Майком Кригером и одним из профессоров университета.

Udacity объявилa о внедрении «Наностепеней»  совместно с АТ&Т, Google, Facebook, Autodesk. Одним из преимуществ таких сертификатов является их направленность на получение востребованной квалификации для работы в качестве, например, front-end web developer, back-end web developer, iOS mobile developer, Android mobile developer, или data analyst и др. Предусмотрено также прохождение оплачиваемых практик.

Конкуренты MOOC?ов — SPOC?и

Модель МООС еще не может похвастаться самоокупаемостью. Кроме того, массовый характер МООС привлекает огромное количество участников с очень разными способностями. Все это создает проблемы при оценивании слушателей курса и не дает ответа на вопрос, каким же именно способом МООС способны усовершенствовать резюме конкретного человека, который хотел бы продвинуться в академической или профессиональной сфере. Своеобразным ответом на вышестоящие вопросы стали маленькие частные онлайн курсы SPOCs (small private online course), которые начинают составлять конкуренцию MOOCs.

Для SPOC характерно ограниченное количество участников, которые должны соответствовать определенным вступительным критериям. Природа SPOCs дает возможность ВУЗам  использовать их вместо МООС в процессе адаптивного обучения (при котором, как например, при тесте GMAT, компьютер по ответам определяет уровень знаний и подготовки опрашиваемого и последующие вопросы «подгоняет» под этот результат, переходя к более сложным заданиям только при правильном ответе), или смешанного обучения (Blended Learning).

В апреле 2013 г. появилась информация, что образовательная платформа NovoEd, основанная Стэнфордским университетом, собирается наряду с МООС предлагать закрытые курсы с ограничениями для вступления, например программы подготовки и повышения квалификации для руководящих кадров Стэнфорда. Президент edX Анант Агаруал (Anant Agarwal) увидел в SPOC модель самоокупаемых курсов, особенно в области образования для руководящих кадров, которые могут оплачивать корпорации. Можно еще предложить работодателям широкий спектр услуг по рекрутированию персонала, причем со всего мира. А еще можно создать SPOC и дать на него лицензию конкретному университету, организации или корпорации (так называемая «Business-to-business» модель).

У MOOC более, чем хорошие перспективы

Интенсивная трансформация и адаптация МООС к реалиям жизни активно влияет на образование в целом и на учебный процесс в частности, как лакмусовая бумага проявляя слабые места традиционного образования и открывая ниши для кардинальных нововведений. Опыт как создателей, так и участников МООС показывает, что явление онлайн-образования никогда не исчезнут – наоборот, такие курсы станут неотъемлемой и органичной частью образовательного процесса, как глобально, так и «локально» (global+local),  отражая дух нашего времени, с его концепцией «пожизненного обучения» (long-life learning) и «образования, направленного на развитие отдельных навыков» (competency-based education), интернетом и инновациями в различнейших сферах жизни.

С помощью МООС можно подтянуть отдельные предметы, подготовиться к ЕГЭ/ЗНО, к поступлению в ВУЗ, получить приглашение на учебу в зарубежный элитный университет за особые достижения при прохождении МООС, получить новую или дополнительную квалификацию, стимулировать инновационные процессы, обучиться предпринимательству, найти работу.

Но самое главное, на мой взгляд, с МООС можно проводить трансформацию национальных систем образования на правительственном уровне, особенно по примеру Саудовской Аравии, и особенно в Украине и России с их пока только отдельными образовательными инициативами: украинской на Прометей и российскими МООС (на 2013 г.), хотя Россия опережает Украину в вопросе запуска общенациональной платформы. При этом не следует однако забывать, что качественность и полезность образования в целом определяется в том числе и связью с реальной экономикой и социальными институтами, а также качеством сотрудничества с конкретными предприятиям, лучше всего лидерами на своем рынке.

Профессор Йорг Дрэгер (Joerg Draeger) написал в своем эссе «Как объяснить будущее образование при помощи мысли», что образование может даже сделать очередной цифровой шаг вперед. Группа исследователей медийной лаборатории при Массачусетском технологическом институте в Бостоне создали маленькие камеры в смартфонах и ноутбуках, которые способны распознавать эмоции, кровяное давление и пульс пользователя. Так что очень даже может быть, что при малейших признаках скуки, невнимательности или рассеянности услужливое устройство предложит сделать паузу или развлекательное видео. (Однако очень полезно при всем этом время от времени напоминать себе, что Большой Брат следит за нами и когда-нибудь все цифровые данные по каждому студенту когда-нибудь сложатся в один детальный дигитальный профиль, дополняя цифровые следы в соцсетях, онлайн-магазинах и т.п. Пока вопросы защиты частной сферы в интернете еще только активно обсуждаются политиками и гражданскими активистами, Big Data дорастает до самого желанного продукта на любом рынке – но это уже совсем другая тема).

Если добавить ко всему еще и запланированный на 2015 год запуск платформы Аутернет, целью которой является создание сети наносателлитов для того, чтобы отдельные вебсайты были бесплатно доступны в любом уголке планеты, независимо от местной информационной инфраструктуры и цензуры, то в дальнейшем успешном развитии онлайн-образования сомневаться не приходится.

Таким образом, МООС имеют все шансы стать чем-то намного большим, чем просто маркетинговым ходом отдельных университетов либо «образовательной развлекаловкой» (edutainment, К. Кристензен). Несовершенство воплощения идеи не означает несовершенство самой идеи. К тому же даже самый незначительный процент успешно окончивших курсы от нескольких миллионов участников оказывает влияние на образовательный процесс – общий уровень, а с ним и требования студентов будут возрастать, оказывая давление на ВУЗы.

____________________________________

*/ Проект Capstone – во многих ВУЗах индивидуальное или групповое комплексное задание на последних курсах обучения, в котором студенты после как правило долгосрочного исследования готовят презентацию, выступление, подготавливают портфолио из образцов или добытых данных, либо создают какой-то конечный продукт.

* * *

От редакции:

Убедительная просьба, если кто-либо из читателей уже пользовался подобными образовательными курсами, имеет свой опыт или еще какие-то интересные и полезные ссылки касательно этого нового направления получения образования и повышения квалификации, пожалуйста, расскажите об этом здесь, в комментариях к этой статье. Поверьте, Ваш опыт трудно переоценить!

_________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: https://vzagranke.ru/razvitie/grani/gorizonty-moocs.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Добавить комментарий