Ислам и Европа — 3-я Часть
Фото: www.spectator.co.uk
С каждым вмешательством в дела стран исламского мира Европа усиливает восточных деспотов, оказываясь все дальше и дальше от собственных претензий установления в них свободы, справедливости и демократии.
Национализм как новая религия
Однако, сначала расчеты Англии оправдались.Османская империя терпела поражение на всех фронтах. В 1922 году Мустафа Кемаль, выступая в Национальном собрании в Анкаре, описал беспощадную картину упадка: «Турки, в былые времена стоявшие у ворот Вены, при прежней власти были вынуждены отступить, потому как та исходила не из соображений благоразумия и осторожности, а лишь из своих амбиций. Далее они не смогли удержаться в Будапеште не длятся. И продолжили свое отступление, и, прогрывая одно сражение за другим, дошли до Белграда. Но и там не остановились. Сдали Балканы. Нам в наследство досталось захваченное врагами Отечество». Эти врагами были греки. Вовремя примкнувшие к союзникам, которые в 1919 году заняли острова и побережье Эгейского моря, в том числе и Измир.
Кемаль, офицер и герой войны, восставший против султана, был с позором уволен из армии и приговорен к смерти. Тем не менее, Национальное собрание избрало его своим президентом. «Наше спасение в обретении своей независимости, — сказал он в своем вытуплении перед парламентом в мае 1922 года — есть только один единственное средство, одно-единственное решение, и ничего иного: бить врага». Он тайно создал новую армию. 26 августа началось «Большое нападение». «Два с половиной часа мы пронзали врагов штыками», — так Кемаль после сражения отчитывался перед парламентом. В протоколе заседания было записано «смех и аплодисменты», когда он продолжил свой отчет, как восточный сказочник: «Затем наступила ночь, и тьма скрыла от мира это ужасное зрелище».
В Измире армянский врач с крыльца своей террасы наблюдал за передвижением войска-победителя: «Местные турки, размахивая турецкими флагами, кричат: Да здравствует Кемаль-паша! Всадники внушают страх. Собравшиеся на набережной армяне и греки с ужасом смотрят на прибывающих турецких солдат; родители хватают своих детей и пожитки, обращаясяь в бегство. Турки пытаются успокоить их: Не бойтесь! Мы жили в братстве с христианами, что сохранится и в будущем.
Что произошло на самом деле, описал в ключевой сцене «Средний пол» («Middlesex») Джеффри Евгенидис, своего великого романа о судьбе греческих эмигрантов. Это было 13 сентября 1922 года, в час ночи турецкие солдаты подожгли армянские, греческие и еврейские кварталы. Ветер разносит огонь. Пожарные мечатся от одного очага к другому. Огонь охватывает булочную, перемещается на жилые помещения, и через веранду перебрасывается с дома на дом. Все полыхает диван с дамасским покрывалом с длинной бахромой, стол красного дерева и абажуры из ситца. Огонь вздымается по обоям.Все дома в огне. Вскоре пожар составляет огромный очаг, размеров с город. Укрыться от него негде, пишет Евгенидис. «Люди умоляют о помощи, звдымая руки у кораблей в гавани. Прожекторы снуют над водой, высматривая плывущих, захлебывающихся. Kegomaste Kegomaste! Kegomaste! — кричат люди. — Горим! Горим!»
«Я оказался свидетелем невиданной трагедии, заставившей трепетать мое сердце, — так писал о случившемся турецкй журналист, задаваясь при этом вопросм. — Почему мы сожгли Измир? Мы испугались, что не в состоянии защитить себя от меньшинств? Так же, как во время депортиртации армян в Первую мировую войну, из этого же страха мы сожгли все их кварталы в городах Анталии. Это не было лишь чистым вандализмом с нашей стороны. Свою роль сыграло и чувство неполноценности». Для греков «катастрофа Смирны», обязанная своим названием городу, где она произошла, стала вторым изгнанием из рая. Нечеловеческая злоба мусульман против христиан и евреев выглядела как победа варварства над культурой.
Удивительно быстрый военный успех, позволяет Анкаре вести на равных переговоры с державами-победительницами Первой мировой войны. Турции даже удалось вернуть себе территории у Босфора. 2 ноября 1922 года решением Национального Султанат был упразднен, история Османской империи закончилась.
В 1934 г. Национального собрания присваивает Мустафе Кемалю титул «Ататюрк» — отец турок. Он изменил облик страны, проведя ряд серьезных, политических, социальных и культурных реформ, среди них закрытие медресе и шариатских судов. Турция должна стать современным свеиским государством. И национализм – ее новая религия.
Жесткий реванш ислама
На тот момент казалось, что ислам отступил. Религия, когда-то вдохновившая искусства и науки, но впоследствии сросшаяся с феодализмом, так же, как средневекое христианство с инквизицией. И теперь уходящая с политической сцены вместе с халифами и султанами.
Но Запад, в те времена еще не одержимый своим будущим нефтяным голодом, не заметил, что на Аравийском полуострове клан Аль-Саудов культивировал ваххабизм, строгую интерпретацию ислама. Аскеза бедуинов и запрет развлечений утверждается образом жизни, благословенным свыше. С такой идеологией этот клан и пришел к власти. В 1924 г. Абд аль-Азиз ибн Сауд завоевал Мекку и Медину, его войска осквернили могилы Хашимитов, которые как потомки пророка на протяжении веком были правителями в этих святых местах. И по сей день образованное в 1932 г. государство Саудовская Аравия с его нефтяными богатствами базируется на интересах клана, сращенных с ваххабизмом.
Да и Египет, который британцы превратили в свою колонию, оказался питательной средой для исламских ретроградов. Страна была охвачена не только мусульманскими волнениями, против сложившейся ситуации выступали и христиане-копты в Каире. В Каире даже прошла первая в арабском мире женская протестная демонстрация. В 1928 году учитель народной школы Хасан аль-Банна вместе с шестью рабочими общества Суэцкого канала организовал мусульманское общество «Братья-мусульмане» для распространения исламских представлений морали и поддержки благотворительных акций, а также для борьбы против иностранного господства и западного декаданса. Его организация станет одной из самых сильных исламских групп на Ближнем Востоке, образцом для подражания для многих поколений молодых экстремистов. Их пять принципов: «Аллах есть наша цель. Пророк — наш лидер. Коран – наш закон. Джихад — наш путь. Смерть ради Аллаха — наше благородное желание».
Еще пройдет некоторое время, до того, как Сайид Кутб не примкнет к «Братьям-мусульманам». Он — либеральный писатель и политик (впоследствии ставший идеологом политического ислама) со слегка социалистическим уклоном в своем стремлении покончить с социальными бедами в Египте. В 1948 г был послан правильством в США для изучения опыта организации школьного образования. Откуда возвратился в шоке от сексуальной вседозволенности, эгоистичного индивидуализма, материализма и расизма.
Сайид Кутб также быстро разочаровался результатами революции «Свободных офицеров» в 1952г. под руководством Гамаля Абдель Насера. Хотя британцев изгнали, но была подавлена и оппозиция. Организация «Братьев-мусульман» таже была запрещена. Кутб был казнен в Египте в 1966 по обвинению в заговоре против президента. Его политическим наследием стало учение ислама как комплексной идеологической системы. В ней более жестко определены обязанность верующего жить благочестивой жизнью, джихад и совместный вооруженный отпор неверным: идеалом Кутба было глобальное доминирование истинного ислама, который освобождает людей от рабства, и каждый мусульманин должен всегда и везде вести эту борьбу. Кутб, по сути, создал идеологию, порождающую насилие и террор. В В 1947 году Пакистан, отделившийся от Индии, берет курс на создание идеального исламского государства. И к власти в стране пришли не миролюбивые и благочестивые правители, а деспоты.
Все свелось к «стабильности ситуации»
Но что этому может противопоставить Запад? На Ближнем Востоке он не только совершил предательство против своих арабских соратников, но и ввиду колониального высокомерия оставил пороховую бочку на своих собственных ценностях. Как это случилось в ходе военного конфликта с Израилем в 1948 году, в котором принимали участие Египет, Саудовская Аравия, Иордания, Ливан, Ирак и Сирия. И за которым наблюдали западные стратеги в Лондоне, Париже и Вашингтоне. В результате 700 тыс. палестинцев были изгнаны с территорий, подпавших под контроль Израиля. «Накба», катастрофа, как ее определелили палестинцы, стала вечной гнойной раной. Но стоит ли вмешаться Западу? Конфликт региональный. Израиль может сам за себя постоять. В Сирии и Ираке в результате переворотов и политических убийств устанавливаются все более авторитарные режимы. Озабоченность же свободного мира, в основном, сводится к «стабильности ситуации».
Против единственного в те времена демократического правительства на Востоке, которое действовало в Иране, в 1953 году спецслужбами Великобритании и США был организовали переворот. Основанная на крайне невыгодной Ирану концессии, Англо-иранская нефтяная компания уклонялась от выплат Ирану доли в добыче нефти на его территории. Мажлис принял закон о национализации нефтяной промышленности Ирана, которая контролировалась английским капиталом. Переговоры британцев и американцев с премьер-министром Ирана Мохаммедом Мосаддыком ни к чему не привели. К тому же нависла угроза коммунистического влияния – Моссадык вел переговоры с Советским Союзом о поставках иранской нефти.
Чтобы спровоцировать беспорядки, агенты ЦРУ и М16 в сговоре с местным духовенством нагнали в Тегеран на демонстрацию проплаченных участников протеста. Боксеров и борцов с накаченными бицепсами из спортивных клубов, мелкое хулиганье и уличный сброд. Там была и печально знаменитая хозяйка борделя со своими девушками, разбрасывающими банкноты прохожим.
В конце этого памятного дня, 19 августа 1953 сам, Моссадык был захвачен путчистами. Шах Реза Пехлеви, находившийся в тот момент в безопасности с супругой в роскошном отеле в Риме, смог вернуться в Иран, спасенный от предполагаемой коммунистической угрозы. Начинаются репрессии, все либерально мыслящие люди оказываются в тюрьмах. «Вмешательство Америки вызвало ужасные последствия для Ирана, с другой стороны, эти последствия сегодня угрожают безопасности самой Америки» — пишет американский журналист и писатель Стивен Кинзер. И Европе, следует добавить. Демократический Иран, который «был образцом для всего региона», превратился в теократическое государство.
Этот же страх социализма, привел к следующему вмешательству в 1956 году в Египте. Не получив от Запада деньги на Асуанскую плотину, Насер национализировал Суэцкий канал, чтобы за счет средств, полученных от его эксплуатации, профинансировать этот престижный проект. В операции «Мушкетер» приняли участие Израиль, Англия и Франция. Во время бомбардировки Суэца, Насер направил туда 40 кораблей и перекрыл ими канал.
Начало массовой иммиграции в Европу
Осенью того же года Америка отзывает атакующих. Запад осуждает использование советских танков в подавлении венгерского восстания, и империалистическая агрессия союзников не вписывается в эту картину. Президент США Эйзенхауэр чувствует себя неловко, находясь на заключительном этапе предвыборной гонки. Он надеялся на второй президентский срок. Великобритания должна отступить, утратив звание мировой державы, она финансово зависит от Америки. Франция чувствует, что упустила свои шансы ввязавшись в схватку с Насером, что ослабило ее позиции в поддержке освободительной борьбы в Алжире. Но отнюдь не иностранное вмешательство подогрело там конфликт.
Своими колониями в Северной Африке Париж управлял жестко, не учитывая особенностей региона и местных традиций. Восемь лет длилась алжирская война, террор и покушения с одной стороны, похищения и пытки — с другой. До обретения независимости в июле 1962, в Алжире полегло 30 тыс. французов и почти миллион местных жителей. С того ммента начинается массовая иммиграция алжирских беженцев-мусульман во Францию.
В борьбе за ресурсы и влияние на Востоке Запад долгое время одерживал верх за счет своего технического и экономического превосходства. Также как и Израиль — в Шестидневной войне в 1967 году и в 1973 году при военной поддержке со стороны Америки.
Тем не менее, арабское братство собирается с силами, превращая в свое оружие нефтяную зависимость промышленно развитых государств. Прибрежные страны Персидского залива и Саудовская Аравия начинают сдерживать производство нефти. В октябре 1973 г. ее цена возросла вдвое, до конца этого же года — на 300%. Даже шах, который всегда считался с Западом, сказал тогда: «Они должны понять, что эпоха их огромного прогресса и еще более огромного богатства, которое было основано на дешевой нефти, закончилась».
Авторский перевод Светланы Александровой Линс
P. Meroth Von Joch befreit – Teil 2. Serie «Islam und Europa» Stern No 6, 29 Jan. 2015
______________________________________________
При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.
Адрес статьи: https://vzagranke.ru/razvitie/kulturnyj-minimum/put-k-despotii.html ?
Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:
(посмотреть видео Процедура подписки)
назад к выпуску >>
к рубрике >>