Адаса Фальк «Родом с Востока» — Часть 2-я

(О некоторых элементах восточных цивилизаций, оказавших серьезное влияние на западную культуру)диалог культур

Adasa-Falk

Психотерапия по-шумерски

Шумер вообще дал человечеству поразительно много. Для начала, Ган Эден. Он, согласно ТАНАХу, расположен именно там, да и шумеры явно о нем догадывались, потому что их легенды — во всяком случае, те из них, что дошли до нас на глиняных табличках, подтверждают — да, Ган Эден был! Хоть один современный психотерапевт благодарен древним шумерам за то, что открытая ими профессия его кормит, да притом неплохо? А ведь весьма развитые методики психотерапии описаны клинописью на глине. Женщина, по представлению древних шумеров, являлась существом капризным, прагматичным и агрессивным, к ней следовало относиться с осторожностью.

Нет, несомненно, древние шумеры были людьми большого практического опыта и здравого смысла. Совершенно прелестен древнешумерский стих, посвященный гендерному распределению ролей в обществе:

Родится ребенок женского пола —
Веретено и иглу дадут ему в руки, ибо
женщина это!
Родится ребенок мужского пола —
дадут ему в руки кривое полено и дубину,
ибо мужчина это!

Да, кривое полено, вот так. С тех пор проблема несовершенства инструментария поднимается мужчинами каждый раз, когда возникает вопрос, не в кривых ли ручках дело.

Траволечение, кстати, тоже, поднято на почти научную основу именно в Шумере. Так что вполне могло быть, что и первые мыла с добавками растений и эфирных масел изобрели также в Шумере. Но это лишь предположения. Зато психические заболевания активно лечили наркотическими препаратами… растворенными в вине. Видимо, принцип «лечить подобное подобным» изобрели все же не в Древнем Риме, а шумеры. А оживили и дали ему вторую жизнь древние русичи, произнеся «клин клином вышибают». Но пьяный шумерский псих под кайфом – это, несомненно, сильное зрелище!

«Впервые в мире»

Первая школа, например, была открыта именно в Шумере. Кстати, учили в ней не только наукам, но и искусствам, а располагалась она в городе Уре. Да, в том самом, откуда через полторы с лишним тысячи лет после открытия первой школы выйдет великий ученый того времени, мудрец, философ и звездочет, первый еврей в мире, Авраам. Кстати, изучая методики преподавания в древне-шумерских школах, также тщательно описанные в клинописях, с немалым удивлением узнала, что всегда предпочитала открытую ими методику тренировки моторной памяти, по нескольку раз записывая необходимые к заучиванию тексты. Шпаргалки, проще говоря.

Первые пословицы и маленькие басни — также чисто шумерское изобретение. Интересны социальные и психологические роли, распределенные шумерами между животными. Лев, по их представлениям, изрядный простачок и ничего героического в своем характере не несет. Собака же — кладезь ума и коварства, существо вероломное и чисто по-женски непредсказуемое. Кошка — непонятное создание, ленивое и медлительное, не ясно, зачем она вообще нужна, если мангуст ловит мышей куда лучше нее. А вот и первый проблеск расизма — премилая история про маленькую обезьянку, которая зачем-то отправилась в город, ее выучили там писать, а теперь она пишет своей матери письмо о том, что в городе она голодает и боится умереть. Учитывая, что профессия писца на всем протяжении шумерской истории считалась супервыгодной и очень почетной, это наводит на вообще интересные мысли.

Шумеры же впервые осознали понятие морального ущерба и даже компенсации за него. Так, при продаже участка земли его новый владелец должен был покормить и немного заплатить остававшимся без части земли безутешным родственникам продавца. Забавно, но это факт. Видимо, уже тогда люди чувствовали себя обманутыми, если богатый родственник расставался со своим имуществом до смерти, вместо того, чтобы достойно разделить после себя наследство между родней.

Судебная система шумеров была по тем временам фантастически развитой. Так, например, раб обладал правом оспаривать законность своего рабства в судебном порядке! Основные постулаты судебной философии шумеров были и вовсе занятны. Вот они: «есть нечто, чем должны быть обеспечены все», «все хотят одного», «так как все хотят одного, то один человек подобен другому». Ну, чем вам не прото-права человека? Так что, вполне вероятно, первыми гуманистами были все же не итальянцы Возрождения, а как раз-таки древние шумеры.

Системой налогов мы также обязаны шумерам, ага! И парламент — тоже их изобретение. Клизма, что логично предположить, также шумерская новинка. Медицинские свечи, между прочим, тоже. А вот стоматологов шумеры держали в строгости – на плохое лечение взимали штраф, а за безнадежно испорченный зуб могли и стоматолога зуба лишить. Зуб за зуб, ага. Насчет окулистов у шумеров ничего не сказано. Сохранилась и первая анонимка (на глине, естественно) — «Администратор храма в саду бедной горожанки деревья обирал, плоды оттуда уносил». Ну, не прелесть? Сохранилась, что поразительно, и бюрократическая отписка на эту жалобу — «Администратор храма в сад бедной горожанки не входил». Понимай, как знаешь — деревья обтрусили, плодов нет как нет, но администратор храма ни при чем, это точно.

Вообще, слово «впервые в мире» подозрительно часто употребляется применительно к шумерам. Но уж такие они были. Первое в мире колесо. Первая в мире бронза с идеальным соотношением меди (85%) и олова (15%). К слову сказать, олова в Шумере не было вовсе, так что его приходилось обменивать, а после покупать — первые деньги, кстати, были изобретены… ну вы уже поняли, где.

Задолго до современной Германии

Гончарное колесо, письменность, и — о, великая цивилизация! — пиво. Не только ячменное, между прочим, но еще медовое и финиковое. Первое в мире пиво. И даже фильтры и соломинки для него. Кстати, видимо, сочувствуя больному человеку и преисполнившись желания и милосердия как-то скрасить его печальную участь, шумеры предпочитали лекарства и лечебные травы давать растертыми в вине или пиве. Они даже добросердечно оставили последующим поколениям рецептуру улучшения потребительских качеств пива:

В это же время пиво из полбы он приготовил,
В сосуде кукурру сусло для вкусного
пива он приготовил,
Сироп из фиников в носик возлил,
качество пива повысил,
После того как сусло в сироп
превратилось, остужаться его он поставил.

С пивом у шумеров вообще было связано столь многое, что, задолго до современной Германии, Древний Шумер можно по праву считать цивилизацией пива. Пивовар имел, помимо твердого дохода, почет и уважение, а также немалые льготы. Так, хорошего пивовара, осознавая его непреходящую ценность для окружающих, на войну не брали. Важность хорошего пива была так понимаема шумерским обществом, что позволяла обойтись без гендерных предрассудков, потому пивоварами вполне могли быть и женщины – лишь бы хорошее пиво варили. Шумеры знали все виды и сорта пива, известные нам сейчас. Варили темное и светлое, сладкое, горькое и даже кислое. Соленого, правда, не делали, соль оставляли для закусок, которых также знали изрядно, да под каждое пиво свою. Добавляли в пиво травы, в том числе и наркотического действия, фрукты, приправы.

Имелась и особая богиня — покровительница пивоварения, Нинкаси, чье имя можно перевести как «щедро напоившая меня». Гимн, посвященный Нинкаси, в подробностях сообщает нам весь процесс пивоварения, а также побочные трудности – «отборное зерно для солода псам сторожевым стеречь велишь». Видимо, охотники до чужого пива были известны еще в Древнем Шумере. Поэтичен образ хлынувшего из бродильного чана конечного продукта – «Тигра и Евфрата наводнение». Пивная утварь многочисленна и тщательно описана в том же гимне.

Знали шумеры и о влиянии алкоголя на отдельные органы – «Кувшин пива, радующий печень, веселящий сердце». Последствия неумеренного пивопития также прекрасно были им известны, а потому современникам и потомкам в назидание шумерскими моралистами были составлены следующие строки: «Не погуби себя, когда сидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв». «Не пей вина, Гертруда»… Ввиду особой важности текста он был не выдавлен на глине, а высечен на камне – на века (как выяснилось позже – на тысячелетия!). Вот до чего шумеры не додумались, так это до пивного мыла. Поэтому упустили прекрасную возможность изобрести и получить пивное мыло-шампунь для ослабленных волос.

Чистота была весьма востребована в Шумере

Но очередь до мыла дошла только году примерно к 2800. До новой эры, разумеется. Именно с той поры сохранилась глиняная табличка, сообщившая нам первый задокументированный рецепт мыла. Согласно ему, древесная зола основательно перетиралась с чистой водой, полученная смесь кипятилась, а затем в нее добавлялся бараний жир. Потом все снова кипятилось. Зачем была нужна древним шумерам получавшаяся смесь, они скромно умолчали. Но, как правило, мылом мылись. Впрочем, иногда им стирали, а иногда и лечили кожные заболевания. Так или иначе, как бы они мылом ни пользовались, это не отменяло того факта, что мыло было мылом и изготавливалось оно в Шумере. Кстати, те же таблички свидетельствуют, что, пока мыло не было изобретено, для мытья и стирки, а также прочих хозяйственных нужд применяли чистую воду, золу и песок.

Но на основании ряда других шумерских текстов ученые сделали предположение, что первое прото-мыло у шумеров использовалось при лечении ран и обезжиривании овечьей и козьей шерсти перед окраской, а также в парикмахерском деле при укладке волос. Много позже шумеры пришли и к идее мытья мылом. Судя по глинянным табличками, на это понадобилось не менее 300 лет, что, учитывая исторический прогресс того времени, поразительно быстро.

Иначе, впрочем, и быть не могло. Потому что чистота, в том числе и ритуальная, была весьма востребована в Шумере. Жрецы были обязаны поддерживать высокий уровень личной гигиены и основательно бриться (что отражено в храмовых глиняных табличках). Со временем сохранившиеся рецепты показывают, что при изготовлении мыла начали применять также растительные масла, что привело не только к повышению качества, но и к удешевлению мыла, соответственно, и к его доступности. Все же распространенности мыла, подобно древнеегипетской, в Шумере не было, в том числе из-за природных условий – щелочную составляющую мыла было получать куда труднее, нежели египтянам с их природными содовыми озерами.

Косметология и ароматерапия

Кроме целей практичных и утилитарных, вроде лечения ран, мыло стало активно применяться, наконец-то, и в шумерской косметологии. Укладка дамских волос, как выяснилось, была просто немыслима без него. А еще в Шумере были разработаны основы ароматерапии. Первые рецепты рекомендуют нам тимьян, мирт и смолы различных деревьев. Добавляли ароматные примеси и в мыльную смесь для укладки волос. Можно ли считать это первым ароматным мылом? Строго говоря, нет, поскольку для нас мыло – это все же продукт, предназначенный для мытья или стирки.

С другой стороны – почему бы и не да? Если подходить к вопросу чисто академически. Мыло изобрели? Изобрели. Ароматы в него добавили? Добавили. Ну и все, а цель применения полученного – это их внутреннее шумерское дело. После ароматерапии до изобретения парфюмерии был вообще один шаг, и шумеры, надо отдать им должное, его сделали. Настали времена, когда уважающий себя шумер просто обязан был пользоваться притираниями и ароматными маслами для массажа. После чего уж до косметологии вообще было рукой подать. Использование растительных и минеральных пигментов распространилось и на мыльные смеси для волос – то есть, как ни крути, а первую окраску волос, видимо, также на наши головы придумали шумеры.

Шумеры добрались и до нефти, да так основательно, что принимали в ней ванны, с лечебными целями. Чем они потом себя отмывали, не имея мыла, я просто затрудняюсь сказать. Впрочем, наверное, всегда можно было поваляться в песке? Первое мыло из нефти получил в 1912 году некто Петров, потом его продублировали американские изобретатели. Так что за окаянный лаурилсульфат со товарищи, которыми сейчас переполнено любое промышленное мыло, нам надо благодарить этих господ.

Таким образом, среди множества того, что они изобрели «впервые в истории человечества», древние шумеры умудрились добавить и мыло. Причем в лучших традициях современного патентного права – «кто первым зарегистрировал, того и изобретение». Самые ранние в истории человечества задокументированные на глиняных табличках рецепты мыла — и приоритет шумеров в почетном деле мыловарения неоспорим. Из первых очагов своего изобретения и применения — Древнего Шумера и Древнего Египта — мыло начало свое неторопливое и победное шествие по всему миру.

Продолжение

Цикл «Родом с Востока» был создан и переработан по материалам блога Адасы Фальк специально для журнала «В загранке».

______________________________________________________________

При перепечатке и копировании статей активная ссылка на журнал «В загранке» обязательна.

Адрес статьи: https://vzagranke.ru/razvitie/kulturnyj-minimum/shumer-vpervye-v-istorii-chelovechestva-i-zadolgo-do.html

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

(посмотреть видео Процедура подписки)

назад к выпуску >>

к рубрике >>

Добавить комментарий